Медбрат и участник СВО Виктор Феденчук: «Каждый человек важен в звене победы»
Участник спецоперации Виктор Феденчук живет в небольшом поселке Кузьель Койгородского района и работает медбратом в поселковом фельдшерско-акушерском пункте, а также анестезиологом в реанимационном отделении Койгородской центральной районной больницы. Решение уйти на СВО добровольцем он принял после того, как на передовой погибли двое молодых ребят из Кузьеля. Эта трагедия не оставила Виктора равнодушным, к тому же, он понимал, что медики на фронте всегда нужны, рассказал доброволец в интервью «Российской газете».
После школы Виктор ушел в армию, служил в танковых войсках. Когда вернулся, поступил в медицинское училище, где получил специальность медбрата, а позже — медбрата-анестезиста. На работе сразу пришлось нелегко — не хватало кадров в реанимационном отделении районной больницы. К тому же, трагически ушел из жизни наставник Виктора, поэтому молодому человеку пришлось сразу брать всю ответственность на себя. Но трудности его не испугали - герой признается, что свою работу очень любит, в первую очередь потому, что она приносит пользу.
Ценят его и коллеги — по их словам, Виктор прекрасно проявил себя в работе в фельдшерско-акушерских пунктах, в том числе очень отдаленных. А когда он отучился на анестезиста, стало ясно, что это одно из самых главных приобретений реанимационного отделения больницы. Когда герой принял решение уйти на СВО, в отделении восприняли это как большую потерю, но были уверены - на передовой он спасет не одну жизнь.
— В нашем поселке погиб парнишка на СВО, которому было всего 24 года. Он единственный сын в семье, не был женат, после себя никого не оставил. Род на нем остановился. Я был на его похоронах — тяжело, — рассказывает Виктор Феденчук. — И вот тогда подумал: почему он, молодой, без следа за собой, должен идти защищать Родину и погибать. Поэтому решил сам пойти. Прекрасно знал, что медики там востребованы, мои руки и знания пригодятся.
Отец поддержал решение Виктора — сказал, что это настоящий мужской поступок. Жена, конечно, переживала, но знала характер супруга: если он решил, значит, сделает обязательно.
— Три месяца находился на передовой, был командиром взвода. Выполнял все необходимые функции. Но и функции медика тоже никто не отменял. Обучил своих ребят основным навыкам тактической медицины. Они потом мне даже экзамены сдавали. Так что каждый боец бригады мог оказать помощь и себе, и товарищам.
Потом Виктора перевели в эвакуационную группу. Был там начальником. Никаких особых условий для медиков не предоставляли. Служили как все, выполняли боевые задачи. Кстати, Феденчук прекрасно владеет оружием.
В первый же день на позиции «познакомился лично» с тем, что такое дрон-камикадзе. Поначалу было страшно, признается герой, потому что реальность фронта и те представления, которые складывались о нем раньше, различаются.
— Без страха, по-моему, там нельзя, — говорит Виктор. — Но он не должен тебя парализовывать, нельзя впадать в ступор. Нужно себя перебороть, взять себя в руки и выполнять боевые задачи.
Для адаптации в боевых реалиях достаточно было пары дней. А потом уже понимал, где находится, в каких условиях живет и к каким последствиям все это может привести. Просто сосредоточился на том, что он здесь делает, и сказал сам себе, что все нормально.
— Что касается моей медицинской профессии, то, конечно, разница огромная. Там другие условия, более жесткие и трудные, другие раны и травмы. В основном это минно-взрывные поражения. Поэтому в голове сразу должна складываться картина, что делать, как помочь. И главное — ни в коем случае не поддаваться панике, страху. Во всем должен быть четкий порядок. Это обязательное условие. На войне нельзя расслабляться. Всегда нужно уметь держать себя в руках, — говорит Виктор Феденчук.
В гражданской жизни, когда приходится сталкиваться с трудными случаями, рядом есть коллеги. Можно посоветоваться, спросить, подумать вместе, как поступить. И тебе подскажут. А там ты надеешься только на себя, на собственные руки, на свои знания. И, соответственно, у тебя нет права на ошибку. Нужно раненого бойца дотащить до перевалочного пункта, откуда его отправят в госпиталь, окажут помощь и обязательно спасут.
Как и большинство героев, Виктор не очень охотно говорит о каких-то запоминающихся случаях в зоне СВО. Есть картины, которые до сих пор стоят перед глазами и глубоко врезались в память. Возможно, навсегда. Но он старается о них не вспоминать. Это очень тяжело. Травмы, боли, увечья — не тема для беседы. Лучше думать о том, что раненых бойцов вытащат с поля боя, доставят к медикам, а те сделают все, чтобы спасти, помогут выжить, выходят как братьев.
Именно это ощущение — что ты не один — самое важное для Виктора. В зоне СВО он понял, что такое боевое братство. Раньше все проблемы он старался решать сам, как бы ни было тяжело. А теперь знает, что в любой момент может позвонить своим фронтовым товарищам, и все вопросы будут решены.
— Там совсем другие отношения между людьми, между воинами. По-настоящему братские. Там каждый стоящий у плеча человек — твой брат. Там нет никаких обид, нет никакой зависти, чего-то еще. Настолько мы все едины, что таких чувств в гражданской жизни, возможно, и не бывает. На передовой очень помогает сплоченность команд. Если у тебя какая-то проблема, ты можешь подойти к любому товарищу из своей бригады, рассказать, поделиться, попросить помощи. Даже ночью ты его разбудишь, скажешь: помоги. Он встанет и поможет. И слова не скажет в упрек.
Из зоны спецоперации Виктор Феденчук вернулся 19 июля 2024 года. Никого заранее не предупреждал. Хотелось сделать сюрприз и жене, и сыну. Когда Виктор уходил на СВО, его сыну было 8 лет. Он очень тяжело переживал отсутствие отца. Хотя вроде еще и маленький, но прекрасно понимал, куда отправляется папа, какие могут быть риски. А отец обещал обязательно вернуться домой.
— Я этого не забуду никогда. Пришел домой, а сын там один. И именно он был первым, кто увидел меня после возвращения домой. Сначала опешил, не поверил своим глазам, но понял, что это не сон, — рассказывает Виктор, стараясь скрыть свое волнение.
Потом они с сыном пошли вместе встречать маму с работы. Ей тоже решили сделать сюрприз.
Отдыхал Виктор около месяца. Он с семьей живет в собственном доме, у них свое хозяйство, огород. Так что дел хватило. А потом вернулся на свое рабочее место — в фельдшерско-акушерский пункт и в Койгородскую центральную районную больницу. За ним сохранили его рабочие места и ждали. Специалист он грамотный, молодой — всего-то 30 лет. За него держатся. Тем более что в районе беда с медицинскими кадрами. Есть и операции, и тяжелые пациенты. Так что Феденчук на своем месте.
Когда вернулся с СВО, Виктор позвонил своему координатору в фонде «Защитники Отечества». Его туда пригласили. Пообщались, расспросили, какая помощь нужна. Координатор все грамотно по полочкам разложила, что нужно сделать и как поступить. И направила, куда нужно. В Фонде помогли Виктору оформить все документы, необходимые для получения статуса ветерана СВО.
Также его пригласили проводить уроки мужества для школьников. Ребята слушали его внимательно, с интересом, задавали много вопросов о его боевом опыте.
Виктор Феденчук честно признался, что вернуться в мирную жизнь сложно. Там, на передовой, он жил словно в другом измерении, его волновали совершенно другие проблемы. Поэтому возвращение к своим привычным обязанностям, семье, рутине простых дней для многих проходит с проблемами.
Но на самом деле все зависит от окружающих тебя людей. Я вернулся домой, меня очень тепло встретили семья, друзья. Хотя, конечно, сначала было как-то не по себе. Чувствовал себя словно не в своей тарелке, пятый угол искал. Но благодаря семье, благодаря их любви легко все перенес.
На гражданке Виктору не хватало адреналина. И он нашел себе экстремальное занятие — мотоспорт. С другом, который тоже работает в областной больнице, купили мотоциклы и гоняли по полям и лесам. Благо, в Койгородском районе простора много.
Правда, сейчас мотоциклы ждут в гараже — Виктор подписал второй контракт и вернулся в зону СВО.
— Я считаю, что важен каждый человек в звене победы. Роль каждого важна. И там, на передовой, и в тылу, где собирают и помогают гуманитарной помощью, плетут сети, делают окопные свечи. Возможно, один человек ничего не решит. Но все вместе мы добьемся победы.
Виктор Феденчук, уже удостоенный многих наград за участие в спецоперации, снова ушел добиваться победы.









Комментарии (28)