12:22, 25.02.2014

Дмитрий Коган: «Перформеры просто-напросто издеваются над искусством, поскольку внутри у них – духовная пустота»

Маэстро Дмитрий Коган посетил столицу Коми в рамках федеральной благотворительной акции «Время высокой музыки», проводимой при поддержке «Единой России». Он дал единственный концерт в театре оперы и балета республики, послушать который собрались меломаны всех возрастов, в том числе юные северяне из разных городов и районов. Интервью с известным скрипачом разместила в своем блоге на БНК главный редактор газеты «Красное знамя Севера» Дарья Шучалина.

RET_1383.jpg

Фото Андрея Ретанова

Подтекст и контекст

– Дмитрий Павлович, сочетаются ли, на ваш взгляд, музыка и политика?

– А почему так поставлен вопрос?

– Ну, ведь проводимая благотворительная акция, хотя и направлена на продвижение музыкального искусства, однако же имеет политический, точнее – партийный, подтекст…

– Во-первых, подтекстов нет. Есть контекст: да, «Единая Россия» в данном случае выступает в качестве партнера, так что акция действительно проводится при поддержке партии. Не вижу в этом ничего зазорного. Во-вторых, я не считаю, что политика и музыка должны совмещаться. Вот если бы мне поставили условие: на концертах агитировать за какого-то политика – я бы просто-напросто отказался от таких партнеров. Музыка хороша, когда она сама по себе.

– На концерте у нас было сказано, что акцией охвачены уже 14 регионов. Как подбираете программу?

– Стараюсь ее разнообразить. Хотя, конечно, есть повсеместно популярные произведения, слушать которые желает публика всех уголков страны.

– Я так понимаю, одно из таковых – «Времена года» Вивальди?

– Да. Поэтому и в Сыктывкаре я исполнил этот цикл. Хотя, конечно, прозвучал он не так, как я хотел.

– В смысле?

– Планировал сыграть с оркестром, однако в последний момент приезд музыкантов, к сожалению, сорвался. Я понимаю, что под рояль звучание именно этого произведения – не то… Ну да ладно. Рад, что зрителям понравилось. Я почувствовал это.

– По аплодисментам?

– Не только. Любая аудитория источает энергию: либо положительную, либо отрицательную. Сыктывкарцы мне посылали хорошие флюиды.

Республике повезло!

– В других регионах реакция иная?

– Везде по-разному. Хотя в целом могу констатировать, что зал благодарный. Наверное, потому, что на такие концерты приходят именно меломаны. Жаль, что не всегда среди них оказываются местные власти.

– Чиновники не приходят на ваши выступления?

– Не везде. Потому, кстати, пользуясь случаем, через вашу газету хочу выразить благодарность Вячеславу Гайзеру (врио Главы Коми – прим. авт.) за то, что не просто пришел и высидел вечер, а поднялся на сцену и высказал очень теплые и очень правильные слова. Они шли от сердца. Так, как он, мог высказаться только человек, который разбирается в искусстве и ценит его. Республике Коми в этом смысле повезло с руководителем.

Да и вообще: мое мнение – не может быть чиновник полноценным, если не тяготеет к культуре. Увы, но для многих власть имущих в стране «культура» – это пустой звук.

– Быть может, имеет смысл популяризировать классику, чтобы она стала привлекательнее для масс?

– Нет. Во-первых, классика – будь то музыка, архитектура или живопись – это элитарное искусство. Тотальной любви среди населения быть не может. Это нормально. Но власти должны создавать условия для того, чтобы люди могли выбрать, чему посвящать свое время: праздному досугу или культурному.

– То есть вы против осовременивания классики?

– Конечно! Я никогда не буду читать Гюго по отрывкам из его произведений, размещаемым в соцсетях интернета, да еще и в чьей-то дилетантской интерпретации. Так и с музыкой. Если произведение написано в определенном виде и для определенных инструментов – играть надо, следуя партитуре автора.

Пример. Ныне многие под предлогом упрощения классики играют произведения, востребованные веками, не на классической скрипке, а на электронной. У меня вопрос: а почему эти люди не хотят написать произведения непосредственно для электронной скрипки и играть их себе на здоровье?! Почему надо обязательно поганить классику?!

Или вот возьмем живопись. Не так давно я увидел «осовремененного» Да Винчи. Его «Мона Лиза» изображена в военной форме. Ну, к чему это? И разве возможно таким вот образом пробудить любовь к великому художнику – уродуя его картины?

Даром не пройдет

– Такого рода «деятели» позиционируют себя создателями современных арт-объектов.

– Да уж... Эти перформеры просто-напросто издеваются над искусством, поскольку внутри у них – духовная пустота.

– Дмитрий Павлович, выходит, основы основ надо закладывать с детства?

– Само собой. Хотя тут тоже есть нюансы. Я вот, например, когда был маленьким, после первого же музыкального урока ощутил отторжение, поскольку скрипка в моих руках издавала не ласкающие слух звуки, а какое-то шипение и хрип. Мне хотелось всего и сразу. Со временем я понял, что для достижения результата нужно прикладывать массу сил, и даже при этом путь до большой сцены все равно долгий и непростой.

– Между тем, вы его прошли…

– Потому что дали всходы те зерна, которые были посеяны в мою душу в детстве благодаря музыкальным занятиям. Я советую всем родителям приобщать своих детей к музыке и другим видам истинного искусства. Уроки культуры, поверьте, даром не пройдут! Только так ребенок вырастет высоко духовным и правильно воспитанным.

– Сейчас не жалеете, что посвятили себя музицированию?

– Что вы! В жизни надо заниматься тем, что любишь и что умеешь. Вот я этим и занимаюсь. Ничем другим. Потому что умею только это.

Стрельба, кровь…

– А отдыхаете как?

– Если говорить о спорте – плаваю. Традиционное мужское хобби – охота – не мое. Стрельба, кровь… Это ужасно. А вот рыбалку признаю, но жутко раздражаюсь, когда долго не клюет.

– Возвращаясь к вашей профессии, скажите: а как быть регионам (таким, как Коми), которые находят талантов, взращивают их, а потом те уезжают в большие города и больше не возвращаются?

– Статус кузницы кадров – престижен для любого региона. Хотя, конечно, 100-процентного оттока музыкантов, артистов и других представителей искусства быть не должно. Выход прост: надо создавать условия, в которых им было бы комфортно самореализовываться на своей малой родине. Многие ведь едут в мегаполисы от безысходности.

– Дмитрий Павлович, я сама по первому образованию музыкант, так что, думаю, вам есть, что ответить на мой следующий вопрос: что из еще не сыгранного вы мечтаете разучить и исполнить?

– Ой, очень много всего! Так вот сразу, наверное, и не назову.

– Ну, вот прямо сейчас что на ум приходит?

– Цикл виртуозных произведений Бетховена.

905

Комментарии (4)

Добавить комментарий
  • Ох, уж, эта Даша)
    25 февр. 2014 г., 14:49:26
    Ответить
    Даша– Сейчас не жалеете, что посвятили себя МУЗИЦИРОВАНИЮ?(Оооооо!)

    Д.Коган– Что вы! В жизни надо заниматься тем, что любишь и что умеешь. Вот я этим и занимаюсь. Ничем другим. Потому что умею только это.

    А наша Даша на все руки от скуки: Дмитрий Павлович, я сама по первому образованию музыкант.
    • Осип
      25 февр. 2014 г., 21:06:51
      Ответить
      А что за музыкальное образование у Дарьи Шучалиной?
  • шаман
    26 февр. 2014 г., 2:58:23
    Ответить
    Духовная пустота .... Это как )??
    Получается , что духовная пустота, пространство - это вовсе не плохо. Так как она духовная.
    Духовное пространство .......)