Александр Данилов: «Перевозчики вольны сами выбирать, где им работать и с каким автопавильоном»
В марте в Сыктывкаре должен начать работу новый мультифункциональный комплекс, который, по задумке владельцев, объединит городской центральный рынок и автовокзал. Торговые площади к середине февраля были арендованы, по заверениям собственников, почти на 70 процентов, при этом судьба автопавильона оставалась неизвестной. Почему владельцы существующего в местечке Кируль Сыктывкарского автовокзала не торопятся перебазировать станцию, агентству БНК объяснил директор ООО «Автоперевозчик», эксплуатирующего автостанцию в Кируле, Александр Данилов.
Фото Андрея Ретанова
- На протяжении последних двух лет во многих СМИ публикуется информация о том, что Сыктывкарский автовокзал переедет в новое здание Центрального рынка. Пока переезд не состоялся. И контекст здесь исключительно экономический, без какой-либо политики. Нынешний автовокзал – частная собственность, здание, где хотят открыть новый автовокзал, – тоже. Поэтому все упирается в договоренность между двумя частными структурами. На сегодняшний момент стоимость перебазировки автовокзала в Давпон составляет, по нашим предварительным оценкам, порядка 35-40 миллионов рублей. Это достаточно большая сумма для этого бизнеса.
- 40 миллионов? Наверняка, в эту сумму входит не только помещение…
- В нее входит не только стоимость покупки самого помещения в торговом комплексе, но и ремонт помещения, и ряд обязательных инфраструктурных мероприятий, которые автовокзал обязан проводить. Они связаны прежде всего с антитеррористическими требованиями законодательства. Выполнение всех этих требований для безопасности пассажиров стоит немалых денег. Но самая большая составляющая – это стоимость помещения и благоустройство территории. Если бы цена, выставленная собственником нового помещения, была ниже, возможно, мы могли бы вести переговоры. В принципе переезд возможен. Мы не выступаем категорически против, но инвестиции в частном бизнесе должны окупаться – что, кстати, заботит и собственника нового рынка – а столь крупные инвестиции приведут к такому росту цен, что пассажирские перевозчики начнут уходить в «подполье» и искать альтернативные бесплатные места для посадки-высадки пассажиров в любом месте города.
- Если автовокзал будет перенесен, это каким-то образом скажется на качестве и стоимости услуг?
- Перенос автовокзала может обернуться повышением цен на билеты. В итоге за все платить будет конечный потребитель. А это в нашем случае не самые обеспеченные жители республики, это жители районов, где зарплаты сильно отличаются от зарплат в городах. Людям все равно придется ездить на учебу, в больницы, за отдельными услугами и товарами. В итоге мы пассажирам за их же счет навяжем красивый удобный новый автовокзал и автоматически спровоцируем рост нелегальных, но дешевых перевозок, а это приведет к увеличению рисков для жизни и здоровья пассажиров. Вспомните недавние аварии с участием автобусов на трассе «Вятка». Рынок пассажирских перевозок и так не без проблем. Есть легальные перевозчики, есть нелегальные. В последнее время в легальном секторе рынка доходность падает, объемы перевозок сокращаются, а в нелегальном – растут, потому что наши люди иногда выбирают дешевизну в ущерб безопасности, рассчитывая на русский «авось», и такой выбор с целью экономии они делают все чаще.
- Если оба объекта – в частной собственности, что мешает Рохлину, как владельцу нового комплекса, организовать самому работу автовокзала?
- Чисто теоретически это возможно. Но нужно учитывать несколько моментов. Во-первых, финансовый вопрос. Вместо того, чтобы получить деньги за недвижимость, собственнику придется в нее вкладывать средства. Во-вторых, автовокзал – это непростой производственный процесс. Организация его «с нуля» потребует много сил и времени. В-третьих, нет гарантии того, что все или хотя бы большая часть пассажирских перевозчиков предпочтут новый автовокзал нынешнему. Задачей нового автовокзала стоит раскручивание нового рынка через увеличение числа покупателей, приезжающих на автобусах. Однако рынок «Кируль», который располагается по соседству с существующим автовокзалом, это не спасло. Приезжающие на автобусах пассажиры не обеспечивают такой объем покупок на рынке «Кируль», чтобы он мог существовать. А новый рынок гораздо больше и дороже и требует покупателей не с районов, а городских, и в таких количествах, как например в ТЦ «Макси» или ТЦ «Июнь». Все это достаточно рискованно.
- Автовокзал – это здание и земля. Но еще есть автобусы, рейсы, которые приходят и уходят. Сегодня сыктывкарская автостанция – это место, откуда отправляются и куда прибывают межрегиональные, внутриреспубликанские и пригородные маршруты. Кто должен принять решение, чтобы автобусы изменили маршруты?
- Сегодня на рынке – множество компаний, которые осуществляют пассажирские автоперевозки. Наш автопавильон работает с 25-30 перевозчиками. Они меняются, кто-то уходит, другие приходят взамен. Перевозчики вольны сами выбирать, где им работать, с каким автопавильоном, если таковых в городе несколько. По идее, никто не может указывать перевозчикам, где и с кем им сотрудничать, потому что мы все живем в условиях рынка. Автостанций может быть много, но насколько это будет удобно потребителям? Вот, например, приехал человек из района и хочет уехать в Киров. А автобус по этому маршруту уходит с другого вокзала. Удобно это? Не очень. Я считаю, что наш город не настолько велик, чтобы в нем было два автовокзала.
- Но есть же маршруты, которые уходят не с автовокзала. Относительно недавно автобусы на Микунь, например, стали отправляться от железнодорожного вокзала в Сыктывкаре.
- Это, кстати, было выбором автоперевозчика, который решил, что с ж/д вокзала этим маршрутам отправляться целесообразнее. Большинство людей едут до Микуни, чтобы сесть там на поезд, они покупают билеты на поезд и здесь же приобретают билеты на автобус. И если обобщать эту ситуацию, то автоперевозчику нужны такие места в городе, где пассажиров, желающих уехать на его маршруте больше, чем где бы то ни было, и чтобы для него посадка-высадка пассажиров ничего не стоила. Такие места в городе у нас были и есть, и часть междугородних перевозчиков ими пользуется. Например, у здания Аэропорта, на площади Габова, да и просто собирают пассажиров по городу как такси. Все это мешает развивать легальные виды услуг и вкладывать в более дорогие, современные инфраструктурные объекты.
- Если владелец нового комплекса решит открывать автостанцию сам, ему придется пообщаться со всеми перевозчиками и убедить их в том, что его вокзал – удобная точка для начала или конца маршрутов?
- Если он будет самостоятельно заниматься автостанцией, то да - придется убеждать.
- Вы видели здание нового автопавильона?
- Новое помещение выглядит, конечно, красиво и привлекательно. Но если разобраться, то зал ожидания кажется намного больше нашего в основном за счет высоких потолков и светлых стен. Площадь там не принципиально больше, чем у нас. Что однозначно будет удобнее для простых пассажиров – так это наличие парковки, хотя те, кто пользуется услугами автовокзалов, очевидно, своих автомобилей не имеют, иначе зачем им междугородный автобус. Так что принципиальных улучшений функциональной стороны вопроса я не вижу, а согласен ли наш пассажир из районов переплачивать за красивый внешний вид и высокие потолки? Я думаю, в текущей экономической ситуации – нет. Есть еще один момент. Соседство автовокзала непосредственно с рынком не будет способствовать высокому уровню безопасности. У нас – отдельное здание, за которым закреплен полицейский пост, и большую часть времени постовые находятся непосредственно здесь. Я сильно сомневаюсь, что городская полиция сможет выделить на новый комплекс три или четыре поста, скорее всего, он будет один. И постовым там придется контролировать огромную территорию, внимания безопасности самой автостанции будет уделяться намного меньше.
- Если вернуться к вопросу стоимости, вы говорили о покупке помещения и земли. Вариант аренды не рассматривался?
- Такой вариант на сегодняшний день даже не озвучивался. Но с точки зрения безопасности и окупаемости самого бизнеса эта модель не жизнеспособна, так как собственник помещения может в любой момент поднять аренду до такой величины, что весь доход от деятельности автовокзала перейдет к собственнику помещения и автовокзалу придется сворачиваться или все свои наработки подарить тому же собственнику.
- А какая-то возможность софинансирования со стороны администрации города или республики рассматривается? Все-таки автовокзал – это объект не только коммерческий. Но прежде социально значимый.
- Мы бы с удовольствием рассмотрели такие варианты. Но пока таких предложений нет, поскольку бюджет не предусматривает расходы на эти цели. Хотя заинтересованность горадминистрации очевидна. Видно, что лоббируется вопрос переноса. Формируется общественное мнение относительно того, что в комплексе с центральным рынком точно будет автовокзал, а на прежнем месте – в районе местечка Кируль – его больше не будет. Во многих материалах комментарии дает администрация Сыктывкара. Хотя договоренности нет между двумя хозяйствующими субъектами. Я не знаю причин, откуда у мэрии уверенность, что нынешний автовокзал закроется, если откроют новый. С нами мэрия эти вопросы не обсуждала.
Более того, в январе администрация Сыктывкара проводила конкурс на право обслуживания новых городских автобусных маршрутов. У всех восьми маршрутов в качестве начальной точки отправления значился Центральный рынок в Давпоне. В Сыктывкаре каждый год открывается какой-нибудь торговый комплекс. Представляете, если с каждым таким открытием будет появляться по восемь новых автобусных маршрутов, соединяющих этот торговый центр со всеми концами города и пригородом и уводящих пассажиров с уже существующих городских маршрутов. На таком государственном предприятии, как ООО «Альфа-Транс» с 700 рабочими местами, сразу можно будет поставить крест, если, конечно, не компенсировать убытки из бюджета города. Потому что большая часть его выручки достанется новым маршрутам. Кстати, отменили этот конкурс только после обращения первичной профсоюзной организации ООО «Альфа-Транс» в адрес главы Коми Вячеслава Гайзера и главы администрации Сыктывкара Ивана Поздеева.
- Но все же часть маршрутов автобусов были изменены. Теперь у них конечная остановка располагается именно у здания нового центрального рынка.
- И, заметьте, эту остановку назвали «Городской автовокзал». Получается интересная ситуация: у нас в городе есть действующий автовокзал в Кируле, когда откроется и откроется ли новый автовокзал в Давпоне, пока неизвестно. Тем более, что помещение для автовокзала занимает там не более пяти процентов площади – все остальное рынок, но, тем не менее, администрация утверждает такую остановку. Где логика? Теперь кстати, у сотрудников нашего сыктывкарского вокзала заметно прибавилось работы. Нам постоянно звонят и спрашивают, где мы теперь находимся. И мы объясняем по сто раз на дню: нет, мы не переехали, автобусы будут приходить и уходить, как и прежде, из Кируля. Пассажиры тоже жалуются, потому что уже начали происходить ситуации, когда жители просят довезти их до автовокзала и оказываются на противоположном от него конце города, но зато на остановке со звучным названием «Городской автовокзал».
Редакция БНК также сделала официальный запрос специалистам Дорожного агентства РК с просьбой прокомментировать возможность переноса рейсов с одного автовокзала на другой. В своем ответе агентство за подписью Эдуарда Слабикова подтвердило сказанное Александром Даниловым о свободном выборе перевозчиков.
- Автовокзал, как объект транспортной инфраструктуры, должен соответствовать требованиям, установленным федеральным законам, нормативными актами. При наличии документов, подтверждающих такое соответствие, администрация Сыктывкара, на территории которого расположен автовокзал, направляет в Агентство ходатайство о переносе всех или части рейсов межмуниципальных регулярных автобусных маршрутов. Данное ходатайство направляется Агентством для рассмотрения и определения целесообразности переноса остановочных пунктов в адрес перевозчиков, с которыми заключен договор на осуществление перевозок пассажиров и багажа в межмуниципальном сообщении, - говорится в тексте ответа.
Комментарии (48)
А пост милиции на новом большом значимом для города объекте создать совсем не проблема. Хотя на том же рублике и в других местах охрана поддерживает порядок очень хорошо, без постов полиции.
И тема эта по-любому администрациейй лоббируется. Не просто же так позакрывали все рынки - спецом чтобы всех на новый согнать. И остановку переименовали, и конечку для каких-то маршруто перенесли туда, и вон новые маршруты оттуда еще запустить собирались до Грин Вилиджа и т.п. Да вообще это стремная затея совмещать рынок и автовокзал, а уж если взялись за это, то стоило хотя бы договориться о мирном и безболезненном переносе и рынков и автовокзала, а не так как сейчас это делается - через *опу...
Зато Поздеев как всегда молодец. Неужели на этапе проектирования и строительства нельзя было посадить двух коммерсов у себя в кабинете и договориться о переезде вокзала таким образом, чтобы в шоколаде остались и один и другой и пассажиры. Но нет, подмахнул разрешение на строительство и адью - чо хотите то и делайте