18:17, 04.02.2015

Актер Павел Егоров: «Неважно, в Воркуте ты или еще где-то, важно, что и для кого ты творишь»

Сегодня в Сыктывкаре завершаются гастроли Воркутинского драматического театра. За шесть дней труппа одного из самых северных театров в мире показала в столице Коми шесть спектаклей — комедии, мелодраму, фантасмагорию из военной жизни, постановку для детей, - и практически каждый собирал полный зрительный зал. Перед отъездом театра домой в Воркуту корреспонденты БНК встретились с одним из его ведущих актеров Павлом Егоровым, блестяще исполнившим роль купца Ахова в спектакле по пьесе А.Н.Островского «Не все коту масленица». Артист рассказал, почему он оказался в Воркуте, чем хорош и плох маленький театр и какую роль в спектакле может играть зритель.

RET_0773.jpg

Фото Андрея Ретанова

- В труппе театра вы не так давно. Как оказались в Воркуте?

- В Воркутинском драматическом театре я играю второй сезон. Вообще, родился я в Казахстане, потом вместе с родителями переехал в Ташкент, там закончил театральный институт и начал играть в театре. В 1990-е годы пришлось уехать из Узбекистана, потому что тогда как раз начались притеснения по национальному вопросу. Хотя в плане работы все было хорошо: ее было много. Кроме театра, в Ташкенте есть киностудия, свое радио, свое телевидение. Наверное, можно было и остаться — многие же оставались, - но мы подумали о сыне: какое будущее его здесь ждет, насколько он будет востребован именно в связи с национальной принадлежностью. И приняли решение переехать. Было несколько вариантов, среди которых Брест и Украина, но мы выбрали Смоленск — это центральная Россия, тогда этот город нас устроил больше всего.

- Почему пришлось поменять Смоленск на Воркуту?

- В Смоленске я начал играть в академическом театре, но сравнивать его с театром в Ташкенте — все-таки столице — не приходится. И потом, 1990-ые годы — это такой период, когда театр не был востребован ни зрителем, ни государством. А хотелось работать, хотелось делать что-то свое, притом интересное. Так пришла идея организовать собственную труппу, и появился театр «Пилигрим», который просуществовал почти 15 лет. За это время мы — актеры - научились понимать друг друга с полуслова, работали очень слаженно. По ряду обстоятельств коллектив прекратил существование, но все мы продолжаем общаться, созваниваться, связей не теряем. Сейчас, когда ребенок вырос, закончил вуз, женился, пришло время дать ему пожить самостоятельно, и мы с женой снова приняли решение поменять театр, и главным для нас было наличие жилья и работы.

- Получается, вы переехали с юга на самый север. Климат не портит жизнь?

RET_0750.jpg

- Климат абсолютно не пугал: когда есть работа, на него не обращаешь внимания. Погода — это вообще не проблема, тем более, если в театре проводишь большую часть всего своего времени.

- Коллектив вас хорошо принял? Вообще, в театре все нравится?

- Есть свои сложности, но они есть в любом коллективе. Проблема в том, что труппа маленькая и город маленький. Мы можем готовить спектакль 70-80 репетиций, а пройдет он всего десять раз. Спектакль может быть хорошим, но в маленьком городе жить он будет не долго – это объективная данность.

- Но ведь это, наверное, неплохо: вы пробуете себя в разном материале.

- В этом тоже есть минус, потому что возникает поток - ты не успеваешь переключаться. Но выхода нет, когда десять актеров в труппе. Ты погружаешься в спектакль, отдаешься работе, а постановка потом проходит 10-15 раз и списывается. Хотя занятость у меня хорошая и в этом плане меня все устраивает. Не хватает возможности ездить, что-то показывать, хотя бы почаще выезжать в Сыктывкар - эти гастроли для нашего театра целое событие.

- В трех спектаклях, которые показали в Сыктывкаре, вы играете совершенно разные роли: допотопного купца-самодура, генерала и молодого авантюриста. Такой диапазон характеров для вас как актера вещь обычная или все-таки стараетесь придерживаться определенного амплуа?

- Героев я всегда играл разных. По молодости были роли в спектаклях по Шиллеру, Лопе де Вега, Шекспиру. Сейчас, в силу того, что труппа маленькая, приходится играть купца Ахова, которому 60 лет. Хотя фактурно я совсем не Ахов, я себя знаю, поэтому когда было распределение ролей, я сидел в шоке. Не знаю, каким он должен быть, но исхожу из базового конфликта пьесы «Не все коту масленица». Ахов воспитан практически при рабовладельческом строе, он продукт крепостного права, а уже настали новые времена и новые порядки. Нашим современникам, мне, в том числе, финал пьесы близок: мы — продукт советского времени, у нас иные базовые ценности, а время уже тоже другое. С другой стороны, в спектакле «Примадонны» я играю 25-летнего парня. Объективно я понимаю, что это уже не самая подходящая для меня роль, и я не такой авантюрист, чтобы по собственной инициативе за нее браться. Но из-за того, что в труппе не так много актеров, я играю — и это, наверное, тоже неплохо, это возможность по-новому себя показать. В спектакле «Дембельский поезд» играю генерала Отечественной войны, который вынужден отдавать приказы и принимать решения, которые ему, скорее всего, не свойственны. Спектакль не только про войну, он заставляет поразмышлять, например, о том, что мы все привязаны ко многим вещам. Вы говорите «Воркута-не Воркута», но ведь это неважно, важно, что у тебя есть дело, которое ты любишь, ты делаешь его для людей, как понимаешь, а где - в Воркуте или еще где-то – не самое главное.

- Много лет играя в театрах, географически расположенных гораздо южнее, можете сказать, что зритель на севере и на юге отличается? Обычно северных любителей театра упрекают в сдержанности.

RET_0783.jpg

- Зритель одинаковый везде. Он считывает и воспринимает главные вещи, основные законы. Но у театра с этим есть свои сложности. Например, подборка репертуара. Все равно на него нужен спрос, заказ. А в Воркуте если и есть интеллигенция, то она рабочая. Вот «Дембельский поезд» здесь не все поняли, а для меня - ну чего там непонятного? Если бы такие эксперименты практиковались, то зритель привыкал бы к ним, начал воспринимать. Политика театра 1990-х годов — и во многом она проводится и сейчас — заключается в том, что зрителю надо отдыхать, то есть будем показывать комедию. Но и комедии разные бывают: сначала ты смеешься, потом понимаешь, что отчасти это и о тебе: зритель считывает архетипичные характеристики, соглашается с ними или не соглашается, но реакция есть. И здесь не надо уточнять, северный это зритель или южный.

- Благодаря работе в театре «Пилигрим» у вас есть режиссерский опыт. Не хотите поставить что-нибудь на сцене Воркутинского драматического театра?

- Фанатичного желания нет. По молодости я не думал быть актером, я хотел заниматься режиссурой, а когда поступал, режиссерского набора не было, поэтому вынужден был закончить актерский. И только потом я понял: чтобы быть режиссером, надо побывать в шкуре актера. Чтобы ставить и играть, надо понимать, что мы все творцы, а не конкуренты. Именно так и было в нашей маленькой труппе театра «Пилигрим». А в хорошем спектакле — и это отличает его от слабенького - творят не только актер и режиссер, но еще и зритель: он становится соучастником того, что происходит на сцене, и вместе с тобой все проживает, он как бы сотворец. Театральное искусство этим еще интересно.

- Как думаете, в Воркуте вы надолго?

- Не знаю, вперед не загадываю, живу настоящим. Все устраивать никогда не может, особенно творческую личность. Но пока все хорошо, я работаю в удовольствие, и надеюсь, что это взаимно.

2688

Комментарии (7)

Добавить комментарий
  • что Это за "лахудра"
    04 февр. 2015 г., 19:48:47
    Ответить
    на фото??!
    еврокультурмультур??!
  • Зрительница
    04 февр. 2015 г., 20:11:41
    Ответить
    Очень понравился в спектакле "Не все коту масленица". Жаль, не посмотрела другие спектакли. И интервью хорошее, чувствуется характер, опыт. Запомнился! И не обращайте внимания, пожалуйста, на первый комментарий, это от тех, кто не знает, что такое "культура", "театр"...
  • Светлана
    04 февр. 2015 г., 21:20:37
    Ответить
    А я смотрела "Дембельский поезд" и ... плакала. Спасибо, земляки!
    • 11
      04 февр. 2015 г., 22:36:33
      Ответить
      Видела 3 спектакля с его участием. Очень талантливый актер.Масса положительных эмоций и впечатлений! Спасибо огромное ему и всей труппе Воркутинского театра. Молодцы! Любим вас.И ждем еще.
  • Сыктывкарская воркутинка
    04 февр. 2015 г., 23:24:45
    Ответить
    А я ходила на все спектакли Воркутинского театра. И когда в прошлый раз приезжали - то же. Думаю, что как раз П.Егорова и не хватало для золотого состава!) Воркутинцы, знайте: ВЫ - ЛУЧШИЕ! Убедительная просьба к Министерству культуры Республики Коми: организовывать гастроли ВДТ как минимум дважды в сезон! А не раз в 2 года. Хотя бы в столице Республики Коми! Ну живём в одной Республике, такая блестящая труппа в Воркуте, и так РЕДКО приезжают.. :( Вы же видели какой это всегда аншлаг. Некоторые мои знакомые хотели пойти, но билетов не было. Сами мы приобрели билеты за месяц до гастролей, поскольку их активно разбирали. Труппу такого уровня, где столько талантливых артистов, должны видеть как можно большее количество зрителей! Артисты этого заслужили своим трудом и мастерством! Мы ждем вас с нетерпением снова и снова!
    • Спасибо Воркутинскому театру за гастроли В Сыктывкаре
      04 февр. 2015 г., 23:34:27
      Ответить
      держите планку
      получила огромное удовольствие от спектаклей.Сыктивкарские спектакли не посещаю,не интересны -ни актерская игра,ни режессура.Жду следущих ваших гастролей.
  • Воркутинка
    05 февр. 2015 г., 12:04:01
    Ответить
    Любимый Воркутинский театр, приезжай, пожалуйста, почаще в Сыктывкар! Здешняя публика очень соскучилась по постановкам ТАКОГО уровня, по высшему уровню актерского мастерства, по Вашим открытым добрым лицам, горящим глазам!
    Что касается Павла Егорова - огромное удовольствие наблюдать за его игрой на сцене. В каждой роли он невероятно органичен, обаятельно-интеллигентен.
    ВДТ, ЛЮБИМ!!! С нетерпением ждём снова!!! Спасибо каждому в отдельности за эти 6 счастливых дней, проведенных в театре! Вас уже не хватает....(((