18:57, 12.02.2015

Драматург Любовь Терентьева: «Позиция режиссера - его право»

Большими гастролями Воркутинского драматического театра была отмечена культурная жизнь республики в первой половине февраля. С аншлагом на сцене драмтеатра имени Виктора Савина прошли спектакли заполярных актеров. Названия спектаклей, которые привезли воркутинцы, – самые что ни на есть распространенные в современном российском, особенно провинциальном, театре. Комедии знаменитых Камолетти и Людвига играются и на столичной сцене, Островского в репертуаре имеет каждый уважающий себя театр, современная драматургия представлена по-хорошему модным Иваном Вырыпаевым и Александром Архиповым, чей «Дембельский поезд» стал лауреатом международного конкурса «Евразия» в 2004 году. Гастроли театра стали объектом пристального внимания и известного российского драматурга из Сыктывкара Любови Терентьевой, которая согласилась выступить на страницах газеты «Республика» в качестве эксперта спектаклей.

photo-75147.jpg

Фото Дмитрия Напалкова, газета «Республика»

– Гастроли открывал спектакль «Ох уж эта Анна!» по пьесе Марка Камолетти. Аншлаг, цветы, аплодисменты. И все же не кажется ли вам, что спектаклю не хватило динамики, некоего изящества?

– Воркутинскую драму у нас любят очень искренне и практически безоглядно. Со мной можно не соглашаться, но первый спектакль со своим пошловатым сюжетом показался мне безнадежно устаревшим. Даже мощная актерская энергетика Марины Юлдашевой, живая и талантливая игра Дмитрия Максименко, выделывавшего на сцене почти цирковые трюки, подвиг с «полуобнаженкой» вполне интеллектуальной актрисы Оксаны Ковалевой, прелестная игра Вероники Калуги и актерская самоотверженность Николая Аникина не сделали спектакль трогающим пусть не сердце, но хотя бы ум – все же комедия положений. Современный французский классик, создавший «Служанку Анну» в 1958 году, несмотря на все старания, предстал архаичным и скучным и, честно говоря, разочаровал.

– Неожиданно строго. Что же тогда мы скажем о «Примадоннах» Кена Людвига – спектакле, которым дни воркутинской драмы закрывались?

– Перед нами снова комедия для отдыха и приятного времяпровождения, не претендующая на интеллектуальный загруз. Поскольку развитие событий угадывается нами уже в середине первого акта, значит, удивлять зрителя театру приходится чем-то другим. Режиссер Виктор Ножкин, кажется, использует в спектакле все известные комедийные приемы, чтобы действо превратилось в феерию. Актеры-неудачники Лео и Джек выдают себя за восставших из небытия племянниц умирающей миллионерши. Замечательные воркутинские актеры Дмитрий Максименко и Павел Егоров на протяжении всего спектакля, в режиме нон-стоп меняя женское платье на мужской костюм и наоборот, стараются ни на минуту не дать расслабиться зрителю. Рисунок сценического поведения вполне органичный, опереточно предсказуемый. Молодые актрисы Вероника Калуга и Дарья Ивахненко честно отыгрывают слепую веру в то, что имеют дело с девушками – все как положено все в той же оперетте.

Вполне по-опереточному выглядят и тетушка Флоренс Снайдер (Валентина Аврамова), и доктор Майерс (Анатолий Аноприенко). Это блестящий дуэт, демонстрирующий все достоинства старой актерской школы. Спектаклю формально явно недостает веселых вокально-танцевальных номеров. Неслучайно продюсером некоторых спектаклей Кена Людвига был сам Эндрю Ллойд Вебер. Его драматургия просто требует музыкальной составляющей. А заметно тормозящие стремительность развития сюжета «шекспировские» сцены кажутся в представленной конструкции спектакля просто «лишними». Скудное музыкальное наполнение спектакля «Примадонны», которое лишь парой тем характеризует время и место происходящего, а это Америка 50-х, явно не помогает режиссерской задумке создать легкий и радостный спектакль. Особенно это обидно, когда знаешь, что в труппе воркутинской драмы все актеры поющие и танцующие.

– О хореографической составляющей спектаклей воркутинского драматического, по-моему, стоит сказать отдельно. В этом смысле они всегда на высоте. У зрителей, похоже, замирали сердца от некоторых пластических приемов в спектакле Виктора Ножкина «Валентинов день», где все действие нанизывается на страстное танго Пьяццоллы.

– Танго лучше, чем слова, говорит о состоянии героев в сцене объяснения Валентины (Оксана Ковалева) и Валентина (Дмитрий Максименко). Танго поистине головокружительное, на грани жизни и смерти. Хотя, с точки зрения обывателя, все, что происходит с героями, – дело житейское. А вот и нет, когда любовь через время, вопреки смерти, все живет: и мучает, и тревожит, и не дает дышать полной грудью. Блестящая, наполненная психологизмом игра заслуженной артистки республики Оксаны Ковалевой и та безумная страсть, которая вложена, в том числе в исполнение танца, позволяют зрителю «принять» два выстрела Валентины в живого человека – соседку и разлучницу Катю.

И опустившаяся в пьянстве Катя, обнявшая свою соперницу в бьющей по нервам музыке Пьяццоллы, уже не кажется ничтожной и низкой. В спектакле она представляется равной Валентине по глубине переживаний. Счастливая режиссерская находка – танго героинь мгновенно расставляет все по местам.

– Да, невероятно сложную по наполнению роль играет прекрасная воркутинская актриса Марина Юлдашева.

– У Михаила Рощина, к пьесе которого отсылает зрителя автор «Валентинова дня» Иван Вырыпаев, двадцатилетняя Валентина мечтает: «Я хочу быть человеком, я хочу гордиться своей любовью, я хочу нести ее, как корону, на голове, а не как проклятый крест на плечах». Так кто же из шестидесятилетних героинь спектакля несет корону, а кто крест? Валентина? Катя?

Сумасшедшее танго, в котором герой кружит возлюбленную, дорисовывает и образ Валентина, не проявившего себя вроде бы ни в одном мужском поступке. То, что вносит в свой танец актер Дмитрий Максименко, и словом-то не назовешь. Это ураган, который его герой прячет в своем сердце, ураган, который разорвет его сердце в сорокалетнем возрасте.

Небесспорный, возможно, но очень серьезный спектакль «Валентинов день» я считаю большой удачей режиссера Виктора Ножкина.

- Вы наверняка обратили внимание на нового артиста воркутинской драмы Павла Егорова, работающего в нескольких спектаклях и, безусловно, ставшего звездой спектакля по Островскому «Не все коту масленица», поставленного Игорем Маловым.

– Множеством актерских красок расцветил своего героя артист Егоров. Чтобы не выйти замуж за его купца Ахова, это еще надо очень крепко подумать. В связи с этим обстоятельством как-то очень даже революционно выстраивается поведение матери Агнии – Дарьи Федосеевны в исполнении Оксаны Ковалевой, которая и мысли не допускает о «продаже» дочери в богатый дом, и дочь убеждает думать сердцем.

Героиня Ковалевой и мудра, и горда, и женской хитрости хоть отбавляй. Агния в исполнении Вероники Калуги обладает теми же качествами, что и мать, но если родительница пришла к своим прогрессивным взглядам на брак опытным путем, то дочь родилась уже с вольным характером. Ипполит Дмитрия Максименко – человек одаренный: и поет, и на гитаре играет, и со словом дружит, и в отношениях с девушкой прям. Робеет лишь перед хозяином – не может денег за работу попросить, а последние – его пропуск на волю. Сцена шантажа, которую разыгрывает артист, убедительна и комична одновременно. Два потрясающих артиста Максименко и Егоров выдают в этой сцене просто фейерверк состояний. Деньги в результате получены, но Ахов до конца еще не сдался. И в этом изюминка момента. Зритель ждет продолжения, он на крючке. Сюжет развивается стремительно, но авторы спектакля дают зрителю возможность вдоволь посмеяться над обстоятельствами и ситуациями. Ритм спектакля, в котором герои органично переходят от слова к фольклорной песне, встраивая ее в свой эмоциональный ряд, четкий рисунок характеров, великолепная ансамблевая игра решили судьбу спектакля.

– Самый спорный, неоднозначный спектакль, по поводу которого зрители в фойе по окончании серьезно схлестнулись во мнениях, – «Дембельский поезд». Кто-то даже назвал спектакль вредным, дескать, у детей, а добрая часть зрителей была из старшеклассников, и так каша в голове по поводу исторических дат, а тут такое мельтешение на экране: афганская война, чеченская, Майдан, Вторая мировая.

– «Дембельский поезд» – первая режиссерская работа заведующего музыкальным цехом театра Динара Хаматнурова. Вы обратили внимание, что зал впервые был неполным? Само название словно предупреждает: развлечения не будет. Тема действительно не из легких – война. В госпитальной палате разворачивается история жизни и смерти трех молодых солдат, призванных защищать Отечество. Драматург Александр Архипов писал не о конкретном вооруженном конфликте: «Я писал пьесу и боялся, что ее поймут как историю о чеченской войне. Этого больше всего не хотелось. У меня нет ни одного слова, которое указывало бы на место события. У режиссера в данном случае свой взгляд, это его право».

Динар Хаматнуров этим правом воспользовался в полной мере. На экране задника документальный видеоряд из разных войн. Всего этого так много, так слишком, что, на мой взгляд, разрушается художественность в целом. А главное – основное действие, творимое на сцене, уходит на задний план.

Между тем на сцене сложные взаимоотношения между молодыми бойцами, больными войной. У каждого свое оправдание и свой мотив участия в войне. Больные души, в которых все самое злое, циничное, безумное и жестокое сконцентрировалось и напряглось, оттеснив на второй план естественное человеческое желание счастья. До слез жаль мальчишек – и этих, и поступающих в условный госпиталь «пачками» (так в пьесе говорит доктор Уваров) других. Невыносимо горько, что ни за грош пропало целое поколение, причислить которое к святым невозможно, а в аду они побывали еще при жизни. С уходом каждого из них – и динамичного Жени-Алисы (Дмитрий Максименко), и вдумчивого, глубокого Тихона (Николай Аникин), и трогательного Вани (Александр Макаров) – умирают целые миры. Ведь на самом деле эти молодые солдатики, как оказывается по ходу спектакля, вовсе не в госпитале идут на поправку, а лежат себе в морге и дожидаются похорон.

– И пьеса, и спектакль – пацифистские по своему настрою. Финал источника и театрального произведения едины. И все же как-то становится очень не по себе, когда ребята осознают, что в ближайшее время их искалеченные тела, лежащие до поры в госпитальном морге, уже готовятся хоронить стоящие в почетном карауле офицеры и генералы.

– И вечно живые души Жени, Тихона и Вани готовы уложить на месте провожающих: «Сейчас бы гранатомет сюда, да как жахнуть по ним. И по чужим. И по нашим. По всем — разом». В спектакле у мертвых нет пощады к тем, кто остается жить. Кто виноват – офицеры, генералы? У меня, как у зрителя, нет ответа. У начинающего режиссера, видимо, есть, но в непроявленном пока виде. А вообще за эксперимент театру спасибо. За достоверность образов актерам – низкий поклон. А Динару Хаматнурову хочется пожелать удачи в творчестве – и в композиторском, и в режиссерском.

2470

Комментарии (7)

Добавить комментарий
  • Театралка
    12 февр. 2015 г., 22:12:38
    Ответить
    Любопытно было бы почитать хоть ОДНУ рецензию на спектакли театра драмы им.Савина, такие "трогающие сердце и ум". Воркутинцы задали очень высокую планку. Спектакли прошли с аншлагами. И это лучший показатель признания зрителем!
    Отправлено из мобильной версии
  • 11
    12 февр. 2015 г., 22:14:42
    Ответить
    каждый зритель- эксперт
    Позволю себе обратить внимание драматурга Терентьевой на интервью с худруком Воркутинского драмтеатра Виктором Ножкиным, данное БНК 30.01.2015г.В нем он говорит о том, что репертуар в хорошем смысле слова легковесный, чтобы зритель смог отдохнуть от всяческих проблем.Зритель отдохнул. И подтверждение этому бурные овации и аншлаги.
    Несомненно, вызывает большое уважение тот факт, что театр приехал на гастроли за свои собственные средства.Спасибо огромное! Все эти гастрольные дни вы, такие талантливые и замечательные актеры, радовали нас!Мы и сейчас живем впечатлениями от встреч с вами!
    • зритель
      12 февр. 2015 г., 22:38:11
      Ответить
      Отдых отдыху рознь!
      А театр в Воркуте уже давно скатился к легковесным постановкам.(((
      • тоже зритель
        13 февр. 2015 г., 12:46:24
        Ответить
        зрителю
        Вам, видимо, не хватило билета.
  • Денис
    13 февр. 2015 г., 13:22:00
    Ответить
    «Дембельский поезд»
    Воркута сумела удивить в этот раз. Спектакль оказался чуть менее чем бездарным. Подозрение закралось ещё вначале, когда показался задник. Ладно что полное отсутствие идеи, случайно набранные слова и рисунки, так и выполненные при том, наверное, рукой самого же заведующего музыкальным цехом, причём левой. Ужасная фонограмма. Ор со сцены, должный, видимо, демонстрировать «сложные взаимоотношения между молодыми бойцами, больными войной». Но отдельное спасибо за использование стробоскопа — вершины технического решения спектакля. Свежий, нетривиальный приём, доносящий только один месседж — убегай и больше никогда не возвращайся. 4 минуты арт-подготовки перед спектаклем и по паре минут при смене сцен плюс на акцентах. Режиссёр не обязан любить зрителя, но обязан любить материал. А когда у тебя в итоге неумело накиданная куча случайностей, то и тема не спасает, а только ярче высвечивает некомпетентность.
  • Татьяна
    13 февр. 2015 г., 14:48:10
    Ответить
    завидовать лучше молча!
    • Театровед
      13 февр. 2015 г., 15:30:55
      Ответить
      Татьяна, поддерживаю!
      Отправлено из мобильной версии