Роман Литвин: «Неадекватных водителей нужно сажать»
На минувшей неделе, 14 августа, прошел Международный день правил дорожного движения. Дата празднования выбрана не случайно, именно в этот день в 1893 году во Франции были введены первые в мире ПДД. О дорогах, культуре вождения современных водителей, а также о том, что надо делать, чтобы эту культуру повышать, в интервью «Республике» рассказал председатель некоммерческой правозащитной организации «Дорожный надзор Республики Коми» Роман Литвин.
Фото Дмитрия Напалкова
– Как вы оцениваете культуру вождения в Сыктывкаре?
– Культура вождения в столице Коми хромает. У нас город маленький, а количество машин большое. Допустим, в крупных городах, если человек перестраивается или совершает какой-то маневр, там не сигналят, не ругаются, просто пропускают – и все. Если большой затор, скажем, в Нижнем Новгороде, в Казани, то там просто поворотник включил, три-четыре секунды – и ты уже перестроился. У нас люди не привыкли к интенсивному движению, поэтому особенно последние три года были достаточно суровыми в плане дорожного движения: разборки, драки и т.д. Сейчас как-то с этим более-менее нормально, и все стали постепенно осознавать, что если ты пропустишь сегодня, то тебя пропустят завтра. Поэтому, думаю, мы придем к культуре вождения крупных городов, да и с парковками у нас все хорошо будет, просто для этого надо время.
– По другим городам Коми что скажете?
– Много по Коми я не ездил. Вот по крупным городам уже сказал, что там все с этим хорошо. Там даже если нет разметки, то люди в пять и в шесть полос едут без проблем. Ни на кого не ругаются. Ну едет человек без опыта, что теперь сделаешь? Зачем свои и чужие нервы тратить?
– Насколько у нас плохие дороги и что делать, чтобы они стали лучше?
– Наша организация существует два года, но до этого я тоже наблюдал за дорогами. С каждым годом дороги становятся лучше, и мало кто это будет отрицать. Опытные водители, которые ездят по десять лет, знают, что та же трасса на Киров была просто никакая. Там вообще было не проехать. И трасса Сыктывкар – Эжва: подъем после Доручастка был такой, что ездили по обочине, потому что на песке была дорога лучше. Дороги с каждым годом улучшаются – это факт.
Лучше дороги станут только в том случае, если их будут качественно делать и вовремя ремонтировать. Если взять гарантийные дороги, то в прошлом году мы проверили около семидесяти адресов, из них тридцать пять не соответствовало нормам. В этом году из семидесяти пятьдесят уже проверили и нашли только два-три несоответствия. Но делают отвратительно, по-хамски: где была ямка, сделали бугорок, где надо было нормально переложить асфальт – залатали, заплевали, причем даже катком не прокатали, а человек с простым механическим прессом утрамбовывал, и в итоге едешь по дороге, машина трясется, но ям нет. То есть вроде бы и не придерешься. Лучше ли сделали гарантийные дороги, чем в прошлом году? Лучше. Сделали ли их хорошо? Нет. Но положительная тенденция есть.
Неважно, через два дня или через десять лет, но мы к хорошему результату придем. Невозможно в такой крупной стране, как наша, взять и все резко изменить: вчера были плохие дороги, а завтра сразу автобаны, как в Германии. Для этого мы и созданы, чтобы помогать делать наши дороги лучше. Постепенно, с каждым годом идти к этому. Если бы были хорошие дороги, то я бы занимался своими делами. Мне организация не приносит никакого дохода. Только трачу свободное время. Если кто-то думает, что это в удовольствие находить какие-то ямы, писать кляузы, то это полный бред. Я делаю это только потому, что это надо делать. Никто этим не занимается, никто из общественности толком не проводил никакие проверки. Если бы гарантийные дороги проверяли, то в прошлом году не было бы такой ситуации, какая была. По дворам тоже у нас трудно принимаются решения. Администрации иной раз проще штраф заплатить. Там есть над чем работать.
– Есть много таких мест в Сыктывкаре, как, например, улица Станционная. Сам хожу там каждый день на работу и обратно, там далеко не центральная улица, но машин даже с утра бывает очень много. Там после трагической гибели ребенка, когда машина вылетела на остановку, положили лежачих полицейских, но на самом деле дорога менее опасной не стала. Нет никаких ограждений, а рядом на бешеной скорости машины мчатся одна за другой. На вашей дорожной карте таких мест много? Вы сигнализируете ГИБДД о необходимости вести работу?
– Вы как сами думаете, если у нас на перекрестке Коммунистической и Первомайской их не делают? В центре города не делают нормальные ограждения, которые способны обезопасить людей, и какая пропускная способность в центре и сколько идет людей по Станционной? То есть надо хотя бы один прецедент создать, чтобы администрация нормально сделала хоть что-то.
Дикое возмущение вызывает одна из главных проблемных точек города – это тот самый перекресток, Коммунистической – Первомайской. Это все-таки центр города, центральный перекресток, и ГИБДД давно предлагала сделать там ограждения, а горадминистрация не хотела, и когда красная «Дэу Нексия» вылетела и раскидала, как кегли, людей, то ограждения наконец-то смонтировали, но некачественно, на скорую руку. Сделали ограждения из такого хлипенького металла, что там «Лада Калина» вылетела при небольшом ударе, снесла их и доехала аж до рекламного щита. У сотрудников ГИБДД ведь целый отдел есть по дорожному контролю, и они тоже находят такие места, предлагают решения, а представители администрации зачастую просто исполняют эти предписания спустя рукава. Предупреждали, был один инцидент, вроде сделали, произошел точно такой же второй инцидент. Ну а сколько людей там должны сбить, чтобы нормальные ограждения установили? Около самой администрации выходные столбики такие, что КамАЗ не проедет.
Поэтому есть моменты, с которыми надо работать. Чем больше людей узнает о проблеме, чем больше будет общественного давления, тем скорее эта проблема решится. Один из основных инструментов нашей организации, – это не заявление, а как раз привлечение общественного мнения.
У нас же такая ситуация не только с перильными ограждениями, то же самое с дворовыми территориями, где сквозной проезд, с гарантийными ремонтами, потому что делают их некачественно. Таких ситуаций тьма, но постепенно все исправляется. То, что в ближайшие год-два на Станционной не сделают никаких ограждений, это девяносто девять процентов вероятности. То, что об этом задумаются, услышат и об этом хотя бы мысль возникнет – уже хорошо. Острые проблемы граждан мы всегда стараемся осветить, привлечь ответственных лиц. Сейчас пока мы «гарантийки» проверяли, люди просто сами позвонили, мол, вы будете по «гарантийкам» подавать, а можете сразу еще пару адресов включить: у нас такая проблема, такая. Мы включим без проблем и то, что ГИБДД вынесет предписание, – это сто процентов, а исполнит его администрация или нет – неизвестно. Есть у них в планах, есть у них деньги – они сделают, нет – заплатят штраф, но то, что их внимание эти участки привлекут, это очень хорошо.
– Насколько мотивирует людей соблюдать правила то, что дороги стали лучше? Повышает ли это культуру вождения?
– Думаю, что культура вождения и состояние дорожного полотна не совсем напрямую связаны, поскольку культура вождения прививается, когда человек длительное время находится во взаимодействии с другими участниками движения. Когда не хватает дороги, не хватает пропускной способности, и человек просто со временем понимает, что если он сегодня пропустит, то его завтра тоже пропустят и наоборот. Тут именно надо время. Качество дорожного полотна – это то, какой комфорт или дискомфорт человек получает, перемещаясь по той или иной улице. Понятно, что чем человеку комфортнее, тем менее он агрессивен, чем когда он едет по колдобинам и его еще кто-то в этот момент подрезает. Связь есть, но она не прямая.
– Существуют дополнительные меры, побуждающие к соблюдению ПДД: плакаты, пропаганда. Насколько это важно?
– У нас есть ряд таких людей, до которых донести, что закон надо соблюдать, очень сложно. В девяностые, когда была разруха, беззаконие и дорог не было, по сути никто ни за чем не смотрел. Есть люди, которые будто остались в том времени. Думают, что правила написаны только для пенсионеров и тех, кто только-только сел за руль. С такими людьми бессмысленно вести воспитательную работу, а надо именно ужесточать штрафы. То, что у нас было принято решение о введении уголовной ответственности за управление в состоянии алкогольного опьянения, это очень хорошо. Сотрудники ГИБДД сами говорят, что некоторых и это ничему не учит. Тут остается только сажать тогда. Усилить контроль в этом направлении, пересажать и убрать с улиц таких водителей. Считаю, что нужно ужесточать наказания. Сел пьяным за руль – можешь человека убить, но если ты припарковался в неправильном месте, то ты не можешь никого убить, поэтому не надо под козырек все штрафы увеличивать. За неправильную парковку не надо вводить штраф сорок тысяч и сажать людей за это. Надо везде иметь логику. Сейчас с учетом финансового состояния граждан даже высокие штрафы для молодежи являются ограничителями. Есть, конечно, отмороженные, которым вообще все равно, но есть люди, которые реально понимают, что если у него машина позволяет превысить скорость на шестьдесят километров в час, то он ее превысит, попадет под камеру и получит штраф пять тысяч рублей. Сегодня пять, завтра сделают десять – и уже это половина зарплаты. Два раза попал – и зарплату не получил. Есть инструменты, которыми надо пользоваться, и в Европе тоже огромные штрафы за все. Но есть вещи, где перегибать палку не стоит, потому что, например, парковаться у нас просто негде.
У нас в городе, кстати, столько камер, сколько вообще нигде нет. Очень много видеофиксации установлено, помимо этого, сотрудники еще работают с треногами, поэтому шансов нарушить у нормального адекватного человека в городе очень мало. Есть, конечно, такие индивидуумы, которым все равно, которые номера заклеивают и ездят как сумасшедшие, но ни в одном обществе не обходится без таких исключений. В целом народ с появлением камер и с тем, что не штрафуют за превышение двадцати и меньше километров, стал более комфортно чувствовать себя и передвигаться. Единственное, что вызывает очень большое негодование людей, – это скоростное ограничение на участке дороги от Сыктывкара до Эжвы. Несколько раз в ГИБДД обращался по этому поводу с просьбой убрать ограничение, поскольку оно было установлено временно, когда была колейность. С утра и вечером в Эжву просто невозможно доехать, а если едешь в Эжву в девять вечера, когда более-менее свободно, то ехать сорок – это бред, там ровная дорога. Верните шестьдесят, шестьдесят плюс двадцать – восемьдесят. Выше восьмидесяти уже мало кто ездит.
Опять же возвращаясь к адекватности и неадекватности наказания. Вот была трагедия на трассе Сыктывкар – Ухта, где погибла сотрудница скорой и водитель «Нивы». Там была большая колейность, и водитель «буханки» в итоге получил пять лет колонии-поселения. А были ли наказаны те, кто ответственны за то, что была колейность?
К слову, мы сейчас плотно работаем по рекламным щитам и встретили такую агрессию со стороны различных структур, различных людей разных рангов и званий. Мы просто не ожидали такой реакции. Но мы не отступим и будем бороться.
– Вы за то, чтобы билбордов не было вообще?
– Мы за то, чтобы все соответствовало нормам. Сейчас восемьдесят процентов не соответствуют стандартам. Они все очень большие. Маленькая реклама же никому не мешает. Мы не занимаемся распилом рекламного бизнеса. Нас интересует то, что стоит прямо около дорог: человек едет, а ему поворота не видно. Мы только за безопасность дорожного движения. Раньше был такой красивый город без рекламы. Я нашел фото «кольца». Такой вид замечательный: там огромное зеленое «кольцо», дома без рекламы. У нас все везде перегружено рекламой. Выходишь с работы – и хочется, чтобы глаза отдохнули, «зацепились» за зеленую травку, а тут ничего не видно.
– А у вас у самого какой стаж вождения? Что побудило создать организацию, может, попадали в какие-то ситуации?
– Стаж у меня десять лет. Не было каких-то жестких ситуаций. Было разное. Подвеску, когда часто ездил, менял раз в полгода, когда в такси работал, чуть ли не раз в месяц шаровые вылетали, причем ездил на иномарке, качественные запчасти покупал, и все равно все разваливалось в труху. Побудило то, что никто не занимается этим, не было какого-то общественного контроля за дорогами. Писали отдельные люди, но организацию сложнее игнорировать. Сейчас и в Общественной палате Коми есть подразделение, которое отвечает за дороги, еще каких-то тьма организаций появилась, но я не против. Чем больше людей будет этим заниматься, тем лучше. Мне не жалко, у меня нет какой-то монополистской стратегии. Самый идеальный вариант – это когда я выйду и пойму, что больше ничего делать не надо. Тогда я закрою организацию и буду спокойно заниматься своими делами.
– Ездили ли в Европе, может, брали там напрокат машину?
– Сам в Европе не ездил, но друзья недавно приехали оттуда, и у них, конечно, эмоций море. Им все равно, какие там были башенки, дома. Все в шоке только от дорог. Они говорят, что ехали в Испании из одного города в другой и увидели знак «ремонтные работы», там начали работать дорожники. Они подумали, что теперь неделю придется в пробках стоять. Вечером они возвращались, уже ничего нет, причем там был восстановлен огромный участок дороги. В этом плане нам, конечно, до них еще как до Пекина.
– Сколько членов в «Дорожном надзоре Республики Коми»?
– Восемь учредителей. По крупным городам человека по четыре-пять. В нашем городе еще три человека плотно работают и человек пять, которые помогают, когда уже завал и надо семьдесят адресов проехать. Но это все круг личных друзей, а так у нас есть люди, которые помогают по бухгалтерии, по юридическим вопросам консультируют. В целом активистов, которые готовы встать и помогать, немного. Документы оформляю я сам, в ГИБДД или в прокуратуру тоже отношу или я, или у нас есть фотограф Александр Кочкин, который для нас фотографирует и помогает с развозкой корреспонденции. Он очень много нагрузки взял по Сыктывкару и меня разгрузил немножко. Ему за это большое спасибо. А тех, кто хотел бы прямо писать, сидеть, оформлять, таких мало.
Недавно пытались привлечь народ для проверки гарантийных дорог, но у нас мало людей, которые понимают, что если мы сами ничего не сделаем, если люди не захотят изменить город, в котором они живут, то никакая некоммерческая организация даже с колоссальным бюджетом и штатом ничего не изменит. Надо быть активнее, выражать свою позицию на встречах и везде. Пока этого не будет, ничего не изменится. Люди должны понять, что это наш город и надо всем вместе делать так, чтобы все мы чувствовали себя в нем комфортно. Если кто-то считает, что он написал где-то два комментария и тем самым проявил недовольство, то он ничего не проявил.
– А вы следите за тем, сколько по вашим обращениям было отремонтировано дорог?
– У нас нет времени на то, чтобы себе какие-то красивые цифры рисовать, собирать статистику. Мы направили обращения в 2013 году по стольким-то дворам и посмотрели в следующем году: вот это направляли-направляли и три сделали, два не сделали, мы просто тогда берем и повторно их отправляем, чтобы администрация совсем не забывала про нас. Мы делаем только то, что считаем нужным для нашего общества, для жителей, которые живут в нашей республике, пытаемся сделать ее лучше, пытаемся обратить внимание на те проблемы, которые народ освещает и которые важны.
– В мае было собрание в Общественной палате по пробкам. К чему в итоге пришли?
– Мы предлагали хотя бы частично устранить несоответствия на улице Индустриальной в Сыктывкаре, на которой судебное решение не исполнено с 2012 года. По этому поводу у нас уже кипа бумаг. На Индустриальной надо пройти грейдером, немножко подсыпать и оповестить людей, что там можно объезжать пробки: проезд без повреждения транспортных средств гарантирован на скорости до пятидесяти километров в час. То есть можно сделать такую подсыпную дорогу, чтобы люди ехали по ней тридцать-сорок километров в час, и они все равно бы в Орбиту быстрее доехали. Но всем все равно. С пробками у нас пока еще очень тяжело.
Комментарии (28)
Не понятная логика абсолютно. Из-за таких объезжал и начинаются пробки...
Думаю этим он тоже занимается не случайно. С этим рекламным бизнесом закрутилась канитель перед выборами.
Кража из электронного кошелька
Специалисты отдела «К» МВД по РК вычислили злоумышленника, похитившего деньги из чужого электронного кошелька.
23-летний Роман Литвин работал программистом в столичной фирме по поддержке электронных платежных систем. Он знал, что на счету одного из индивидуальных предпринимателей в конце каждого месяца аккумулируется значительная сумма, которую можно перевести безналичным путем в любую из существующих платежных систем. Эти деньги он решил присвоить себе.
Как сообщает пресс-служба МВД, ночью 30 июля 2009 года в интернет-клубе при помощи похищенных сертификатов он получил неправомерный доступ к счету индивидуального предпринимателя в платежной системе и похитил все имевшиеся на счету средства. Сначала он перевел их на один из своих ранее зарегистрированных электронных кошельков, потом переводил похищенные деньги из одной платежной системы в другую, стремясь скрыть следы преступления. Деньги в итоге были выведены на счет одного из знакомых злоумышленника и обналичены.
31 июля, то есть на следующий день после кражи, предприниматель обнаружил пропажу денег и обратился в милицию. Было возбуждено уголовное дело по статье 158 УК РФ (кража) и 272 УК РФ (неправомерный доступ к компьютерной информации).
С августа по октябрь 2009 года сотрудники отдела «К» МВД по РК шли по следу преступника. Вскоре подозреваемый был установлен, сотрудники милиции нашли доказательства его вины.
Суд признал Р.Литвина виновным. С учетом того, что Р.Литвин возместил предпринимателю весь причиненный ущерб и раскаялся, в суде уголовное дело в отношении программиста было прекращено за примирением сторон. Решение суда вступило в законную силу.
Денис БЕЛОВ.
Ё-маё, хоть бы постеснялся. Езжу по Сыктывкару много лет, единицы
хамло. В основном отличные люди и пропустят , если надо и помогут.
А вот этим летом был в Екатеринбурге вот там да ! Там этому товарищу
и работать надо.
Факт в том (в первую очередь), что он создает пользу для НАШЕГО города а большая часть коментаторов только и делает что писульками развлекает фантазию читающих пост.