Сергей Артеев: «Мы создаем проект для тех, кто ищет перемены»
В Сыктывкаре завершился седьмой сезон школы современной жизни и долголетия «Третий возраст». За учебный год курсы по различным направлениям прошли более тысячи человек. В новом сезоне проект ждут большие перемены. О трансформации проекта, инклюзивной составляющей и вечной проблеме отцов и детей БНК рассказал инициатор «Третьего возраста», председатель комитета по социальной политике Госсовета Коми Сергей Артеев.
В этом году на конкурс президентских грантов представлен проект «Инклюзивная школа современной жизни». Он направлен на адаптацию и повышение уровня жизни пенсионеров и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе молодых инвалидов и людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Проект является эволюцией «Третьего возраста», который уже семь лет работает в Сыктывкаре. «Третий возраст» два года подряд получал дополнительное финансирование на федеральном уровне и собрал уже более трех тысяч студентов. Теперь проект будет расти в масштабах.
- Если «Третий возраст» работает, и работает на «ура», зачем нужно расширение?
- Ежегодно мы вводим новые направления обучения, формируем реальный учебный план. Разница от общепринятого подхода в образовании только в том, что специфику факультетов и глубину погружения в предмет определяют сами участники проекта. Наши студенты осваивают языки, оздоровительные практики, развивают в себе новые таланты, приобретают современные навыки и компетенции, путешествуют по миру. Поездки осуществляются как по России, так и по ближнему и даже дальнему зарубежью. Люди живут и находят для себя стимулы улыбнуться, новые ориентиры для своего роста. Кто-то скажет, что повода для веселья нет - вы только посмотрите телевизор, но вот в этом-то все и дело. Информационный поток огромен, сообщения противоречивы и зачастую лишают людей уверенности в себе, приводят к замкнутости.
Поэтому телевизор мы все смотрим один, но только реагируем на увиденное по-разному. Так наши участники «привиты вакциной» от грусти и уныния, поскольку в нашей учебной деятельности все участники глубоко и полностью осознают, что движение - это жизнь, и чем оно разнообразнее и полезнее, тем ярче и длиннее твое существование.
Мы, организаторы, наблюдая за участниками, давно подметили процессы с ними. Эволюция сознания приводит к эволюции потребностей, далее это переходит в действия, а уже затем в их новое качество личности. Человек, находясь в этих состояниях, вынужден честно ответить самому себе на многие вопросы, и главные из них: кто Я, для кого и чего дальше жить? Уже после этого рождаются вопросы: как жить и с кем жить? Ответив серьезно перед собой на эти вопросы, все остальные трудности уже не столь страшны
В работе нашего Проекта, отчетливо проявляется еще один бич современного общества – одиночество. Люди не умеют общаться. Мы отгорожены друг от друга гаджетами и блужданием в сетях. И ведь реального внимания к себе многим не хватает. Возможно, назревает факультет «Найди меня», который сблизит мужчин и женщин. Люди одинокие смогут найти подобных себе, даже для ведения совместного хозяйства, просто взаимной поддержки. Отсюда осторожно мы попробовали турниры по боулингу среди пенсионеров, они казались чем-то немыслимым. Запрос на знакомство, если хотите отношения в возрасте, существует - я это вижу. Но тут работает правило: это должны быть люди находящиеся на одной волне, с одинаковым представлением о жизни и отношением к ней.
Еще одна общая проблема – сложности взаимопонимания в семье, между разными поколениями. Например, в возрастном диапазоне бабушки - дети - внуки.
- Как социальный проект поможет наладить семейные отношения?
- Во-первых, тут, конечно, много разных поведенческих претензий. Тут и ревность матерей к женам за сыновей, критичность старшего поколения в вопросах построения семей их детьми, непринятие подходов в воспитании внуков, другое отношения к деньгам к здоровью, карьере и многое другое. И это очевидно, ведь идеологическое, социально-номенклатурное становление родителей, детей, а теперь и внуков совсем разное, что говорить, но ведь даже мы, сорокалетние, в отличие от наших детей родились с ними в разных государствах, с разными ориентирами и ценностями общества. Как синхронизировать представления о друг друге, понять и принять разные скорости восприятия мира, объединить стратегически в интересах общей семьи - это также важно.
Так, например, женщина в возрасте, отличный специалист, не всегда хорошо общается со своими взрослыми детьми. Зачастую она может быть хорошим преподавателем и любимицей учеников, но не дома. Сапожник без сапог. Или зрелый мужчина, солидный профессионал, уважаемый человек, дома - тиран, для родственников - недовольный деспот, с которым домашние не всегда находят компромисс. Отсюда широкие конфликты в среде родственников, длящиеся десятилетиями. Тоже проблема. А ведь приходя домой, многие снимают маски, становясь теми, кто есть на самом деле, и даже признавая сложности характера, но не зная, как себя отрегулировать. Поэтому в проекте эти шаблонные межвозрастные трудности имеют широкий набор персональных решений для его участников. Конечно, все уникально, но через общение каждый может посмотреть на себя или своих близких со стороны и выбрать лучший способ поведения. Отсюда второе: мы будем сближать поколения. Так мы осознанно стали пробовать среди преподавателей молодых ребят, и эта притирка великолепна.
Также мы специально усадим за одну парту людей от 30 до 60 лет. Наша задача привлечь молодых людей с инвалидностью - не дать им уйти в себя. Дальше их ждет общая программа вовлеченности: единое домашнее задание, одни цели. Контакт неизбежен, а через него и взаимодействие, поддержка и выход на коллективное МЫ.
Мы сможем стать и инклюзивными проводниками. В стране большая потребность в сиделках или нянечках для молодых семей. Устойчиво определен и курс государства на передачу ряда социальных функций СОНКО. Отсюда мы хотим поработать и с людьми с инвалидностью, попробовать свои силы, сначала как добровольные помощники. Если у нас все получится, мы начнем заниматься этим профессионально по линии социальной работы.
- Насколько известно, новый проект «Инклюзивная школа современной жизни» станет общереспубликанским.
- Чтобы распространять проект по республике нам нужны люди, которые могут «зажигать» других. Таких уникумов, как Эмилия Рубцова, должно появиться 20 человек. Если нет такого альтруиста, по-хорошему сумасшедшего человека на месте, то ничего не работает. Социальная работа - это даже разговор не просто про кадры. Это речь о тех, кто целиком дарит себя другим, кто буквально помогает тем, кому хуже, чем тебе. Поэтому, в каждом муниципалитете нужен лидер, который пробьет помещение, определит ресурсную базу, запустит все возможности, но, главное, увлечет людей, заразит энтузиазмом. К этому и идем. Внимательно изучаем в муниципалитетах таких активистов, но даже подобрав их, завтра нам нужно их отучить, а послезавтра передать им технологию работы. Поэтому если говорить серьезно, проект решает большую государственную задачу, поддерживает жизненный тонус человека, его направленность на социум и развитие в любом возрасте.
- С чем подходите к предстоящему конкурсу на президентский грант?
- Концепцию расширения направлений и географии мы будем защищать в Москве. Проект формируется по запросам, я бы даже пошутил, это такое социальное самоуправление. Так, если в советское время человек, перешагнувший рубеж в 55 лет, государству был не интересен, то теперь государство нам говорит: вы должны жить дольше, жить качественнее, уметь себя занять, быть полезны обществу и самим себе. Инструментов для сбережения себя, своего здоровья, личных духовных основ - достаточно. Вопрос только в том, готов ли человек, что-то корректировать и меняться, или нет.
Поэтому это проект для тех, кто ищет перемены. И хочет жить. Жить на все сто.