Директор Театра оперы и балета Коми Дмитрий Степанов: «Сегодня визит в театр – это инвестиция в качество жизни»
На сцене Театра оперы и балета Коми гала-концертом завершился XXVIII фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» («Сыктывкарская весна»). В этом году для зрителей подготовили масштабную программу: опереточный концерт-аперитив, выступления ведущих артистов балета России, разом три новых и сложных спектакля. Об окупаемости фестиваля, влиянии зрителя на афишу, ценности рекламы и маркетинга в интервью БНК рассказал директор театра Дмитрий Степанов.
- Театральные фестивали уже давно превратились в бизнес-проекты. Как с этой точки зрения показал себя «Сыктывкарса тулыс»?
- Я считаю, что коммерческая успешность, как и популярность, и известность, далеко не всегда являются показателем качества художественного проекта. Любой бизнес-проект ставит своей целью извлечение прибыли. У нашего фестиваля все совершенно по-другому. На «Сыктывкарса тулыс» сложились добрые традиции: показ определенных жанров, премьерная постановка, приглашение российских и зарубежных звезд. Все эти спектакли и дорогостоящие проекты с приглашением артистов мы предоставляем по доступной цене (стоимость билетов на спектакли – 300-500 рублей – прим. БНК). Наш фестиваль не ставит перед собой цель извлечение прибыли, это некоммерческий проект.
- Проекты дорогостоящие, а цены низкие. Удалось окупить расходы?
- За счет проданных билетов нам удалось полностью вернуть те средства, которые вкладываются в фестиваль. И заработать дополнительно тоже. XXVIII фестиваль «Сыктывкарса тулыс» смогли посетить около четырех тысяч зрителей.
- В этом году было много новшеств: гала-концерт лауреатов балета, сразу три премьеры, второй концерт-аперитив, планировался уличный концерт. Как это повлияло на приток аудитории, ее стало больше?
- Количество зрителей на фестивале из года в год остается примерно одинаковым. Но очень приятно было то, что в зале появилось много молодежи. Приходит новая публика, которая интересуется театром и нашими постановками.
- То есть изменения были не количественными, а качественными. Что повлияло на это?
- Это связано с несколькими причинами. Во-первых, работа самого театра и труппы – интересная, масштабная. Во-вторых, работа PR и рекламно-маркетинговой служб театра, в том числе, в интернет-пространстве – на сайте театра, в социальных группах. В прошедшем сезоне мы поставили четыре полноценные премьеры: балет «Баядерка», мюзикл для детей «Свистопляска в Тридевятом царстве», спектакль для семейного просмотра на музыку Михаила Герцмана «Подари мне детство» и оперу Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана». Кроме этого, значительно обновлены декорации и костюмы оперы «Евгений Онегин», которая тоже вошла в программу фестиваля. А еще были симфонические концерты, гастроли, множество приглашенных звёзд оперы и балета в спектаклях текущего репертуара. Это огромная работа, которая не может остаться незамеченной. Те люди, которые сегодня приходят в театр, получают не только вдохновение и новые впечатления, но и наполняют своё свободное время общением в интеллигентном обществе, соприкасаясь с прекрасным миром театрального искусства. Другими словами – сегодня визит в театр – это инвестиция в качество жизни.
- На каких спектаклях и концертах наблюдали аншлаг?
- Практически на всех спектаклях зал был заполнен полностью. Но на нескольких спектаклях, открытии фестиваля – балете «Баядерка», опере «Сказки Гофмана», концерте лауреатов балетных конкурсов, заключительном гала-концерте был аншлаг – билетов в кассе практически не осталось.
- Почему конкретно эти постановки столь интересны зрителю? Есть ли у вас инструменты для оценки внимания зрителей к постановкам?
- Программа фестиваля формируется по определенной, достаточно сложной схеме. В эту формулу входят как наши собственные творческие задачи и возможности производственных цехов, так и пожелания зрителей. Определенное влияние на формирование афиши оказывают опросы зрителей, которые мы делали на прошлых фестивалях или в течение сезона.
- Вы сравнивали результаты этого, уже 28-ого фестиваля с другими?
- Мы не ставим задачей сравнить, что было лучше, что хуже. Каждый фестиваль уникален, неповторим. Программы фестиваля в разные годы не должны конкурировать, соревноваться друг с другом. Мы пытаемся в каждом фестивале сделать шаг вперед. В первую очередь это профессиональный уровень подготовки труппы, затем масштабность и зрелищность спектаклей.
- То есть ваша фестивальная формула «премьеры + приглашенные гости» настолько успешна, что не стоит отходить от существующей концепции фестиваля?
- О смене концепции фестиваля вообще речи не идет. Фестивалю 28 лет. Я считаю, что залогом успеха любого предприятия является стабильность. Как раз наш фестиваль может гордиться тем, что за столь большой срок он смог остаться в рамках своего жанра, как это было задумано основателями. Порадоваться тому, что зритель это понимает и приходит на спектакли. Несмотря на различные модные, современные веяния, этот фестиваль не преобразился во что-то совершенно иное.
- Даже если это пойдет ему на пользу, привлечет больше аудитории?
- Для того чтобы привлечь внимание публики, показать возможности музыкального театра, мы несколько расширяем жанровые границы – в афише фестиваля появилась оперетта, концерты симфонической и камерной музыки, впервые представили спектакль для семейного просмотра. Мы делаем шаг в сторону молодежной и детской аудитории. Возможно, когда-нибудь в рамках фестиваля появится спектакль для детей. Это не изменение концепции, а демонстрация возможностей современного музыкального театра.
Комментарии (15)
Чтобы привлечь публику, неплохо было бы повысить и культурный уровень сотрудников. В комментариях к статье от 24 мая об опере "Сказки Гофмана" про это уже писали несколько человек. Полностью соглашусь с комментариями про работу гардероба, проверку билетов на входе, про то, как зрителей запирают в зале.
С духотой в зале и старыми креслами тоже надо что-то делать.
Это закон. В детстве не вложишь, вырастет хозяйка одно название.
И именно в оперный у нас.
В драму, с ее выкрутасами, можно инвестировать не пойми во что.
Как же без этого ?