content/news/images/96621/Lia_chel_mainPhoto.jpg
08:00, 03.07.2019 / ОБЩЕСТВО

Ухтинский автомастер Иван Красиков: «Когда ЛиАЗ завелся, я чуть не прослезился»

Ухтинец Иван Красиков, автовладелец и водитель с многолетним стажем, решил восстановить один из пассажирских автобусов ЛиАЗ, которые пропали с улиц республики в начале двухтысячных. Чтобы рассказать читателям БНК о своем хобби, мастер назначил встречу прямо на рабочем месте – в гараже при частном доме, где он сейчас, будучи в отпуске, проводит дни напролет.

Ухтинский автомастер Иван Красиков: «Когда ЛиАЗ завелся, я чуть не прослезился»
Фото из архива Ивана Красикова

– Иван, как вообще возникла такая смелая идея? Почему именно ЛиАЗ?

- С этими автобусами, без преувеличения, связана история моей семьи. Почти 20 лет, начиная с 70-х, водителем ЛиАЗа работал отец. Семь лет – с 1993 по 2000-й – я сам. И эта работа для меня была сплошным удовольствием. Через трафареты сам рисовал цифры рейсового номера своего ЛиАЗа. На всю жизнь запомню – номер 220. Даже это было наслаждением. Кондуктором в ЛиАзе работали моя мать, сестра, а позже –жена. Даже первой машиной, за руль которой меня, пятилетнего, посадил отец, был ЛиАЗ. Помню даже особый запах в салоне этих новых автобусов. Я решил, что восстановить такой экземпляр – это как сберечь историческую ценность, и кому как не мне брать эту миссию на себя.

– Когда «сошел с дистанции» в Ухте последний ЛиАЗ?

В 2003-2004-м годах. И ЛиАЗ, который я взялся восстанавливать, планирую покрасить в цвета того последнего автобуса: белый и красный. Кстати, его водитель – мой хороший знакомый. С ним я подробно обсуждаю все этапы своей работы. Познакомиться с этой информацией могут все желающие - я веду блог, полностью посвященный восстановительным работам над ЛиАЗом.

– Где-то еще в республике сохранились такие автобусы?

Насколько я знаю, только один работает в аэропорту Воркуты.

Liaz_1.jpg

– Как, когда и где обнаружили этот экземпляр?

История долгая. Поиски подходящего сохранившегося экземпляра я начал еще в 2010-м. Искал через знакомых и в интернете три года. Все экземпляры были слишком далеко для транспортировки. Наконец, на Авито обнаружил этот автобус 1978 года выпуска по документам. Владелец был из Сыктывкара, но продавал машину за бешеные деньги – 350 тысяч рублей. Восемь месяцев мы с ним торговались. В итоге он продал мне ЛиАЗ за 80 тысяч. И еще в 20 тысяч обошлась транспортировка. Продавец сопровождал меня на протяжении всего пути, пока буксировали автобус в Ухту. Один раз пришлось возвращаться в Сыктывкар по техническим причинам: повредилось крепление.

– В каком состоянии вам досталась машина? Многое пришлось восстанавливать?

С виду автобус был без видимых повреждений, но когда я все расшил – впечатление было удручающее. Работы – непочатый край. Все нутро было сгнившее, несущие конструкции - тоже. Повздыхал и взялся за дело, которое идет вот уже четыре года. Мечта двигает вперед и не дает опустить руки. Помню, когда разобрался с одной из самых сложных составляющих, двигателем, и он завелся, я чуть не прослезился.

Liaz_2.jpg

– Какие инструменты используете в работе?

Сварку, шлифовальную машину, кувалду, зубило – все, что есть в гараже у большинства. А ещё, конечно, руки и голову.

– Где находите запчасти для этого уже раритетного автобуса?

Скупаю по всей России. Нахожу людей в интернете, списываюсь и приобретаю. Иногда меня находят сами. Но бесплатно, за идею, ничего не предлагали никогда. А еще у меня есть автобус-донор. Мне отдали его с предприятия, где я работаю. Это тоже ЛиАЗ, я мог бы восстановить его, но он не такой колоритный, поэтому стал донором запчастей.

LIAZ_3.jpg

– За все это время находились спонсоры, желающие поддержать вашу идею?

Безусловно. Но спонсорская помощь – это всегда четко установленные сроки. А я себя сроками сковывать не желаю. Потому от помощи отказываюсь и работаю исключительно в свое удовольствие. Хочу, чтобы все было неспешно и правильно. Читаю много технической литературы, углубляюсь в тему, изучаю все до мелочей.

– Как относятся к вашей мечте домочадцы и знакомые?

Сначала не верили, что получится. Как и все, кто знал об этой задумке. А теперь помогают. И словом, и делом. Сестра с племянницей, например, помогали стекла снимать: я выдавливал, а они придерживали.

– Когда примерно планируете закончить работу?

Следующий год – вполне реальный срок. Если оценивать проделанную и оставшуюся работу в процентном соотношении, то осталось около 30 процентов. К тому же в этом году 5 месяцев отсутствовал по работе, поэтому процесс стоял. А так обычно могу целыми днями заниматься машиной. Работаю даже зимой, в мороз. Руки отогрею – и снова за дело.

– Как планируете эксплуатировать автобус?

Может, экскурсии водить. Эта редкая машина – уже частичка истории. А ещё была мысль – создать автобус для проведения праздников. Во время одной из поездок в другой город «подсмотрел» пример – гостей свадьбы возили на одном автобусе. Учитывая его вместительность – около 100 человек – и габариты, праздники можно устраивать прямо в автобусе.

***

ЛиАЗ-677 — городской высокопольный автобус производства Ликинского автобусного завода (Московская область). Выпускался с 1967 по 1994 год . С начала 2000-х постепенно выводился из эксплуатации. Всего было выпущено 194 183 автобусов всех модификаций (самая массовая модель завода). Они эксплуатировались почти во всех регионах бывшего СССР. 7133 автобуса было экспортировано в 16 стран мира.



45852

Комментарии (35)

Добавить комментарий
  • В простонародии "Бутылки"
    03.07.2019, 8:30:48
    Ответить
    самые козырные места возле водителя
    и сзади.
    • вот это действительно молодец
      03.07.2019, 10:45:52
      Ответить
      это вам не арт объект с трубы слепить и молиться на него всем Сыктывкаром
      помню прекрасно этот красно-белый ЛИАЗ, всегда был чистенький и выглядел бодряком, хотя мне почемуто кажется там и синее что-то было, а может и не было... но это не важно )) Мужик-молодец!
  • Однако
    03.07.2019, 8:32:26
    Ответить
    Человек - мастер
    МОЛОДЕЦ!
  • -;).
    03.07.2019, 8:44:48
    Ответить
    Cпасибо.
    Позитив.
  • PNP30
    03.07.2019, 8:46:24
    Ответить
    .
    А как он "гремел бутылками")))
    • Когда
      03.07.2019, 10:15:41
      Ответить
      Я сдавал на категорию Д завалился на вопросе, из чего сделан пол ЛиАЗа
      Оказывается из дерева.
      Кстати, первый автомобиль у нас с автоматической коробкой
      • Сергей
        03.07.2019, 11:15:20
        Ответить
        Далеко не первый.
  • Ностальгия
    03.07.2019, 9:02:37
    Ответить
    Помню этот звук, и дыроколы для билетов.
    • :)
      03.07.2019, 9:07:33
      Ответить
      А до дыроколов (компостеров) был монетоприёмник - сам денежку кидаешь, сам билетик берёшь...
  • alien
    03.07.2019, 9:25:32
    Ответить
    Легендарный автобус.
    Респект парню!
  • Sanek 229
    03.07.2019, 9:56:32
    Ответить
    Автобус детства :)))))
  • r4
    03.07.2019, 9:59:46
    Ответить
    А еще раскачивали зад у него толпой на кочках.
  • .
    03.07.2019, 10:40:28
    Ответить
    Автомат, пневмоподвеска. Отличный был автобус.
  • перевальный дятел
    03.07.2019, 10:45:23
    Ответить
    ездили у нас возили в верхний чов колонистов набивалось чел 60 автобус еле в горку пер служивые выходили и толкали его сзади бы вначале кондуктор потом его убрали так как почти все льготники а к другим она физически прорваться не могла
    • 100щ
      03.07.2019, 11:27:43
      Ответить
      Лиаз
      В Сыктывкаре такие работали практически на всех маршрутах 1,2,3,4,5 и так далее супер реликвия!!!!!!
      • Дитя 80-х
        03.07.2019, 20:14:14
        Ответить
        Пятёрка был Икарус-"гармошка", имел странный маршрут: ж/д вокзал - аэровокзал. Хотя, тогда на аэровокзале народу было больше, чем сейчас на халявных концертах!
      • zuma
        06.07.2019, 12:22:21
        Ответить
        1.2.3.4.6.7.10.11.12.13.14.18.19.20.21.22.23.24.25.26.27.28.36.А ИКАРУСЫ 5.15.18.102.107.103
  • ввв
    03.07.2019, 11:12:28
    Ответить
    зато тёплый, а в икарусах зимой кони можно было двинуть
    • очень был тёплый
      03.07.2019, 18:26:21
      Ответить
      а ходили они плохо
      бывало намёрзнешься в ожидании, а он подходит весь такой тёплый... а если ещё и место свободное... ностальжи
  • А еще
    03.07.2019, 11:38:04
    Ответить
    помню некоторые автобусы были с кабинками для инструкторов, позади водителя стажера. Мне пацану всегда хотелось там посидеть...
  • ВВП
    03.07.2019, 13:21:32
    Ответить
    ААААААА Ностальгия...((((
  • Сергей.
    03.07.2019, 14:18:33
    Ответить
    Иван, Вы молодец.
    Жму крепко вашу руку.
  • АНДРЕЙ
    03.07.2019, 14:48:12
    Ответить
    Молодец, сам работал в АТП, знаю все про этот автобус, идея хорошая, сил и терпения....
    • Ллег
      03.07.2019, 16:22:18
      Ответить
      Лиаз
      В какую сторону ходил в Ухте 220 маршрут?
      • ну двенашка
        03.07.2019, 18:28:09
        Ответить
        кудаж ещё
        все бодряковые автобусы были на 12ом маршруте
        • Почему?
          03.07.2019, 20:29:55
          Ответить
          Любой маршрут ЛИАЗа брали штурмом! Проезд стоил 6 копеек, а если давка - то бесплатно (контролёров выкидывали из салона, да и появлялись они с 9:00до17:00, согласно рабочего графика)
        • zuma
          06.07.2019, 12:25:18
          Ответить
          Бодряковые лиазы на12 маршруте летали будто турбированные со скоростнными редукторами.
  • Николай.
    03.07.2019, 21:23:16
    Ответить
    автобус нашей молодости...
    Иван, привет! Дело стоящее. Удачи Вам!
  • Гошп
    03.07.2019, 22:24:55
    Ответить
    Арзамас
    В городе Арзамас Нижегородской обл. пассажирское АТП во всю использует данный вид автобусов. Так, что у кого ностальгия вэлком.
  • 555
    04.07.2019, 10:02:57
    Ответить
    старое корыто с расходом 50л. на 100км. в шротт его!
    4
  • Анатолий
    04.07.2019, 19:42:51
    Ответить
    автобус
    Молодчина мастер ! Эта марка автобуса наша история из нашей жизни. Приятно будет увидеть и оценить работу МАСТЕРА когда увидим ЕГО АВТОБУС в нашем городе. Ваш труд сродни проводника из прошлого в будущее. Желаю ВАМ успешно закончить ремонт автобуса и как говорится В ДОБРЫЙ ПУТЬ !!!
  • Василий
    05.07.2019, 10:18:35
    Ответить
    Детьми цеплялись за них. На саледольных бамперах варежки оставляли. Веревку санок на палку-палку в бампер и поехали паровозом. Водилы, чтобы скинуть зацеперов, выедут на обочину - снег с песком в лицо, слабаки отцеплялись, сильные держались до последнего. ЛиАЗ с колесом - все колесо облеплено зацеперами. Ехать на "королеве" было престижно, кто был в теме тот понял. Классные были времена, если отбросить трагические моменты. ЛиАЗ по полной скрашивал нам досуг в зимний период.
  • Юрий
    05.07.2019, 15:11:26
    Ответить
    Лиаз
    Есть в Ульяновской области г.Димитровград. Здесь еще трудятся ЛиАЗы
    • 100р
      18.09.2019, 8:58:22
      Ответить
      Был этим летом в Волгодонске там тоже такие бегают ещё Икарус 250 как с завода сам работал на них,НАСТОЛЬГИЯ.

Хочу получать главные новости дня в Коми!