Ухтинский автомастер Иван Красиков: «Когда ЛиАЗ завелся, я чуть не прослезился»
Ухтинец Иван Красиков, автовладелец и водитель с многолетним стажем, решил восстановить один из пассажирских автобусов ЛиАЗ, которые пропали с улиц республики в начале двухтысячных. Чтобы рассказать читателям БНК о своем хобби, мастер назначил встречу прямо на рабочем месте – в гараже при частном доме, где он сейчас, будучи в отпуске, проводит дни напролет.
– Иван, как вообще возникла такая смелая идея? Почему именно ЛиАЗ?
- С этими автобусами, без преувеличения, связана история моей семьи. Почти 20 лет, начиная с 70-х, водителем ЛиАЗа работал отец. Семь лет – с 1993 по 2000-й – я сам. И эта работа для меня была сплошным удовольствием. Через трафареты сам рисовал цифры рейсового номера своего ЛиАЗа. На всю жизнь запомню – номер 220. Даже это было наслаждением. Кондуктором в ЛиАзе работали моя мать, сестра, а позже –жена. Даже первой машиной, за руль которой меня, пятилетнего, посадил отец, был ЛиАЗ. Помню даже особый запах в салоне этих новых автобусов. Я решил, что восстановить такой экземпляр – это как сберечь историческую ценность, и кому как не мне брать эту миссию на себя.
– Когда «сошел с дистанции» в Ухте последний ЛиАЗ?
– В 2003-2004-м годах. И ЛиАЗ, который я взялся восстанавливать, планирую покрасить в цвета того последнего автобуса: белый и красный. Кстати, его водитель – мой хороший знакомый. С ним я подробно обсуждаю все этапы своей работы. Познакомиться с этой информацией могут все желающие - я веду блог, полностью посвященный восстановительным работам над ЛиАЗом.
– Где-то еще в республике сохранились такие автобусы?
– Насколько я знаю, только один работает в аэропорту Воркуты.
– Как, когда и где обнаружили этот экземпляр?
– История долгая. Поиски подходящего сохранившегося экземпляра я начал еще в 2010-м. Искал через знакомых и в интернете три года. Все экземпляры были слишком далеко для транспортировки. Наконец, на Авито обнаружил этот автобус 1978 года выпуска по документам. Владелец был из Сыктывкара, но продавал машину за бешеные деньги – 350 тысяч рублей. Восемь месяцев мы с ним торговались. В итоге он продал мне ЛиАЗ за 80 тысяч. И еще в 20 тысяч обошлась транспортировка. Продавец сопровождал меня на протяжении всего пути, пока буксировали автобус в Ухту. Один раз пришлось возвращаться в Сыктывкар по техническим причинам: повредилось крепление.
– В каком состоянии вам досталась машина? Многое пришлось восстанавливать?
– С виду автобус был без видимых повреждений, но когда я все расшил – впечатление было удручающее. Работы – непочатый край. Все нутро было сгнившее, несущие конструкции - тоже. Повздыхал и взялся за дело, которое идет вот уже четыре года. Мечта двигает вперед и не дает опустить руки. Помню, когда разобрался с одной из самых сложных составляющих, двигателем, и он завелся, я чуть не прослезился.
– Какие инструменты используете в работе?
– Сварку, шлифовальную машину, кувалду, зубило – все, что есть в гараже у большинства. А ещё, конечно, руки и голову.
– Где находите запчасти для этого уже раритетного автобуса?
– Скупаю по всей России. Нахожу людей в интернете, списываюсь и приобретаю. Иногда меня находят сами. Но бесплатно, за идею, ничего не предлагали никогда. А еще у меня есть автобус-донор. Мне отдали его с предприятия, где я работаю. Это тоже ЛиАЗ, я мог бы восстановить его, но он не такой колоритный, поэтому стал донором запчастей.
– За все это время находились спонсоры, желающие поддержать вашу идею?
– Безусловно. Но спонсорская помощь – это всегда четко установленные сроки. А я себя сроками сковывать не желаю. Потому от помощи отказываюсь и работаю исключительно в свое удовольствие. Хочу, чтобы все было неспешно и правильно. Читаю много технической литературы, углубляюсь в тему, изучаю все до мелочей.
– Как относятся к вашей мечте домочадцы и знакомые?
– Сначала не верили, что получится. Как и все, кто знал об этой задумке. А теперь помогают. И словом, и делом. Сестра с племянницей, например, помогали стекла снимать: я выдавливал, а они придерживали.
– Когда примерно планируете закончить работу?
– Следующий год – вполне реальный срок. Если оценивать проделанную и оставшуюся работу в процентном соотношении, то осталось около 30 процентов. К тому же в этом году 5 месяцев отсутствовал по работе, поэтому процесс стоял. А так обычно могу целыми днями заниматься машиной. Работаю даже зимой, в мороз. Руки отогрею – и снова за дело.
– Как планируете эксплуатировать автобус?
– Может, экскурсии водить. Эта редкая машина – уже частичка истории. А ещё была мысль – создать автобус для проведения праздников. Во время одной из поездок в другой город «подсмотрел» пример – гостей свадьбы возили на одном автобусе. Учитывая его вместительность – около 100 человек – и габариты, праздники можно устраивать прямо в автобусе.
***
ЛиАЗ-677 — городской высокопольный автобус производства Ликинского автобусного завода (Московская область). Выпускался с 1967 по 1994 год . С начала 2000-х постепенно выводился из эксплуатации. Всего было выпущено 194 183 автобусов всех модификаций (самая массовая модель завода). Они эксплуатировались почти во всех регионах бывшего СССР. 7133 автобуса было экспортировано в 16 стран мира.
Комментарии (35)
Кстати, первый автомобиль у нас с автоматической коробкой
Респект парню!
Жму крепко вашу руку.