content/news/images/102306/BOB_7392_mainPhoto.jpg
11:35, 05.11.2019 / ЛАЙФХАКИ

Что означают сигналы и жесты водителей на дороге

На дороге водители применяют достаточно широкий набор невербальных сообщений - жестов, звуковых и световых сигналов с целью коммуникации с другими участниками движения. В материале «РГ» собрали те из них, которые могут сделать движение более безопасным и обеспечить обратную связь между водителями и пешеходами.

Что означают сигналы и жесты водителей на дороге
Фото Виктора Бобыря

Дальний свет для изгнания «тихохода»

Пожалуй, самый распространенный световой сигнал, имеющийся в арсенале водителей, это помигивание дальним светом. Чаще всего такое послание отдается тихоходам, занявшим скоростной левый ряд шоссе, с тем, чтобы те освободили «взлетную», перестроившись правее, пишет «Российская газета».

Надо сказать, что хотя манера сгонять неторопливых водителей «дальним» укоренилась, от такой практики лучше отказаться, хотя бы потому, что такое поведение невежливо и даже опасно - своим «дальним» вы ослепляете водителя впереди идущей машины.

Гораздо более корректным будет приблизиться к тихоходу в левом ряду и включить левый «поворотник». Собственно, именно так поступают в подобных ситуациях западные автомобилисты, и эти хорошие манеры стоит перенять.

Дальний свет как предупреждение

Не секрет, что на дороге многие предупреждают парой помигиваний «дальним» водителей встречных машин. Как правило, такой световой «дуплет» используется для того, чтобы оповестить о засадах сотрудников ДПС или частниках с «треногами» (мобильными камерами фиксации скорости).

Если вы практикуете такую семафорную солидарность, вам следует делать это с осторожностью. Дело в том, что в соответствии с ПДД за такую практику согласно статье 12.20 КоАП РФ «Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки» штрафуют на 500 рублей. Впрочем, доказать, что семафорили именно вы, инспекторам будет проблематично.

Другие случаи использования «дальнего»

Впрочем, существуют и другая «семантика» дальнего света. Порой помигиванием водители могут предупреждать об опасном участке дороги. Один короткий сигнал - это предложение водителю встречного автомобиля проехать первым (значение - «пропускаю!»).

Длинный, продолжительный «дальний» применяется водителем при чрезвычайной ситуации на дороге - когда он выехал на «встречку» и не успевает завершить маневр. Сигнализация «дальним» в данном случае - это крайняя мера.

Нарушитель дает понять водителям встречных машин, что будет завершать перестроение и просит их принять правее, оставив ему коридор для движения. Дальний свет в комбинации с правым «поворотником» - это обращение к водителю машины, едущей впереди. Перевести такое послание можно так - «Съезжай по возможности на обочину, нужна помощь».

Смысл сигналов «поворотников»

У многих водителей и в особенности у «дальнобойщиков» распространен такой алгоритм предупреждения водителей, следующих за ними. Включенный левый «поворотник» означает - «Обгонять нельзя! На встречной полосе машина!». А включая правый «поворотник», водитель, следующий в той же полосе впереди вас, сигнализирует, что «встречка» свободна, и вы успеете совершить обгонный маневр.

Отметим, что слепо следовать таким световым советам все же не стоит. Убедитесь сами, что «встречка» свободна, как того, кстати, требует ПДД. Тем более не стоит сорвя голову идти на обгон, следуя за впереди идущей машиной. За так называемый «паровозик» можно получить наказание в виде крупного штрафа и даже лишиться водительского удостоверения, о чем информирует пункт 11.2 ПДД.

Сигналы «аварийкой»

В последние годы стало хорошим тоном благодарить пропустившего вас водителя, моргая «аварийкой». Долго сигнализировать, кстати, таким образом не стоит. Оптимально - от одного до трех подмигиваний. Долго или несподручно тянуться до кнопки «аварийки» - тот же смысл имеет поочередное включение левого, а затем правого «поворотника».

Второй не менее часто применяющийся алгоритм включения аварийной сигнализации - это извинение за непреднамеренную грубость на дороге. Нередко «аварийку» включают водители, непреднамеренно «подрезавшие» соседа по потоку.

Еще один сценарий использования «аварийки» уже напрямую связан с безопасностью. Обязательно семафорьте «аварийкой», если перед вами возникло неожиданное препятствие в виде аварии, затора или, к примеру, разбитой дороги.

Если автомобиль выезжает задним ходом с включенной аварийкой, таким образом он просит вас его пропустить. Его месседж в данном случае - с трудом отслеживаю обстановку сзади. «Аварийку» также стоит включать для оповещения водителя, следующего за вами в темное время суток с включенным дальним светом. Тем самым вы рекомендуете ему переключиться на ближний свет, чтобы он не слепил вас.

Наконец, если в ночное или вечернее время обогнавший вас автомобиль включает «аварийку», весьма вероятно, что у вас включен дальний свет, который мешает впереди едущим автомобилям.

Использование стоп-сигналов

Серией несильных коротких нажатий на тормоз вы можете просигнализировать водителю, «приклеившемуся» к вашему заднему бамперу, что ему следует держать большую дистанцию. Понятно, что выполнять этот маневр нужно крайне аккуратно.

Сигнал клаксона

Предупредительные сигналы могут быть также и звуковыми. По правилам клаксон разрешается применять вне населенных пунктов. Однако реальная практика говорит о том, что «бибикание» очень частый инструмент коммуникации именно в крупных городах.

Понятно, что вызывать приятеля из дома и тонизировать замешкавшегося на светофоре коллегу сигналом клаксона не вполне прилично. Однако это хороший инструмент, если, например, водитель впереди идущей машины начинает сдавать назад, не видя вас. Кроме того, в последние годы у сигналов клаксона сформировалась следующая смысловая нагрузка. Короткий гудок означает приветствие, знак благодарности (например, это своеобразное «пожалуйста» за то, что человек извинился или поблагодарил вас «аварийкой»).

Длинный гудок в сочетании с морганием дальним светом - это четкое указание на наличие каких-либо проблем на дороге или с машиной. Вам стоит немедленно остановиться, так как либо впереди опасность, либо ваш автомобиль неисправен. Короткий или серия коротких звуковых сигналов подаются для привлечения внимания водителей и пешеходов. Такое предупреждение дается, к примеру, о ремонтных рабочих или детях на дороге, а также в условиях недостаточной видимости во избежание ДТП.

Жестикуляция

Указательный палец, направленный в сторону обочины, означает, что у автомобиля имеется неисправность, необходимо остановиться и проверить.

Рука рисует в воздухе круг и указывает на дорогу - значит, что у вашей машины спущена шина.

Жест разжимания согнутых в кулак пальцев символизирует включение лампочки и означает, что необходимо включить ближний свет

Ладонь опускающаяся в горизонтальной плоскости - «сбавь скорость, притормози, остановись». Тот же жест подают, чтобы предупредить соседа по потоку, что у него открыт багажник.

Указательный палец или кисть, указывающие на дверь означают, что у соседа неплотно захлопнута дверь или створкой прижат ремень безопасности.

Наконец, похлопывание по плечу или растопыренные пальцы руки - это предупреждение о полицейской засаде.

5328

Комментарии (17)

Добавить комментарий
  • А
    05 нояб. 2019 г., 12:26:45
    Ответить
    Ещё высунутая рука со средним пальцем вверх
    • Означает
      05 нояб. 2019 г., 13:08:09
      Ответить
      "Сломайте, мне, пожалуйста, этот палец".
      1
    • Дада
      05 нояб. 2019 г., 17:29:06
      Ответить
      И ещё торопящимся на гейпарад, сигналящим сзади истеричкам: В очко себе посигнальте!
      3
      • В Сыке есть несколько перекрёстке,
        05 нояб. 2019 г., 20:54:09
        Ответить
        где, встав на стоп-линии, из легкового авто не видишь светофора или стрелку. А если задний к тебе прижался на полметра, то и его дальний свет ты не увидишь. Да и просто затупить на зелёный любой может - задумался, проблемы дома или на работе... Не надо сразу обижаться, если сзади тебе "подскажут", что зелёный уже горит.
      • Малыш
        05 нояб. 2019 г., 23:10:44
        Ответить
        Так это ты по городу 20 км/час прешься в центре полосы?
        1
    • а еще
      05 нояб. 2019 г., 17:47:17
      Ответить
      высунутая рука, сомкнутыми,пальцами и непрерывная рапсодия на клаксоне.
      1
  • Саня
    05 нояб. 2019 г., 13:01:30
    Ответить
    Хорошая тема
    Две ремарки из своего опыта:
    1. Изгнание тихоходов. В ПДД внесены изменения достаточно давно. При движении по многополоске, нельзя занимать крайнюю левую полосу и двигаться преимущественно по левой. Есть такие водители-колхощники, которые едут по крайней левой полосе с разрешённой скоростью, считая что нарушения нет. Запись с видеорегисрратора будет достаточной для штрафа.
    2. Сигнал дальним светом встречному водителю при невозможности завершить обгон. В России все наоборот. Если Вы не успеваете обогнать, водитель на своей полосе наоборот разгоняется до ещё и мигает дальним светом.
    Делается так. Если вижу, что встречка не успевает обогнать, я притормаживаю и включаю правый поворот, показывая что я пропускаю максимально прижимаясь к обочине.
    • Не совсем в тему, Саня.
      05 нояб. 2019 г., 13:14:10
      Ответить
      1. Тут не про ПДД, а про неофициальное общение. На многополоске меня одинокий колхозник не напрягает, неважно, в какой он полосе. Едет в правой - объеду его слева. Едет в левой - объеду справа. Вообще не понимаю, в чём проблема? Хуже, когда на 2 полосы 2 колхозника рядом с одинаковой скоростью. В Сыктывкаре это часто на Октябрьском. Ехать по левой при свободной правой нельзя только за городом, в городе ничего не будет, хоть 10 записей с регистратора в ГАИ отсылай.
      2. Дальним, может, и не обязательно, тебя и так видят. А вот поворотники - обязательно, и обгоняющему, и встречному. Сколько аварий лобовых из-за того, что оба свернули на обочину, где и встретились.
      1
      • 112
        05 нояб. 2019 г., 17:45:55
        Ответить
        вот соглашусь, что задрали ездить параллельными курсами с одной скоростью.
        • 113
          05 нояб. 2019 г., 20:19:25
          Ответить
          А тебе 160 надо лететь?
          1
          • 114
            05 нояб. 2019 г., 20:43:45
            Ответить
            Зачем? Мне и 159 вполне достаточно.
            1
      • злой водятел-пешеброд
        06 нояб. 2019 г., 10:43:15
        Ответить
        ППКС
        плюс по обоим пунктам.
        тоже не понимаю, чем так мешают "леворядники" - главное, чтобы оно не мотылялось из полосы в полосу без предупреждения и не тупило параллельно с правым рядом.
        мне несложно опередить по любой из свободных полос, главное, чтобы она была.
    • Бывалый
      05 нояб. 2019 г., 19:39:31
      Ответить
      Лишь бы сзади идущий автомобиль не принял этот знак «Если вижу, что встречка не успевает обогнать, я притормаживаю и включаю правый поворот, показывая что я пропускаю максимально прижимаясь к обочине» что вы пропускаете его для обгона.
      • Он же видит встречную.
        05 нояб. 2019 г., 20:48:10
        Ответить
        Если выбор, спасать уже существующую аварийную ситуацию или аварийную ситуацию, которая только может возникнуть, а может и не возникнуть - то решение простое.
  • Чайник
    05 нояб. 2019 г., 16:05:54
    Ответить
    Еще кроме правил ПДД рекомендую соблюдать правила УДД - "Уступи Д****у Дорогу" и останешься жив. На дороге смерть очень близко около жизни - удачи всем на дорогах и ХРАНИ ВАС ГОСПОДЬ!!!
    • злой водятел-пешеброд
      06 нояб. 2019 г., 10:45:10
      Ответить
      сколько себя помню, правило звучало ДДД - "дай дорогу дураку"
      давно новую редакцию приняли?
  • Фигу показывают тоже
    06 нояб. 2019 г., 10:26:33
    Ответить
    Фига говорит о том, что между колёс камень(для спаренных колёс имеется ввиду)