Логические ошибки, устаревшее ПО, неверные расчеты и строительные дефекты: что находит КСП Коми во время проверок
На совещании в комитете Государственного совета Коми по бюджету, налогам и экономической политике 24 мая председатель Контрольно-счетной палаты республики Игорь Гурьев представил результаты четырех проверок.
Проверка регионального оператора Севера
По словам Игоря Гурьева, проверка проводилась с 2018 года по июль 2021-го. За это время предприятие получило 171 млн рублей господдержки, из них 69 млн компенсации выпадающих доходов из-за применения льготных тарифов и 102 млн субсидии на финансирование затрат, возникших из-за пандемии коронавируса.
Как показала проверка, в результате завышения регоператором фактических объемов услуг по обращению с ТКО субсидия в связи с применением льготных тарифов в 2020 году была предоставлена в излишнем размере: превышение на момент проверки составляло почти 3 млн рублей. Министерству строительства и ЖКХ было рекомендовано провести проверку и определить сумму, которую надо вернуть в бюджет.
Выявлен ряд недостатков при установлении единого тарифа на услугу по обращению с ТКО, в частности информация, содержащаяся в экспертных заключениях комитета Коми по тарифам, не позволяет оценить обоснованность величины отдельных расходов, учитываемых при расчете тарифа. Этот факт свидетельствует о ненадлежащем учете региональным оператором оказанных услуг, низком качестве и недостоверности информации, предоставляемой в министерство, указал Игорь Гурьев.
Заместитель министра строительства и ЖКХ Коми Ирина Круглова сообщила, что субсидия на финансирование затрат, возникших в пандемию, предоставлялась регоператору в соответствии с утвержденным порядком. По ее словам, были проверены заключенные соглашения и суммы. Она добавила, что нарушения при заключении соглашений отсутствуют. Проверка по субсидии, выданной на компенсацию расходов из-за применения льготных тарифов, еще не завершилась.
Проверка реализации полномочий в сфере лесных отношений
КСП проверяла законность и результативность использования средств, выделенных из республиканского бюджета в 2018-2021 годы. Объектами проверки были Минприроды, Коми лесопожарный центр и четыре лесничества (Корткеросской, Сыктывдинское, Сысольское, Локчимское).
Как сообщил Игорь Гурьев, на исполнение функций по формированию и реализации госполитики в области лесного хозяйства в Коми за этот период было израсходовано почти 3,4 млрд рублей из федерального и республиканского бюджетов. Доходы республиканского бюджета от поступления платы за использование лесов, субвенций из федерального бюджета, а также иных поступлений превысили 6 млрд рублей. С учетом принятых мер по погашению долгов по платежам за использование лесов (в результате которых было взыскано 389,6 млн) задолженность перед бюджетом по данным платежам на 1 октября 2021 года составила 44,7 млн рублей.
В 2018-2019 годы министерство работало без лесного плана. Он был разработан, но из-за изменений в законодательстве он не был согласован. Таким образом, посчитали в КСП, расходы в размере 8,1 млн рублей бюджетных средств на его разработку, использование которого впоследствии оказалось невозможным, не отвечает принципу эффективности. Лесной план на 2020-2029 годы был утвержден только в 2020-м.
Проверка также показала, что применение неверных коэффициентов ликвидного запаса древесины, разрядов такс и ставок платы в целях проведения некоторых лесных аукционов привело к тому, что региональный и федеральный бюджеты недополучили 1,3 млн рублей.
Как оказалось, формула расчета платежей по арендным договорам, содержащаяся в методике, содержит в себе логическую ошибку, в связи с чем не является экономически обоснованной и противоречит положениям Лесного кодекса. А в лесничествах при формировании ведомостей материально-денежной оценки выделов для расчета минимальной стоимости лесных насаждений в целях заключения договоров использовалось устаревшее программное обеспечение (алгоритмы включали не соответствующие действующему законодательству формулы расчета).
По словам Игоря Гурьева, после получения отчета Минприроды организовало внутренние проверки в лесничествах, в Минцифры направлено обращение о покупке нового программного продукта, вносятся изменения в методику расчета арендной платы.
Проверка расходов на ремонт жилья для ветеранов
С 2018 года деньги из республиканского бюджета на ремонт квартир и домов ветеранов ВОВ перестали выдавать муниципалитетам — их стали в виде субсидии (и по конкурсу) предоставлять Коми республиканской общественной организации Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, которая затем тратила их на ремонты. За 2020-й и часть 2021 года в регионе было отремонтировано 901 жилое помещение ветеранов и членов их семей и бывших несовершеннолетних узников фашизма. Расходы на капитальный и текущий ремонт жилья (включая единовременные выплаты, компенсацию расходов, оплату ремонтных работ) составили 79 млн рублей. В 2022 году из-за расширения нуждающихся в помощи за счет детей войны выделена большая сумма — 112,7 млн рублей.
Во время проверки КСП установила неточности и пробелы в правовых актах, которые регулируют проведение ремонта, что несет риск неэффективного использования бюджетных средств. Палата рекомендовала разработать правила использования средств, установить периодичность, предельную стоимость работ, требования для подрядчиков. Предложено было и обеспечить контроль за проведением ремонтов со стороны чиновников. Еще одна рекомендация — вернуть полномочия органам местного самоуправления (КСП посмотрела практику по России и ни в одном регионе не нашла подтверждение, что ремонтом жилья ветеранов занимается некоммерческая организация).
Заместитель министра труда, занятости и социальной защиты Коми Анна Кучерова сообщила, что передать полномочия в этом году не получится, так как субсидия уже переведена совету ветеранов, часть денег уже потрачена, некоторые ремонты уже завершены. Но с 2023 года это возможно будет сделать, если появится финансирование (пока оно не предусмотрено). Что касается нормативной базы, то она дорабатывается совместно с общественной организацией.
Проверка расходов средств на строительство школы в селе Помоздино
Строительство школы на 453 места ведется с 2018 года. На конец 2021 года в объект было вложено 524,6 млн рублей, в том числе 8,2 млн — на проектно-изыскательские работы, авторский надзор, технологическое подключение к сетям, 37,4 млн — на приобретение мебели и оборудования. По данным Минстроя, строительная готовность объекта на 1 апреля 2022 года составляла 97,5%.
При проверке КСП установила 32 факта нарушений и недостатков в части соблюдения требований закона о закупках и градостроительного законодательства, Сумма нарушений составила 25,8 млн рублей. Проверка показала, что иногда работы оплачивались до их фактического выполнения, отдельные работы производились с отступлением от проектной и рабочей документации, изменения в рабочую документацию не вносились или вносились с нарушением срока, часть выполненных работ не была отражена в общем журнале учета. По словам Игоря Гурьева, выявленные факты свидетельствуют об отсутствии должного контроля со стороны заказчика. Есть замечания к теплотехническим характеристикам конструкций здания: были выявлены случаи продувания окон, обнаружены участки потери тепла через чердачное перекрытие, а также несоответствие наружных стен и чердачного перекрытия над спортивным залом требованиям по теплопередаче. По расчетам КСП, общие теплопотери через ограждающие конструкции и дефекты утеплителя в стоимостном выражении могут составить более 500 тыс. рублей в год.
Кроме того, пришла к выводу КСП на основе экспертного заключения из Коми научного центра, оценка эффективности инвестпроекта была проведена без всестороннего обоснования необходимой мощности объекта без возможности обучения в школе детей из близлежащих населенных пунктов. Отмечается, что в настоящее время мощность построенной школы в 400 мест является недостаточной для обеспечения сложившейся потребности в ученических местах для 453 учащихся (с ожидаемым приростом в ближайшей перспективе на 10%, то есть до 500 учащихся).
На это возразил заместитель министра образования, науки и молодежной политики Коми Руслан Ибрагимов. Он сказал, что демографического взрыва в Помоздино ждать не стоит, поэтому школа сможет принять всех детей и будет работать в одну смену. Продолжит работу школа в деревне Скородум, которая находится в пяти километрах от Помоздино, закрывать ее пока не планируют.
По словам Ирины Кругловой, все выявленные нарушения подрядчик взял в работу, часть из них уже устранена. Сейчас объект ждет итоговая проверка. Планируется, что школа заработает в сентябре.
Комментарии (11)