09:52, 27.11.2012 / КУЛЬТУРА

Актриса Екатерина Васильева прочитала Сыктывкару проповедь о счастье

На сцене Коми республиканской филармонии состоялся показ спектакля «Я была счастлива...» Созданный по дневникам Анны Сниткиной, жены Федора Достоевского, спектакль стал своеобразным бенефисом известной российской актрисы Екатерины Васильевой. Однако сама Васильева постановку как признание мастерства не воспринимает, а его блестящую актерскую составляющую ставит на задний план.

KIR_2358.jpg

Фото Кирилла Затрутина

Антрепризой, ставшей в последние годы бичом культуры Сыктывкара, действо, разыгранное на сцене филармонии, называть хотелось бы меньше всего. На суд публики был представлен сложный и глубокий спектакль, разыгранный на троих. Двое мужчин – народный артист России Александр Мезенцев и контр-тенор Юрий Барков - прекрасно справились со своими второстепенными ролями. Без них постановка стала бы моноспектаклем. И, безусловно, Васильева вытянула бы его одна, но мужчины создавали движение и многоголосие, подавали реплики и зонты, благодаря им мир воспоминаний Анны Сниткиной выглядел богаче и насыщенней.

KIR_2349.jpg

В 1867 году двадцатилетняя стенографистка Анна Сниткина стала второй женой Федора Достоевского, которому на тот момент было за сорок. Сниткина не только обустроила быт писателя, она принимала самое активное участие в его работе, именно благодаря этой женщине Достоевский бросил рулетку. Лев Толстой не без зависти отмечал: «Многие русские писатели чувствовали бы себя лучше, если бы у них были такие жены, как у Достоевского». Спектакль «Я была счастлива» поставил Владимир Салюк по просьбе Екатерины Васильевой.

KIR_2364.jpg

- Эта пьеса была написана по моей просьбе и по моему заказу, потому что просто выходить на сцену с текстом, за который ты не отвечаешь, мне уже неинтересно и не нужно, - прокомментировала актриса. - Когда я играю этот спектакль, актерская сторона, исполнение, мизансцены меня волнуют меньше всего. Куда большее значение имеют слова, мысли, которые я пытаюсь поселить в душах людей. Для меня этот спектакль – проповедь о христианской жизни, о христианской семье, о том, как надо жить, о том, как надо женщине себя вести, что такое жена, что такое мать и так далее.

KIR_2315.jpg

Почти на три часа зритель был погружен в удивительный мир сильной и любящей женщины. Героиня Васильевой меняется, вырастая из юной, робкой девушки, влюбленной в своего кумира, до мощной, страдающей, жертвенной женской сущности, которую она обретает в результате совместной жизни с великим мастером.

KIR_2326.jpg

- Основа материала для спектакля - дневники Сниткиной. Слово в слово, - пояснила Екатерина Васильева. - Я бы сказала, это сама жизнь, житие Анны Григорьевны Сниткиной. Это пример женщины в миру, которая может спасти святую жизнь. Семья всегда больше всего подвержена искушению и дьявольским нападкам. Тех, кто ближе, проще всего обидеть, на них можно сорваться, использовать как боксерскую грушу для психологического битья. Лишь те, кто терпит и живет в смирении, выходят на настоящий уровень счастья. Конечно, я говорю прежде всего о православных людях, которые стремятся стяжать Царствие Божие. У нас сейчас слишком много безверия, а отсюда и поведение людей соответствующее. В семье, на работе, на улице, в автобусе – ведите себя, как хотите, если нет закона нравственного.

KIR_2337.jpg

В канву воспоминаний Сниткиной режиссером тонко и остроумно вплетены отрывки произведений Достоевского. Васильева ловко перевоплощается то в бабушку из «Игрока», то в мать Раскольникова из «Преступления и наказания», а в финале предстает в образе Настасьи Филипповны из «Идиота». Актриса ярко и удивительно точно играет совершенно разных женщин.

KIR_2345.jpg

- У актеров, к сожалению, такая профессия – быть любимыми народом, - не без иронии отметила Екатерина Васильева в беседе с журналистами. –Скорее всего, изначально люди приходят посмотреть на меня. Но потом их затягивает тема. Есть зрители, которые по-новому начинают смотреть на жизнь, некоторые переосмысливают семейные отношения. Отменяют разводы, например. Женятся. Я всегда внимательно смотрю на пары, которые приходят на спектакль. Для них, слава Богу, эти мысли не проходят бесследно. Спектакль очень тяжелый. Для актрисы – это галеры. Меня дома уже ругают все, сын называет это «немыслимым и невозможным», коллеги, которые приходят за кулисы, жалеют, пугают инфарктом, потому что, и правда, очень тяжело. У меня ведь уже возраст. К тому же все эти переезды, перелеты. Но у меня сейчас нет никакого другого текста, я давно перестала играть другие спектакли. Сейчас это моя основная задача – донести эти слова, рассказать эту проповедь.

KIR_2335.jpg

Народный артист России Александр Мезенцев играет в спектакле роль второго плана, но периодически перевоплощается в самого Достоевского. Он поделился своим ощущением роли великого писателя, а также оценил восприимчивость сыктывкарской публики.

- Этот спектакль не о Достоевском, а совсем о другом. Даже исходя из того, что это бенефис Екатерины Васильевой, становится ясно, что женская роль здесь ведущая. Вокруг женского образа и складывается вся инсценировка. Помню, в начале, когда мы играли самые первые спектакли, мой Достоевский был очень жестким, даже жестоким в каком-то смысле персонажем. А потом Катерина сказала: «Ну как же так. Как же он может быть здесь таким жестоким? Разве он совсем не любит мою героиню? Любит ведь, ну пусть он будет ее любить». И Достоевский стал мягче, нежнее. Еще в этом спектакле очень многое зависит от настроения, от зрительного зала. Бывает, когда зал сидит не шелохнувшись и внимательно слушает. Тогда мы придаем динамики, делаем акценты резче. Вся энергия, которую мы выпускаем в зал, возвращается в стократном объеме в финале, когда зритель аплодирует стоя. У вас было совсем по-другому. После каждой мизансцены зритель пеленгировал нам овациями. Мы отдавали вашему залу много, но публика стремилась дать нам еще больше.

1611

Комментарии (3)

Добавить комментарий
  • "подавали реплики и зонты"
    27.11.2012, 10:50:35
    Ответить
    шли два студента: один в университет, другой - в калошах..
  • Часть зрителей уходила
    27.11.2012, 19:17:11
    Ответить
    Потому что это моноспектакль. Не для всех и не самая интересная форма. Филиппенко с Зощенко и Низовцев про Пиаф тоже были не самые выдающиеся.
  • ии
    27.11.2012, 21:56:16
    Ответить
    Про антрепризы в Сыктывкаре сказано точно. Моноспектакль прекрасен

Хочу получать главные новости дня в Коми!