«Это в Коми!»: вечная стоянка для доброй машины
В проекте «Это в Коми!» БНК рассказывает о необычных местах и географических объектах региона, творениях природы и связанных с ними реальных или мистических историях. Сегодня речь пойдет о памятнике паровозу в Воркуте.
Отметим, что в республике всего четыре локомотива, которые стали арт-объектами. Один находится в Микуни, другой в Печоре, третий в Сосногорске и четвертый – на железнодорожном вокзале в Воркуте.
Локомотив Эм 720-24 изготовили в 1924 году на Коломенском паровозостроительном заводе, а на вечную стоянку в Заполярье он встал 3 августа 1980 года.
Текст на монументе: «На этом паровозе 28 июня 1944 года машинист депо Воркута П.П. Дьяченко провел первый из десяти эшелонов угля, отправленных трудящимися Воркуты в подарок освобожденному Ленинграду».
Эм–720–24. Автор фото – В.Турченко
В газете «Заполярье» 8 августа 1980 года вышел репортаж В.Рыжанкова, сообщается в материале на сайте Централизованной библиотечной системы Воркуты. «Выступивший на митинге главный инженер Воркутинского отделения А. Ф. Смирнов пояснил надпись:
— Было это так. Только что доблестные советские войска, разгромив немецкую группировку, прорвали блокаду Ленинграда. Тогда-то горняки Воркуты взяли обязательство добыть сверх плана десять эшелонов угля и безвозмездно отправить в город на Неве. Железнодорожники в свою очередь обязались доставить ленинградцам топливо. Только и те, и другие нарушили данное слово. Было отправлено не 10, а 14 угольных маршрутов.
Затем Александр Федорович сказал, что паровоз на постаменте — это дань уважения тем, кто первым прокладывал путь поездам в Заполярье в невероятно трудных условиях войны, это памятник славному труду железнодорожников. Среди тех, первых, он назвал имена П. П. Дунаева, который привел первый поезд в Воркуту, машиниста первого класса И. Е. Хрипачева, водившего этот паровоз, и многих других.
Слово берет старейший железнодорожник Воркуты П. К. Зайцев, ученик и последователь П. П. Дьяченко, П. П. Дунаева и других. Это они вместе с И. С. Семеновым, В. С. Семеновым, И. Г. Диденко, А. М. Волковым в пятидесятых годах подхватили эстафету машинистов военных лет и своим, трудом умножили их славные дела, освоив вождение в здешних условиях поездов весом до 3600 — 4000 тонн скоростным методом.
— Теперь дело за вами, наша молодая смена, — сказал П. К. Зайцев, — в ваших руках мощные тепловозы, которые не идут ни в какое сравнение с этим стареньким паровозом. Но в то время это была добрая машина. Мы свое дело завершаем, а вам, молодежь, предстоит сделать очень много. Помните о тех, кто начинал вождение поездов в Заполярье вот на такой слабой технике, но дела у них были громкие. Умножайте наши традиции».
После того как нацисты оккупировали угольный Донбасс в начале войны, одним из основных источников угля в СССР стала Воркута. Советские войска пробили к Ленинграду коридор вдоль южного берега Ладоги, а вскоре по этой узкой полоске земли проложили железную «Дорогу Победы». Воркутинские горняки хорошо понимали, насколько важен уголь для осажденного города, поэтому они решили добывать его сверх плана и отправлять в Ленинград в качестве дара. Во время войны многие жертвовали свои довоенные сбережения в Фонд обороны. Но у шахтеров Воркуты, многие из которых были заключенными, сбережений не было. Поэтому их вкладом в Победу стал выкупленный у государства за счет зарплаты «подарочный» уголь, добытый после основной смены, говорится на сайте историческийбагаж.рф.
Фото с сайта историческийбагаж.рф
Всего за годы войны воркутинские шахтеры отправили в Ленинград 14 таких железнодорожных составов с углем. И вот уже 45 лет Эм 720-24 напоминает прибывающим на вокзал и покидающим Заполярье людям о подвиге тружеников тыла.
БНК










Комментарии (2)