15:42, 29.12.2014 / ПРАВО

Командир батальона госавтоинспеции Сыктывкара Андрей Перловас: «На дорогах Сыктывкара наблюдается снижение аварийности»

В последнее время в сводки происшествий то и дело попадают аварии с участием молодых или нетрезвых водителей. При этом последних, по видимости, ужесточение наказания за этот вид нарушения не волнует. Перспектива лишиться прав на срок до двух лет и заплатить 30 тысяч рублей штрафа не останавливает нарушителей. Тем не менее дорожная ситуация улучшается, что можно проследить на примере Сыктывкара. На наиболее проблемных местах появились стационарные камеры видеонаблюдения, ежедневно на дорогах выставляются передвижные комплексы, пешеходные переходы оборудуются ограждениями, исключая выход на дорогу в неположенном месте. Какова ситуация с безопасностью дорожного движения в столице, как помогают в работе рубежи контроля и как «портят» статистику происшествий молодые и нетрезвые водители, агентству БНК рассказал командир батальона сыктывкарской госавтоинспекции Андрей Перловас.

KIR_4689.jpg

Фото Кирилла Затрутина

- В этом году на дорогах Сыктывкара появилось много нововведений — это и стационарные камеры видеонаблюдения, и изменение организации движения, и оборудование пешеходных переходов. Как в целом можно охарактеризовать ситуацию на дорогах Сыктывкара?

- На мой субъективный взгляд и в разрезе России в целом, у нас далеко не критичная ситуация с аварийностью. Более того, в Сыктывкаре наблюдается снижение аварийности. А именно, снизилось число погибших в ДТП, что является наиболее важным показателем нашей работы. На сегодняшний день в авариях погибло 16 человек, для сравнения, в прошлом году их было 22. Я считаю, что это наше достижение и определенную роль в этом сыграли стационарные рубежи контроля, которые были установлены, и передвижные комплексы. Говорить, что это получилось за счет профилактическо-карательной работы — увеличения штрафов и усиления работы инспекторов нельзя. Это комплексная работа, достигнутая в результате всех тех усилий, которые мы принимаем. Это контроль за качеством обслуживания дорог, за состоянием дорог в целом. Еще свежо в памяти, когда в начале года эжвинская трасса приносила довольно серьезные проблемы. Сейчас можно сказать, на эжвинской трассе нам удалось снизить тяжесть последствий в результате ДТП. Мы уже не слышим о громких происшествиях, которые были в начале года (в январе в ДТП недалеко от заправки в Емвале погибла фельдшер скорой помощи — БНК).

- Этого удалось достичь в том числе за счет снижения скоростного режима на трассе «Сыктывкар — Ухта»?

- Да, и работы передвижных комплексов, которые ежедневно стоят на этом участке. С одной стороны, казалось бы, наказываем людей, с другой — менталитет русского человека такой, что он не готов без наказания менять линию своего поведения. Плюс пропагандистская работа, которая ведется — все происшествия мы стараемся освещать в СМИ. В полиции я служу 18 лет, в ГИБДД — десять, за это время горя на дороге я насмотрелся столько, не дай Бог никому. Я тоже автовладелец, моя линия поведения на дороге поменялась после того, как я стал сотрудником госавтоинспекции, потому что все проходит перед моими глазами. Это даже не столько превышение установленного режима, а движение с учетом определенных климатических условий. Например, если гололедица и ограничение скорости 60 километров в час, это не значит, что надо ехать 58 или 59 километров в час. Я поеду 40, потому что буду чувствовать, какая это опасность для меня и моей семьи. Поэтому карательные меры, которые мы применяем, несут определенный положительный эффект: человек все равно, получив одно постановление о штрафе за превышение скоростного режима, может не откорректировать свое поведение, при втором — задумается, а если происходит третье — здесь каждый делает свои выводы. С учетом того, что увеличились санкции, в том числе за управление транспортными средствами в состоянии опьянения, это то, чему мы очень рады, внесло коррективы в имеющуюся статистику. Наблюдается снижение ДТП с участием пьяных водителей, по сравнению с прошлым годом. За этот год зарегистрировано 41 ДТП с участием нетрезвых водителей, в прошлом 63 аварии. Грубо говоря, число аварий снизилось на 30 процентов, а это уже показатель. В том числе я это связываю и с увеличением санкций за нарушение данного вида.

- Если смотреть по очагам аварийности, какие участки в дорожной карте города наиболее неблагополучны в этом плане?

- У нас достигнута договоренность с 2GIS, организацией, которая формирует дорожные карты. Они изготовили для нас отдельный слой, доступный в интернете, где фиксируются все происшествия в Сыктывкаре, по этому слою можно проследить наличие очагов аварийности. На сегодняшний день наиболее проблемными остаются трасса «Сыктывкар — Ухта», где каждый второй километр является местом концентрации ДТП, улица Морозова – перекресток с Катаева, Октябрьским проспектом, район дома №115. Остается проблемным Октябрьский проспект – на перекрестке с Орджоникидзе, Красных партизан, Чкалова, и Интернациональная-Орджоникидзе. В этих местах наиболее часто случаются ДТП с пострадавшими. Работа в этом плане ведется, сейчас мы занимаемся оборудованием пешеходных переходов барьерными ограждениями, то есть исключаем выход пешеходов в неположенном месте. Наблюдается положительный эффект принимаемых мер: количество наездов на пешеходов в этих местах уменьшилось. Также влияет профилактическая работа с водителями по выявлению нарушений по проезду пешеходных переходов. По статье 12.18 санкции довольно приличные, 1,5 тысячи рублей. Не каждый готов отдать такую сумму за непредоставление преимущества в движении пешеходам, которые, как известно, имеют его на пешеходном переходе. Плюс желтые светофоры, которые висят над переходами и служат для привлечения внимания. Говорить об их эффективности пока рано, потому что устанавливать их стали недавно.

- Какие виды ДТП случаются наиболее чаще?

- Основными являются два вида – наезды на пешеходов и столкновения. На такие ДТП приходится порядка 70 процентов всех происшествий. Остальные аварии – съезд с дороги в кювет, падение груза и другие встречаются не так часто. Поэтому профилактическая работа направлена именно на эти два вида ДТП – это соблюдение скоростного режима, выезд на полосу встречного движения и работа на пешеходных переходах по выявлению водителей, не предоставляющих преимущество в движении пешеходам. Но и пешеходы у нас не отличаются законопослушностью – бегают через дорогу вблизи переходов, что является серьезным нарушением.

KIR_4676.jpg

- А можно ли выделить общую причину аварий? В силу наших климатических условий часто звучит колейность.

- Мы относимся к северному региону, у нас зима длится восемь месяцев из двенадцати, поэтому климатические условия вносят свои коррективы. Это плохая видимость во время снегопадов, гололедица, колейность. Вид ДТП, связанный с неудовлетворительными дорожными условиями, встречается очень часто. Подрядные организации, требования к которым изменились, пытаются искать варианты с противогололедными реагентами, применением новых разработок. К сожалению, те реагенты, которые используются в Центральной России, не применимы к нашим условиям, так как их температурный режим применения имеет очень узкий спектр. С учетом того, что среднемесячная температура зимой у нас составляет -15-20 градусов, эти реагенты не применимы. Мы используем, может быть, не такие эффективные, но других вариантов нет.

- В общей статистике ДТП какова доля происшествий с участием пьяных водителей?

- В среднем в день мы выявляем от трех до пяти человек в будни и до 10 человек в выходные дни. Рекорд был 15 человек в нетрезвом состоянии за сутки. К примеру, в воскресенье 21 декабря мы выявили восемь нетрезвых водителей, но это не значит, что их было восемь. Мы отдаем себе отчет, что в городе их ездило гораздо больше, просто это те, которых мы задержали. Здесь есть сложности в процедуре доказывания, что именно этот человек в это время управлял этим транспортным средством. Бывает, что водитель и пассажир перепрыгивают с места на место. Доказать, что за рулем был именно этот человек, помогают видеорегистраторы, которые установлены в патрульной машине. Те, кто находился в это время в автомобиле, правдивых показаний не дадут. Второй момент, который вызывает сложности, это оформление процессуальных документов, начиная от отстранения от управления транспортным средством, проведения освидетельствования на месте при помощи портативных приборов, алкотестеров. Если человек не согласился с результатами освидетельствования, ему предлагается пройти процедуру в медучреждении. Пока происходит оформление, пока водителя везут на освидетельствование, случается так, что человек трезвеет: проходит большой промежуток времени, также существует допустимая норма содержания алкоголя в выдыхаемом воздухе, которая зачастую в геометрической прогрессии может снижаться. Особенно, это остаточные пары алкоголя, например, в утренние часы. При этом освидетельствование на состояние опьянения входит не только алкогольное, но и наркотическое и токсическое. К сожалению, сегодня методики определения наркотического опьянения в экспресс-режиме, нет. Если с алкоголем все понятно, то с наркотиками так не получается. У человека отбираются биологические срезы — это либо кровь, слюна, моча, которые направляются на судебно-медицинскую экспертизу. Она длится около недели, водителя в этом случае мы отпускаем с отстранением от управления транспортным средством. Когда приходит результат, что человек действительно находился в состоянии опьянения, возникает проблема повторного поиска этого человека для оформления протокола и направления его в суд. К сожалению, наркотики стали встречаться все чаще, хотя это не основной вид опьянения. В любом случае активную работу мы ведем.

- А как обстоит дело с молодыми водителями, происшествия с их участием все чаще появляются в сводках. Может, в этом есть минус автошкол?

- Случаи с молодыми водителями никогда не были редкими. Я не склонен думать, что это недостаток в обучении. Начинающий водитель не может быть по определению профессионалом. Зачастую в экстремальной ситуации он может повести себя неправильно, потому что просто не хватает опыта. Просматривая все то видео с регистраторов, которое есть у нас в наличии, я могу как профессионал делать выводы о правильности или неправильности поведения на дороге. Действия в экстремальных ситуациях и вождение в спокойном режиме — это разные вещи. Начинающего водителя научили правилам дорожного движения, вождению транспортного средства в соответствии с ними, а курсов поведения в экстремальной ситуации на территории Сыктывкара нет. Ежедневно экзамен сдают около двух групп по 30 человек, то есть 60 кандидатов в водители. Поток колоссальный. Порядка 30 водителей, только получивших права, каждый день выходят на дорогу, армия водителей увеличивается. Теоретический экзамен сдают 90 процентов кандидатов в водители. Эта подготовка в Сыктывкаре на достаточно хорошем уровне, с практикой сложнее. С первого раза экзамен сдают порядка 20-25 процентов. Да, мы принимаем принципиально и жестко, часто возникают конфликтные и спорные ситуации. Но мы свою позицию отстаиваем, не потому, что вредные, а потому что боремся за чистоту водительских рядов. Если у экзаменатора есть хоть какие-то сомнения, что человек может принести неудобства на дороге, ему не подпишут экзамен, так как он не готов к выходу на дорогу. Нельзя говорить, что это субъективная оценка, экзаменатор аргументирует ее проставлением баллов. Он профессионал и берет на себя ответственность. Выпуская на дорогу человека, заботится не только о нем самом, но и о себе и своих близких: все мы ходим по дорогам и по ним же будет ездить кандидат в водители. На сегодняшний день разрабатывается новая методика подготовки и приема экзаменов. Основные упражнения и порядок подготовки остаются, но будет увеличено количество часов вождения.

KIR_4692.jpg

- Как помогают в работе стационарные камеры видеонаблюдения и передвижные комплексы?

- Они значительно повлияли на ситуацию на дорогах. Аварийность в тех местах, где установлены стационарные рубежи, претерпела изменения. На перекрестках стало гораздо меньше наездов на пешеходов. Интересный момент, камерой фиксируется пересечение стоп-линии на запрещающий сигнал светофора. Если водитель въехал на разрешающий сигнал и по каким-то причинам не успел проехать перекресток, это не будет считаться нарушением, оно не зафиксируется в автоматическом режиме, только пересечение на запрещающий сигнал. Постановление формируется автоматически, поэтому коррупционная составляющая полностью исключена. Естественно, оператор перепроверяет информацию, может, где-то нечетко видны номера. Человеческая составляющая здесь важна. Мы исключаем те нарушения, которые не сможем доказать. Даже если оно зафиксировано в автоматическом режиме, сформировано постановление, мы не будем его направлять, потому что понимаем перспективу судебных разбирательств.

- А можно ли обмануть технику?

- Ухищрений масса — это и внесение корректировок в госномер: путем заклеивания лейкопластырем небольшого кусочка буква О легко меняется на С; закрывание номеров наглухо, путем закрытия листком бумаги только региона уже исключает распознание номера; использование нанопленки, которая не дает считывать номер в ночное время. Но каждый автовладелец должен понимать последствия применения этого — ответственность предусмотрена за нанесение покрытия, препятствующего распознаванию номерного знака.

- То есть, условно, за непристегнутый ремень безопасности штраф составлял бы всего 500 рублей, а за наклеивание пленки вырастет раз в десять?

- Скажу больше, это лишение права управления транспортным средством от одного до трех месяцев. Кроме того, установка рубежей помогает в розыске транспортных средств. Допустим, мы разыскиваем транспортное средство, скрывшееся с места ДТП. Распознание номера происходит на всех рубежах контроля, все это откладывается в памяти компьютера, к которому мы можем обратиться в любое время. Оператор, который сидит круглосуточно, скажет, в какое время и какой рубеж прошла эта машина. Это относится и к розыску транспортных средств. На сегодняшний день в Сыктывкаре разыскивается всего одна машина, остальные, которые числились в угоне, мы нашли. Львиная доля — за счет камер видеонаблюдения.

- Кроме всего прочего, как повлияло ужесточение законодательства на ситуацию с нарушителями?

- Достаточно сказать, что спецприемник заполнен полностью практически всегда. Случается, что мы доставляем человека, а мест в приемнике нет. Тем не менее мы считаем, что еще не дождались эффекта от ужесточения. Например, человека за управление автомобилем в нетрезвом виде оштрафовали на 30 тысяч рублей. У него есть два месяца на добровольную оплату штрафа, после чего в течение двух лет судебные приставы в принудительном порядке могут взыскивать эти штрафы. Есть сложности с определенной категорией граждан: если у человека нет ни квартиры, ни машины, ни счетов в банке, официально он нигде не работает, взыскать штраф с него очень тяжело. Поэтому эффекта мы ждем позже, когда штрафы начнут взыскиваться судебными приставами. Сейчас речь идет о том, чтобы еще ужесточить наказание за управление в нетрезвом виде. Такой законопроект в госдуму уже поступил. Я возлагаю на него очень большие надежды, потому что нетрезвое состояние — одна из самых серьезных проблем на дорогах. Человек попался в первый раз, допустил ошибку - наказать можно серьезно, но не жестко. Если ту же ошибку он допустил во второй раз — бороться нужно более жесткими методами. У человека должно что-то щелкнуть в голове, он должен понимать, что в периоды измененного сознания это повлечет для него тяжелые последствия. Я считаю, что с этим злом надо бороться максимально жесткими методами вплоть до уголовной ответственности.

1106

Комментарии (0)

Добавить комментарий