Алексей Чернов преподал молодым журналистам азы ремесла и технику манипуляций
26 ноября пресс-зал Агентства РК по печати и массовым коммуникациям с трудом вместил участников форума молодых журналистов. Таких набралось больше полусотни, да еще понабежали те, кого уже называют акулами пера. К примеру, в задних рядах была замечена экс-корреспондент газеты «Красное знамя», а ныне главный редактор нового издания «Красное знамя Севера» Дарья Шучалина. Причина столь ажиотажного внимания: VIP-гость форума – главный «смотрящий» по СМИ в Коми, первый заместитель главы РК Алексей Чернов, от которого все ждали небанальных поучений и рассуждений, и в своих ожиданиях не обманулись.
Алексей Чернов учил журналистов политтехнологиям. Фото Юрия Кабанцева
Вместо 15 минут, отведенных программой мероприятия на приветственные речи, монолог Алексея Чернова длился добрых полчаса, да еще четверть часа он отвечал на вопросы молодых журналистов.
- Если говорить о журналистике республики, мне кажется, что те, кто сейчас учится на факультете журналистики, станут неким переломным поколением, - начал с комплиментов, обращаясь к аудитории, Алексей Чернов. И дальше в довольно пространных выражениях, часто перескакивая с одной темы на другую, пояснил, что он имеет в виду:
- Вот раньше был жанр очерка. Сейчас его нет, как нет и жанра фельетона. Это же требует умственного напряжения, образного осмысления. Вместо этого в газетах часто читаешь: «можно подумать», «можно предположить», «наверное». То есть человек никуда не ходил, а, проконсультировавшись с юристами, написал и опубликовал.
Затем мысль Алексея Леонидовича опять вернулась к очеркам:
- Я много поездил по республике. Вот Усть-Цилемская горка. Я не видел ни одного очерка об этом явлении. При том, что современные технологии дают много возможностей… Другое дело, что есть десятки людей, у которых замечательные камеры, но смотреть, что они сняли, невозможно.
Тут, видимо, во избежание того, что кто-то из присутствующих либо отсутствующих журналистов примет эти слова на свой счет, выступающий сделал важную оговорку:
- Все сходства, если вы таковые обнаружите, случайны. Никого из журналистов и изданий Республики Коми я не имею в виду, - и опять продолжил свою витиевато-причудливую мысль:
- Раньше начинающим журналистам было тяжело. В редакции сидел человек в пиджаке, посыпанном пеплом, и под его началом молодой журналист начинал постигать азы профессии – бегал с пачкой газет. Сейчас это не нужно.
Отдельного внимания в связи с вышесказанным удостоился интернет:
- Я знаю несколько блогов, которые интересно читать. Но я не очень верю в специальную интернет-культуру. Там сейчас столько слэнга, что скоро будет модно разговаривать на чистом русском языке…
Наконец, после еще целого ряда сентенций, Алексей Леонидович начал подступаться к главному:
Журналистика по большому счету – продажа информации. А информацию можно отодвигать, можно ею манипулировать. Но если вы сидите в пресс-службе, то либо будете убиты как специалист, либо поймете, что помимо вашего начальника есть внешний мир, и ваша задача – работать с этим внешним миром.
Когда я был маленьким, я решил обязательно стать суворовцем. Пришел к отцу и заявил ему об этом. А он меня спросил: «А ты знаешь, что такое ремесло солдата?» «Защищать Родину», - с гордостью ответил я. «Хороший солдат – это человек, умеющий хорошо убивать, - объяснил мне отец. - Ты сможешь хорошо овладеть этим ремеслом?»
Так вот, ремесло журналиста – оперировать информацией, в том числе ею манипулировать, - еще раз повторил свой главный тезис оратор.
Растолковать, что это значит, Алексей Леонидович решил на примере собаки, убитой сосулькой:
- Можно просто написать – «сосулька убила собаку», и ни у кого это не вызовет эмоций. А можно: «бедное маленькое животное беспомощно скребло лапкой. Куда смотрят коммунальные службы?!» И это уже манипуляция. Вы должны подать некий факт, а в каком формате он будет подан, зависит от способностей журналиста.
Буквально тут же Алексей Чернов продемонстрировал, насколько ловко он сам владеет приемами такой манипуляции:
- Фразы типа – «коммунальные службы безбожно воруют» или «все чиновники – воры» - не работают. Например, про меня можно говорить и писать все, что угодно. Надевая мундир чиновника, ты должен быть готов к самым немыслимым обвинениям. Помните, как обличал чиновников Салтыков-Щедрин, при этом сам был генерал-губернатором. Так что публикация про бедную, убитую сосулькой, собачку имела бы юридически более сильный результат, нежели общие фразы, не подтвержденные фактами.
Примечательно, что Алексей Леонидович еще не раз возвращался к несчастной собачке, называя ее уже Тотошкой и показывая на ее примере все новые и новые варианты манипуляций. В их числе была, например, такая: «в городе развелось много собак – плохо работают коммунальные службы».
В финале своей речи Чернов привел еще один блестящий пример манипуляции:
- Четыре офицера предали свою страну, вступив в период военных действий в сговор с противником своего правительства. При этом сам этот противник вступил в любовную связь с супругой властителя страны и так далее. Вы все знаете эту книгу, - заинтриговал присутствующих замглавы и сразу же раскрыл карты:
- Это «Четыре мушкетера», - пояснил он («хотя, вообще-то, роман называется «Три мушкетера», к тому же Дюма не был журналистом - БНКоми). - И попробуйте мне возразить, что я что-то переврал. Я вам описал факты. Александр Дюма, когда работал над книгой, наткнулся на мемуары некоего Рошфора, описавшего эти события и рассказавшего, что в окружении кардинала Ришелье был шевалье Д,Артаньян. Но Дюма все перевернул, и теперь тысячи людей знают историю Франции именно в его интерпретации, очень далекой от реальных фактов.
Заключительный пример аудиторию весьма впечатлил. Но в души молодых журналистов, судя по их вопросам, которые они задали VIP-гостю, запало не только это.
- Почему, по-вашему, стало меньше фельетонов в газетах? Может, журналисты испытывают прессинг? – спросила бойкая девушка с первого ряда.
- Я об этом думал. Цензура здесь ни при чем. Сейчас многие вещи подаются очень остро, но фельетон - не просто острая статья, она написана особым образом. Это требует способностей и труда. Хорошие фельетонисты писали на уровне Марка Твена, - продемонстрировал глубокое знание основ журналистики А.Чернов.
Один из последующих вопросов касался качества и уровня журналистики.
- У меня нет опыта и критериев оценки, - признался главный идеолог Желтого дома, тут же заявив, что хороших журналистов очень мало. Причин, по его мнению, здесь множество:
- Была утечка мозгов, очень многие ушли из профессии. А ремесло, если им не заниматься, утрачивается, потому что оно, что называется, на кончиках пальцев. Некоторые ушли, не передав свой опыт. Сейчас все нарабатывается заново, в новом формате. Но все равно, на мой взгляд, телеграфным стилем многого не передашь.
Наконец, оратор немного порассуждал, чем опасна творческая профессия:
- Быть средним инженером – значит проектировать не здания, а, предположим, перекрытия. Ничего страшного. А журналист, как солист балета, – либо у тебя сольная партия, либо ты будешь стоять у последней линии.
Эталоном журналистики Чернов назвал Владимира Познера, который «умеет держать аудиторию, в его передачах нет никакого эпатажа, никаких провокаций, но это интересно смотреть».
Помимо Алексея Чернова с приветственными речами на открытии форума выступили руководитель Агентства РК по печати и массовым коммуникациям Дмитрий Челпановский и заместитель председателя Союза журналистов России по РК Григорий Хатанзейский, однако их выступления были более чем лаконичны. После этого VIP-гость покинул мероприятие, а участники форума на полдня погрузились в кухню журналистики, об особенностях которой им рассказали руководители республиканских СМИ.
Комментарии (97)
(*патсталом)
ремесло журналиста – оперировать информацией, в том числе ею манипулировать
По поводу самого названия "КЗС" есть смысл посудиться, только толково.
Дарья? Это... "Турецкие репортажи"? Ну тоже мне, Асламова-Завгородняя-Донцова!
"Красное знамя Севера" - сегодня это не то что не прилично, это уже не умно... Денег много - посмешите народ!
- эта фраза просто-таки поражает глубиной, конкретикой, осмысленностью!
Вместо 15 минут, отведенных программой мероприятия на приветственные речи, монолог Алексея Чернова длился полчаса, еще четверть часа он отвечал на вопросы молодых журналистов.
- Если говорить о журналистике республики, мне кажется, что те, кто сейчас учится на факультете журналистики, станут неким переломным поколением, - начал с комплиментов, обращаясь к аудитории, Алексей Чернов.
- Вот раньше был жанр очерка. Сейчас его нет, как нет и жанра фельетона. Это же требует умственного напряжения, образного осмысления. Вместо этого в газетах часто читаешь: «можно подумать», «можно предположить», «наверное». То есть человек никуда не ходил, а, проконсультировавшись с юристами, написал и опубликовал. Я много поездил по республике. Вот Усть-Цилемская горка. Я не видел ни одного очерка об этом явлении. При том, что современные технологии дают много возможностей. Другое дело, что есть десятки людей, у которых замечательные камеры, но смотреть, что они сняли, невозможно.
Тут, видимо, во избежание того, что кто-то из присутствующих либо отсутствующих журналистов примет эти слова на свой счет, выступающий сделал важную оговорку:
- Все сходства, если вы таковые обнаружите, случайны. Никого из журналистов и изданий Республики Коми я не имею в виду.
Наконец, г-н Чернов начал подступаться к главному:
- Журналистика по большому счету - продажа информации. А информацию можно отодвигать, можно ею манипулировать. Но если вы сидите в пресс-службе, то либо будете убиты как специалист, либо поймете, что помимо вашего начальника есть внешний мир, и ваша задача - работать с этим внешним миром.
Когда я был маленьким, я решил обязательно стать Суворовым. Пришел к отцу и заявил ему об этом. А он меня спросил: «А ты знаешь, что такое ремесло солдата?» «Защищать Родину», - с гордостью ответил я. «Хороший солдат - это человек, умеющий хорошо убивать, - объяснил мне отец. - Ты сможешь хорошо овладеть этим ремеслом?»
Так вот, ремесло журналиста - оперировать информацией, в том числе ею манипулировать, - еще раз повторил свой главный тезис оратор.
Растолковать, что это значит, заместитель главы решил на примере собаки, убитой сосулькой:
- Можно просто написать - «сосулька убила собаку», и ни у кого это не вызовет эмоций. А можно: «бедное маленькое животное беспомощно скребло лапкой. Куда смотрят коммунальные службы?!» И это уже манипуляция. Вы должны подать некий факт, а в каком формате он будет подан, зависит от способностей журналиста.
Буквально тут же Алексей Чернов продемонстрировал, насколько ловко он сам владеет приемами такой манипуляции:
- Фразы типа - «коммунальные службы безбожно воруют» или «все чиновники - воры» - не работают. Например, про меня можно говорить и писать все, что угодно. Надевая мундир чиновника, ты должен быть готов к самым немыслимым обвинениям. Помните, как обличал чиновников Салтыков-Щедрин, при этом сам был генерал-губернатором. Так что публикация про бедную, убитую сосулькой, собачку имела бы юридически более сильный результат, нежели общие фразы, не подтвержденные фактами.
Примечательно, что замглавы еще не раз возвращался к несчастной собачке, называя ее уже Тотошкой и показывая на ее примере все новые и новые варианты манипуляций.
В финале своей речи Чернов привел еще один блестящий пример манипуляции:
- Четыре офицера предали свою страну, вступив в период военных действий в сговор с противником своего правительства. При этом сам этот противник вступил в любовную связь с супругой властителя страны и так далее. Вы все знаете эту книгу, - заинтриговал присутствующих А.Чернов и сразу же раскрыл карты:
- Это «Четыре мушкетера», - пояснил он («хотя, вообще-то, роман называется «Три мушкетера», к тому же Дюма не был журналистом - БНКоми). - И попробуйте мне возразить, что я что-то переврал. Я вам описал факты. Александр Дюма, когда работал над книгой, наткнулся на мемуары некоего Рошфора, описавшего эти события и рассказавшего, что в окружении кардинала Ришелье был шевалье Д,Артаньян. Но Дюма все перевернул, и теперь тысячи людей знают историю Франции именно в его интерпретации, очень далекой от реальных фактов.
Заключительный пример аудиторию весьма впечатлил. Но в души молодых журналистов, судя по их вопросам, которые они задали VIP-гостю, запало не только это.
- Почему, по-вашему, стало меньше фельетонов в газетах? Может, журналисты испытывают прессинг? - спросила бойкая девушка с первого ряда.
- Я об этом думал. Цензура здесь ни при чем. Сейчас многие вещи подаются очень остро, но фельетон - не просто острая статья, она написана особым образом. Это требует способностей и труда. Хорошие фельетонисты писали на уровне Марка Твена, - пояснил Чернов.
Один из последующих вопросов касался качества и уровня журналистики.
- У меня нет опыта и критериев оценки, - признался главный идеолог Желтого дома, тут же заявив, что хороших журналистов очень мало. Причин, по его мнению, здесь множество:
- Была утечка мозгов, очень многие ушли из профессии. А ремесло, если им не заниматься, утрачивается, потому что оно, что называется, на кончиках пальцев. Некоторые ушли, не передав свой опыт. Сейчас все нарабатывается заново, в новом формате. Но все равно, на мой взгляд, телеграфным стилем многого не передашь.
Наконец, оратор немного порассуждал, чем опасна творческая профессия:
- Быть средним инженером - значит проектировать не здания, а, предположим, перекрытия. Ничего страшного. А журналист, как солист балета, - либо у тебя сольная партия, либо ты будешь стоять у последней линии.
Эталоном журналистики Чернов назвал Владимира Познера, который «умеет держать аудиторию, в его передачах нет никакого эпатажа, никаких провокаций, но это интересно смотреть».
Помимо Алексея Чернова с приветственными речами на открытии форума выступили руководитель Агентства РК по печати и массовым коммуникациям Дмитрий Челпановский и заместитель председателя Союза журналистов России по РК Григорий Хатанзейский, однако их выступления были более чем лаконичны. После этого VIP-гость покинул мероприятие, а участники форума на полдня погрузились в кухню журналистики, об особенностях которой им рассказали руководители республиканских СМИ.
===================================
В таком случае Дарья Шучалина уж точно не балерина журналистики - сольные партии в балете готовятся долго и нудно, а Дарья писала много, мутно и в разные стороны (как корова мочится).
Неужели назначение ДШ на пост главреда новой газеты это и есть "стоять у последней линии"?
Думаю, что главное качество Дарьи, за которое её ценит власть - это сервильность.
А у Чертенка балерина...
Он "балерить" ей не мешает...
Ведь он сношает Маргарина
Как всех б**литиков сношает
И журналюг отдрессировал манипулировать информациеей...
Бред несете господин. Вот именно ваши манипуляции и приводят к бедам простого люда в маленьком городке. Вас уже точно не забудут!
БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ!
Жаль, что не имел возможности присутствовать и впечатляться...
Генералы инфу получили, репы почесали, дай, думают, утку пустим, пусть полетает, а там посмотрим, что из этого выйдет. А что делать-то? Всех, кого можно, уже “взбодрили” (Кара, Мандичи, Сосна и т.д.), а тут и о Паше вспомнили – как бы вроде не чужой. Сажают его на измену…
Но лучше всех получилось, Доломину засунуть в неблагополучный район и убить нескольких зайцев.А самое главное надо же было Долмину так УБЕДИТЬ.Уважуха вам господин Чернов.
Браво! Ну просто супер демократично подошли к работе депутаты от едроссии.
Пространное изложение выступления А.Чернова. возможно, и не отражает полноту сказанного им. Но навязывание им своего, очень субъективного. не подкреплённого собственной практикой, видения журналистики, роли , а самое главное ответственности журналиста перед своей аудиторией - очевидно.бог с этим. Но ведь г-н Чернов глаголил об этом перед мальчишками и девчонками, которые пришли узнать не о манипуляции информацией, а об умении творчески распорядиться ею и интерпретировать её с учётом своей же читательской, теле и -иной аудитории. Предлагаю прочесть Оксфордский словарь английского языка о трактовке манипуляции (как «акте влияния на людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление и обработка». А также изданный в 1969 г. в Нью-Йорке «Современный словарь социологии». который определяет манипуляцию как «вид применения власти, при котором обладающий ею влияет на поведение других, не раскрывая характер поведения, которое он от них ожидает». Человек, взаимодействуя с окружающими, взаимодействует с сознанием других людей, так или иначе влияя на их поведение, но сознательная манипуляция начинается с того момента, когда манипулятор ставит для себя цель манипуляции).
"Программа радиовещания должна составлятся так, чтобы она была интересна людям с утонченным вкусом и вместе с этим нравилась и была понятна также людям невзыскательным. Нужно предложить слушателю умную и психологически тонкую смесь из нравоучений, тем для обсуждения, отдыха и развлечений.
Особый акцент при этом должен ставиться на отдыхе и развлечениях, так как подавляющая часть радиослушателей вынуждена вести ежедневную борьбу за выживания, борьбу, отнимающую силы и нервы, и имеет право в короткие часы досуга на покой и отдых. Напротив, те немногие, которые желают питаться исключительно Кантом и Гегелем, во внимание приниматься не должны."
„Mitteilungen der RRG“, Nr. 501 vom 28. August 1936
Это уже не Квакин с Тимуром, а "Голубая чашка".
"Голубая чашка" - это "военная тайна" "Чука" и "Гека"...
диагноз:
имбицил в стадии д****ьности,с наполеоновскими притензиями,без тормозов,без принципов.
пойдет далеко...если не остановят.
Бульдог он, зажиревший, но бульдог.
Ведь факт, за что не берётся, всё у человека получается. Потому его и решили поддержать именно за деловые качества и мозги!
А вот с кем он будет там рядом, это вопрос! Местным однозначно, хуже не будет!!!
Из вышеизложенной информации делают вывод: последние журналисты в Коми скоро вымрут, т.к. вместо журналистов вузы растят пиарщиков-пропагандистов.
Ну лицо..., просто ужас, даже смотреть не очень приятно.
Говорят, что модно быть толстым в ЕдРе, солидно, статусно.
Идут пионеры - салют Мальчишу!
Летят самолеты - салют Мальчишу!
Гудят пароходы - салют Мальчишу! Свистят паровозы - салют Мальчишу!
Довольно интересные кстати мысли (может сдесь конечно все проффесионалы). Это говорит о том что человек на своем месте. Я сейчас чувствую, что общественность отреагирует неадекватно, так что имейте в виду, что я к Чернову ни какого отношения не имею. Ни я его не знаю ни он меня - это честно.
- Я об этом думал. Цензура здесь ни при чем. Сейчас многие вещи подаются очень остро, но фельетон - не просто острая статья, она написана особым образом. Это требует способностей и труда. Хорошие фельетонисты писали на уровне Марка Твена, - продемонстрировал глубокое знание основ журналистики А.Чернов."
А что же такое фельетон?
Жанр художественно-публицистической литературы; ему присуще критическое, нередко комическое, в том числе сатирическое, начало. Общие приметы – актуальность и подвижность предмета сообщения или рассуждения, видимая "бесплановость", лёгкость, непринуждённость композиции, пародийное использование художественных и внехудожественных жанров и стилей.
Все то, что настоящая власть и победила. Один из последних примеров это программа куклы. Странная позиция Алексея Леонидовича, он или не понимает о чем говорит, или же.... Что однозначно точно, так это то что всех кто может сегодня писать в стиле фельетона, а именно журналистов мыслящих, настоящая власть на пушечный выстрел не подпускает к медиа ресурсу. Последний пример Соловьев.
Кто знает?
выдало "Невозможно найти удалённый сервер"
Потом сильно пожалеет, что лучшие годы своей жизни потратила на всю эту херню.
Это как раз и есть его сраная пиар технология в действии. С таким же успехом он сын и племянник лейтенанта Шмидта в одном лице.
жестко контролируется. посмотрите местные печатные листки (бывшие подобие газет)
инфа в газетках - почти слово в слово одна и та же и снимки с одного ракурса. в каждом госоргане пресс-служба.
например, в дорожном агенстве и трех километров не строят автомобильных дорог, а пресс-служба существует.
а если посмотреть шире - радиоэфир (имеется ввиду прием на банальный радиоприемник)в стране и тот колпаком. радио китая, израиля, ватикана, швеции - пожалуйста. или по утрам свободно фигачит немецкая волна но все на тему жизни кыргыстана, казахстана.
а почему нельзя послушать хотя бы радио россии или тот же радиомаяк круглосуточно и на любом радиоприемнике. а не на радиопремнике с расширенными диапазонами фээм и ивээм типа тексана, сони, грюндига (по старому укв и средние волны) только радиосвободаньюс дает какую то альтернативную инфволну по интернету.
ладно, раньше были глушилки официальные целые радиоантенные многогектарные поля возле крупных городов, а теперь глушат все в чистую, такое впечатление,что радиоэфир стал девственный над 1/6 частью суши. разве не так, господин белов?
а лаврэга занят написанием экономических мемуаров ему не однофамильцев брюссельского краснопухлого родственника высокопоставленного енерала гэбэ
Даша! Неверной дорогой идёшь!
Ризограф и весь остальной лом - твои.
К выборам починим