17:50, 10.06.2015 / ОБЩЕСТВО

Педагоги малокомплектных школ выступают против «усиленной оптимизации»

Педагоги малокомплектных школ чувствуют психологическое давление со стороны местных чиновников и выступают против «усиленной оптимизации». Об этом руководители образовательных учреждений заявили сегодня депутатам-единороссам, которые собрались на заседание фракции. На видеосвязь вышли Печора, Троицко-Печорск, Ижемский, Усть-Цилемский районы. Представители Сыктывдинского, Усть-Куломского и Усть-Вымского районов озвучили проблемы напрямую.

KIR_5785.jpg

Фото Кирилла Затрутина


По данным регионального министерства образования, в 2014-2015 учебном году в Коми действовали 379 школ, 212 учреждений располагаются в сельской местности, а 162 из них признаны малокомплектными, это 43% от общего числа образовательных учреждений. С 2008 по 2014 годы в результате оптимизации ликвидирована 31 школа, 170 реорганизовано.

В качестве основных проблем, с которыми сталкиваются малокомплектные школы, глава профильного министерства Владимир Шарков назвал низкий уровень результатов образования (показывает статистика ЕГЭ), высокие финансовые затраты на обучение одного ребенка - в малокомплектных школах этот показатель в несколько раз превышает норматив, низкая пропускная способность интернета и, конечно же, дефицит кадров.

Все это подтвердили участники видеомоста, не согласившись лишь с низким уровнем результатов образования. Директор одной из малокомплектных школ Ижемского района привела свой аргумент: в школах с малым количеством учеников легче применить индивидуальный подход к ребенку, учитель и ученик слышат друг друга.

В Усть-Цилемском районе озвучили жилищную проблему. Вроде бы и молодые специалисты звонят и просятся на работу, а жить им негде. К тому же малокомплектная школа в небольшом селе или деревне при отсутствии дома культуры берет на себя и эти функции - готовит вечера, акции, помогает пожилым людям. Устьцилемы рекомендовали вести оптимизацию по территориальному признаку и создавать социокультурные центры.

В Печоре на связь вышли заместитель главы администрации района и директор школы № 56 поселка Сыня. Предполагается, что ученики среднего звена поселка Сыня будут получать образование в поселке Луговой, жить в интернате.

- Я прошла через то, что называется реорганизация. И как мама скажу, что ни за что не отдала бы ребенка в интернат, - заявила директор Сыньской школы Маргарита Ребус.

Опыт оптимизации представил руководитель администрации Усть-Вымского района Василий Лютоев на примере двух школ в поселках Вежайка и Илья-Шор. По словам Лютоева, для детей Вежайки готово помещение интерната при Микуньской школе, есть возможность трудоустройства педагогов, в том числе и пожилых. В Илья-Шоре здание школы можно будет использовать под социокультурный центр. Однако прийти к пониманию с родителями и педагогами пока не удается.

Присутствующие на собрании руководители обеих школ с доводами главы согласились лишь отчасти. По их мнению, ситуация могла сама бы разрешиться через пару лет. В Вежайке это связано с получением родителями учеников сертификатов на переселение: в 2014 году в поселке было ликвидировано учреждение ФСИН. В Илья-Шоре следует дождаться окончания младшим звеном четвертого класса и не объявлять о новом наборе, а также дождаться выпуска девятого класса. Педагоги попросили у главы района отсрочку минимум на один, максимум на два года.

- У нас всего две школы, и проблема, кажется, не такая глобальная. Но она очень жизненная и даже философская, не побоюсь таких высоких слов. Пусть извинит меня наша администрация, но идет усиленная оптимизация. Знаете, какое-то давление пошло психологическое, тяжело с января этого года стало жить. Поэтому и протест со стороны жителей. Разрушаются уклад территории малого поселения и родовое гнездо. С шашками наголо работать нельзя. В любой ситуации должен быть адаптационный период, - заявила директор Ильяшорской школы.

В заключение обсуждения Владимир Шарков задал самый, пожалуй, важный вопрос: а готовы ли малокомплектные школы к реализации новых федеральных образовательных стандартов с 1 сентября 2015 года. Этот вопрос вызвал сомнение у министра, так как готовность муниципалитетов в этом плане очень слабая. По новым стандартам ученикам придется в будущем изучать два иностранных языка, а в 2020 году сдавать по ним обязательный экзамен. При этом очень малая часть учителей проходит переподготовку и повышает свою квалификацию. Дети же из сельских школ, судя по данным мониторинга, не стремятся получать образование выше общего среднего.

После всех высказываний депутат Алексей Цыпанов высказался за сохранение малокомплектных школ. В свою очередь первый заместитель председателя Госсовета Владимир Марков призвал искать способы стимулирования сельских учителей, приведя пример из царской России. Сельские учителя в то время получали годичный оплачиваемый отпуск и проводили его за границей, на этот период община искала другого педагога.

Для решения кадровой проблемы спикер парламента Коми Игорь Ковзель предложил под руководством министерства образования начать отрабатывать программу «Дом для учителя».

- Пусть она пока не будет подкреплена финансированием, но мы хотя бы будем понимать, сколько мы должны домов построить. Мы должны понимать, где они нужны, где есть перспективы, а где их нет, - рекомендовал Игорь Ковзель.

Итог собранию подвел руководитель фракции, заместитель председателя госсовета Александр Макаренко, призвав районные власти и профильное министерство и его отделы в муниципалитетах не скрывать от жителей информацию о судьбе малокомплектных школ.

- Не надо делать из оптимизации тайну. Если таковы планы, обсуждайте их с людьми. Часто на малокомплектных школах держатся целые села и поселки, и такие новости не должны сваливаться на людей, как снег на голову. Если оптимизация все же неизбежна, делать это нужно плавно, не ущемляя интересы детей и родителей.

2560

Комментарии (48)

Добавить комментарий
  • 555
    10 июня 2015 г., 18:01:02
    Ответить
    Оптимизация образования и медицины-читай, сокращение и полный перевод с бесплатного на платное.
    • 555-тому
      11 июня 2015 г., 9:06:57
      Ответить
      Ну для них то (для депутатов и прочих дармоедов)конечно оптимизация.
  • учитель
    10 июня 2015 г., 18:21:42
    Ответить
    Новая волна оптимизации образовательных учреждений, к примеру в Корткеросском районе, вызвана, я уверена, отсутствием финансовых средств в бюджетах района на их содержание. Не успели очухаться от одной волны оптимизации (объединение детских садов на территории поселений в одно юр.лицо в 2006-2009 г.г.), нагрянула вторая. Теперь уже детский сад и школа на территории поселения будут объединены в одно юр.лицо. Власти района и не скрывают, что цель- сокращение руководящих кадров, бухгалтеров, завхозов, сторожей. И всё это прикрывается едиными образовательными стандартами. Какие такие единые образовательные стандарты в средней школе и дошкольном учреждении?! А после закрытия нач. школ в деревнях уровень знаний выше не стал, а наоборот, стал ниже. По крайней мере, год от года проходной балл ЕГЭ (для получения аттестата) по математике и русс.языку всё снижается и снижается. А то, что раньше в классе из 30 чел. было 2-3 неуча, то теперь - только 2-3 обучаемы...Это ли не повод сделать выводы?...Но кто думает о нас и наших детях? Есть проблемы с учительскими кадрами, но причина- отсутствие достойного жилья для молодых специалистов.
  • Скоро "оптимизируют" жители РК
    10 июня 2015 г., 18:26:06
    Ответить
    Эту свору дармоедов от ГС: пришлого Ковзеля, браконь'ера Макаренко, бросающего в грязь заготовки для детской площадки "известного бизнесмена".
  • чел
    10 июня 2015 г., 18:34:35
    Ответить
    а чего вы хотели?
    Конечно против. Зарплата хорошая, в классе- 3 ученика. Халява. Кто от таких условий откажется?
    Отправлено из мобильной версии
    • 20 лет интересуюсь
      10 июня 2015 г., 19:33:23
      Ответить
      реструктуризацией сети образовательных учреждений и установлено,
      что ЯРЫМИ противниками выступают учителя-халявщики и учителя -бездари, а также учителя- пенсионеры.
      Забудте дурь, что умирает школа, умирает деревня. Умирает деревня, умирает школа..

      Справка. В настоящее время в ООШ п. Илья-Шор обучается 15 учащихся, при этом из п. Илья-Шор в настоящее время осуществляется подвоз 10 учащихся ( 5 учащихся 1-4 классов, 3 учащихся 5-9 классов и 2 учащихся 10-11 классов) в СОШ с. Айкино.
      КАК ВИДНО, ЧАСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ( в ТОМ числе и родители 5 учащихся 1-4 классов ходят, чтобы их дети получали качественное образование в СОШ с. Аикино.
      Про ребус молчу, оно и есть ребус.
      В настоящее время в пришкольных интернатах республики созданы такие условия, которые сельским детишкам и не снились. При наличии сотовой связи они ежедневно общаются с родителями, о присмотре и уходе за ними-молчу.ПРи этом в пришкольных интернатах проживают в основном дети 13-17 лет, еженедельно осуществляется подвоз обучающихся. Детей, проживающих в пришкольных интернатах республики порядка 160-180 человек. При советиках их было 4-5 тыс.
      • При
        11 июня 2015 г., 9:10:37
        Ответить
        Советах, учились на местах и обучаемость была хорошая, так как люди хотели и учиться и работать. А сейчас только бы денег побольше, та работы поменьше.
      • 20 лет интересущемуся
        11 июня 2015 г., 9:13:35
        Ответить
        Ты что, хозяин такого интерната? Что до такой степени за?
    • согл
      10 июня 2015 г., 20:03:56
      Ответить
      полностью
      • Школа
        11 июня 2015 г., 7:56:27
        Ответить
        Это видимо написала эта бешеная Моисеева- и еще какая-то там, сменившая супероптимизатора Студиград, которую из министерства оптимизировали
  • И я
    10 июня 2015 г., 18:57:08
    Ответить
    за оптимизацию всех депутатов.Пользы с них никакой
    • родитель п. Сыня
      10 июня 2015 г., 19:38:08
      Ответить
      знаю, не сравнивай интернаты 70-80 и сегодня
      Директор Ребус довела нашу школу до ручки, а теперь оправдывается.
  • 234
    10 июня 2015 г., 20:23:22
    Ответить
    Если ученик и учитель слышат друг друга, почему тогда такие низкие результаты обучения у учащихся???????
  • Не хило
    10 июня 2015 г., 20:28:56
    Ответить
    За 3-5 учеников получать полную зарплату, 25 % доплат за работу в сельской местности. 100% компенсацию за оплату жилищно- коммунальных услуг. Озвучьте сколько получает сельский учитель, который работает до 12-13 ч дня, обучая всего несколько человек! 40-60 тысяч рублей!
    • ученик
      10 июня 2015 г., 20:52:18
      Ответить
      так
      идите нас учить к нам
      • чел.
        10 июня 2015 г., 21:04:06
        Ответить
        с удовольствием
        Но нет вакансий.
        Отправлено из мобильной версии
      • чел.
        10 июня 2015 г., 21:04:06
        Ответить
        с удовольствием
        Но нет вакансий.
        Отправлено из мобильной версии
  • живу я здесь
    10 июня 2015 г., 20:59:14
    Ответить
    КАК МОЖНО ОПТИМИЗИРОВАТЬ ОБРАЗОВАНИЕ, ТО ЕСТЬ ЗНАНИЕ
    Стройте дороги, мосты, проводите современную связь НАПРЯГАЙТЕ МИНСЕЛЬХОЗПРОД, МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ, ИНВЕСТФРНДЫ И БАНКИ и забудьте проблему по оптимизации знаний. На фотографии, кроме Шаркова, все клоуны и неадекватные к действительности- клоуны единопиндосы
    • Коми морт
      10 июня 2015 г., 21:07:04
      Ответить
      И Шарков -клоун. Видели бы Вы, как он строчщиеся и сдающиеся школы и садики осматривает: не видит ни одного нарушения, даже в виде незакрывающихся дверей, протекающих крыш, запотленных подвалов. Колун в чёрных очках...
  • Коми морт
    10 июня 2015 г., 21:08:12
    Ответить
    строящихся....затопленных
  • Хм..
    10 июня 2015 г., 21:10:32
    Ответить
    интернаты, телефонная связь с родителями, оптимизация.. и никто из этой шелупони в галстуках не думает о том, что отнимают у детей их детство, маму рядом, которая обнимет и поддержит, папу, который даст навыки и поведенческую модель главы семьи.. лишь бы собрать в кучу детей, лишь бы сэкономить.. с себя бы начали, оптимизаторы хреновы.
    Отправлено из мобильной версии
    • пусть
      10 июня 2015 г., 21:40:18
      Ответить
      учатся жизни. А то у вас не дети уже, а растения домашние
      • да, только
        10 июня 2015 г., 21:47:20
        Ответить
        жизнь и так учит, только семью ни одна школа-интернат не заменит.
        Отправлено из мобильной версии
  • Местный
    10 июня 2015 г., 21:56:45
    Ответить
    Ни один даже самый распрекрасный интернат с великолепными условиями не заменит детям живого каждодневного общения с родителями и близкими людьми.Оставьте детей и родителей в покое, развивайте дистанционное обучение, дайте детям нормально расти.
  • да что же такое!!!
    10 июня 2015 г., 22:10:23
    Ответить
    больше некого оптимизировать?
    оптимизируйте ваш раздувшийся вширь и вглубь аппарат прихлебателей. сразу экономия будет видна. тех, кто работает, трогать нельзя. а вот прозаседавшихся проверяльщиков всех уровней- в школы малокомплектные. вот и решится проблема и с деньгами, и с педкадрами, и с оптимизацией. а то, подозреваю, чиновники уже забыли, как в школе работать. пусть возвращаются туда, ибо учились-то не зря на учителей.
    • МОЛОДЕЦ!!!!
      10 июня 2015 г., 22:34:03
      Ответить
      100%!!!!!!!!!!!!!
    • учитель
      11 июня 2015 г., 0:14:09
      Ответить
      У нас в Корткеросском районе Управлении образованием все испекторы ни дня в школе не работали. Раньше в РОНО брали лучших из лучших учителей со стажем. А сейчас всякая шваль, ходят в юбках от пупка и до пупка, ещё на работать учат...Трясутся за своё тёплое местечко. Ни одного, кого можно было бы уважать, и кто сам уважительно относился бы к людям. А раньше Татьяна Александровна Коюшева, Жанна Васильевна Разманова, Иван Николаевич Даньщиков, Людмилс Николаевна Хвастунова, даже Мукминат Мусалхановна Атуева, умели слушать и слышать учителей и родителей. Знали проблемы школ и садиков. а сейчас директорам школ- только крики, угорзы снять с должности
      • +
        11 июня 2015 г., 6:35:36
        Ответить
        +1000
      • Печора
        11 июня 2015 г., 7:47:31
        Ответить
        и не только в Корткероссе
        Бедные дети и родители из Сыни, жалко их, ведь они стали жертвами этих креативных решений. Не сравнивайте интернаты тех лет и сейчас.Право детей и родителей жить вместе всегда, если бы была дорога, вопросов нет, возите, но поезд ходит не часто и проезд дорогой. Чем хорош Луговой или он лучше Сыни? Там что детям есть чем заняться?
        • эксперт от образования
          11 июня 2015 г., 8:26:58
          Ответить
          таких тупых учителей, как из Корткеросса
          гнать из образования в три шеи. Комент лживый и безграмотный. Догадываюсь кто написал.
          Нет, нет я не из Корткеросса.
          • Ещё
            11 июня 2015 г., 9:16:12
            Ответить
            один креатиФный от вЕДРА.
  • 123
    11 июня 2015 г., 9:23:00
    Ответить
    Артеев в каждой дырке, смотреть противно
  • карл
    11 июня 2015 г., 9:38:59
    Ответить
    Все беды от нехватки денег в казне государства. Государству сейчас надо обустраивать Крым и вкладывать средства на подготовку к мундиалю 2018 года. Значит надо за счёт чего то оптимизировать другие расходы. Всё очень просто. А почву подвести легко- некачественное образование в селе, малокомплектность и т.д.
    • Вот
      11 июня 2015 г., 9:46:47
      Ответить
      если у нас чемпионат всё таки отберут я ржать буду, особенно глядя на их обиженные рожи.
  • Ирина
    11 июня 2015 г., 10:22:43
    Ответить
    Уважаемый автор данной статьи! Исковеркали название поселка Сыня - Сыньской школы. Правильно будет: Сынинской школы!
  • коми
    11 июня 2015 г., 11:23:16
    Ответить
    оптимизация
    Политика едроссов в отношении ликвидации школ и медпунктов в основном ухудшает жизнь коми сельского населения . Это одна из форм ассимиляции коми населения . Вещи надо называть своими именами, а не мудреным немецким словом оптимизация. Такая национальная политика в Коми!
    • Не только
      11 июня 2015 г., 14:55:19
      Ответить
      коми, а вообще всех. Жируют только Питер и Москва.
  • 123
    11 июня 2015 г., 11:28:23
    Ответить
    В Сысольском РОНО еще хуже,чем в Корткеросе.Учителям срезали з/п в среднем на 5000 руб. Якобы, по ошибке раньше больше положенного платили. Среднюю зарплату из пальца высосали,кого ни спросишь, не выше 21000 руб.Соответствует майским указам только у тех, кто на 3-х ставках пашет с утра до ночи.
  • Елена
    11 июня 2015 г., 12:51:36
    Ответить
    Некоторые так яро защищают детей, но почему-то молчат о том, что дети-то может и будут рядом с родителями, зато в такой школе не получат никаких толком знаний. Ну-ну. Когда вырастут – тоже от родителей не отойдут ни на шаг?
  • Родитель
    11 июня 2015 г., 13:53:53
    Ответить
    Да, теперь вот так! Сплошной хаос и бардак в образовании! За всеми "оптимизациями" и т.п. забыли о самом главном предназначении. С организацией ЕГЭ вообще ужас и не только на региональном уровне. Все выпускники и родители напряжены до предела. Весной объявили об одних сроках опубликования на сайтах результатов каждого экзамена, перед началом экзаменов разместили другие сроки выдачи результатов (http://www.ege.edu.ru), в день выдачи результатов по русскому языку дотянули с результатами до вечера и около 18 часов поменяли сроки выдачи результатов по всем экзаменам, увеличив их ещё на одни сутки!!! В образовании кто нибудь думает о людях???!!! Ведь многие выпускники планируют поступление в ВУЗы за пределами РК, у работающих родителей есть утвержденные руководством графики отпусков, у многих уже куплены билеты на транспорт, после всех минобразовских "игр" с переносом сроков выдачи результатов мне например пришлось менять билеты на самолёт (потерял 7,5 т.р.), а ведь есть жители отдаленных районов, которым нужно добираться до пунктов назначения (ВУЗов)сложным маршрутом- автомобилем-поездом-самолётом. О Человеке не думает никто! Недавно в интервью "Вести Коми" чиновница из МО РК госпожа Мазанова произнесла фразу:"участники образовательного процесса образовательных организаций". Во как! Вроде всё грамотно, НО человеческим языком чиновники уже не говорят. Забыли, что в русском языке есть красивые и тёплые слова: школа, ученик, учитель. "Когда уйдём со школьного двора....". Скорее бы! И ещё. На фоне всех таких инноваций, в последние годы праздник "День защиты детей" звучит издевательски. Предлагаю вместо него сделать День ЕГЭ - День Единого Государственного Эксперимента над детьми.
    • Нахрена
      11 июня 2015 г., 21:00:42
      Ответить
      простите, вы куда-то летали?
      Докуметы можно направиь по почте. И только после зачисления привезти оригиналы в тот вуз, где студент будет учиться. Результату ЕГЭ приемная кгмисия инстиута узнает с того же сайта. Собственно, ради этого ЕГЭ и затевали. Прием документов во все вузы начинается 15 июня.
      Сами себе жизнь усложняют, вместо того, чтобы документы почитать...
      • Елена
        12 июня 2015 г., 13:11:15
        Ответить
        Согласна с Родителем
        Что то я не слышала от знакомых, что документы на поступление отправляли почтой и спокойно сидели дома и ждали результата. Большинство едут сами, так всегда надёжнее.
        Согласна и в том, что должен быть порядок, установили сроки весной, ознакомили всех, так зачем что то менять по ходу выпускных экзаменов и вносить никому не нужную лишнюю напряженность.
  • Женя
    11 июня 2015 г., 14:09:24
    Ответить
    Само понятие "малокомплектная школа" говорит само за себя! Зачем эти классы по 5 человек? В которых учителя, может, и ближе к ученикам, но сами признаются, что результаты невысокие???
  • Kira
    11 июня 2015 г., 14:31:44
    Ответить
    "При этом очень малая часть учителей проходит переподготовку и повышает свою квалификацию. Дети же из сельских школ, судя по данным мониторинга, не стремятся получать образование выше общего среднего". Да вот именно. Так что дайте детям нормально учиться!!! Не в селе!!!
  • Читатель
    11 июня 2015 г., 15:00:59
    Ответить
    на сельские школы затраты как на частые. выгоднее и правильнее экономить на содержании, а не на образовании (а это происходит в маленьких школах, где педагоги абы какие)
  • Гоцман
    11 июня 2015 г., 15:49:01
    Ответить
    Жене
    Не считаете ли Вы, что если бы классы в сельских школах были по 100 детей, то обучение стало бы лучше? - Глупость. Обучение и в сельских школах достойное. Не думаю что двоечник из сельской школы переведенный в городскую через пару лет станет отличником - утопия, его просто переведут в школу для придурков.
  • Родитель п.Сыня
    11 июня 2015 г., 20:42:20
    Ответить
    Родителю от родителей из Сыни. Не смей поганить нашу уважаемую Маргариту Геннадьевну!