Региональный маткапитал в разы увеличил репродуктивные планы жителей Коми - ученые
После введения в Коми регионального материнского капитала доля третьих детей возросла на 60 процентов. Более того, демографическая политика имела и неожиданный эффект - репродуктивные планы населения возросли не только у целевой аудитории поддержки - поколения 1980-х годов рождения, но и у самых молодых респондентов, рожденных во второй половине 1990-х годов. Результаты научных исследований эффекта от проводимой в регионе демографической политики представили сегодня на заседании правительства республики.
Лариса Попова предостерегла от возможных решений по отмене программы маткапитала, что чревато еще более глубоким демографическим кризисом. Фото Николая Антоновского
Заместитель директора по научной работе института социально-экономических и энергетических проблем Севера КНЦ УрО РАН Лариса Попова сообщила, что исследованию подвергался эффект атмосферы, сложившейся в обществе в условиях повышенного внимания к вопросам демографии, причем внимания не декларативного, а подкрепленного реальными экономическими мерами. Результаты двух социологических обследований после введения федерального и регионального материнских капиталов позволяют очень высоко оценить демографический эффект регионального семейного капитала.
Несмотря на то, что адресована мера поддержки была поколению 1980-х годов рождения, эффект региональных мер демографической политики оказался более универсальным.
- Он способствовал продолжающемуся увеличению уровня рождаемости, который в последние пять лет происходит в условиях ухудшения возрастной структуры детородных контингентов, это очень мощный фактор. Суммарный коэффициент рождаемости в последние годы начинает отрываться от среднероссийского уровня, - заметила Лариса Попова.
По подсчетам ученых, доля третьих детей благодаря поддержке увеличилась почти на 60%. Исследования позволяют говорить о том, что рождаемость увеличилась не из-за изменения календаря рождения, то есть рожали не те, кто давно это откладывал или, наоборот, под действием мер поддержки решил произвести на свет третьего ребенка раньше, чем задумывалось, а те, кто вообще не собирался этого делать.
Также эта мера привела к повышению семейной компоненты рождаемости, то есть снижению количества рождений вне брака, которые росли в предыдущие два с половиной десятилетия.
Однако самым важным эффектом демографической политики ученые считают рост репродуктивных планов населения. Возросли практически все главные виды репродуктивных установок: ожидаемое желаемое и идеальное число детей в семье. Особо важным фактором ученые посчитали то, что репродуктивные установки возросли у всех участников обследования, в то время как по логике региональный материнский капитал, как и федеральный, предназначался для поколений 1980-х. Особенно удивили очень высокие ожидания тех, кто родился во второй половине 1990-х годов.
- Самый неожиданный результат этих исследований заключается в том, что репродуктивные ожидания самой молодой возрастной когорты - родившихся в середине-второй половине 1990-х годов, оказались не только выше репродуктивных ожиданий предыдущей возрастной когорты, но и выше, чем у всех более старших возрастных когорт. Это результат неожиданный только на первый взгляд. Это следствие того, что поколение, репродуктивные стандарты которого формировались в благоприятных условиях устойчивой активизации внимания государства к демографическим проблемам, подтвержденные крупномасштабными, новыми мерами демографической политики, получили достаточно мощный импульс для своего уровня. Таким образом, последовательное наращивание мер социально-демографической политики способно повлиять не только на текущую ситуацию в области рождаемости, но и на ее перспективы, - сделала один из самых главных выводов по исследованию Лариса Попова, особо подчеркнув, что сейчас очень важно не потерять закрепленный результат.
Особую актуальность этот посыл приобретает в свете того, что ближайшие годы ожидается длительный структурный спад уровня рождаемости, более глубокий, чем в 90-е годы, поэтому прекращать поддержку семей ученые не рекомендуют, кроме того, не рекомендуют и переходить на адресную помощь только малообеспеченным семьям, что может также привести к плачевным результатам.
- В этих условиях необходимо прологнировать все действующие меры. Их отмена приведет к разочарованию в государственной политике. В условиях очень глубокого структурного понижения рождаемости это чревато новым витком демографического кризиса, более глубокого, чем в 90- е годы. Поддержка должна быть адресной, но если мы попутно рассчитываем и на демографический эффект, то не должны злоупотреблять принципом адресности по малообеспеченности. В данном случае я имею в виду дискуссии о том, чтобы перейти на принцип адресного назначения федерального и регионального материнских капиталов после 2016 года. Если это произойдет, мы не только потеряем рождение, мы потеряем его в тех слоях населения, которые обладают самым высоким социализирующим потенциалом, - предостерегают ученые.
Председатель правительства Владимир Тукмаков пообещал, что доклад будет иметь прикладное значение, особенно в случае вышеупомянутых дискуссий о формате поддержки семей с детьми в будущем.
Комментарии (27)
В то же время на коммунальное хозяйство — 10,3%, общеэкономические вопросы - 13,5%, ТЭК - 16,6%, жилищное хозяйство - 21,2%), общее образование - 4,7%.
http://top.rbc.ru/economics/27/08/2015/55dee4769a7947020bc949e4
Подробнее на РБК:
http://top.rbc.ru/economics/27/08/2015/55dee4769a7947020bc949e4
http://top.rbc.ru/economics/27/08/2015/55df0fea9a79473b8f372ad7
что имеет значение уровень образования,
особенно женщины - матери.
Люди с более высоким образованием могут занимать более высокое положение в обществе, что, обычно, соотносится с более высокими доходами, следовательно, материальное благополучие таких семей не связано с "материнским капиталом", тем более региональным.
Сходили бы те ученые в пенсионные управления и пособирали статистику, что за семьи и на что тратят "капитал"...
В полной мере разделяю прогноз демографов о том, что в «условиях очень глубокого структурного понижения рождаемости это чревато новым витком демографического кризиса, более глубокого, чем в 90- е годы». Как известно, в республике, (как и в России в целом), в 2015 году отмечается тенденция снижения естественного прироста за счет уменьшения рождаемости и увеличения смертности. А «коми село» вновь перешло в режим депопуляции. За счет миграционной убыли республика за последние 4 года потеряла более 40 тысяч населения. При этом в регионе не утверждена концепция демографического развития. В условиях нарастающей тенденции демографического кризиса, правительству республики и вновь избранному депутатскому корпусу необходимо принять системные решения в сфере демографической политики.
По целому ряду важнейших качественных интегральных показателей социогуманитарного развития регион, занимает в российском «субъектном табеле о рангах» рейтинговые позиции не соответствующие его экономическому потенциалу, общему уровню экономического развития:
• 64 место по интегральному индексу человеческого развития (12 место из 13 регионов европейского и азиатского Севера),
• 56 место по продолжительности жизни населения;
• 43 место по индексу здоровья населения;
• 12 -15 место по уровню самоубийств,
• 14-15 место по уровню насильственной смертности,
• 10 место по уровню смертности от алкогольных отравлений;
• 18 место по уровню смертности от внешних, «неестественных» причин, связанных с негативным образом жизни и т.д.
Республика «входит»:
• в первую десятку регионов (6 место) с самой высокой миграционной убылью населения;
• в первую десятку «самых пьющих» субъектов России;
• в состав 30 регионов с уровнем здоровья населения «ниже среднего по России;
• в состав 15 регионов с наиболее высокой долей экономических потерь (более 40% от всех экономических потерь) в результате преждевременной смерти населения в экономически активном возрасте и др.
В регионе многие количественные индикаторы, характеризующие социопсихологическое, духовно-нравственное, ментальное здоровье, находятся за пределами критических значений (предельно-критических величин), «параметров порядка» социогуманитарного развития ( в том числе уровень самоубийств, убийств, преступности, алкоголизации и др).
О духовно-нравственном и экологическом неблагополучии в регионе (имеющем человеческие, духовно-нравственные причины), и, необходимости принятия системных решений в социогуманитарной сфере, свидетельствуют и элементарные данные статистики, в том числе, приведенные в публикациях БНК и Комиинформа за 2015 год:
• отмечается повышение общего уровня преступности;
• по итогам шести месяцев в Коми зарегистрирован значительный рост подростковой преступности;
• за год употребление спайсов несовершеннолетними выросло в 365 раз;
• в январе-июне 2015 года естественный прирост населения (превышение числа родившихся над числом умерших) составил лишь 417 человек. По сравнению с первым полугодием 2014 года, данный показатель в целом по республике уменьшился на 36% за счет снижения рождаемости (в пятнадцати городах и районах) и роста смертности (в десяти):
• на каждую 1000 вновь образованных семей пришлось 703 распавшихся;
• В республике отмечается резкий рост невыплат зарплат. По данным прокуратуры (на июнь 2015 года «48 предприятий региона имеют задолженность по заработной плате перед 2650 работниками на общую сумму 172 миллиона 900 тысяч рублей, в то время как в начале года эта сумма не превышала 6,5 миллионов»;
• Химические показатели питьевой воды в Коми в два раза хуже средних значений по России.
• Коми уже не первый год остается лидером на Северо-Западе по количеству выбросов загрязняющих веществ. И т.д. и т п.
Я, как аналитик, государственный советник в отставке», понимаю, что эти и другие негативные характеристики, «сейчас не к месту и не ко времени».
Но, я как кандидат философских наук, автор диссертации «Антропополитика как предмет антропо-социо-философского анализа», автор книги «Питирим Сорокин:суждения и афоризмы», заслуженный работник Республики Коми, общественный эксперт ГБУ «Центр «Наследие», привожу их:
- с учетом рекомендации Главы РК информировать власть о проблемах, а также с целью обратить внимание на необходимость гуманитарной «перезагрузки», обосновать актуальность социогуманитарного преображения региона - моей второй родины, любимой республики, которая в 2016 году будет отмечать 95-летие своей государственности
Концепция государственной политики, в упрощенной формулировке, это научное, системное «видение» целей, задач, принципов, направлений, форм, методов, механизмов реализации, критериев и показателей эффективности осуществления той или иной политики. Концепция является научной основой принятия государственной стратегии и целевых программ осуществления политики. Нет концепции, нет и эффективной государственной политики. Это управленческая аксиома. Концепция – объективно необходимый алгоритм принятия государственной программы.
В данном случае, отсутствие региональной концепции демографической политики и является одной из причин демографического кризиса на селе. Формы проявления этого кризиса «на селе» многообразны и более «масштабны», чем в городе. Некоторые из них вы обозначили.
На ваш вопрос о том может ли правительство региона «родить» концепцию, отвечу утвердительно. С конструктивным участием активной общественности (как Вы) и научного сообщества.
Доля многодетных в республике увеличилась на 60% не столько из-за рег.маткапитала