content/news/images/43780/ANT_1878_mainPhoto.jpg
22:48, 28.10.2015 / ОБЩЕСТВО

Участникам фестиваля «Кино, меняющее город» рассказали о велодружелюбной среде

В третий и последний день кинофестиваля, проходившем в ЦДК «Октябрь», зрителям показали ролик об успешных преобразованиях улиц в Нью-Йорке компании Streetfilms «Совершенные улицы: дело не только в велодорожках». После сеанса на темы велосипедной инфраструктуры с собравшимися побеседовал архитектор, автор проекта «Живые улицы», популяризатор велодвижения Владимир Злоказов из Екатеринбурга.

Участникам фестиваля «Кино, меняющее город» рассказали о велодружелюбной среде
Фото Николая Антоновского

15-минутный ролик, продемонстрированный в начале встречи, рассказал о велодвижении в Нью-Йорке. Всего несколько лет назад жители и гости этого мегаполиса знали, что главными в Нью-Йорке являются автомобили. Однако власти города вскоре поняли, что обширные магистрали размером 17,5 метров в ширину, поделенные на пять дорожных полос, не эффективны. Такие большие участки дороги не помогают разгрузке трафика.

Первым делом чиновники вместе с активными велолюбителями сделали дорожные полосы более узкими. Уже на этом этапе был заметен эффект: скорость движения в городе стала медленнее. Затем на улицах построили, так называемые, «островки безопасности». Этот участок дороги слегка возвышается над проезжей частью, на котором могут отдохнуть пешеходы и не бояться проезжающих машин. Велодорожки поместили между пешеходными дорожками и местами парковки автомобилей. Велосипедисты с того момента чувствуют себя в безопасности, так как защищены стеной припаркованных автомобилей. В некоторых районах Нью-Йорка выделяют еще полосу только для общественного транспорта.

Популяризатор велодвижения Владимир Злоказов с помощью трех презентаций рассказал сыктывкарцам о велосипедной инфраструктуре, опыте велолюбителей Екатеринбурга и о подготовке велосипеда к любым погодным условиям.

ANT_1863.jpg

По его словам, велосипедное движение стало актуальным из-за того, что города по всему миру стремятся создать активную среду, постоянно сталкиваются с проблемой «пробок» и связанных с ними экологическими проблемами. Городские жители выбирают велосипед потому, что желают быть физически активными, не загрязнять экологию и, самое главное, на двухколесном друге быстрее всего добраться до нужного места.

– Все это хорошо, но почему администрация города должна заниматься велосипедами? Есть даже шутка, что велосипедист – это самый экономически неэффективный участник движения, так как он не платит транспортный налог, не платит за бензин, бесплатно пользуется дорогой, но при этом что-то для себя требует. В принципе возможность передвигаться по городу так, как ты считаешь нужным, – это показатель качества жизни в городе. Если ты можешь дойти пешком, доехать на велосипеде или автомобиле, воспользоваться общественным транспортом, если у тебя есть такой выбор – значит в городе высокий показатель качества жизни. Кроме того, городам выгодно, чтобы люди вели активный образ жизни и меньше болели. Помимо этого, когда в городе развивается велосипедный транспорт, развивается и сфера услуг, целевая аудитория которой именно любители двухколесного транспорта. То есть развивается малый бизнес, – пояснил гостям Владимир Злоказов

Но для создания велодружелюбного города существуют препятствия. Основной проблемой является боязнь самих велолюбителей ездить по оживленным автодорогам. По словам екатеринбургского гостя, чтобы сделать велосипед по-настоящему массовым видом транспорта, нужна специализированная велоинфраструктура. С её помощью велосипед станет комфортным и безопасным для большинства людей.

Велоинфраструктура делиться на три основных типа: велодорожки, велосипедные полосы и совмещенное движение. Велодорожки – самый продвинутый тип пути движения велосипедистов, но вместе с тем и самый дорогой. Удобно разметить одну из проезжих полос для велосипедистов, сузить автомобильные полосы, сделать буферные зоны и за счет свободного места создать велосипедные дорожки. Буферные зоны – это физическое ограждение от машин. Они могут быть любыми: бордюрный камень, полусферы или декоративные вазы с цветами. Но дороже всего сроить отдельную велодорожку, это требует серьезного вмешательства в уличное благоустройство.

Второй тип велоинфраструктуры реализуется просто, но не производит радикального эффекта. Велосипедные полосы просто рисуются краской на проезжей части, на которой отмечается, что этот участок дороги выделен велосипедистам. Но при этом никакой надежной защиты велолюбителям не гарантируется. Есть велополосы с небольшой буферной зоной, однако она тоже лишь размечена на асфальте. Поэтому автомобилю ничто не сможет помешает заехать на велополосу.

ANT_1873.jpg

Третий и самый простой способ с технической точки зрения улучшить условия для велосипедистов – совмещенное движение. Но он довольно сложен с политической и организационной точек зрения, так как он предполагает на определенное время закрытие улиц для транзитного движения и сильно ограничивает скорость. Только при соблюдении всех нюансов велосипедисты достаточно спокойно смогут делить шоссе с автомобилистами.

Владимир Злоказов рассказал, какие факторы важны, чтобы создать велодружелюбный город. В первую очередь нужна «политическая воля». То есть власть должна понимать, что велосипедистам нужны благоприятные условия. Второй фактор – велосообщество, среди горожан должны быть инициативные граждане, которые могли бы отвечать на критику и поддерживать проекты городской власти. Третий – нужно заручиться поддержкой проектировщиков и чиновников. И четвертый фактор – финансирование.

Во второй презентации он поведал об опыте велосипедистов Екатеринбурга – самого компактного «миллионника» в России. Здесь велодвижение началось четыре года назад. В Екатеринбурге с «политической волей» обстоит все достаточно хорошо. По словам Владимира, у них прогрессивный замглавы администрации по вопросам транспорта, который поддержал строительство велодорожек. Конечно, дорожки не появились везде и сразу, но зато они стали прописываться во все городские проекты. Екатеринбургское велосообщество тоже развито в городе: есть различные велоклубы, велофорумы, организуются сезонные велопрогулки и «покатушки».

ANT_1883.jpg

Остальные два фактора находятся еще в зачаточном состоянии, но и здесь уже есть небольшие успехи. В строящемся пригороде Екатеринбурга - Академическом районе - с самого начала проекты улиц предусматриваю велосипедные дорожки. Уже застроенные улицы набирают популярность у велосипедистов. Владимир продемонстрировал эту картину на слайде презентации. На нем была изображена велотрасса со множеством велосипедистов и прогуливающихся женщин с колясками.

– Это, конечно, проблема, что пешеходы не видят велодорожек. Но их можно понять, они ведь не будут смотреть, что на асфальте что-то нарисовано. Я думаю, это вещь неизбежная. Люди пока не понимают, что эта дорога создана для велосипедистов. Но со временем должно прийти понимание, что нужно ходить по тротуару, а не там, где ездят на велосипеде. Это просто вопрос времени, - прокомментировал Владимир Злоказов.

Выступающий заметил, что и тут есть проблема - в Академическом районе проектировщики не предусматривают продолжение велодорожек на перекрестках и бордюры не понижены. В некоторых других районах Екатеринбурга обустроены лишь велосипедные полосы. В будущем велосообщество Екатеринбурга планирует создать Академический веломаршрут, который свяжет велосипедизированный район и центр Екатеринбурга.

В третьей части своего рассказа Владимир Злоказов на примере собственного велосипеда рассказал, как подготовить к погодным условиям свои двухколесные. Для начала у каждого велосипеда должны быть максимально длинные крылья, которые полностью закрывают весь педальный узел. Важны для велосипеда и фары, которые должны крепиться и спереди, и сзади транспорта, они служат защитой от автомобилей. В зимнее время нужна шипованная резина. Кроме того, Владимир Злоказов порекомендовал не использовать замки-тросики, которые в среде велолюбителей называют «подарочный тросик», – подарок для велосипедных воров.

– Лучше использовать замок u-lock. Он, конечно, стоит прилично, хотя и сейчас появились более доступные модели, но потерять велосипед гораздо досаднее, чем потратить на него немного денег, – порекомендовал Владимир.

1872

Комментарии (7)

Добавить комментарий
  • Имя
    29 окт. 2015 г., 7:40:31
    Ответить
    Часто экологию определяют , как науку о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой.Так что "загрязнить экологию" устами г-на Злоказова - загрязнить взаимоотношения.
  • Арина
    29 окт. 2015 г., 8:43:22
    Ответить
    Красивая лекция, не имеющая отношения к нашему городу. Не смогла перенести опыт Нью-Йорка на моногород с точечной застройкой и дорожным коллапсом - не поняла, каким образом делать велодорожки в Сыктывкаре, если машинам ездить и парковаться негде.
    • вело
      29 окт. 2015 г., 22:55:25
      Ответить
      засуньте себе свои машины, гаражи! город для людей!!!
  • 12345
    29 окт. 2015 г., 8:52:57
    Ответить
    "люди пока не понимают..")))- ага, мы все тупые ватники, а он креаптивный европеец
    Он помнит, на какой широте находится Сыктывкар? Зимой тут, кроме шипованой резины еще и "ватный трус" понадобится)))
    • Нью-Йорк
      29 окт. 2015 г., 9:53:49
      Ответить
      который находится на севере США
      южнее самого южного города РФ
  • где проблема?!
    29 окт. 2015 г., 11:18:23
    Ответить
    писать о проблемах города и республики с анализом и выводах журналисты, если можно назвать их журналистами, не в состоянии. а изложить чушь заезжего, умалишенного креативщика это пожалуйста.
  • чел
    29 окт. 2015 г., 11:31:46
    Ответить
    Людей волную в первую очередьт проблемы ЖКХ , жильё,работа,медицина, спорт ,а не эти так называемые дурацкие презентации .Студентов наверено загнали на эти ролики.