Режиссер финского театра «Новый мир»: «Для искусства не должно быть табу»
В пятницу в Сыктывкаре на сцене Академического театра драмы имени Виктора Савина начнутся трехдневные гастроли финского театра «Новый мир» с постановкой «Globally wanted». Несмотря на то, что рядовые зрители постановку еще не видели, часть из них составила мнение о ней по публикации в одной из городских газет, в которой перформанс охарактеризовали как спектакль «про секс, насилие и жестокость». Заметка впечатлила православных активистов города, которые до сих пор не утратили надежды на то, что финские гастроли не состоятся. На пресс-конференции накануне показов «Globally wanted» представители труппы «Нового мира» рассказали о том, что на самом деле представляет из себя спектакль, наделавший в Сыктывкаре столько шума, и прокомментировали реакцию агрессивно настроенных хранителей нравственных ценностей.
Фото Николая Антоновского
Предваряя выступление гостей из Финляндии, приехавших в Сыктывкар в рамках культурного обмена по итогам российско-финляндского форума, директор театра Михаил Матвеев отметил, что любой театральный проект, любая постановка имеет право на свои особенности, на эксперимент.
- Это творчество, это искусство, и без этого нет развития. Мы сейчас хорошо знаем Мейерхольда, Вахтангова, того же Станиславского, многих современных театральных деятелей. Как они стали великими? Только пробуя себя в поисках новых направлений, новых форм работы.
Сотрудничество двух театров началось на площадке российско-финляндского культурного форума: познакомившись с делегацией из Коми, режиссер «Нового мира» Seja Hakkarainen оценила возможности сцены театра драмы им. В. Савина - и они подошли европейскому проекту.
- Мы заранее рассматривали спорные моменты этого перформанса — мы уже стараемся не употреблять слово спектакль, чтобы наш зритель понимал: это не то, что традиционно привыкли видеть на сценах российских театров. Это другой жанр, театр-эксперимент, и нам интересно посмотреть, как они работают. Конечно, мы бы тоже хотели показать свое творчество в Финляндии, - добавил заместитель директора театра драмы Владимир Казаковцев, обратив внимание на то, что в разных странах творчество «Нового мира» характеризуют при помощи набора таких терминов, как «визуальный театр», «физический театр», «современный цирк».
Режиссер-постановщик «Globally wanted» Seja Hakkarainen рассказала представителям республиканских СМИ, что коллектив «Нового мира» был основан в 2006 году группой свободных художников — акробатов, танцоров, актеров и музыкантов. Премьера спектакля, который финны привезли в Сыктывкар, состоялась в 2011 году в Финляндии, на данный момент «Globally wanted» посмотрели зрители четырех европейских стран. Спектакль, посвященный проблемам одиночества современного человека, трудным семейным взаимоотношениям и проблеме поиска любви, является одной из самых удачных работ коллектива — а всего их более 70-ти, - и остается в репертуаре уже несколько лет, неизменно пользуясь успехом у зрителей.
- И здесь мы представим уже «бриллиант», потому что в течение пяти лет проект успешно дорабатывали, улучшали и подчищали, - отметила режиссер. - Мы счастливы находиться здесь и хотим открытого обсуждения нашей постановки со зрителями: это наша задача и стиль работы — получать молниеносную реакцию зрителей.
Seja Hakkarainen рассказала, что даже в своем родном городе, где состоялись первые показы спектакля, на первых парах «Новый мир» поддержала только небольшая группа лояльных зрителей, остальные же просто не понимали, что это, - слишком много видов искусств здесь было смешано: театр, акробатика, цирк, музыка. Даже поднимался вопрос, нужно ли такое искусство в Финляндии. Однако год за годом театр завоевал зрительскую любовь.
В ходе пресс-конференции режиссер спектакля сообщила, что в основе постановки, которую предстоит оценить сыктывкарским зрителям, лежит импровизация. Ее слова подтвердил Владимир Казаковцев, поделившись воспоминаниями о летних репетициях «Нового мира» в драме.
- У них даже композитор пишет музыку вживую, наблюдая за тем, как актеры двигаются по сцене и что делают акробаты. Один момент поверг нас в некоторое недоумение: во время просмотра спектакля художник по свету бросил свой пульт, вышел на сцену и стал танцевать. Мы представили, что было бы с нашим художником по свету после такого и, конечно, не оценили это.
Занятый в спектакле создатель Международной организации паркура Perttu Pihlaja добавил, что дело актера — импровизация, а задача режиссера состоит в том, чтобы выбрать из нее отдельные куски и составить из них пазл. Пазл «Globally wanted» начал складываться благодаря случайной идее выстроить спектакль вокруг одной декорации — граней большого металлического куба, который в итоге стал символизировать весь мир и модель поведения в нем. Постепенно к труппе пришло и понимание того, какова главная проблема, которую ставят авторы спектакля.
- Мы только после шестого показа поняли, что сделали, - призналась актриса Lotta Roukala, так и не сообщив, чего же ищут персонажи «Globally wanted», предоставив возможность тем, кто посмотрит спектакль, сделать выводы самостоятельно.
Акробатка рассказала, что в Финляндии постановку, которую у нас успели окрестить скандальной, показывали школьникам, правда, в сокращенной версии. Поэтому финских гостей несколько поразили возрастные рекомендации к просмотру, определенные принимающей стороной: спектакль не стоит смотреть молодым людям, не достигшим 18-летия, и лучше не видеть гражданам за 55. Если нижний возрастной ценз финнам оказался еще вполне понятным, то верхняя предельная граница, по словам режиссера, очень их удивила. Руководители драмтеатра объяснили свое решение стремлением к тому, чтобы зрители, увидев возрастные ограничения к просмотру, покупали билеты осознанно, понимая, что им предстоит встреча с европейским искусством, которое может разительно отличаться от того, что представляет из себя русский театр.
Действительно, компиляция разных жанров музыки, оригинального светового оформления и практически исключительно невербальное выражение мысли мало похожа на классический русский театр, который Seja Hakkarainen не очень воспринимает.
- У нас визуально повествующий театр, потому что невербальное искусство понятно всем, а в русской драме много разговоров, и это минус для современного театра, - считает деятель современного европейского театрального искусства, старающаяся избегать «трудностей перевода».
В финале пресс-конференции финских артистов спросили, знают ли они о реакции некоторых верующих на их приезд в Сыктывкар и как относятся к такому заведомо негативному настрою части аудитории. Основатель «Нового мира» ответила, что такая оценка их творчества труппу очень поразила. Более того, о возмущении верующих знают не только в театре — новость стала событием в культурной жизни всей Финляндии, благодаря чему «Новый мир» на родине буквально накрыло волной славы.
- Я считаю, что это просто одна из форм русской пропаганды в противовес отношения Запада к России, - по-своему объяснила причину отторжения театра в том виде, в каком его представляет финский коллектив. - Искусство спасет мир, - добавила Seja Hakkarainen по-русски, далее процитировав слова министра культуры Коми Анастасии Прокудиной о том, что в постановке нет ничего противозаконного. - Для искусства не должно быть табу, - заключила она.
По мнению Perttu Pihlaja, порнографию и аморальное поведение в «Globally wanted» заметили только те, кто на это был настроен.
- Если вы увидели порнографию, значит, вы об этом постоянно думаете, - объяснил реакцию критически настроенных к неизвестной пока постановке людей паркурщик с мировым именем.
Комментарии (72)
Сначала события в Коми , затем рефлексия , сериал параллельно к параллельным событиям в Коми - "Оккупированные" .
Теперь новейший театр.
цитата
а том уж табу или не табу
так что привыкнете и сами будете так одеватся ...
Поэтому ничего не поняли )))
Что ж вы так пресмыкаетесь, уважаемый г. Матвеев, перед западом?! Они,убогие, и сами-то с седьмого раза поняли, что наваяли, а Вы прям сразу: "Искусство, эксперимент, практицки - Мейерхольд по-фински!", прогрессивный Вы наш.
Да это "искусство" рядом с настоящим искусством не лежало!
Да, табу в искусстве быть не должно - другой вопрос: искусство ли это?
Хотя , если строго разобраться, жизнь-то отражает. Западную. Где на первом плане глыбокие страдания по поводу, что он не любит его, а она не разделяет чувств ее.
Но у нас это понимают единицы. Из самых избранных. Типа министра культуры и руководителя театра.
Сочувствую
а где оно там? непотребство это!!!
чет ты, милок безымянный, все в одну кучу свалил - и интернет и театральные изыски.
В интернете, конечно, тоже есть помойки типа порносайтов и проч. но я их просто не замечаю, для меня их нет, вот и все.
И если вдруг забрасывается что-либо из этого добра мне в комп, то я понимаю, что подхватила вирус, тут же его чищу и ставлю усиленную защиту. Понял?
И интернет не на мои налоги существует, а вот театр и на мои в том числе, поэтому я имею право требовать, чтоб там тоже вирусняк никакой не забрасывали.
Но походу минкульт республики вкупе с администрацией театра - защита никудышняя. Неплохо бы господину ВРИО сменить этот антивирусник на более эффективный
Зритель, как известно, голосует ногами. Не ходите - и вся проблема.
Ну, соберется в зале кучка таких же фриков, мнящих себя "интеллектуальной элитой", ну, попускают слюни по поводу "новаторского европейского искусства" - и что? Мир не перевернется.
Ну что сказать? Получилось! Сразила!
До сих пор не могу успокоиться - достаю планшет из сумочки, включаю, наслаждаюсь.
Правда, живот болит от смеха.
люди искусства НИКОГДА не покажут подошву своей обуви! А на снимках какие то козлососы тычут зрителя своими хавнодавами и рассуждают о великом...
Примитивный идеологический приём!
Мы будем пропагандировать гомосятину на сцене, но не чтением лекций, а посредством спектакля, и это уже будет называться не пропаганда Европейских "ценностей", а ИСКУСТВО!
Типичная подмена понятий.
Можно фиксацией зрителей установить, сколько в столице Коми поклонников голубезны.
Нормальный мужик счёт за низость идти на этот гомосячий цирк....