09:45, 06.02.2016 / КУЛЬТУРА

Сыктывкарские зрители поучаствовали в «джазовом обряде»

Вечер пятницы меломаны и ценители джазовых импровизаций, коих несмотря на свирепствующий грипп собралось целый зал и двойной ряд приставных стульев Коми республиканской филармонии, провели в компании популяризатора отечественного джаза, пианиста Данииал Крамера. В этот раз его протеже стала обладательница «Грэмми» прекрасная Надя Вашингтон, увлекшая публику в «джазовый обряд».

Видео Виктора Бобыря

ANT_4384--kopiya.jpg

Музыканты задержались почти на четверть часа - все это время зрители продолжали входить в и без того уже полный зал. Вышедший, наконец, на сцену маэстро поприветствовал публику и попросил прощения за столь долгую разлуку.

- Мы слегка соскучились друг по другу - я пропустил прошлый концерт, так сложился тур. Я просто не успел. Сегодня сыграю на пьесу больше в качестве извинения, - пообещал народный артист России, на что получил бурное одобрение собравшихся.

Традиционно Даниил Крамер привез с собой ударника и контрабасиста. Представляя коллег, музыкант заметил, что они сегодня подобрались по контрасту. «Ветеран», с которым все «любят и хотят играть» - Владимир Кольцов, уроженец Пскова, покоривший Москву и Санкт-Петербург.

- Это человек, который умеет стоять на сцене, как стена. Я помню один из фестивалей, где я был продюсером и арт-директором, у меня на сцене было то ли три, то ли четыре джазовых ансамбля, а на все эти ансамбли контрабасист был один. Но Владимир Кольцов выучил все стандарты, знал все программы - со всеми все сделал, - рассказал джазмен.

ANT_4336--kopiya--kopiya.jpg

За ритм-секцию отвечал молодой барабанщик из Екатеринбурга, который несколько лет назад переехал в Москву, но за это время стал одним из самых приглашаемых ударников.

- С ним тоже все любят играть - молодой, блестящий, агрессивный ударник Игнат Кравцов, - рекомендовал молодого человека Даниил Крамер, предупредив, что гостью из Америки зрители увидят только во втором отделении.

Маэстро свое слово сдержал и, отходя от традиции, сделал первое отделение, длившееся почти час, полностью инструментальным: быстрые ритмы сменялись более спокойными, а сами музыканты поочередно и достаточно продолжительно демонстрировали свои возможности соло.

В завершении первой части концерта пианист выступил с воззванием к буфету.

- На любом концерте есть еще один музыкант - его не видно. Зовут его буфет. Для некоторых это главный музыкант, главнее тех, кто на сцене, - подметил Крамер, отправляя зрителей отдохнуть.

Певица и композитор Надя Вашинтон, несколько произведений которой звучали пятничным вечером в Сыктывкаре, родилась в Далласе - городе штата Техас, закончила знаменитый музыкальный колледж Беркли.


Как рассказал Даниил Крамер, имя Надя, вопреки ожиданиям, не русское - названа американка в честь румынской художественной гимнастки Нади Команечи, которую очень любила бабушка будущей певицы.

ANT_4471--kopiya--kopiya.jpg

- Наша гостья была не из тех, кто следует за судьбой, она из тех, кто эту судьбу делает. Она поехала в Нью-Йорк и в свои 27 лет, можно сказать, сделала фантастическую карьеру. Она успел не раз и не два выступить с такими монстрами, как Дайан Ривз

ANT_4464--kopiya--kopiya.jpg

Эсперанса Сполдинг. Именно в проекте Дайан Ривз она получила «Грэмми». Меня Надя привлекла меня тем, что она удивительно разнообразна. Когда она хочет, она может удивить джазом, но при том она замечательно владеет тем, что называют соул музыкой и прекрасно соединяет джаз, соул с элементами этники, причем этники латиноамериканской, в основном, бразильской. Это у нее получается очень оригинально, по-своему, - охарактеризовал певицу популяризатор джаза.

Исполнив несколько композиций под аккомпанемент трио, соединение соула с этникой Надя Вашингтон продемонстрировала в одиночестве - мужчины сцену покинули, а девушка взялась за гитару, чтобы исполнить грустную песню о признании в любви. Пока вокалистка довольно долго подстраивала инструмент, она поблагодарила всех собравшихся и рассказала о композиции, однако гитара снова расстроилась. Надя несколько раз задорно рассмеялась, а потом с поистине русским русским драматизмом вздохнула, произнеся междометие «ой-ей-ей», чем вызвала сочувствующие аплодисменты зрителей.


Американка оказалась дамой очень экспрессивной и артистичной - тексты песен она зачастую дополняла соответствующей мимикой и языком жестов.


По словам Даниила Крамера, Надя Вашингтон выросла в музыкальной семье - ее мама была профессиональной пианисткой и вокалисткой. Кроме того, девушка прошла серьезную музыкальную школу в церкви и ее манера исполнения формировалась под влиянием афроамериканского госпела.

- Ее семья очень религиозна, поэтому она пела в «черных церквях», где процветает госпел, старый добрый «черный джаз» в его религиозном аспекте. Для многих джазовых музыкантов, в том числе и для меня, джазовая музыка - это не просто концерт, когда музыканты на сцене, а публика - в зале: мы послушали друг друга, похлопали и разошлись - это не так. Джаз был создан людьми, верующими до мистики. Даже такой страшноватый по характеру и по поступкам человек, как Чарли Паркер говорил, что нельзя играть джаз без бога в сердце. Я бы немного его перефразировал: нельзя вообще никаким искусством заниматься без бога в сердце, да и вообще ничем нельзя заниматься без бога в сердце. Джазовые музыканты воспринимают концерт не только как возможность сыграть и повлиять на ваши души, но и как часть обряда. И вот от этой джазовой обрядности, которая имела целью соединить сидящих в зале и стоящих на сцене в одно целое, пошли совместное хлопанье в ладоши, совместные рифы, подпевки. Шоу-бизнес потом все это превратил в инструмент выколачивания денег, аплодисментов и искусственного поднятия настроения, но это дело шоу-бизнеса. А для джазовых музыкантов - это часть обряда, ради которого мы собрались здесь. Надя очень часто предлагает поучаствовать в таком обряде - не бойтесь. Почувствуйте себя не в зале, не в стране - почувствуйте себя в музыке, - дал напутствие пианист и удалился за рояль.

Вокалистка, действительно, не заставила себя ждать и заявила, что хочет исполнить композицию вместе с залом. Несмотря на языковой барьер - по русски Надя произнесла всего несколько слов, зрители поняли вербальные и невербальные команды хормейстера. Уже через пару минут весь зал до последних рядов поднял руки вверх и распевал не самые простые вокализы.

- I love you, - призналась счастливой публике не менее счастливая певица.

В завершение почти трехчасового концерта музыканты исполнили импровизацию, во время которой Даниил Крамер традиционно «простучал»все поверхности рояля и даже присоединился к ударнику, а Надя Вашингтон лишилась туфель. Маэстро, прощаясь со зрителями, выразил надежду, что впредь «никакие кризисы и нефти» встрече с зарубежными музыкантами не помешают.

3158

Комментарии (10)

Добавить комментарий
  • Зритель
    06 февр. 2016 г., 10:15:58
    Ответить
    Роскошный концерт! Второе отделение с Н.В., пожалуй, одно из лучших среди всего "сыктывкарского с Крамером".
    • Терентьев С.А.
      08 февр. 2016 г., 23:31:47
      Ответить
      среди всего "сыктывкарского с Крамером"
      А вы все десять лет ходили на Крамера?
  • Так же
    06 февр. 2016 г., 10:18:34
    Ответить
    Великолепен был концерт с Анитой Кинг
  • 12345
    06 февр. 2016 г., 10:48:24
    Ответить
    Рок лучше
    Мракобесие и джаз лучше рока нет ничего
    Пиндостанские привычки
  • Объективно
    06 февр. 2016 г., 12:49:06
    Ответить
    Чуждая музыкальная культура. Джаз играют и слушают всего 2% любителей музыки. В джазе красной нитью проходит протест, присутствует мечта рабов о свободной жизни. Хотя джазмены понимают, что свобода вымышленная и мнимая, и проявляется только в музыке.
  • Терентьев С.А.
    06 февр. 2016 г., 12:55:26
    Ответить
    Нельзя говорить, что Надя Вашингтон "обладательница «Грэмми»". Она лишь принимала посильное участие в записи альбома Дайен Ривз "Beautiful Life", который получил премию "Грэмми". На этом альбоме Надя выполняла функцию подпева (back-vocal) и является соавтором (одним из трёх) одной из 12 песен альбома. Если погуглить этот альбом, то, как правило, в перечислении музыкантов и певцов, участвовавших в работе над альбомом, имя Нади Вашингтон даже не упоминается, она ещё слишком молодая и незнаменитая. Хотя, конечно, талант и данные у неё, безусловно, есть. Нет сомнения, что она вырастет.

    И вообще, многое, что изрекает со сцены уважаемый Даниил Крамер, надо делить как минимум на два. Он просто расхваливает товар, который привёз. И правильно, кстати, делает - пипл-то хавает.
    • Стенли Кларк
      06 февр. 2016 г., 16:57:30
      Ответить
      Они играли джаз....
      Жалко Вас господин Терентьев С.А.....
      • Терентьев С.А.
        08 февр. 2016 г., 23:28:17
        Ответить
        "Кыш, проклятая птица" ©
    • чел.
      07 февр. 2016 г., 21:51:32
      Ответить
      да побоку за прошлое.
      Концерт понравился.
      Отправлено из мобильной версии
  • Александр
    09 февр. 2016 г., 18:25:51
    Ответить
    Удивительный, замечательный концерт. Надя просто зажгла. Очень понравилось