content/news/images/56812/IMG_2143(1)_mainPhoto.jpg
23:37, 05.12.2016 / КУЛЬТУРА

Сергей Урсуляк: «Сейчас, чтобы испортить человеку репутацию, надо его поставить министром культуры»

Свой творческий вечер, который состоялся сегодня в Сыктывкаре в академическом театре драмы имени Виктора Савина, автор знаменитых сериалов «Ликвидация», «Жизнь и судьба» и «Исаев» Сергей Урсуляк начал с обсуждения философского вопроса: что для него значит быть русским? С восхищением говорил о природе нашей республики, о проблемах развития ее культурной сферы. И конечно в ответах на вопросы зрителей коснулся темы кино.

Сергей Урсуляк: «Сейчас, чтобы испортить человеку репутацию, надо его поставить министром культуры»
Фото Марии Шумейко

По пути из Москвы в Сыктывкар Сергей Урсуляк надолго задержался перед вылетом в аэропорту. Дважды, по его словам, самолет начинал разгон и дважды останавливался. В итоге после долгого ожидания пассажирам пришлось сменить борт, а сам полет занял больше времени, чем предполагалось изначально. Поэтому на свой творческий вечер Урсуляк прибыл немного утомленным. И, самое печальное, по его собственным словам, он так и не успел познакомиться с городом.

IMG_2118.jpg

Перед тем, как приступить к беседе со зрителями, Сергей Урсуляк предложил посмотреть 15-минутный документальный фильм, созданный его друзьями. Фильм повествовал о том, как создавались знаменитые сериалы режиссера. Размышляя в фильме о причинах, благодаря которым год назад выпустил на экраны очередную экранизацию «Тихого Дона», Урсуляк заявил, что каждое поколение должно заново переосмыслять опыт своих предшественников. И при этом как бы обмолвился, что он не швейцарец и именно поэтому вновь и вновь касается темы нашего прошлого. В результате с этим и был связан самый первый вопрос:

- Что значит, вы не швейцарец? Что для вас значит быть русским?

- Я имел в виду именно то, что сказал, - ответил режиссер. - Да, я не швейцарец и не австриец. И, стало быть, проблема выбора Трампа меня интересует гораздо меньше, чем то, что происходит в моей стране. Что я вкладываю в понятие "русский"? Это очень большой вопрос. Это, конечно, какое особенное состояние души, в котором очень много намешано. Быть русским, это, наверное, ощущать за собой поколения людей. Это ощущать масштаб этой страны. Наверное, в огромной степени это разболтайство. Так сказать, нескрупулезность в доделывании чего-либо. Почему у нас не получаются швейцарские часы? В какой-то момент нам становится скучно ковыряться. Поэтому мы ни до чего доковыряться и не можем. Быть русским - это, наверное, страсть к какой-то идее, которая объединяла бы всех. Это вера в справедливость и убежденность в том, что все в конечном итоге кончится хорошо. Русский человек - это сочетание несочетаемого. В этом кошмаре противоположных вещей и прячется русский характер. Именно поэтому, я думаю, с одной стороны мы всем так интересны, с другой - нас боятся. Мы очень страстные люди. Мы часто неадекватны в своей любви и в своей ненависти.

IMG_2164.jpg

Разговор не мог не коснуться темы нашей республики:

- Каково ваше первое впечатление от встречи с Коми?

- Такой красоты я прежде никогда не выдел, - прозвучало в ответ. - Смотрел вниз, когда летел на самолете, и сверху все здесь выглядит потрясающе: белые деревья, белая трава, дымка потрясающая - это безумно красиво. Потом мы сели. Думал, сейчас все это разрушится, но ничего не разрушилось: те же белые деревья, красивый мороз... Въезжаешь в город, здесь еще остались деревянные дома, какая-то сталинская архитектура. Нет этого московского кошмара, где из особняка торчит какая-то жуть, которую за деньги поставили. Отсутствие денег в данном случае идет на благо.

IMG_2203.jpg

И конечно известного столичного деятеля культуры не могли обойти одним из самых обсуждаемых в культурной сфере региона вопросов:

- Может ли успешно управлять культурой республики 23-летний молодой человек?

- Я рад бы был поздравить вас с министром культуры или огорчить, но я ничего не скажу, - ответил Сергей Урсуляк, - потому что у назначения 23-летнего человека министром есть свои плюсы и свои минусы. А если бы назначили 78-летнего, было бы лучше? По крайней мере, у 23-летнего есть что-то впереди. Он может меняться, может учиться. Уверяю вас, назначили бы меня, было бы хуже. Надо просто работать. Конечно, это большая должность и важная. Ну, снимут... Что он, первый, что ли? Кстати сказать, обратите внимание на ситуацию в Москве. Относительно федерального министерства культуры меня тоже спрашивали, ну как можно с таким министром? Как будто предыдущие министры были другими. Не такое видел. Говорят, подпишите петицию, чтобы снять Мединского! Прямо заявил: не буду подписывать! Это 22-й министр на моей памяти. И дело не в министре. Сейчас кого не назначь - все равно будет плохо. Денег на культуру нет. А раз нет денег, всегда будут недовольные. Сейчас, чтобы испортить репутацию человеку, надо его назначить министром культуры. Я сейчас точно знаю, как надо управлять культурой. Но назначь меня - все точно провалю. Потому что разобраться невозможно. Все требуют: дай, дай, дай... Все музеи хотят быть как Эрмитаж. Про кино я вообще не говорю - просто рвачи в законе.

IMG_2063.jpg

А дальше говорили о кино. О его перспективах. Планах режиссера на будущее. Обо всем этом – в ближайшем материале на БНК.

2654

Комментарии (23)

Добавить комментарий
  • 111
    06 дек. 2016 г., 0:02:35
    Ответить
    Ну ему-то до нашего министра, как до Лондона пешком.
    На фига об этом-то?
    • Урсуляк!
      06 дек. 2016 г., 7:30:59
      Ответить
      будь ты человеком смелым
      ты бы сказал министру культуры - Серёжа, тебе не отмыться, ты дескредетирован, бруно ты или нет это уже никому не интересно, этот ком не остановить, сейчас важно хотябы показать что у министра есть хоть какая-та гордость, бросай к чёрту всё и меняй место жительство, начни новую жизнь, а тут ты посмешище им и останешься
      • Вот
        06 дек. 2016 г., 8:27:26
        Ответить
        И ничего то он сказать не мог ,Минкультуры его пригласил,оплатил творческий вечер и что он вам должен покусать вашего министра,даже собака руку кормящую не кусает,но и объективность ждать не стоит.
        Отправлено из мобильной версии
  • Александр Щиголев
    06 дек. 2016 г., 0:04:16
    Ответить
    Опять редакция занимается цензурой..
    .
    Вопрос поминистру культуры звучал шире:
    "Как Вы относетесь к тому, что министром культуры Республики Коми назначен 23-ний юноша с образованием мененджера
    Не является ли это проявлением неуважения к Культуре в целом и к деятелям культуры в частности.
    Отправлено из мобильной версии
    • Хулио Ган
      06 дек. 2016 г., 1:22:48
      Ответить
      БаНКа намеренно искажает информацию.
  • бггг)))
    06 дек. 2016 г., 0:25:16
    Ответить
    Подпись к последней фотографии:
    Матвеев:
    "Мдааа...вот я попал..."
    ))))
    Отправлено из мобильной версии
    • Ху из
      06 дек. 2016 г., 0:45:43
      Ответить
      мистер Матвеев?
      Отправлено из мобильной версии
  • )
    06 дек. 2016 г., 3:09:55
    Ответить
    «Мы клевещем, доносим. И опять хотим в клетку» Речь Константина Райкина — о цензуре и борьбе государства за нравственность
    Meduza16:42, 24 октября 2016

    Фото: Сергей Ермохин / ТАСС
    24 октября руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин выступил на седьмом съезде Союза театральных деятелей России с большой речью против цензуры — и о борьбе государства «за нравственность в искусстве». Аудиозапись была опубликована в фейсбуке Ассоциации театральных критиков; «Медуза» публикует полную расшифровку речи Райкина.
    Сейчас я буду говорить немножко взбалмошно, так сказать. Потому что я с репетиции, у меня еще вечерний спектакль, и я внутренне немножко сучу ножками — я привык заранее приходить в театр и готовиться к спектаклю, который сыграю. И еще как-то мне довольно сложно говорить спокойно на тему, на которую я хочу [сейчас говорить]. Во-первых, сегодня 24 октября — и 105 лет со дня рождения Аркадия Райкина, я вас всех поздравляю с этим событием, с этой датой. И, вы знаете, я вам так скажу. Папа, когда понял, что я стану артистом, учил меня одной вещи; он как-то в мое сознание вложил одну такую вещь, он называл это — цеховая солидарность. Это некая этика по отношению к занимающимся одним делом вместе с тобой. И, мне кажется, сейчас время про это вспомнить всем.

    Потому что меня очень тревожат — я думаю, как и вас всех — те явления, которые происходят в нашей жизни. Эти, так сказать, наезды на искусство, на театр, в частности. Эти совершенно беззаконные, экстремистские, наглые, агрессивные, прикрывающиеся словами о нравственности, о морали, и вообще всяческими, так сказать, благими и высокими словами: «патриотизм», «Родина» и «высокая нравственность». Вот эти группки оскорбленных якобы людей, которые закрывают спектакли, закрывают выставки, нагло очень себя ведут, к которым как-то очень странно власть нейтральна — дистанцируется. Мне кажется, что это безобразные посягательства на свободу творчества, на запрет цензуры. А запрет цензуры — я не знаю, как кто к этому относится, а я считаю, что это величайшее событие векового значения в нашей жизни, в художественной, духовной жизни нашей страны… Это проклятие и многовековой позор вообще отечественной нашей культуры, нашего искусства — наконец, был запрещен.

    И что сейчас происходит? Я сейчас вижу, как на это явно чешутся руки кого-то — это изменить и вернуть обратно. Причем вернуть обратно не просто во времена застоя, а еще в более давние времена — в сталинские времена. Потому что с нами разговаривают наши начальники непосредственные таким лексиконом сталинским, такими сталинскими установками, что просто ушам своим не веришь! Это говорят представители власти, мои непосредственные начальники, господин [первый заместитель министра культуры Владимир] Аристархов так разговаривает. Хотя его вообще надо переводить с аристархского на русский, потому что он говорит языком, которым просто стыдно, что от имени министерства культуры так человек разговаривает.

    Мы сидим и слушаем это. Мы чего — не можем как-то высказаться все вместе?

    Я понимаю, у нас довольно разные традиции, в нашем театральном деле — тоже. Мы очень разобщены, мне кажется. Мы достаточно мало интересуемся друг другом. Но это полбеды. Главное, что есть такая мерзкая манера — клепать и ябедничать друг на друга. Мне кажется, это просто сейчас недопустимо! Цеховая солидарность, как меня папа учил, обязует каждого из нас, работника театра — артиста, режиссера ли, — не говорить в средствах массовой информации плохо друг о друге. И в инстанциях, от которых мы зависим. Ты можешь сколько угодно быть не согласным творчески с каким-то режиссером, артистом — напиши ему смску злобную, напиши ему письмо, подожди его у подъезда, скажи ему. Но не надо в это вмешивать средства массовой информации, и делать это достоянием всех. Потому что наши распри, которые обязательно будут, будут, творческое несогласие, возмущение — это нормально. Но когда мы заполняем этим газеты и журналы, и телевидение — это на руку только нашим врагам. То есть тем, кто хочет прогнуть искусство под интересы власти. Маленькие конкретные идеологические интересы. Мы, слава богу, от этого освободились.

    Я помню: мы все родом из советской власти. Я помню этот позорный идиотизм! Это причина, единственная, по которой я не хочу быть молодым, не хочу вернуться туда опять, эту мерзкую книжку читать. А меня заставляют читать эту книжку опять. Потому что словами о нравственности, Родине и народе, и патриотизме прикрываются, как правило, очень низкие цели. Не верю я этим группам возмущенных и обиженных людей, у которых, видите ли, религиозные чувства оскорблены. Не верю! Верю, что они проплачены. Так что — это группки мерзких людей, которые борются незаконными мерзкими путями за нравственность, видите ли.


    Когда мочой обливают фотографии — это что, борьба за нравственность, что ли? Вообще не надо общественным организациям бороться за нравственность в искусстве. Искусство имеет достаточно фильтров из режиссеров, художественных руководителей, критиков, души самого художника. Это носители нравственности. Не надо делать вид, что власть — это единственный носитель нравственности и морали. Это не так.

    Вообще, у власти столько соблазнов; вокруг нее столько искушений, что умная власть платит искусству за то, что искусство перед ней держит зеркало и показывает в это зеркало ошибки, просчеты и пороки этой власти. А не за то платит власть, как говорят нам наши руководители: «А вы тогда и делайте. Мы вам платим деньги, вы и делайте, что надо». А кто знает? Они будут знать, что надо? Кто нам будет говорить? Я сейчас слышу: «Это чуждые нам ценности. Вредно для народа». Это кто решает? Это они будут решать? Они вообще не должны вмешиваться. Они должны помогать искусству, культуре.

    Собственно, я считаю, что нам надо объединиться. Еще раз говорю: нам надо объединиться. Нам надо плюнуть и на время забыть о наших художественных тонких рефлексиях по отношению друг к другу. Мне может сколько угодно не нравиться какой-то режиссер, но я костьми лягу, чтоб ему дали высказаться. Это я повторяю слова Вольтера вообще. Практически. Ну, потому что такие качества высокие человеческие у меня. Понимаете? А вообще, на самом деле, если не шутить, то мне кажется, это все поймут. Это нормально: будут несогласные, будут возмущенные.

    В кои-то веки наши деятели театра встречаются с президентом. Это встречи такие — нечастые. Я бы сказал, декоративные. Но все-таки они происходят. И там можно решить какие-то серьезные вопросы. Нет. Почему-то и здесь начинаются предложения установить возможную границу трактовки классики. Ну зачем президенту-то устанавливать эту границу? Ну зачем его в эти дела… Он не должен вообще этого понимать. Он не понимает — и не нужно ему понимать. И вообще, зачем устанавливать эту границу? Кто на ней будет пограничником? Ну не надо это… Пусть ее трактуют… Кто-то будет возмущен — замечательно.

    У нас вообще в театре происходит масса интереснейших вещей. И масса интересных спектаклей. Ну, масса — я называю, когда много. Я считаю, это хорошо. Разных, спорных, прекрасных! Нет, мы опять почему-то хотим… Мы друг на друга клевещем, доносим иногда — прямо вот так, ябедничаем. И опять хотим в клетку. В клетку-то зачем опять? «Чтоб цензура, давайте!» Не надо, не надо! Господи, что же мы утрачиваем и сами отказываемся от завоеваний? Что же мы иллюстрируем Федора Михайловича Достоевского, который говорил: «Только лиши нас опеки, мы тут же попросимся обратно в опеку». Ну что же мы? Ну неужели он такой гений, что и на нас настучал на тыщу лет вперед? Про наше, так сказать, раболепство.

    Я предлагаю: ребята, нам нужно внятно высказаться по этому поводу. По поводу этих закрытий, а то мы молчим. Почему мы молчим все время? Закрывают спектакли, закрывают это… Запретили «Иисус Христос — суперстар». Господи! «Нет, кого-то это оскорбило». Да, оскорбит кого-то, и что?

    И церковь наша несчастная, которая забыла, как ее травили, уничтожали священников, срывали кресты и делали овощехранилища в наших церквях. Она начинает действовать такими же методами сейчас. Значит, прав был Лев Николаевич Толстой, который говорил, что не надо соединяться власти с церковью, иначе она начинает не богу служить, а власть обслуживать. Что мы в большой степени наблюдаем.

    И не надо (неразборчиво), что церковь будет возмущаться. Ну, ничего! Не надо сразу закрывать все. Или, если закрывают, надо реагировать на это. Нам вместе. Вот попытались там что-то сделать с Борей Мильграмом в Перми. Ну, вот как-то мы встали дыбом, многие. И вернули его на место. Представляете? Наша власть сделала шаг назад. Совершая глупость, сделала шаг назад и исправила эту глупость. Это потрясающе. Это так редко и нетипично. Мы сделали это. Вместе собрались и вдруг высказались.

    Мне кажется, сейчас, в очень трудные времена, очень опасные, очень страшные; очень это похоже… Не буду говорить, на что. Но сами понимаете. Нам нужно вместе очень соединиться и очень внятно давать отпор этому.
    Отправлено из мобильной версии
    • )))
      06 дек. 2016 г., 3:37:11
      Ответить
      Когда приходили за за свободой, Райкин молчал, приходили за кружевными трусами, Райкин молчал, за Крымом, молчал, теперь пришли за Райкиным.
      Отправлено из мобильной версии
      • Алнксандр Щиголев
        06 дек. 2016 г., 7:55:14
        Ответить
        Не надо басен
        .
        Урсуляк сказал что никакой травли Райкина нет.
        Отправлено из мобильной версии
  • Ё
    06 дек. 2016 г., 3:24:03
    Ответить

    Как говорили деятели культуры Третьего рейха, “народ сплотился вокруг рейхсканцлера, а все остальные — жопошники просто”.
    Отправлено из мобильной версии
  • Афоризм
    06 дек. 2016 г., 7:06:11
    Ответить
    Как сказала Ф. Раневская За красивым пером павлина скрывается самая обычная куриная ж***. Так что меньше пафоса, господа.
    Отправлено из мобильной версии
  • циничность ситуации в том
    06 дек. 2016 г., 7:37:04
    Ответить
    что!
    ему 23 и как поговаривают - жопошник, соответственно ставленник "папика", вот в чём гадство-то понимаете??? вот чему современная культура учит наших детей!!! понимаете, нет???!!!
  • Шут
    06 дек. 2016 г., 7:58:23
    Ответить
    https://www. charter97. org/ru/news/2016/12/5/233425/
    У патриарха Алексия II осталось в банке $ 4,5 миллиона наследства
  • 123
    06 дек. 2016 г., 8:15:10
    Ответить
    "...Сейчас кого не назначь - все равно будет плохо",- грамотно сказал. Касается всего российского и региональных правительств
    • Шут
      06 дек. 2016 г., 8:39:58
      Ответить
      Все равно будет плохо =))) Только нужно сказать правду и начать наказывать за это "плохо" =))) Всех от и до =))) БЕЗ НАКАЗАНИЯ НЕТ ВОСПИТАНИЯ =)))) Не нужно время тянуть, чтоб все забыли =))) Как Моисей водил 40 лет иудеев =))) Нам столько не прожить =))) Здоровье нации не то =))) Можем и гражданскую устроить не с 7 миллионами жертв а с 40-50 =))))
  • Прохожий
    06 дек. 2016 г., 8:23:25
    Ответить
    А я то думаю, чего это студентов насильно загоняли вчера в театр.
    Массы им нужны.
  • 111
    06 дек. 2016 г., 8:30:09
    Ответить
    всё, через задницу!
    Всё правительство РК нынче так делает.
    Вот оттуда и беды!
    Бар "Голубая устрица", а не правительство!
  • В 78 есть опыт, который можно
    06 дек. 2016 г., 9:05:47
    Ответить
    применить на посту министра! А опыт нашего 23-х летнего, всего скорее, лучше не применять. Наши бывшие власти создали мощный кадровый задел. Что раньше требовалось развивать для продвижения по служебной лестнице? Голову!
    А что требовал развивать один из замов Главы у своих выдвиженцев? Совершенно противоположную часть тела! Вот республика там и оказалась. И, видимо, мы еще не на дне. Об этом можно судить и по состоявшемуся назначению. Слава богу, еще один "представитель" покинул Прилузье.
  • iiik
    06 дек. 2016 г., 9:53:44
    Ответить
    Про Матвеева
    А чем Матвеев не устраивал в качестве министра, если "кого не назначь толку не будет"? Правильно: правильные люди на руководящих постах не нужны. Они же работать будут и других заставлять. Интересно, как он в театре себя зарекомендовал? напишете? Когда в минкультуры работал - его побаивались/уважали за правду.. не знали чего ждать.
    • Александр Щиголев
      06 дек. 2016 г., 13:24:45
      Ответить
      Ну, если бы не опошленный Гамлет и извращённый финский театр...
      .
      Я бы за него проголосовал.
      Без всяких "но" мог бы проголосовать за Май Борис Борисыча....
      Или за Сосновскую...
  • Да ладно вам!
    06 дек. 2016 г., 13:32:04
    Ответить
    "И конечно известного столичного деятеля культуры не могли обойти одним из самых обсуждаемых в культурной сфере региона вопросов: - Может ли успешно управлять культурой республики 23-летний молодой человек?"
    Да кто что обсуждает в культурной среде?! Все культурные языки между полужопицами держат и вякнуть боятся. Как аплодировали мальчику, когда он вышел на сцену!!! Дружно, руки кверху, чтобы он ЗАМЕТИЛ, как они его приветствуют!
    Один Щигалев выступает откровенно против, ну да это представитель из другой среды). Он, наверно, и записку эту написал. Был в зале.
    • да уж...
      06 дек. 2016 г., 23:13:53
      Ответить
      дедушка старый - ему всё равно... ;)