content/news/images/61187/KMO_128902_00272_2_t218_212325_mainPhoto.jpg
21:37, 01.04.2017 / ОБЩЕСТВО

На обсуждение: «Генотипично русский»

Современные россияне — коренные русские лишь на 16 процентов, удивили на днях ученые-генетики. «Огонек» связался с авторами нашумевшего исследования и попытался разобраться, что говорят о нас наши гены.

На обсуждение: «Генотипично русский»
Фото Коммерсантъ

Сказать, что исследование медико-генетического центра Genotek, сделавшего этнический "портрет" среднестатистического жителя России, заметили, значит, не сказать ничего. Обнародованные учеными данные (соотношение фрагментов нашего генома, унаследованных от различных этнических групп) на минувшей неделе обсуждали на все лады: в СМИ, к примеру, успели сообщить, что "в современной России проживает больше коренных украинцев, чем россиян", и даже что нашими предками "оказались выходцы из Западной Европы". Эмоционально откликнулось на исследование и научное сообщество: коллеги-генетики интересовались, как насчет публикации в рецензируемом журнале? И каковы методы обработки и способы сбора материала? "Новость надо рассматривать как рекламное заявление",— заявила интернет-изданию "Индикатор" Светлана Боринская из лаборатории анализа генома Института общей генетики РАН.

"Огонек" связался с авторами исследования, чтобы разобраться в его результатах, а главное — целях.

Как пояснил изданию генеральный директор Genotek Валерий Ильинский, генетики изучали клиентов центра, которые обратились туда для определения своего происхождения. В исследовании приняли участие более 2 тысяч человек из России и ближнего зарубежья, география — от Москвы и Санкт-Петербурга до Владивостока, Симферополя и Киева. От участников исследования многого не потребовалось: ДНК выделялась из образца биоматериала (слюны), а ее анализ проводился с помощью генотипирования более 560 тысяч ДНК-маркеров.

— Для интерпретации этих данных мы брали публичные данные по определенным локусам (так называется местоположение гена на карте хромосомы.— "О"), характерным для той или иной популяции, населяющей определенные регионы мира,— говорит Ильинский.— Поясню: исследуя геномы различных людей, ученые давно пытаются найти фрагменты, сходные у всех жителей той или иной территории. Сейчас известно 36 таких этнических групп со схожими фрагментам ДНК, которые мы и искали у наших клиентов.

При этом эксперт оговаривается, что корректнее говорить не о коренных русских, а о жителях Центральной России, подчеркивая: национальность — это все же вопрос самоопределения. Что касается цели исследования, то, по словам Ильинского, ученые хотели, чтобы люди задумались о своем происхождении.

— И судя по откликам на исследование, это произошло,— подытоживает он.

Возможно, для научного сообщества выводы, которые можно сделать из приведенных исследователями данных, так или иначе очевидны. Но вот широкой аудитории — не всегда. Итак, напомним, что же говорят о нас наши гены.

Ну, например, споры о том, что такое Россия — Восток или Запад, не утихают до сих пор. Однако с генетической точки зрения в них точно пора ставить точку. Согласно данным исследования, 89,5 процента нашего генома мы унаследовали от европейцев: 67,2 процента приходится на Центральную и Восточную Европу, а 22,3 процента — на Западную. Для сравнения, на Азию остается лишь 9,7 процента — разница очевидна. Интересно, что в целом в научном сообществе уже сложился консенсус: фраза "поскреби русского — найдешь татарина" не подтверждается.

Зато вопреки любым популярным сегодня теориям и мнениям подтверждается сходство генофондов русских, белорусов и украинцев: согласно исследованию, на белорусский и украинский "след" в геноме среднестатистического россиянина приходится до 19,2 процента. И это — самый высокий "адресный показатель". Тот же вывод и у других отечественных специалистов: как пояснял в одном интервью Олег Балановский из Института общей генетики РАН, первоначальные исследования показали, что генофонды наших восточнославянских народов похожи настолько, что порой и неотличимы, и лишь позднейшие исследования выявили "тонкие" различия — в свете нынешней геополитической турбулентности этот вывод звучит примиряюще.

Удивительнее другое: наличие в нашем геноме фрагментов, характерных для выходцев из Шотландии или, допустим, Италии. Ученые разводят руками: геном современного человека — своего рода мозаика, все дело в существовавших некогда крупных популяциях, которые просто смешались, ну а дальше, мол, все вопросы к историкам. Зато по поводу главной интриги — насколько гены определяют культуру и самосознание нации — исследователям все же приходится отвечать самим, и здесь они осторожны: сводить культуру к генам нельзя. А к чему можно?

— Обычно мы обращаем внимание на представления людей о национальной идентичности, на чувства, которые вызывает у них это понятие, и, наконец, на то, как национальная идентичность проявляется в поведении,— говорит социальный психолог Зарина Лепшокова, старший научный сотрудник Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований НИУ ВШЭ.— Так что на первый план я бы все-таки поставила ценности, которые разделяют в обществе, именно это, похоже, и определяет национальную идентичность.

Лепшокова, в частности, ссылается на недавнее исследование, проведенное в их лаборатории под руководством известного российского кросс-культурного психолога Надежды Лебедевой,— оно как раз было посвящено ценностям людей на постсоветском пространстве. Эксперты рассматривали русских в разных социокультурных контекстах, то есть по всему периметру страны — от Латвии до Азербайджана. Оказалось: если для западноевропейских обществ более характерны ценности открытости к изменениям, а, допустим, для северокавказских народов — ценности традиций, то у русских — это ценности самоопределения, а именно — универсализм: толерантность, забота о других, благожелательность.

— Мы с коллегами предполагаем, что это те ценности, которые русская нация несет в себе и сохраняет из поколения в поколение,— говорит Зарина Лепшокова.— И, как вы можете сами видеть, они обладают интеграционной силой, то есть способны объединять самых разных людей.

И вот здесь выкладки социальных психологов дополняют данные ученых-генетиков: те считают, что Россия — своего рода плавильный котел наций, похожий, например, на США. Как поясняет Валерий Ильинский, есть страны, генотип жителей которых имеет очень однородный состав, и, напротив, те, где смешены разные фрагменты, так вот Россия как раз из последних — это, пожалуй, тоже хорошая новость.

Набор генов зависит от того, на какой территории живут люди, в какие брачные союзы они вступают друг с другом, каким образом происходит передача наследственных признаков... Фактически изучение ДНК может сказать нам, откуда прибыли носители этих генов: например, недавно генетики проследили путь нашей праматери Евы, родом из Африки. Другой вопрос: что это говорит нам о нашей культуре и идентичности?

Генами определяется устойчивость к болезням, продолжительность жизни, наша физическая конституция — склонность к полноте, рост. Однако они ничего не говорят нам о том, какая культура станет родной для человека, на каком языке он будет говорить. Человек формируется средой — тем, что слышит в школе, в семье, по телевизору, о чем разговаривает с друзьями; идентичность — вообще вещь сугубо субъективная. Наш институт неоднократно пытался организовывать совместные научные семинары с генетиками, и всегда камнем преткновения становится переход от генетики популяций к национальной идентичности: генетикам зачастую это кажется очевидным, мы же, напротив, ничего очевидного здесь не видим.

С русскими и русской нацией то же самое: возьмите территорию РФ, здесь много популяций с самыми разными наборами генов. Или вот еще пример. Часто говорят, что русским, допустим, присуще особое почтение к власти, но это закладывается не генами, а воспитанием, тем, что считается безусловными ценностями в этом обществе, что является социально одобряемым поведением, примерами для подражания, наконец. Для сравнения: во Франции культивируется дух бунтарства, готовность протестовать по любому поводу, а покорность (от нас, мол, все равно ничего не зависит) — не в чести.

Еще раз: нас определяет наше социальное окружение, поэтому я, кстати, не люблю понятие "русские", когда всех, кто живет здесь, объединяют в некое целое. Не люблю вот почему: внутри этой мнимой целостности мы видим такие социальные различия, такие дистанции в образе жизни, в системе ценностей, в образе мыслей, что только диву даешься. О какой целостности может идти речь? Боюсь, что и дальше этот разрыв будет увеличиваться — налицо проблемы с доступом к информации, к культуре... Помните у Достоевского: "Развитый человек острог предпочтет, чем с такими иностранцами, как мужички наши, жить".

Однако у меня для вас есть и хорошая новость. Мы — европейцы, здесь я солидарна с генетиками. Недавно я беседовала с одним болгарским философом, он сказал: люди, доказывающие, что родина Чайковского, Рахманинова, Лобачевского — не Европа, просто ничего не понимают. Безусловно, все наши культурные ориентиры в Европе, а не в Азии. И несмотря на утверждения последних лет о том, что все зло идет с Запада, Россия была и остается европейской страной, ну а мы, соответственно, европейцами.

Гены не говорят, какая культура станет родной для человека, на каком языке он будет говорить. Человек формируется средой.

2407

Комментарии (74)

Добавить комментарий
  • ас Пушкин
    01 апр. 2017 г., 21:49:04
    Ответить
    "Возьми любого среднестатистического россиянина, потри его немного, и выглянет татарин..." (с)
    • (:- )
      01 апр. 2017 г., 22:01:51
      Ответить
      Если в русской бане поскоблить африканца, можно получить "наше fсе"...
      Отправлено из мобильной версии
      • Трезвенник
        01 апр. 2017 г., 23:05:00
        Ответить
        Настоящий русский, не курит не пьет, занимается спортом, и ведет себя везде прилично, с высоким уровнем духовного развития.
        • трезвеннику
          01 апр. 2017 г., 23:44:28
          Ответить
          Надо же))) даже им хочется быть похожими на людей
        • тоже не пьющий
          02 апр. 2017 г., 1:01:24
          Ответить
          не встречал таких русских
          и сколько таких настоящих русских наскребёте?
          • нуу
            02 апр. 2017 г., 8:13:11
            Ответить
            ежели делить людей на пьет и не пьет, тебе на кладбище
            Отправлено из мобильной версии
          • Бред
            02 апр. 2017 г., 14:32:50
            Ответить
            И я таких русских не встречал =)))
        • трезвеннику
          02 апр. 2017 г., 18:21:24
          Ответить
          Это который трезвенник.
  • 321
    01 апр. 2017 г., 22:01:03
    Ответить
    Евреи и нацмены...
    ...Уймитесь, не получится у вас нам мозги запудрить, мы русские на 100%, а вот вы и есть не пойми что, зря стараетесь, не пойми кто...
    • (:- )
      01 апр. 2017 г., 22:13:52
      Ответить
      Эффект Даннинга-Крюгера...
      Отправлено из мобильной версии
    • Авраам Микушев
      01 апр. 2017 г., 22:22:47
      Ответить
      первый пошёл
      перепись чистокровных русичей, узревших в данной статье хитрый еврейский заговор, объявляется открытой
  • товарищь
    01 апр. 2017 г., 22:18:22
    Ответить
    Саахов
    Гепотетично рассуждаете.
    Отправлено из мобильной версии
    • Саахов
      01 апр. 2017 г., 22:29:35
      Ответить
      говорил:
      Аполитично рассуждаешь, слушай!
  • 321
    01 апр. 2017 г., 23:10:58
    Ответить
    Ты эта..
    ...В моем доме попрошу не выражаться...Даннинга-крюгера , понимаешь...
    • А я согласен
      01 апр. 2017 г., 23:30:58
      Ответить
      и с эффектом Даннинга-Крюгера и принципом Питера.
      .
  • Зорг
    01 апр. 2017 г., 23:15:12
    Ответить
    "Гены не говорят, какая культура станет родной для человека, на каком языке он будет говорить. Человек формируется средой".
    И зачем тогда все это исследование? И тысячелетняя история пока не сказала определенно - что хорошо, и что плохо. Мы - европейцы? Европа - ориентир? Что здесь хорошего - англосаксонский снобизм, французская извращенность, дремучий германский нацизм? А знаем ли мы Азию? Кроме восточного деспотизма, о котором нам уши прожужжали преподаватели марксисты? Знаем ли мы миры Китая, Индии, Японии? Знаем ли суть вековых устоев конфуцианства? буддизма? даосизма? синто? Что мы знаем о зороастризме, кроме как грубой псевдодогмы Ницше? Или мы до сего дня культуру определяем по высоте готических храмов, мифической свободе воли сожженных на кострах инквизиции? Что мы знаем о высшей математике без основ арабской алгебры? Европа мимолетна, Азия вечна в своем тихом течении. Француз - бунтарь? С чего это? Забитый в тысячелетнем дремучем средневековье и кровопускании Варфоломеевской ночи бунтарь? Скорее дикарь, растерзавший толпой коменданта Бастилии, добровольно сдавшего ключи от тюрьмы. Какое дикое недомыслие в этом псевдоисследовании, расчитанном на незрелые умы нынешней молодежи! Где слово о православии, унаследовавшем Византию и связанном заклято с исламом и Сибирью (или Сибирь - не Россия, а значит - не Европа)? Человек формируется средой? Это догма? Человек формируется всем! Даже чихом инопланетянина с Альфы Центавра. Формирование нации имеет четкие признаки, среди которых нет определения генотипа. Пушкин (наше все!) - по генам наполовину араб. Все французы и немцы - по генотипу гунны или угры - поимели их в 1 тысячелетии эти дикие племена с Востока. Татары, если их потереть - смесь монголов, китайцев, тюрков и финнов. Русские - это трескоеды-архангелогородцы и донские казаки, карела и камчадалы, чалдоны и мурома, вятичи да Пермь. " Да, скифы мы, да, азиаты мы!" А что европейцы? Создали Гада себе и молятся ему, предавая себя каждый раз! Как определяли ген европейца, если все европейцы - тюрки, алжирцы и угры?
    БНК, не печатайте больше то, к чему у вас нет ни аналитических знаний, ни склонности к какому бы то ни было анализу. Вопрос: кряшены - кто это?
    • успокаиваемся
      02 апр. 2017 г., 8:20:04
      Ответить
      там где вшэшка - там подтасовка, генотип и телевизор это мечта строителя рабов, и почему во франции я вижу одних арабов?
      Отправлено из мобильной версии
    • генетик
      02 апр. 2017 г., 9:09:00
      Ответить
      зоргу
      вы ничего не поняли, живете испорченной ментальностью, полученное в советском вузе
      • жертвам ЕГЭ
        02 апр. 2017 г., 9:36:19
        Ответить
        все проще
        Неотменимая модальность зримого это неотменимая модальность слышимого
        • так то
          02 апр. 2017 г., 12:50:24
          Ответить
          как советский-советскому
          не "слышимого", а "сущего"
          • школьник
            02 апр. 2017 г., 17:53:57
            Ответить
            зато мы покемонов умеем ловить
      • Зорг
        02 апр. 2017 г., 12:09:18
        Ответить
        До сих пор жалею,
        что не успел по настоящему испортиться, 90-е начались. И все же - кряшены, кто они?
    • хх
      02 апр. 2017 г., 17:23:55
      Ответить
      "БНК, не печатайте больше то, к чему у вас нет ни аналитических знаний, ни склонности к какому бы то ни было анализу".
      Что за чушь? Что конкретно они сделали не так? Ты просто проявил ксенофобию по отношению к собратам европейцам и попытался прорекламировать культуру людей к которым мы не имеем большого отношения.
      ЭТО ИСЛЕДОВАНИЕ. НЕ НАДО ВИДЕТЬ ВЕЗДЕ КАКОЙ-ТО КОВАРНЫЙ ЗАМЫСЕЛ.
      Среда - это то что нас окружает. В данном случае это в первую очередь люди, которые в нас привывают свой язык и остальную культуру.
      В ключите мозг! В сибири большая часть населения это европейцы. Они формируют культуру своих детей по своему подобию. Они (родители) - это среда будущего поколения в детсвте, когда формируется человек.

      Куча негатива и никакой логики. Надеюсь со временем вы осознаете свою глупость.
    • хх
      02 апр. 2017 г., 17:27:38
      Ответить
      Эффект Дааннинга — Крюгера — метакогнитивное искажение, которое заключается в том, что люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом не способны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации[1]. Это приводит к возникновению у них завышенных представлений о собственных способностях, в то время как действительно высококвалифицированные люди, наоборот, склонны занижать оценку своих способностей и страдать недостаточной уверенностью в своих силах, считая других более компетентными. Таким образом, менее компетентные люди в целом имеют более высокое мнение о собственных способностях, чем это свойственно людям компетентным, которые, к тому же, склонны предполагать, что окружающие оценивают их способности так же низко, как и они сами.
  • Искра
    01 апр. 2017 г., 23:24:39
    Ответить
    Человек формируется тремя составляющими: генетикой, воспитанием и социальной средой. Статья примитивна и доказывает лишь то, что нас до сих пор считают тупыми баранами.
    Отправлено из мобильной версии
    • Зорг
      01 апр. 2017 г., 23:37:50
      Ответить
      Человеческие дети, воспитанные животными,
      остаются порой большими человеками, нежели дети, воспитанные в стенах Оксфорда, Лигой Плюща или Сорбонной. Духовность и порядочность племен Амазонии на порядок выше, нежели у любого представителя любой основной религии современной цивилизации. Вера атеиста в отсутствие Бога порой сильнее веры в Бога у кардинала и монаха в пустыни. У Ф.М. Достоевского - "Записки из подполья" весьма интересно препарирует душу человека. Так что к Вашим трем составляющим следует добавить такой феномен, как Воля.
    • Дора
      01 апр. 2017 г., 23:59:18
      Ответить
      Искре
      Вы статью прочитали? Я тоже! Статья, соглашусь, примитивна, и доказывает лишь то, что мы реально тупые бараны, раз её прочитали.
      • Доре.
        02 апр. 2017 г., 8:15:16
        Ответить
        Я не прочитал, сразу перешёл к комментам. Значит, я умный баран?
        • +100500
          02 апр. 2017 г., 11:40:13
          Ответить
          Я тоже не читал
          Сразу перешёл к комментам )
          • Дора
            02 апр. 2017 г., 12:10:20
            Ответить
            Так
            ты просто красавчик!
    • искре
      02 апр. 2017 г., 9:11:30
      Ответить
      что вы имеете против
      бараны бараны и есть. читайте Христа
      • школота
        02 апр. 2017 г., 10:48:14
        Ответить
        дак Христ певец был, может слушать его?
        • неа
          02 апр. 2017 г., 12:06:54
          Ответить
          Христ - кампазитор, темнота
          • да ладно
            02 апр. 2017 г., 12:51:55
            Ответить
            Христ это искатель бабла, типа Навального, прогнал покемонов он из храма имени себ
  • 123
    02 апр. 2017 г., 0:37:15
    Ответить
    бредятина проплаченна хохлами!!
    • Да
      02 апр. 2017 г., 2:33:12
      Ответить
      И написана жидом
      • коми морт
        02 апр. 2017 г., 14:41:01
        Ответить
        "...то у русских — это ценности самоопределения, а именно — универсализм: толерантность, забота о других, благожелательность"
        "хохлы", "жиды".......

        яркие представители русского народа прямо здесь, в комментариях, наглядно демонстрируют свои главные качества - толерантность и доброжелательность.
        • Лев
          02 апр. 2017 г., 15:30:53
          Ответить
          Спалились голубчики!
    • 123-му
      02 апр. 2017 г., 9:06:57
      Ответить
      Статья одобрена А. Волошиным. (член совета директоров Genotek , руководитель адм. президента 1999- 2003).
  • Ъ
    02 апр. 2017 г., 1:04:56
    Ответить
    творением — подаренными нам временами года, оттенками неба и ветра, дикими гусями, порошей, ливнями, и перед культурой — древними церквями, фресками, вещами…
    Отправлено из мобильной версии
  • Куйбышев
    02 апр. 2017 г., 6:56:27
    Ответить
    мы- русские
    Не обманываем друг друга.
    Отправлено из мобильной версии
  • современный россиянин
    02 апр. 2017 г., 7:47:38
    Ответить
    ну
    на что влияет 16 % от русского ? да ни на что... человек рождается голым и в морге он тоже голый и первое слово это мама и чем мы раньше уйдем от гонки принадлежности к любой языковой группы тем будем сильнее и умнее,
    жизнь одна и для всех
  • да
    02 апр. 2017 г., 8:02:29
    Ответить
    все мы русские. Только один татарин, а другой белорус . А так русские мы.
    • 100%
      02 апр. 2017 г., 11:45:44
      Ответить
      Русский - это цивилизационное понятие, а не генно-высосанное из умозаключений д.е.генератов!
    • нерусский
      02 апр. 2017 г., 18:25:19
      Ответить
      да
      я россиянин, но не русский.
  • а
    02 апр. 2017 г., 8:24:51
    Ответить
    а в сша
    Коренных американцев- пара тысяч. Остальные- эмигранты и потомки эмигрантов.
    Отправлено из мобильной версии
  • серега
    02 апр. 2017 г., 8:52:19
    Ответить
    сколько ученых столько и результатов.Чистых наций нет Взять немцев смесь германских славянских еврейских(ашкинази)французких генов вот и ариец .Украинец потомок славян .румын. половцев. татар.хазар.евреев венгров вот житель незалежной
    • все верно
      02 апр. 2017 г., 9:54:25
      Ответить
      только у многих комплексы по поводу Азии, для них европейцы звучит гордо)))
  • ?
    02 апр. 2017 г., 9:03:55
    Ответить
    а хде местный д_ачок, с его теорией, что немцы это угры, а Россия это угорская земля, а Москва вообще коровье болото?
    • генетик-философ
      02 апр. 2017 г., 9:14:24
      Ответить
      все что изложено в статье давно
      известно
      • ловец генетиков
        02 апр. 2017 г., 9:28:45
        Ответить
        готовься к ЕГЭ, не отвлекайся
    • Та явно
      02 апр. 2017 г., 10:12:51
      Ответить
      из каклов
      МОскува - не болото, а вода
      • ?
        02 апр. 2017 г., 10:49:45
        Ответить
        кто такие?
        у воды есть свойства: течь, стоять, цвести, протухать и т.п.
      • да что ты
        02 апр. 2017 г., 12:55:23
        Ответить
        не ва?
        • ага
          02 апр. 2017 г., 16:52:10
          Ответить
          если быугры могли понимать друг друга на границе финляндии с китаем не юыло бы монголии
          Отправлено из мобильной версии
  • К
    02 апр. 2017 г., 9:46:12
    Ответить
    Толерантность благожелательность забоота о других
    Даааа!Походу я на луне жил.аведь никогда не пил и не курил вроде
    • )
      02 апр. 2017 г., 14:30:43
      Ответить
      тоже проорал с этого момента) толерантные русские)
    • б
      02 апр. 2017 г., 18:27:57
      Ответить
      с
      А где живут эти толерантные? Хотелось бы пожить с ними.
  • 150
    02 апр. 2017 г., 9:54:54
    Ответить
    Враги народа продолжают россиянам мозги промывать! Сегодняшние учёные давно уже не имеют права таковыми называться, так как насквозь догматизированы, политизированы, и продажны.. Чего стоят бредни лжеучёных о пользе небольших доз алкоголя или пользе пива.. Не верю!!!
    • Угу
      02 апр. 2017 г., 11:47:55
      Ответить
      вон уже министр здравоЗАХОРОнения
      в открытую пропагандирует пивные фестивали
  • коми
    02 апр. 2017 г., 11:17:17
    Ответить
    гены
    Это давно было известно, но замалчивается официальной пропагандой. Вся средняя полоса и Северо-Запад были заселены угро-финнами , татарами, но в течении тысячи лет и более территории были захвачены выходцами Киевской Руси , а население практически насильно ассимилировано, кроме татар.
    • !
      02 апр. 2017 г., 11:33:07
      Ответить
      есс
    • вождь
      02 апр. 2017 г., 11:39:05
      Ответить
      брат наш, пушистый коми хвостик, убитые североамериканские индейцы согласились бы с тобой, о кладезь мудрости угорской, скажу больше - только свободолюбивые угры могли бы переплыть Атлантику и заселить американские земли, наш генотип везде, не даром Вашингтон переводится с угорского как ужасная железная шина
    • Ты
      02 апр. 2017 г., 13:35:31
      Ответить
      такой
      бред пишешь
  • Татарка
    02 апр. 2017 г., 11:35:55
    Ответить
    Татары должны рожать себе подобных и нечего смешивать кровь.
    • Иди, готовь шашлык, "татарка"
      02 апр. 2017 г., 11:49:06
      Ответить
      !
    • ?
      02 апр. 2017 г., 11:57:07
      Ответить
      хто подобен татарину - тот подобен кому?
    • Хитрый
      02 апр. 2017 г., 12:13:25
      Ответить
      Монголы
      вас прокляли, предатели!
  • Александр Щиголев
    02 апр. 2017 г., 14:53:45
    Ответить
    Вообще то "Русский" , это прилагательное..
    .
    Для запада и Госдепа мы все - Русские!

    Кроме Израиля. Там делят нас на евреев и остальных...
    Отправлено из мобильной версии
    • Ну да
      02 апр. 2017 г., 16:21:18
      Ответить
      Щиголев-коми еврей.
  • Б.Пастернак
    03 апр. 2017 г., 10:37:05
    Ответить
    Для устроивших галдёж
    !Чем громче о тебе галдёж, тем умолкай надменней,
    Не довершай чужую ложь, позором объяснений"