content/news/images/61957/KBV_0543_preview_610_mainPhoto.jpg
21:15, 18.04.2017 / ОБЩЕСТВО

Минобрнауки утроило количество опорных университетов

Экспертный совет при минобрнауки России определил 22 вуза — победителя второго этапа конкурса по созданию опорных университетов, среди которых оказался Сыктывкарский госуниверситет им. Питирима Сорокина. Как пишет «Коммерсантъ», вузам-победителям предстоит изменить кадровую политику, научиться выстраивать отношения с работодателями своих студентов и понять, как решить задачу создания популярного регионального бренда.

Минобрнауки утроило количество опорных университетов
Вузы второй категории, куда попал СГУ им. Питирима Сорокина, получат аудиторскую и экспертную поддержку федерального центра, а дотации только из региональных бюджетов. Фото Юрия Кабанцева

Минобрнауки 17 апреля объявило о завершении второго этапа конкурса программы, предполагающей объединение региональных вузов в многопрофильные опорные университеты. В числе победителей экспертный совет ведомства назвал 22 вуза, которые разделены на две группы. В первую группу попали вузы, которые получат софинансирование программы развития как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Во второй категории, куда попал СГУ им. Питирима Сорокина оказались еще 14 университетов, которые получат аудиторскую и экспертную поддержку федерального центра, а дотации только из региональных бюджетов.

- Перед членами совета стояла задача отобрать лучшие проекты, способные принести существенное развитие своему региону,— заявила “Ъ” глава Минобрнауки Ольга Васильева.— Мы рассмотрели индивидуально каждую заявку, детально учитывая программу развития каждого университета, а также позицию региона о его актуальности и дальнейшей поддержке.

По ее словам, перед каждым отобранным вузом ставится задача «стать настоящей опорой региону, обеспечивая его необходимыми кадрами и развивая его образовательный и научный потенциал». «Количество поступивших заявок наглядно показывает растущий интерес к программе, и мы, безусловно, продолжим ее дальнейшее развитие»,— пообещала госпожа Васильева. Ранее в ведомстве отмечали, что количество опорных вузов в будущем может достигнуть 150.

Первые 11 опорных университетов были выбраны Минобрнауки в январе 2016 года. Тогда статус опорных получили Костромской технологический, Тюменский нефтегазовый, Уфимский нефтяной технический и Сибирский аэрокосмический университеты, Донской, Волгоградский, Воронежский, Омский и Самарский технические университеты, а также Вятский государственный университет и Орловский университет имени Тургенева. Согласно условиям программы создания опорных университетов, в конкурсе на этот статус не могут участвовать высшие учебные заведения Москвы и Санкт-Петербурга, вузы—участники госпрограммы повышения международной конкурентоспособности «5–100», университеты из категории федеральных, а также вузы, расположенные в муниципалитетах, где уже есть опорные университеты. По требованиям Минобрнауки опорный университет должен соответствовать ряду критериев: общая численность студентов должна составить не менее 10 тыс., доходы вуза — не менее 2 млрд руб.

В 2015 году авторы идеи создания опорных вузов не скрывали намерения добиться повышения качества образования за счет сокращения числа учебных заведений на 10–15%. Обязательным условием для участия в программе является реорганизация, то есть два или более региональных вузов должны объединиться в один. Реорганизация должна способствовать «социально-экономическому развитию субъекта федерации», отмечается в приказе министерства.

Отобранные вузы в ближайшие три месяца должны представить в Минобрнауки пятилетнюю программу развития. Для ее реализации каждый вуз-победитель получит дополнительную субсидию ежегодно в течение трех лет. В прошлом году ее размер достигал 200 млн руб. Как вузы будут финансироваться в этом году, будет рассчитывать совет программы для каждого университета индивидуально. В совет, кроме чиновников Минобрнауки, входят ассоциации работодателей, представители региональных органов власти, профессионального и экспертного сообщества.

Опыт первой волны в целом успешный, считает руководитель лаборатории «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ Дмитрий Семенов. Были действительно яркие и значимые изменения в жизни университетов, говорит он: «В образовательной деятельности, в науке, во влиянии на региональное развитие». Ключевая проблема для вуза в том, чтобы переоценить свою миссию в регионе, понять, как именно стать «фишкой» региона, как повысить его привлекательность, считает господин Семенов: «Это ключевой вызов для вузов, как показывает опыт. Как правило, в существенных изменениях нуждается подход к кадровой политике вуза и к выстраиванию партнерств с внешними партнерами, в том числе работодателями». По словам эксперта, первый год программы показал, что вузы справляются с этим по-разному, и участники второго этапа должны учитывать их опыт, планируя свои программы развития.

1266

Комментарии (11)

Добавить комментарий
  • Александр Щиголев
    19 апр. 2017 г., 0:02:21
    Ответить
    Опорный - звучит гордо!
    .
    Что такое опорный вуз?

    "Опорный вуз — это крупный университет, ведущий образовательный центр в субъекте РФ, созданный за счет объединения нескольких региональных вузов. По требованиям Минобрнауки опорный университет должен соответствовать ряду критериев: общая численность студентов должна составить не менее 10 тысяч, доходы вуза — не менее 2 млрд рублей.

    В программе опорных вузов не могут участвовать вузы из Москвы и Санкт-Петербурга, а также университеты, которые уже получают дополнительное финансирование по программе 5-100 (программе по повышению конкурентоспособности российских университетов среди ведущих мировых образовательных центров)."

    То есть, наш СГУ вошёл в двадцатку лучших из худших ВУЗов страны, которому решено сделать реанимацию, чтобы не сдох окончательно.

    Интересна информауия о 2 миллиардах дохода. Это сколько бабла будут вливать из Регилнального бюджета!!! Во Истиховской не повезло! Старалась, старалась, а всё бабло мимо неё пошло!

    Отправлено из мобильной версии
    • 123
      19 апр. 2017 г., 6:39:58
      Ответить
      Этой хватит что нахапала.
      Отправлено из мобильной версии
    • Сыктывкарец
      19 апр. 2017 г., 7:13:31
      Ответить
      Хватит ядом плевать. Да, живем далеко от Олимпа, но и от нас многое зависит.
      Отправлено из мобильной версии
      • Александр Щиголев
        19 апр. 2017 г., 7:41:54
        Ответить
        Что именно в Российском образовании зависит от СГУ?
        .
        Я понимаю, от Коми НЦ есть реальный вклад в Российскую науку, но что зависит от Сыктывкарского универа в Российском образовании и науке?
        Отправлено из мобильной версии
  • студент
    19 апр. 2017 г., 6:53:02
    Ответить
    Я горжусь, что учусь в этом заведении.
    Поздравляю, в первую очередь, Ректора-Сотникову Ольгу Александровну,
    Весь преподавательский, профессорский состав и студенческое сообщество.
    Вы лучшие.
    Странно, что все пишут о главе РК, что это якобы только его заслуга. Я студент и то понимаю, что это не так.
    Нужно просто гордиться и переживать за свою страну, Родину, Отечество, семью и т.д. и все у нас будет хорошо. Еще раз всех с этим приятным событием.
    Спасибо руководству университета !!!!


    • Александр Щиголев
      19 апр. 2017 г., 7:45:20
      Ответить
      Особенно понравилось:" Нужно просто гордиться и переживать за свою страну, Родину, Отечество, семью и т.д. и все у нас будет хорошо. Еще раз всех с этим приятным событием."
      .
      Это Истиховская гьрдилась и переживала за Россию?
      Может ещё и её друг Гайзер находится в Лефортово от избытка любви к Родине?
      Отправлено из мобильной версии
    • Николай
      19 апр. 2017 г., 11:05:48
      Ответить
      В чем заслуга этой недалекой пьющей мадамы? Высшее учебное заведение превратили в Сыктыктывкарское городское училище.
  • Житель
    19 апр. 2017 г., 8:37:44
    Ответить
    Слияние ВУЗов
    Идея хорошая - готовить кадры под потребности региона. Посмотрим на реализацию. Ещё пора Лесной институт влить в СГУ, а то от безденежья закроют его скоро.
    • Александр Щиголев
      19 апр. 2017 г., 10:09:06
      Ответить
      Объясните мне, как стали лучше готовиться и распределяться кадры КГПИ от его растворении в СГУ?
      .
      Это был профильный институт и готовил конкретно учителей по школам.
      Что изменилось для педагогов от того, что они теперь в Университете?
      • 3
        19 апр. 2017 г., 10:32:47
        Ответить
        Часть преподавателей из КГПИ сократили, оставшиеся делают все, чтобы поддерживать тот уровень образования, который был. Зарплаты низкие, а руководство СГУ отчитывается о выполнении майских указов.
        Отправлено из мобильной версии
        • 4
          19 апр. 2017 г., 17:16:58
          Ответить
          Преподаватели уходят из вуза. Осталась небольшая горстка учителей старой школы, и куча прихвостней.