На обсуждение: «Как выживают на дорогах Шанхая»
Покупка госномера в Шанхае обойдется чуть дешевле самого автомобиля. В городе нельзя сигналить, а за остановку на велосипедной дорожке оштрафуют и спишут «водительские» баллы. Как китайских водителей приучают пропускать пешеходов и не лихачить, как местные автомобилисты используют дальний свет и за что у них отбирают права, узнала корреспондент «Газеты.Ru», которая несколько дней путешествовала по Шанхаю на автомобиле и расспрашивала китайцев об их жизни.
Шанхай – огромный деловой мегаполис, в котором проживает более 24 млн человек. По словам местных жителей, средняя зарплата в городе – $800–900. Сотрудники крупных финансовых корпораций, конечно, зарабатывают гораздо больше. На пенсию женщины выходят в 50 лет, а мужчины в 60, размер пенсии – около $600, но выплачивают ее только госслужащим.
Аукционы и штрафы сдерживают пробки
При высокой плотности населения в стране и довольно невысоких ценах на автомобили (к примеру, новый Audi A3 стоит 188 тыс. юаней – около $23 тыс.) китайским властям стало очевидно, что для борьбы с пробками нужно принимать кардинальные меры. Выходом, в частности, стали так называемые аукционы по продаже госномеров в крупнейших городах. В их число попал и Шанхай.
Здесь каждый месяц на продажу выставляется около 9–10 тыс. регистрационных номеров, а в очередь за ними выстраивается более 200 тыс. желающих. Стартовая цена для частного лица – 88 тыс. юаней (12,8 $тыс.), а для предприятия – 150 тыс. юаней ($218 тыс.).
Далее цена может вырасти непредсказуемо. Особенно, если автомобильные госномера «счастливые», то есть содержат нужные цифры. Самым дорогим «куском железа» за всю историю стал госномер 99999 – его купили за 1 млн юаней ($145 тыс.).
При покупке мотоцикла на номерные знаки придется также потратиться. Исключение составляют лишь небольшие скутеры и мопеды, большинство из которых ездят на электричестве.
Приехать в Шанхай на транспортном средстве с госномерами другого города можно. Но с ними закрыт доступ на все основные магистрали и мосты. За выезд на них без шанхайской «прописки» с камеры фото- и видеофиксации, которые повсюду следят за движением, придет штраф 200 юаней, а с водителя спишут три штрафных балла. Всего на год частному автомобилисту дается 12 баллов, а профессиональному водителю, например таксисту или водителю автобуса, всего три-четыре, которые снимаются в зависимости от нарушения. Если потратить их все, придется переучиваться и заново сдавать на права.
Лидеров рынка может с ходу определить любой человек, который хоть как-то разбирается в автобрендах, просто выйдя на улицу. Кажется, что каждый второй автомобиль в Шанхае — это Volkswagen (2 997 423 автомобиля продано в 2016 году). На втором месте по популярности — Honda, в первую семерку также попали Buick, Toyota, Hyundai, Nissan, Ford. Лишь на восьмом месте в списке лидеров оказался отечественный Changan, за ним следуют Haval, Geely, Baojun, Kia, Audi, Chevrolet и BMW. Добавим к этому еще несколько китайских марок с самыми необычными шильдиками, приправим порцией премиальных и люксовых моделей, и вот вам будничный автомобильный поток в Шанхае.
Как водят в Шанхае
В отличие от сумасшедшего по трафику Пекина или шумного, затянутого смогом Чунцина, в Шанхае организация дорожного движения и поведение автомобилистов оказались гораздо более дружелюбными к пешеходам, велосипедистам и водителям скутеров.
Здесь водители практически как в Европе стараются пропускать пешеходов, не выезжают на перекрестки на красный сигнал светофора.
При переходе дороги можно не опасаться за свою жизнь и здоровье. Интересно, что с этой весны в Шанхае водителям запретили сигналить – по городу повсюду развешаны соответствующие дорожные знаки. Скорее всего, это связано с привычкой китайцев вместо поворотников использовать именно клаксон. В итоге даже в серьезных пробках, которых в мегаполисе все-таки не избежать, в городе стоит непривычная тишина. Но хитрые китайцы придумали, как подавать друг другу сигналы, находясь за рулем.
Вместо гудка они перешли на дальний свет, и остервенело мигают им не только зазевавшимся автомобилистам, но и просто выезжая на совершенно пустой перекресток.
Водят в Шанхае довольно ровно, но с сюрпризами. Нужно быть готовым, что совершенно в ровном потоке справа или слева на вашу полосу неожиданно может попытаться втиснуться другой автомобиль. И такого водителя с непроницаемым лицом лучше пропустить. Видимо, в таких ситуациях хваленые штрафующие камеры не срабатывают, а если штраф не грозит, можно и пренебречь ПДД.
Несмотря на нюансы и особенности рынка, европейские автопроизводители в голос утверждают: дайте еще лет пять, и китайский автопром не просто шагнет, а буквально ринется вперед. В том, что именно по дорогам Китая в будущем будет ездить больше всего электрокаров и беспилотников, у экспертов практически нет сомнений. Возможно, именно благодаря этим технологиям у китайцев получится искоренить такое понятие, как пробки.
Комментарии (13)
Как там на жаргоне? Пеши ичсо. ))