content/news/images/67232/BOB_1812_mainPhoto.jpg
РСЯ лента топ
16:26, 26.08.2017 / ОБЩЕСТВО

На обсуждение: «Почему в России падает рождаемость»

Население России снова сокращается, и это принято объяснять последствиями низкой рождаемости в 1990-е годы — нынешнее поколение потенциальных родителей получилось довольно малочисленным, пишет «Коммерсант». Но, похоже, экономический кризис серьезно усилил этот демографический тренд.

На обсуждение: «Почему в России падает рождаемость»
Фото Виктора Бобыря

Если в каком российском регионе и наблюдается сейчас демографический взрыв, так это в Чукотском автономном округе: в июне 2017 года там появилось на свет на 30,8% жителей больше, чем годом раньше, причем в целом за первое полугодие здесь также наблюдается рост рождаемости, хотя и более скромный — 7,4%.

К сожалению, 25 дополнительных рождений за полгода (в том числе 16 в июне), которые обеспечили Чукотке эти рекордные показатели, не могут перекрыть сокращение (более чем на 107 тыс.— с 928,4 тыс. до 821 тыс.) количества новорожденных на всей остальной территории страны.

Какие-то регионы отвечают этому тренду в меньшей степени (в Тыве и Чечне падение на 3,8% и 5,1% год к году соответственно), какие-то — в большей (в Чувашии и Калмыкии — 17,6% и 17,2%). Но в абсолютном большинстве регионов падение оказалось двузначным и в целом результат вышел удручающим, причем пока в статистике нет даже намека на восстановление: за полугодие рождений стало меньше на 11,6%, в том числе на 14,5% в июне.

Аналогично на 11% снизился коэффициент рождаемости, рассчитываемый как число рождений на 1 тыс. жителей: с 12,7 в первом полугодии 2016 года до 11,3 — в первом полугодии 2017-го.

1.jpg

Собственно, началось все еще в прошлом году — во втором полугодии 2016-го было лишь два месяца, когда число родившихся было больше, чем в соответствующие периоды 2015-го, но в целом по итогам 2016-го падение было сравнительно небольшим — 2,8%. Шансы, что итоги 2017-го будут сколько-нибудь близки хотя бы к прошлогодним показателям, можно считать мизерными. Впрочем, в абсолютном выражении последние летние месяцы обещают некий рост количества новорожденных — в России внутригодовые пики рождений обычно приходятся на август.

Закономерным результатом подобной динамики является естественная убыль населения: за шесть месяцев — на 119 тыс. Небольшое снижение количества смертей (на 2,1% по итогам первого полугодия 2017-го) не может компенсировать столь серьезного падения числа рождений.

Демографы склонны объяснять сокращение числа новорожденных исключительно фундаментальными причинами — особенностями половозрастной структуры населения, точнее — малочисленностью поколений женщин на пике репродуктивных возрастов, что, в свою очередь, объясняется последствиями Второй мировой войны. Детей в войну рождалось мало, и когда они выросли, у них детей родилось меньше, чем у предыдущего поколения, и далее по циклу.

«Со времен Великой Отечественной войны такого рода демографические ямы появляются примерно раз в 25 лет», — указывала заведующая лабораторией исследований демографии и миграции РАНХиГС Алла Макаренцева в статье для «Мониторинга экономической ситуации» (№13, июль 2017 года).

Правда, отмечает Макаренцева, прирост или падение общего количества рождений не всегда следуют линейно за численностью женщин, на этот показатель влияет интенсивность рождаемости в разных возрастах:

«Сейчас пик рождений приходится на возраст 27 лет, и это женщины 1990 года рождения, а возраст матери при рождении первого ребенка достиг 25,5 года (поднявшись на три полных года за два последних десятилетия).

Благодаря этому, а также тому, что в последнее время интенсивность рождаемости в возрастах 25–34 года была высокой, период многочисленных поколений продлился дольше, чем ожидалось».

Этот период, однако, закончился, и сейчас количество новорожденных зависит главным образом от последнего из малочисленных поколений — людей, рожденных в 1990-е годы.

Их на самом деле мало: с 1993 по 2002 год включительно количество родившихся в России колебалось в диапазоне 1,2–1,4 млн человек — сравните с 1,98 млн в 1990-м или 1,94 млн в 2014-м.

«Если женщин становится мало, уменьшается число рождений. А у нас число женщин, это давно ясно, сокращается, потому что была низкой рождаемость в 1990-е, девочек рождалось мало. Соответственно, теперь становится мало вновь прибывающих матерей, и снижается число рождений. По данным полугодия судить в принципе преждевременно, но я думаю, что ничего не изменится. То есть действительно число рождений будет снижаться, и естественный прирост (разница между числом рождений и числом смертей), который у нас какое-то короткое время был положительным, снова станет отрицательным, и надолго», — поддержал версию о фундаментальных факторах как главной причине естественной убыли населения директор Института демографии ВШЭ Анатолий Вишневский.

2.jpg

Однако очевидно, что количество новорожденных зависит не только от численности населения репродуктивного возраста, оно зависит еще и от готовности граждан заводить детей.

Дело не только в росте уровня окончательной бездетности, который растет при выборе женщинами «карьерного» сценария и, по прогнозам РАНХиГС, потенциально может достичь 15% (вместо прежних 6–8%). Строго говоря, связь между этим показателем и количеством детей в поколении не является однозначной: если одновременно будет расти число многодетных семей, это компенсирует распространение окончательной бездетности.

Еще одна проблема состоит в том, что на готовность россиян заводить детей могла повлиять текущая экономическая ситуация. Хотя демографы эту версию пока и не поддерживают.

«Текущая экономическая стагнация не сказалась на репродуктивном поведении населения, — утверждала, в частности, Алла Макаренцева в июльском обзоре. — Стабильность рождаемости достигается за счет городского населения, тогда как среди жителей сельской местности (около 30% населения России) рождаемость в последние три года несколько снизилась». На селе, по данным Росстата, коэффициент рождаемости снизился с 14,4 в 2014 году до 12,2 в 2016-м, в городах — вырос с 12,9 до 13,1.

Сопоставление демографической статистики с данными социологии тем не менее позволяет предполагать совершенно иной ответ на вопрос о влиянии экономической ситуации на число рождений.

«Если мы посмотрим на данные Росстата о потребительской уверенности, мы можем совершенно спокойно, не занимаясь спекуляциями, говорить, что снижение оценок текущей экономической ситуации и ее перспектив отразилось на числе рождений», — убежден гендиректор компании «Дымшиц и партнеры» Михаил Дымшиц.

Индексы потребительской уверенности (Росстат, «инФОМ» и другие источники) свидетельствуют, что в течение 2014 года большинство россиян, поддавшись вдохновляющему чувству принадлежности стране, способной на сильные поступки, пребывали в приподнятом настроении.

И хотя валютный кризис конца 2014 года лишил граждан эйфории, к лету 2015 года их настроение было вполне сносным — сильное падение оценок текущего состояния отчасти компенсировалось позитивными ожиданиями.

Но в начале 2016 года оценки населением текущего положения снизились особенно резко — в частности, в индексе потребительских настроений ООО «инФОМ» индекс текущего состояния достиг минимума за все время наблюдений в феврале 2016-го. При этом индекс ожиданий оставался ниже 100 (что сигнализирует о негативных ожиданиях большинства) с июля 2015 по август 2016 года, а в декабре 2015-го—феврале 2016-го не превышал и 90.

3.jpg

Причины резкого ухудшения настроений в начале 2016 года были понятны: реальные доходы к тому времени уже давно падали, а об экономических перспективах граждане, как всегда, судили по цене нефти и курсу доллара. К слову, цены на нефть в декабре 2015-го—марте 2016-го находились в диапазоне $28–40 за баррель, а валютный курс гулял выше показателя 70 руб./$ и даже несколько раз уходил за отметку 80. Более того, на докризисные уровни настроение потребителей не вышло до сих пор.

Однако на количество рождений депрессивное состояние взрослых россиян серьезно могло повлиять только с большим лагом. Оценивая грубо, около 38–40 недель.

«Влияние фундаментальных факторов на число рождений, безусловно, есть, — отмечает Михаил Дымшиц. — Но последствия падения рождаемости в какой-то период всегда выглядят во времени гораздо более плавно, чем первопричины, — понятно, что не все женщины рожают в одном и том же возрасте, на это накладывается еще рождение вторых и последующих детей. Поэтому резкое падение показателей год к году почти на 12%, происшедшее главным образом всего за четыре месяца, нельзя объяснить только фундаментальными факторами. Я думаю, примерно 2% из этих 12% — это фактор фундаментальный, а 10% — факторы экономические, ситуативные».

Доступные данные Росстата о динамике числа рождений по годам подтверждают справедливость этих соображений. Судя по ним, в 1960-е годы сползание в демографическую яму (в связи с послевоенным циклом) было не столь быстрым, как сейчас, — тогда максимальное за период провала падение составило менее 7% в годовом выражении. Зато сопоставимую с нынешней двузначную динамику (от 10% до 13% падения в годовом выражении) можно было наблюдать в 1991–1993 годах, когда на фундаментально обоснованное снижение числа рождений наложились экономические факторы.

С учетом перехода экономики от падения к стагнации можно, правда, ожидать, что такого затянувшегося обвального падения, как 25 лет назад, на этот раз не будет, и на дальнейшее снижение рождаемости будут влиять только фундаментальные факторы.

Но уже происшедшее снижение ставит под вопрос возможность реализации среднего варианта демографического прогноза Росстата. Он предполагает рождение 1,84 млн человек в 2017 году, с постепенным снижением до 1,5 млн в 2030-м, но сейчас суммарное число рождений за последние 12 месяцев — 1,78 млн, и это заметно меньше, чем «положено» в 2017 году.

2811

Комментарии (56)

Добавить комментарий
  • Распутин
    26 авг. 2017 г., 16:29:10
    Ответить
    Нет социальной защищённости.
    Безработица большая.
    • .
      26 авг. 2017 г., 19:03:59
      Ответить
      Потому, что денег хватает только на пожрать самим.
  • 2 ребенка в семье
    26 авг. 2017 г., 16:37:36
    Ответить
    Получаю не плохо. Но ипотека сжирает все. Не можем позволить себе выезд на юга. Так что все печально в нашем государстве
  • житель
    26 авг. 2017 г., 16:52:30
    Ответить
    Да потому что в садик не попасть и пособие мизерное по уходу за ребёнком все три года.
    • .
      26 авг. 2017 г., 20:05:24
      Ответить
      Как три? Полтора только года платят. Потом живи, как хочешь.
      • 26 авг. 2017 г., 21:57:55
        Ответить
        ещё лет 90 назад не было ни садов ни югов ни пособий, а дети были по 8штук
        • .
          27 авг. 2017 г., 6:27:55
          Ответить
          Исключительно потому что средств предохраняться не было. Вы бы женщин спросили, хотели они по 8-10 дете рожать? Половина из которых умирала в детстве
          • из деревни я
            27 авг. 2017 г., 7:03:46
            Ответить
            Так и должно быть,выживают здоровые.
  • 666
    26 авг. 2017 г., 16:59:07
    Ответить
    оек
    Зачем рожать в россии? Когда у детей в этой стране нет будущего и защиты от произвола
    • 777
      26 авг. 2017 г., 17:10:30
      Ответить
      ПОТОМУЧТО
      Через 15-20 лет население будет подвляюще смуглым и узкоглазым, и тебе пнесию не выдадут, пока не выучишь аз. (или как вариант кит.) язык.
      • 777
        26 авг. 2017 г., 17:11:15
        Ответить
        очепятка
        "пенсию"
      • Меган
        26 авг. 2017 г., 18:45:35
        Ответить
        А остальных куда дел? Или просто их не любишь ?
  • Александр Щиголев
    26 авг. 2017 г., 17:41:10
    Ответить
    Глупейший вопрос - почему падает рождаемость....
    .
    Если и дальше менять Гайзеров на Гапликовых, то и дальше будет падать...
  • аля
    26 авг. 2017 г., 17:49:38
    Ответить
    да
    В таком государстве рожать.у многих это значит посадить себя и рожденных детей в нищету.так чт
  • Странно,
    26 авг. 2017 г., 17:56:02
    Ответить
    как пришли большевики к власти,
    так страна из одной ямы(экономической) перебирается в другую яму(демографическую) и т.д., не понимая, что давно находится в (отмод.), ой, социальной клоаке.
  • Телемост
    26 авг. 2017 г., 18:03:49
    Ответить
    Патамучта в нашей стране секса нет и не будет.
    • хех
      26 авг. 2017 г., 19:05:01
      Ответить
      На секс у народа уже сил не хватает.
  • При проклятом царизме,
    26 авг. 2017 г., 18:09:29
    Ответить
    демографы в начале 20 века
    считали, что к концу столетия население Российской империи увеличится до 600- 800 млн. человек. В 1985 году население бывшей Российской империи составляло 280 млн. человек. Народонаселение современной России в 21 веке 140 с хвостиком млн. человек.
  • Больницы закрывают
    26 авг. 2017 г., 18:15:56
    Ответить
    Новые школы не строят.
    Зато строят храмы в каждом дворе.
    А попы проповедуют русским, что мужчине и девушке сексом заниматься - грешно.

    Сами же за мальчиками и детьми бегают.

  • а для кого
    26 авг. 2017 г., 18:17:00
    Ответить
    что и следовало ожидать при нынешнем пр-ве,как бы самим прожить,одного еще можно,а больше...,финансы не позволяют.россия это не загнивающий запад, это круто....
    • нету
      26 авг. 2017 г., 18:28:50
      Ответить
      энтузизазму его лет эдак 30 потеряли
  • Yuri
    26 авг. 2017 г., 18:57:13
    Ответить
    Когда в Скандинавских странах поняли, что повышение рождаемости является следствием увеличения числа женщин репродуктивного возраста, они выстроили свою миграционную политику таким образом, чтобы к ним побольше приезжали молодые и одинокие женщины. Правда, потом у них, как и во всей 'Еврозоне', случился перекос в сторону "европейских ценностей", да такой, что теперь они буквально воют от 'понаехавших' - мультикультурализм не прижился...
    • .
      26 авг. 2017 г., 19:06:32
      Ответить
      Сравнил. Скандинавию и Россию.....
    • Иммигранты финляндии
      26 авг. 2017 г., 19:33:56
      Ответить
      до 2015 года Россия, Индия и Китай. Это они "европейские ценности" завезли?
      Иммиграция в Финляндию на работу из стран не-членов ЕС возросла в 2007 году почти на 60 %; в общей сложности за год разрешение на работу получили 6200 человек. Число студентов, приезжающих на обучение в Финляндию, по сравнению с 2006 годом увеличилось на 14 %. На 9 % возросло количество прошений на воссоединение семьи. Больше всего прошений на пребывание в Финляндии подаётся в России, Индии и Китае[16].
      Пребывание в Финляндии беженцев определяется законодательством по интеграции. Принятие беженцев (предоставление жилья, денег на социальные расходы, услуги переводчика, здравоохранение, образование, некоторые культурные услуги) организуется муниципальными службами.

      В 2015 году в Финляндии, как и во многих других странах Европы, наблюдался резкий скачок числа просителей убежища. По данным Иммиграционной службы Финляндии, в страну в 2015 году прибыло более 32 тысяч беженцев — при том, что за весь 2014 год их число составило 4 тысячи человек[18].
  • 111
    26 авг. 2017 г., 20:07:00
    Ответить
    О чем разговор?! Себя б прокормит. Сделайте, как в Эмиратах: при рождении сразу сумма приличная на счёт ребёнка, на свадьбу подарок молодоженам от государства-опять приличная сумма. И на приобретение квартиры. Суммы не помню, поэтому не пишу. Знаю, что десятки тысяч долларов.
    • Ты что
      27 авг. 2017 г., 7:17:16
      Ответить
      Многовековые устои разрушаешь
    • Ина
      27 авг. 2017 г., 11:14:28
      Ответить
      От халявы семьи не укрепляются. У людей должна быть работа, которая позволит не только самому прокормиться, но и детей поднять и дом для семьи построить, и сад насадить без того, чтобы загнуться на непосильной каторге к 60 годам.
  • коми
    26 авг. 2017 г., 20:26:53
    Ответить
    при рождении 3 и 4 ребенка,разрешить давать без процентные кредиты
    • Шиза
      27 авг. 2017 г., 11:33:21
      Ответить
      Ты, как вкладчик, заплатишь =))))
  • пошли...
    26 авг. 2017 г., 20:29:28
    Ответить
    за роды плати,лечение плати ,образование плати, гос-во в это не вмешивается ,все сами:,обложили кругом налогами ,штрафами, вот пускай сами и рожают(отмодерировано)
    • мало того что сами за все платим
      26 авг. 2017 г., 20:42:58
      Ответить
      Так ещё и налоги платим, чтобы государевы слуги жировали и их дети рожали за границей за наш счет.
  • Незамужняя и бездетная
    26 авг. 2017 г., 20:39:54
    Ответить
    А я без любви не хочу.
  • Егор Русский
    26 авг. 2017 г., 21:54:24
    Ответить
    Русский народ стремительно вымирает. Виной тому не пресловутый русский алкоголизм как принято считать. Точнее не тоолько он. Мы пили всегда. Виной тому нежелание русских пар заводить детей в силу отсутсвия перпектив. Благо если только нежелания, пол беды, поправимо. Все чаще мы не можем завести детей изза проблем со здоровьем, это самый настоящий бич.
    В то же время нас стремительно замещают ребята из Средней Азии, Закавказъя, в мегаполисах школьные классы не редко напичканы детьми имгрантов, и если не произойдет коренной перелом,за ними будущее России
    • гость
      27 авг. 2017 г., 8:31:58
      Ответить
      да не нужны тут русские тут Коми нужны
    • гость
      27 авг. 2017 г., 8:33:22
      Ответить
      понаехали понимаешь
  • 1
    26 авг. 2017 г., 22:11:26
    Ответить
    и чего увидят наши дети в россии? несправедливость,нищета, бесперспективность и все это на фоне сурового северного климата с авитаминозом? нет уж,либо что-то меняем,либо детей заводить только после переезда за границу. а здесь пусть плодятся люмпены и маргиналы
    • Жителю Севера
      26 авг. 2017 г., 22:21:55
      Ответить
      Авитаминоз, вообще-то, бывает не от сурового климата, а от неполноценного несбалансированного питания. Коренные народы Севера в условиях сурового климата не страдали от авитаминоза.
      • .
        26 авг. 2017 г., 22:30:47
        Ответить
        Житель Севера лучше умрет от авитаминоза, но есть "тухлую" рыбу не будет...и умирая, будет кичится своей "высокой" культурой.
        • зеркало
          27 авг. 2017 г., 7:20:29
          Ответить
          видим всё через призму своих фикс идей
    • И что?
      26 авг. 2017 г., 22:27:15
      Ответить
      Словеса все это.
      Кто прилично зарабатывает не только за бугор свалил.Многие и тут не плохо зарабатывают.
      Все ведь за бугор не свалят.Сам подумай.
      Без денег везде труба.А вот на юге или даже в средней полосе и жилье дешевле и фрукты местные,но работа только на буржуя,и на вахте.
      А детей рожать надо.Все полезное что останется после нас - дети и внуки,а мы уйдем в историю.
  • Глас народа
    27 авг. 2017 г., 1:41:52
    Ответить
    Падение рождаемости
    Надо принять закон ,чтоб все госслужащие обязаны были иметь не менее5 детей ,а депутаты ,сенаторы ,губернаторы и меры не менее 15 ,а призидент и примьер не менее 30 ,вот рождаемость и повысится и чтоб всех обеспечивали, и жён и детей,и чтоб ихние дети и жены жили в России а то воруют тут ,а дети ихние живут в проклято загнивающем западе
  • моногород
    27 авг. 2017 г., 2:42:29
    Ответить
    От таких глупых вопросов ничего в лучшую сторону не изменится.
  • ковш
    27 авг. 2017 г., 5:42:19
    Ответить
    вот только не надо про стакан воды в старости
    Зачем семья и дети нужны? Да не нужны. Жить нужно для себя, а не ради памперсов и нытья про трудности.
    • .
      27 авг. 2017 г., 6:33:26
      Ответить
      А рожают и не ради памперсов и стаканов. Когда слышишь смех ребёнка, когда ручечки малышей тебя обнимают, когда твои детки говорят, как сильно тебя любят, когда слышишь, как твоих детей хвалят врач, учитель, тренер- это неописуемое счастье!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
      • 123
        28 авг. 2017 г., 10:03:39
        Ответить
        Вот это точно! Тридцать лет прожил циником и на "Титанике" с "Хатико" не плакал. А когда услышал от своей дочери: "Папа, я покакала!", чуть не разрыдался!
  • все просто
    27 авг. 2017 г., 6:35:21
    Ответить
    пора сознаться, что недокапитализмъ опять загнал Россию и русских в яму, признать что современная политика - гно, назвать имена тех, кто отжал богатства России в свой карман и назвать перечень статей УК - и затем строить нормальное, справедливое государство без за_ранцев
    • Канэчно все просто.
      27 авг. 2017 г., 7:50:30
      Ответить
      Уничтожим отмодерировано как класс и жить будем счастливо, но недолго, ведь родятся новые чистильщики.
  • Холостяк
    27 авг. 2017 г., 7:28:28
    Ответить
    Узнавая ожидания женщин,желание создать семью моментально пропадает
    • usa_001
      27 авг. 2017 г., 8:12:34
      Ответить
      Молодец !!!
      Самый умный комментарий
    • гость
      27 авг. 2017 г., 8:37:27
      Ответить
      согласен шубу им подавай машину коттедж какие дети)))
    • 12124
      27 авг. 2017 г., 9:30:25
      Ответить
      Согласен. Девушки вырастают с идеей о том, что они принцессы и что им все должны. И ждут принца на заграничном коне, да с мешком золота. А ведь когда то за женщину приданное давали...
    • Холостяк
      27 авг. 2017 г., 13:40:25
      Ответить
      Намёк был на бабку из Золотой рыбки
  • Не сбрасывая со счетов
    27 авг. 2017 г., 8:41:30
    Ответить
    личную ответственность каждого за свою жизнь,все таки надо признать,что государство наше давно не заботит жизнь собственного народа-экспериментов провели столько с 90х годов и в образовании, и в медицине,и в ЖКХ-сейчас большинству молодых либо вообще без жилья, либо в ипотеку,медицина более или менее качественная только платная,почему если ребенок заболел так всем миром на дорогу собираем,а Москва зажравшаяся хрущевки сносит, дороги ремонтируют только федеральные-конечно,все забирают наверх из субьектов,а все ,что остается прожирается местной туповатой властью. У меня у старшей дочери 2 детей,если б я не помогала,то почти нищета,а там и конфликты в семье, и измены... Потом ребенка в неразумном возрасте должны воспитывать всем миром-и в садике,и трудовым воспитанием в школе, и невозможностью выпить в 12 лет пива... Вы зайдит в наш Макд. Там вечером тусуются детки 12 лет-праздность до добра еще никого не доводила Вот и вырастают безответственные помешанные на своих удовольствиях -моя младшая замуж не хочет-вот еще одно веяние времени-девочки не хотят замуж и рожать -это же помешает путешествиям и отдыхам... Ну это я об обеспеченных более или менее... А так реально ведь трудно с ребенком Бизнес свой завести невозможно-опасно для здоровья,по крайней мере из моих сверстников половина закрылась,часть уже до 50 умерла от инсультов и инфарктов, часть влачит жалкое существование, за 17 лет моей работы частником столько изменений в налоговом,административном,гражданском законодательстве и ни разу в сторону улучшения или облегчения ... Болтовни немерено,.. Правда, хотя я знаю, что сейчас единственная моя радость это мои внуки,но правда думаю, что в нашем безумном государстве в т.ч.и с его внешней политикой топорной лучше не заводить детей для их же блага
    • Я
      27 авг. 2017 г., 21:48:00
      Ответить
      Правда о семье и детях
      Согласна во многом с мнением "Не сбрасывая со счетов". Только считаю, что заводить детей надо.
      Многие, кто создавал семьи и заводил детей в 90-е годы на своей шкуре испытали все "прелести" того времени: задержка выдачи и без того мизерных зарплат по три месяца, а то и по году. В то же время простым гражданам надо было как-то выкручиваться: найти средства, чтобы детей и себя обуть, одеть, накормить. Спасались все кто как мог: активнее стали работать на огородах, дачах, заводить скот (деревенские и сельские жители); некоторые стали зарабатывать за счет "купи-продай"; и.т.д. Кто не мог выкрутиться, ждали помощи от родителей, бабушек, дедушек (их пенсии).
      В то же время в 90-е менялась жизнь, взгляды, сознание людей. Многие считали, что лучше одного ребенка по полной обеспечить, сделать его счастливым, чем рожать несколько и жить в нужде. Да и для себя хотелось пожить. В народе порой говорили, что стали жить как в войну, если не хуже. Будущее было туманно...Порой было страшно подумать, что будет дальше со страной, с тобой, с близкими и детьми. Рушились идеалы прошлого, жизненный уклад, мозги все чаще засоряли с экранов, газет и многих новомодных художественных произведений всякой всячиной. Начались сокращения, ликвидация предприятий, колхозов, совхозов, многие оставались без работы. В результате человек порой чувствовал себя ненужным никому, падала самооценка, благо, если близкие поймут и поддержат. А если мужчину - кормильца семьи сокращают? А если ему вовремя не выдают зарплату? Как ему в глаза жене и детям смотреть? На что их кормить? Чаще стали рушиться семьи и судьбы.
      Кто в таких условиях станет рожать? Энтузиасты.
      Сейчас пожинаем плоды.
      В наше время, если папа-мама не обеспечат своего ребенка квартирой, то придется ему самому выкручиваться и умудряться зарабатывать столько, чтобы хватало на достойную жизнь. Увы, не всем дано.
  • 111
    27 авг. 2017 г., 8:44:18
    Ответить
    Алллле! Институт семьи веками создаваемый народом развалили за какие-то 20 лет! Наши девочки сосредоточенны исключительно на себе, они хотят все и сразу! Им плевать на такие понятия как достоинство, честь, гордость, любовь! Прут как танки бронированные! Они прекрасны и им все должны! А кто поскромней да подушевнее смотрят на весь этот цирк и понимают , а нафига рожать то? Придёт вот такая Детка и останется хорошая женщина с тремя детям на руках! Все до банального просто!
Архив