content/news/images/67557/PSV_4222_mainPhoto.jpg
16:49, 01.09.2017 / ОБЩЕСТВО

В Коми несанкционированный запуск дрона чуть не привел к трагедии

На днях в Ухте едва не случилась трагедия с вертолетом из-за того, что по курсу приземления оказался беспилотный летательный аппарат. О происшествии и возможных последствиях встречи дрона с вертолетом БНК рассказали в АО «Комиавитранс».

В Коми несанкционированный запуск дрона чуть не привел к трагедии
Фото Марии Шумейко, Сергея Паршукова

По словам заместителя руководителя летной службы компании Вячеслава Хаткова, 29 августа днём в процессе захода на посадку в аэропорт Ухта экипаж вертолёта Комиавиатранса доложил о том, что видит перед собой беспилотный летающий аппарат, который находился на курсе его посадки. Для того, чтобы не допустить столкновения, вертолет уклонился от заданной траектории.

- В этот раз все завершилось благополучно. Экипаж действовал грамотно, квалифицировано. Но нас это очень сильно встревожило, - заметил Вячеслав Хатков. - Безопасность дронов нас мало интересует, потому что, как минимум, на дроне нет людей. А в вертолете на тот момент находилось четыре человека. И если бы не реакция экипажа, страшно подумать, что могло бы произойти. Трагедии удалось избежать лишь по счастливой случайности. Вовремя заметили беспилотник, так как погодные условия благоприятствовали хорошей видимости.

IMG_3127.jpg

Сегодня в России беспилотники становятся все популярнее, цены на все эти изделия падают, соответственно, они становятся доступнее. Возможности этой техники растут, то есть, они могут летать выше и дальше от своего оператора, могут летать вообще автономно по установленной программе. По словам Вячеслава Хаткова, ему удалось поработать в Афганистане. Они встречали в небе НАТОвские беспилотники на высоте даже в 3000 м.

Но это только одна сторона медали. Как говорят авиаторы, небо только кажется большим, на самом деле оно очень тесное. Да, вертолёт в этот раз успел увернуться, скорость была небольшая, так как машина заходила на посадку. Но чем чревата такая встреча?

IMG_3115.jpg

Как отметил начальник инспекции по обеспечению безопасности полетов АО «Комиавиатранс» Сергей Суровцов, «от столкновения даже с маленькой птичкой, бьются стекла, выходит из строя двигатель».

- На высоких скоростях это пуля, снаряд, и дальше уже зависит, куда он попадет. Вертолёт - это такая слабая устойчивая система для полетов, в которую очень легко внести возмущение. Ну, скажем, попадет птица или дрон в плоскость вращения несущего винта, у которого консоли лопастей движутся практически со скоростью звука, лопасть может отвалиться и, в результате, вертолет упадет, - подчеркнул Сергей Суровцов. – Представьте, что был бы не вертолет, а, допустим, Эмбраер с пятьюдесятью пассажирами на борту. Вероятность того, что он увернётся, была бы гораздо ниже. Во-первых, скорость имеет значение, во-вторых, пилотирование судном осуществляется немного по-другому, в меньшей степени визуально, больше по приборам. Локатор такое препятствие, как дрон, не увидит. В этой ситуации мы боимся за людей, которые находятся в самолетах, боимся за экипажи. И, к сожалению, мы здесь бессильны. Это проблема. Мы возвращаемся к той же истории, когда появилась возможность покупать воздушные суда. Тогда же в ходу был анекдот: «Машину купил, права купил, ездить не купил». То же самое сейчас происходит с дронами. Люди их покупают. Потом начинают на радостях летать, совершенно не представляя себе, что в этом воздушном пространстве ещё находится.

IMG_3075.jpg

Временно исполняющий обязанности начальника Коми ТОГАН (Ространснадзор) Игорь Ольнев считает, что не хватает у владельцев беспилотников грамотности по использованию воздушного пространства: когда и где это можно летать, в каком месте воздушного пространства. Люди не представляют себе весь фактор опасности.

- Наша организация - это воздушное ГАИ. Ни у кого не возникает вопроса, почему требуются права владельцам легких мотоциклов, а когда мы начинаем требовать права у владельцев воздушных судов, все начинают удивляться, - отмечает Игорь Ольнев. – Но главная проблема – в несовершенстве нашего законодательства. Принято решение о регистрации воздушных судов, которая проводится по полетной массе беспилотников. Регистрация внесена в документы, но технология регистрационных действий на свидетельство на беспилотные летательные аппараты ещё не отработана. Законодательство отстаёт. Технология выдачи таких свидетельств достаточно серьёзная вещь. Сейчас Воздушным кодексом предусмотрено, что владелец беспилотного летательного аппарата от 250 г до 30 кг должен получать на него сертификат, также он должен получить свидетельство пилота беспилотного летательного аппарата. Кто будет их выдавать, как они будут вручаться, пока непонятно.

IMG_3123.jpg

Интересуемся, что же делать тем, кто все-таки хочет «летать». Как запускать в небо беспилотные летательные аппараты, не нарушая правила? Выясняется, что в обязательном порядке о предстоящих полетах необходимо не просто предупреждать профильные службы заранее, но и получить на это разрешение.

- Зона воздушных подходов к аэропортам ограничена установленными схемами. Самолеты и вертолеты соблюдают эти схемы и скоростные, и высотные, и по направлению, по удалению, по радиусу. Это очень жесткие схемы, рассказывает Сергей Суровцов. - У владельцев беспилотников есть преимущества. Они могут подавать свои заявки за 5 дней. Между тем аэропорт подает свои заявки накануне и в результате получается, что зоны полета могут быть заняты. Поэтому самолёты и вертолёты вынуждены потом облетать эти территории. Но здесь важнее то, что пилоты ставятся известность, что в данное время здесь работает беспилотник. Поэтому, еще перед полетом экипаж воздушного судна учитывает эти ограничения, либо строит маршрут с облетом сбоку, либо выше, либо приходится переносить время вылета. Часто такие заявки поступают с северных территорий республики. Например, Газпром нередко использует беспилотные летательные аппараты для облета своих газопроводов.

IMG_3071.jpg

Что же касается владельцев дронов, то, по словам Игоря Ольнева, здесь действует та же схема по получению разрешения на полеты. Положительный пример такой работы, это организованные мероприятия в Эжве на фестивале дронов и первый слет малой авиации в Корткеросе, который проводился в Дни республики при поддержке ТПП.

olnev.jpg

- Мы были на постоянной связи с организаторами. Получали разрешение на каждое воздушное судно, - отметил Игорь Ольнев.

По его словам, сегодня нет статистики по общему количеству владельцев беспилотников.

- Попытки набрать хотя бы группу для обучения в Центре по подготовке летного состава не увенчались успехом, по той причине, что законодательная база еще не готова. Ждём. Ожидается, этой осенью будут выпущены нормативные акты, на основании которых мы сможем регулировать деятельность по работе с владельцами беспилотных летательных аппаратов, - заключил Ольнев.

3967

Комментарии (16)

Добавить комментарий
  • 1
    01 сент. 2017 г., 17:12:50
    Ответить
    1
    Ожидается, этой осенью будут выпущены нормативные акты, на основании которых мы сможем регулировать деятельность по работе с владельцами беспилотных летательных аппаратов-

    вот и весь разговор.
    • Дворец путина в карелии
      01 сент. 2017 г., 17:15:36
      Ответить
      Дворцы медведева
      Были сняты ФБК с дрона, Володя.

      Пора запрещать челяди снимать царские хоромы.)
      • Егор
        01 сент. 2017 г., 20:34:11
        Ответить
        Отстали от жизни
        Туфтой оказался дворец
  • Дрон никак не может навредить РОССИЙСКОЙ авиации
    01 сент. 2017 г., 17:19:31
    Ответить
    Ну никак. Не оскорб**йте русскую авиацию.
    Он безопаснее даже птиц летающих у аэродромов..
  • Что за чушь?
    01 сент. 2017 г., 17:27:57
    Ответить
    Кто эти люди? Кто их привел? В какой школе они учились?
    Потоком воздуха от лопастей вертолета дрон просто выбросит к чертям.

    • Я
      01 сент. 2017 г., 18:14:14
      Ответить
      Хорошо, а если дрон в двигатель попадет?
      • Как он попадет в двигатель вертолета?
        01 сент. 2017 г., 18:20:36
        Ответить
        В двигатель самолета может.
        Но так и запрещайте полеты только возле посадочных полос.
      • сам прихожу
        01 сент. 2017 г., 19:55:33
        Ответить
        Как он поподёт если заборники под винтом. Гуманитарий?
      • кременчуг
        01 сент. 2017 г., 20:08:00
        Ответить
        погугли про авторатацию
    • Егор
      01 сент. 2017 г., 20:35:28
      Ответить
      Не пишите комментарии
      Не ваше это
  • 12312
    01 сент. 2017 г., 18:06:11
    Ответить
    Увидели маленький дрон, который в щепки разнесет при столкновении, а шума как будто ракета пролетела.
  • Для (отмод.),которые думают,что у них несколько жизней...
    01 сент. 2017 г., 21:13:06
    Ответить
    Так вот если такая (отмод.)попадет в двигатель самолета на котором ты будешь лететь,или твои дети,ты потом отпишись здесь,что беспилотник в двигателе это нормально,ну подумаешь ,что в лучшем случае это аварийная посадка,а в худшем....
    • Житель
      02 сент. 2017 г., 21:04:35
      Ответить
      Запретить летать всем птицам.

      Депутатам принять закон регулирующих перелеты пернатых через взлетную полосу.

      Обозначить штрафные санкции пернатым. Вплоть до лишения свободы.

      Медведеву сформировать надзорное ведомство над пернатыми.
  • В.
    02 сент. 2017 г., 23:30:36
    Ответить
    Летал очередной придурок, а давят всех моделистов.
    И, так без законов у авиамоделистов есть свои "кодексы чести", которые чётко соблюдаются.
    И, есть "Фантомщики" (условно и не все), которые напокупают себе дорогие гаджеты и летосят по головам людей на многолюдном мероприятии...
  • .
    21 сент. 2017 г., 23:38:46
    Ответить
    Читать обязательно
    https://nplus1.ru/material/2017/09/20/collision
    • .
      21 сент. 2017 г., 23:39:55
      Ответить
      Ссылка по теме. Не троян.