content/news/images/71129/IMG_8785(1)_mainPhoto.jpg
10:56, 25.11.2017 / КУЛЬТУРА

«Ромео и Джульетта» открыли Театр юного зрителя

24 ноября состоялось открытие первого в республике Театра юного зрителя. Как самостоятельное направление деятельности драмтеатра им. В. Савина ТЮЗ был создан, чтобы привлечь в театр молодежь, и спектакль «Ромео и Джульетта», первая ТЮЗовская премьера, по мнению авторов, должен стать сильной заявкой, новой в истории драматического искусства республики страницей.

«Ромео и Джульетта» открыли Театр юного зрителя
Фото предоставлены театром

В интервью накануне премьеры директор театра Михаил Матвеев неоднократно отмечал, что театр всегда с вниманием относился к молодому зрителю: в репертуаре есть постановки для детей, классика, востребованная широкой аудиторией, предпринимались попытки по созданию спектаклей в стилистике, близкой и понятной молодым, - например, «Truffaldino il servitore» по пьесе К. Гольдони «Слуга двух господ».

IMG_8780.JPG

Главный режиссер театра и режиссер спектакля «Ромео и Джульетта» Юрий Попов, говоря об особенностях ТЮЗа, делал акцент на тематике произведений, которые берутся в работу, - они должны быть понятны и интересны юношеству. Трагедия Шекспира, сюжет которой построен на переплетении мотивов чистой любви, преданной дружбы, родительской заботы, под влиянием мнения света оборачивающихся трагедией, по мнению режиссера, найдут сочувствие и живой отклик у юных зрителей.

IMG_8781.JPG

Для постановки «Ромео и Джульетты» Юрий Попов собрал большую постановочную группу: это художник Эрих Вильсон, с которым режиссер поставил большую часть своих спектаклей в театре им. Савина, приглашенный режиссер по пластике Светлана Скосырская, художник по свету Михаил Чернявский, преподаватель сценического боя Виталий Новик, преподаватель сценической речи, актриса драмтеатра Галина Микова, композитор Николай Григорьев.

IMG_8784.JPG

Сценографическое решение Шекспира стало по-современному лаконичным и оригинальным: декораций практически нет, коробка сцены обрамлена канатами разного диаметра. Веревки, отвечающие на каждое движение на сцене, разнообразно подсвеченные, сделали пространство многомерным, легким, бесконечно изменчивым и передающим настроение героев: вот по ним прошла веселая волна – играя с ними, на сцену выбежали Ромео и его приятели, вот они анфиладой разлетаются в разные стороны – леди Капулетти уходит исполнять приказания мужа, вот спускается веревочная арка – и местом действия становится келья монаха Лоренцо.

IMG_8787.JPG

Знакомство юных зрителей с гением Возрождения режиссер не стал усложнять символизмом и многоплановостью прочтений. Герои трагедии, одетые в стилизованные под шекспировскую эпоху костюмы, читают шекспировские монологи, обращаясь к залу. Прочтение Шекспира можно было бы назвать абсолютно классическим, если бы не несколько существенных «поправок». Первое – едва ли не самостоятельным действующим лицом в «Ромео и Джульетте» становится дерево – по режиссерской задумке, «древо жизни», - которое появляется в нескольких ключевых сценах, в том числе, в известной сцене на балконе заменяет сам балкон.

IMG_8800.JPG

Второе – финал. Вопреки ожиданиям многих в спектакле не прозвучала строчка, которую знает каждый: «Но нет печальней повести на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте». Нужно отметить, что ожидания были напрасными изначально: Юрий Попов ставил трагедию Шекспира в переводе Бориса Пастернака, а расхожая цитата – из перевода Татьяны Щепкиной-Куперник. Режиссер закончил спектакль отрывком из пушкинского «Пира во время чумы» - песенкой Мери, ее исполнила Елена Аксеновская. Чистый образ девы в белом утверждает любовь, побеждающую даже смерть, и становится резюме для всей постановки:

IMG_8797.JPG


Если ранняя могила
Суждена моей весне –
Ты, кого я так любила,
Чья любовь отрада мне, -
Я молю: не приближайся
К телу Дженни ты своей,
Уст умерших не касайся,
Следуй издали за ней.

И потом оставь селенье!
Уходи куда-нибудь,
Где б ты мог души мученье
Усладить и отдохнуть.
И когда зараза минет,
Посети мой бедный прах;
А Эдмонда не покинет
Дженни даже в небесах!

IMG_8791.JPG

Пластическое решение спектакля не только «оживляет» непростой текст, но и наделяет отдельные сцены большим значением и смыслом. Бал передает дух эпохи; метафорически поставленная «ночь любви» показывает всю амплитуду чувств влюбленных, обреченных на разлуку; надевание подвенечного платья не только превращается в обряд, но и рассказывает новое о героинях – матери и дочери Капулетти; шествие чумы, в которое вовлечен Ромео, - не просто перемена места действия из Вероны в Мантую, а аллегория состояния героя, оказавшегося в ссылке; финал становится еще более трагичным в своей нелепости – Ромео выпивает яд одновременно с тем, как Джульетта встает со смертного одра; выход горожан, мятущихся по сцене в начале спектакля, предвещает ужасный конец… Профессионально поставленные бои не дают усомниться в том, что это не игра, и герои действительно находятся в опасности. Музыка, подобранная Николаем Григорьевым, расширяет масштабы полотна спектакля и отвечает настроению каждой сцены.

IMG_8788.JPG

Самая большая ответственность за спектакль была возложена на молодых актеров – студентку Екатеринбургского театрального института Кристину Черневу и студента республиканского колледжа искусств Ивана Николайченко, выбранных на роли Джульетты и Ромео. Для обоих – это первая большая работа на сцене. Юный возраст, отсутствие большого профессионального опыта, сильное волнение, чистота переживаний помогли создать живые образы, которым нельзя не сочувствовать.

IMG_8793.JPG



В спектакле вообще много хороших актерских работ – от эпизодов до главных ролей актеры оказались каждый на своем месте. Это и Монтекки в исполнении Ольги Носковой и Игоря Янкова, не сказавшие почти ни слова, бессловесные старейшины – Михаил Липин, Александр Кузнецов, Евгений Малафеев, - держащие напряженные сцены встречи двух враждующих семейств. Зловещий аптекарь в исполнении Евгения Малафеева поддерживает мистические настроения, заявленные в начале спектакля выходом горожан, и проводит линию рока, во власти которого оказались влюбленные – и вот социальный конфликт (междоусобная рознь) выходит уже на другой смысловой уровень. Татьяна Валяева в роли кормилицы (в другом составе ее играет Надежда Пешкина) задает и держит комедийную линию.

IMG_8789.JPG

Анна Софронова, сыгравшая леди Капулетти, предстает матерью любящей, глубоко переживающей, но подавившей живые чувства под напором традиции и правил света. Сам Капулетти в исполнении Владимира Кузьмина – ослепленный осознанием собственной правоты тиран, желающий лучшего своему ребенку, прозревает только от горя. Владимир Рочев сделал своего брата Лоренцо слепым буквально – но он единственный из всех оказался способным увидеть и оценить главное – любовь.

IMG_8795.JPG



После окончания спектакля поздравить театр с премьерой и открытием ТЮЗа вышел министр культуры, туризма и архивного дела Сергей Емельянов.

IMG_8779.JPG

- Сегодня мы презентовали новое, уникальное для нашего северного края направление – Театр юного зрителя. Это знаковое событие. Спасибо всем, кто работал над спектаклем – то, что мы увидели, было потрясающе, - обратился Сергей Емельянов к творческой команде, отметив, что постановка получила федеральную поддержку и помощь от «Единой России» в рамках партийного проекта «Театры – детям».

4563

Комментарии (11)

Добавить комментарий
  • 123
    25 нояб. 2017 г., 17:07:25
    Ответить
    Интересно, что такое "разлетаться анфиладой в разные стороны"? Рецензенту нужно почитать словарь
  • Александр Щиголев
    25 нояб. 2017 г., 17:15:37
    Ответить
    Этому юному мажору Емельянову можно орден лицемерия вручать!!!)
    .
    Гениальная, по своей очковтирательности, идея, создавать на базе существующих театров типа новые театры! Здание тоже, люди те же, только иные спектакли числяться от театра юного зрителя!!!

    Так, на базе филармонии можно создать камерные театр.
    На базе театра оперы - тетар музыкальной комедии.
    На базе того же театра Савина ещё один тетар - сатиры.
    А на базе каждого сельского клуба создавать филармонии!!!

    Понятно, почему Коми Мединский присвоил первое место за темпы развития культуры!
    Даёшь концертный зал в каждом кабаке!!!!!
  • Александр Щиголев
    25 нояб. 2017 г., 17:20:12
    Ответить
    НО откровенность Емельянова стоит всяческих похвал!!!)))
    .
    " Сегодня мы презентовали уникальное для нашего северного края направление - театр юного зрителя"!!!

    Конечно уникальное, и, не надо скупиться, не только в Коми крае, а. наверно, в России, а то и в мире - виртуальный театр!!! Которго вроде как нет, но он есть. Как тот суслик...

    Николай Васильевич нервно курит в сторонке за спиной Емельянова. Куда там Чичикову с его "мёртвыми" душами! Толи дело Емельянов! У него - "Мертвые театры"...!!!!!!
  • На первом фото Нео?
    25 нояб. 2017 г., 17:47:12
    Ответить
    Из одной матрицы
    в другую перебрался?
    • ы..
      25 нояб. 2017 г., 17:55:32
      Ответить
      "Лежит красавитса ф грабу..."
  • зритель
    25 нояб. 2017 г., 22:05:54
    Ответить
    только оттуда. как то никак. некатит и скучно долго
    • и правда!
      25 нояб. 2017 г., 23:47:54
      Ответить
      Вот если б голые были или рояль красный опять же, или постреляли кто кого на худой конец... А так да, скука смертная...
  • Зритель
    25 нояб. 2017 г., 23:58:43
    Ответить
    Про театр
    Все это хорошо, но надоели эти модернистские декорации. Смотрели в Питере "Живой труп" по Толстому. Там весь спектакль герои бегали по металлическим лестницам со второго этажа на первый. Может классику лучше и оставвить классикой. Я не знаток, но в нашем театре все спектакли, которые видела, нудно растянуты. Вроде все хорошо, а чего-то лишка, аж досада берет
  • Шмель
    26 нояб. 2017 г., 2:21:21
    Ответить
    Мда уж, переплюнул Ди Каприо. Это самый скучный персонаж в спектакле.
  • Уильям Ш.
    26 нояб. 2017 г., 5:35:40
    Ответить
    Не быть Джульетте Дездемоной.
  • Маруся
    27 нояб. 2017 г., 13:58:37
    Ответить
    Мы сидели ближе и со слухом все в порядке, но все-таки такой мощный текст ребятам еще не по зубам(( Прислушиваться постоянно приходилось. Моим детям понравился спектакль, хотя они переспрашивали. Желаем молодым артистам не только себе что-то неопределенное доказывать,а в первую очередь зрителям,мы же хотим поверить не выполненной работе, а прожитой жизни) Даже небольшие роли артистов со стажем перекрывали молодых, но все поправится,наберут силу... О каких проблемах и их решениях в спектакле и подобных проблемах в нашей жизни хотел поговорить режиссёр я не поняла пока. О суицидах молодежи из-за несчастной любви? О воюющих семьях?..
    Спектакль в целом не обладает той силой,которая заявлена временем, он хорош для общего развития,как-то так.