content/news/images/75438/BOB_6552_mainPhoto.jpg
11:30, 03.03.2018 / Дело Гайзера

Константин Ромаданов рассказал о доме в Анапе для «шефа» Торлопова и выплатах «большим друзьям»

В Замоскворецком суде Москвы на заседании по «делу Гайзера» 2 марта были оглашены показания экс-зампреда правительства Коми Константина Ромаданова, данные им на предварительном следствии. Допрошенный рассказал следователю о покупке за 26 млн рублей дома в Анапе для экс-главы Коми Владимира Торлопова, а также о выплатах из неформальной казны на содержание бывших руководителей правоохранительных органов: министру МВД по Коми Владимиру Еремченко и прокурору региона Владимиру Поневежскому.

Константин Ромаданов рассказал о доме в Анапе для «шефа» Торлопова и выплатах «большим друзьям»
Фото Виктора Бобыря

В своих допросах от 2016 года, оглашенных на судебном заседании, Константин Ромаданов сообщил. что неформальный бюджет, которым располагало бывшее руководство Коми, пополнялся в том числе за счет откатов от владельцев строительных компаний Александра Ольшевского, Игоря Леонова и Ивана Поздеева при получении их компаниями государственных контрактов. Откаты также платил экс-сенатор от Коми Евгений Самойлов, который с 2014 года стал возмущаться несправедливым размером откатов. Неформальная казна, по словам Ромаданова, в значительной степени пополнялась и поступлениями от энергетических компаний, прежде всего «КЭС-холдинга». В отчетах Ромаданова эти поступления долгое время были обозначены под словом «База», а затем их переименовали в «Электроника-1».

Деньги из неформального бюджета расходовались по сметам. От 120 до 200 млн рублей направлялось на выборные мероприятия. Помимо этих расходов, были затраты, которые обозначались во внутренних отчетах Ромаданова и его помощника Алексея Соколова словом «содержание». По этой статье ежемесячные расходы составляли около 15 млн рублей. Под содержанием подразумевались ежемесячные выплаты, начиная с января 2007 года, в размере 1,5 млн рублей бывшему главе Коми Владимиру Торлопову, а также по 1 миллиону рублей каждому: его заместителю Павлу Орде, экс-главе республики Вячеславу Гайзеру и его заму Алексею Чернову. Кроме них, меньшие суммы выплачивались другим должностным лицам.

Периодически в зависимости от потребностей Владимира Торлопова, о которых он сообщал преимущественно через Алексея Чернова, экс-главе Коми с 2006 года выдавались различные денежные суммы - от нескольких десятков тысяч рублей до нескольких миллионов. В отчетах Соколова Торлопов значился как «шеф». В конце 2009 года по просьбе «шефа» ему был приобретен коттедж в Анапе за 26 млн рублей. Дом был оформлен на хорошую знакомую Торлопова.

Сам Ромаданов из неформальной казны получал по 10 тысяч долларов США в месяц. Эти деньги учитывались Алексеем Соколовым в отчетах как оставшиеся в казне, либо он извлекал их в виде беспроцентного займа бизнес-структурам Ромаданова.

Люди Ромаданова, работавшие в республиканской Службе по тарифам, обходились казне в 340 тысяч рублей в месяц. В отчетах эти расходы значились как «Содержание службы -1».

Как указано в протоколе допроса Ромаданова, деньги неформального бюджета расходовались в том числе на коррупционные связи с руководителями силовых органов. С 2008 по 2011 год Владимир Еремченко, который тогда был министром внутренних дел Коми, ежемесячно получал от 800 тысяч рублей до 4,8 млн рублей. В отчетах Соколова эти расходы были обозначены словом «Ерема». О необходимости внесения данных о выплатах Ромаданову сообщил Чернов, дав указание готовить конверт с наличными деньгами. Кто именно передавал деньги Еремченко Ромаданов не знает.

Еремченко в отчетах Соколова был обозначен в группе с названием «большие друзья», в число которых также входили бывший прокурор Коми Владимир Поневежский. По указанию Чернова Ромаданов готовил для «больших друзей» конверты, в каждом из которых находилось по 1,33 млн рублей. Общую сумму, полученную участниками указанной группы, допрошенный оценивает в 30 млн рублей.

20283