content/news/images/87965/IMG_9261-kopiya_mainPhoto_mainPhoto.jpg
09:05, 29.12.2018 / ОБЗОРЫ

Бесчинства и колядки: как коми раньше праздновали Новый год

Образы Деда Мороза и Снегурочки в культуре коми появились только в XX веке. В дни нынешних новогодних праздников в старину коми отмечали святки. По домам ходили славильщики Иисуса Христа и переодетые в шкуры животных колядовщики, которых одаривали подарками. Разрешены были ритуальные бесчинства, воспринимаемые в другие дни года как хулиганство. Об этом рассказал БНК фольклорист Алексей Рассыхаев.

Бесчинства и колядки: как коми раньше праздновали Новый год
Фото Марии Шумейко из архива БНК

По словам кандидата филологических наук, старшего научного сотрудника сектора фольклора Института языка, литературы и истории Коми научного центра Алексея Рассыхаева, исследователи предполагают, что раньше коми начинали отсчет нового года с осени. К примеру, родственные коми удмурты «год» именуют «ар», что на коми означает «осень». В то же время в современном коми языке «год» - «во». Поздравляя друг друга, удмурты говорят «Выль арен», а коми – «Выль воӧн»! Переплетение светского и религиозного видим в поздравлении «Выль воӧн да Рӧштвоӧн!» (С Новым годом и Рождеством!)

Образы Деда Мороза и Снегурочки как обязательных персонажей новогодних, а не рождественских праздников, были придуманы и укоренились в русской культуре только в конце тридцатых годов XX века, когда после нескольких лет запрета была вновь разрешена новогодняя ёлка. В культуру коми они вошли вслед за этим. На коми языке главного волшебника называют «Кӧдзыд пӧль», а его спутницу – «Лымныв». Хотя есть предложения называть Деда Мороза «Войпель» (букв.: Северное ухо) или «Войпӧль» (букв.: Северный дед/старец).

Зато традиция празднования рождественских святок у коми установилась давно. В ней органично переплелись христианские мотивы с дохристианскими. Святки коми называют святым периодом – «Вежадыр», «Вежа пӧра» (есть и другие названия). Этот зимний период люди связывают с переменами в жизни, о которых можно узнать, связавшись с потусторонними силами. Именно поэтому молодежь активно приобщалась к потайным знаниям через гадания, пытаясь узнать будущее (свадьбу, рождение ребенка, смерть).

На святки можно было делать то, что запрещено в другое время – веселиться на рождественских посиделках, петь, танцевать. Молодые в эти дни занимались ритуальными бесчинствами. Например, запирали пожилым людям двери в дом. Могли привязать к дверному кольцу веревку и дергать за нее. Хозяйка выходит, а перед дверью никого. Могли навалить на крыльце дров, засыпав их снегом и залив водой, чтобы все замерзло. Могли раскидать поленницу, положить сани на крышу дома или закрыть сверху дымоход. В святки к этим «шалостям» относились терпимо. Особо доставалось тем, кого в селе недолюбливали. Во второй половине XX в. пышно посиделки проходили в Нившере Корткеросского района и в Прокопьевке Прилузья. Разрешали играть на святки овечьими лодыжками («шег»), что сулило приплод домашнего скота в крестьянском хозяйстве.

На Рождество ходили славильщики, славящие рождение Иисуса Христа. Тексты молитв, к примеру, «Отче наш» или «Рождество твое Христово», заимствовали из русского языка. Закончив молитву, на коми языке просили деньги и шаньгу. Занимались этим и молодые, и взрослые, и дети. Хозяева дома дарили славильщикам хлеб, пирожки, другие вкусности с деревенского стола. Приход таких гостей сулил хозяевам богатство.

В вечернее время ходили колядовать ряженые, которых именовали так, как называют нечистую силу в том или ином коми селе – «рӧштво куття», «кити-коти» «куття-войса» и т.д. В основном этим занимались молодые. Могли войти в дом без приглашения. Обязательно маскировались: закрывали лицо марлей, надевали одежду похуже, выворачивали шубу. Мужчина мог одеться женщиной, женщина - мужчиной. Переодевались в животных (в козла, медведя), в птиц (в журавля, петуха). Колядовщики использовали музыкальные инструменты, играя на них невпопад. Слов не говорили, а только мычали или сопели, обозначая свои пожелания жестами.

В народных поверьях святки - время, когда открыты ворота в потусторонний мир. Чтобы не запустить в свои дома нечистую силу, коми в эти дни придерживались различных запретов: не стригли волосы и ногти, не пряли, не стирали, остерегались сквернословия.

В коми, как и в русских деревнях, традиция празднования святок ненадолго прерывалась в связи с борьбой советской власти против религиозности и пережитков старины. После оттепели в святочный период наиболее востребованными стали гадания и хождение колядовщиков. В наши дни во многих селениях хождения ряженых не связаны с традицией. Их организуют клубные и школьные работники, опираясь на методички.

5787

Комментарии (16)

Добавить комментарий
  • 777
    29 дек. 2018 г., 9:09:59
    Ответить
    Христиане переняли языческие обряды и радуются этому еще, по сути стали подобными язычникам.
  • Гайзер
    29 дек. 2018 г., 10:32:19
    Ответить
    Бесчинства начались после 20 сентября 2015 года
    • Олешу
      29 дек. 2018 г., 12:09:10
      Ответить
      соран пыр
      пиши правильно, не КОЛЯДКИ! А СЛАВИТЧОМ!!!
      • Лида
        29 дек. 2018 г., 12:22:58
        Ответить
        Славитчöм и гижöма да .СЛАВИтчöмыс öд сiдз жö роч кывсянь )))
      • сӧрысьлы
        29 дек. 2018 г., 17:39:34
        Ответить
        колядовщики и славильщики - не одно и то же; они разные тексты используют.
  • оо
    29 дек. 2018 г., 14:49:59
    Ответить
    училки
    молодые жили в нашей деревне мы им трубу печную стеклом закрыли. Хахали ихние нас потом и погоняли. Смеялись весь год.
    • Уга
      29 дек. 2018 г., 22:53:00
      Ответить
      Это такая коми пакость?
  • Зырянин-язычник
    30 дек. 2018 г., 2:10:08
    Ответить
    Дед мороз по зырянски КАЛИ АЙКА
    Теперь понятно откуда слово КАЛядки? )))

    КАЛИ - по-коми МОРОЗ, ХОЛОД.
  • Зырянин-язычник
    30 дек. 2018 г., 2:14:06
    Ответить
    Войпӧль- это НОЧНОЕ УХО. ЭТО ЛУНА.
    Она и похожа на УХО.
  • Зырянин-язычник
    30 дек. 2018 г., 2:18:27
    Ответить
    АР и ВО - это КРУГ по древне-угорски.
    Круг (ВО) может начинаться, как осенью , так и зимой и весной в дни солнечных экстремумов.

    ЧУД ( некрещенные предки коми) праздновали начало года в день весеннего равноденствия.)
  • Зырянин-язычник
    30 дек. 2018 г., 2:30:19
    Ответить
    У зырян был культ солнца (ЗАР, ЗАРни_АНЬ), а не лунарный культ
    Поэтому весь календарь и праздники строились по солнцу (зарань).
  • Зырянин-язычник
    30 дек. 2018 г., 2:45:27
    Ответить
    Войпель (ночное ухо) - это луна.
    На древних святилищах зырян идол войпеля описывается как четырех граный столб с четырьмя ликами женщины.
    Так же как и четыре основные фазы луны.

    • шаман 100
      30 дек. 2018 г., 3:29:21
      Ответить
      Attjö!
      Attjö , Зырянин-язычник ! Очень интересно. Гениально !
      И ! Счастливого нового 2019 года !Шуд выль воöн тэнад !
      Здоровья Удачи и новых открытий ! И благодарности за то , что делишься своими знаниями и открытиями !
  • КАЛИ АЙКА
    30 дек. 2018 г., 3:13:36
    Ответить
    В мировозрении зырян небыло ни ада , ни злых ненавидящих людей богов. Всё боги были давали пользу зырянам.
    Даже войпель (ночное ухо) была благосклонна к людям и когда солнце (зарань) уходило за горизонт, войпель ( луна) выходила на небо и в темноте охраняла людей посредствам СЛУХА, Звуков. ))

    Хоть и невежественные народы, сместили дату наступления круга (ВО) с 22 декабря на более поздний срок, просить богов можно и сейчас.
    Коми боги не могут отказать человеку, они любят его.
    Просите у вселенной и богов ВСЁ, что ЖЕЛАЕТЕ.
    ВСЁ ИСПОЛНИТСЯ БОГАМИ!

    С праздником! ))))
  • Воркута
    30 дек. 2018 г., 3:25:23
    Ответить
    д****ы мля
    запирали пожилым людям двери в дом. Могли привязать к дверному кольцу веревку и дергать за нее. Хозяйка выходит, а перед дверью никого. Могли навалить на крыльце дров, засыпав их снегом и залив водой, чтобы все замерзло. Могли раскидать поленницу, положить сани на крышу дома или закрыть сверху дымоход.
  • Калистрат Жаков (ГАРА морт) 1914 год
    30 дек. 2018 г., 10:49:04
    Ответить
    Лесной бог кричит - "О-хо-хо-хо!"
    С другой стороны, держась главным образом суеверий, пустивших корни у верховьев рек, разбирая их составные элементы и углуб**я их сочетания, мы видим пред собою прежний образ языческого лесного бога. Гигант ростом, он был хозяином всех лесных богатств, дичи и кладов. Он бродил по дремучему лесу, взметая вихрем снег зимою и хвою и листья летом. Любя почет и уважение, с удовольствием смотрел на деревянные кумиры, его изображавшее, украшенные мехами. В сердцах требовал человеческие жертвы. Волхвам он сообщал будущее и тайны леса (на что указывают гаданья). От него зависело пригнать или угнать с того или иного места зверей и птиц, которых ловили зыряне. "О-хо-хо-хо!" (это восклицание повторяется охотниками в рассказах) иногда протяжно восклицал он, со свистом исчезая между деревьями, недовольный зырянами и предвещая им страшное будущее. Волхвы тогда научали устрашенный народ, как умилостивить своего бога.