Модернизация российских НПЗ: преимущества и риски
В 2011 году двенадцать российских нефтяных компаний и контролирующие органы в лице Ростехнадзора, ФАС, Росстандарта заключили соглашение. Договоренности предусматривают поэтапное проведение модернизационных мероприятий на отечественных нефтеперерабатывающих заводах, которые включают:
- увеличение производственных мощностей;
- переход на выпуск продукции стандарта “Евро-4 и Евро-5”;
- увеличение глубины нефтепереработки;
- повышение уровня экологичности производства.
Как проводится модернизация на НПЗ в России
Внедрение инноваций в производственный процесс позволяет нынешним компаниям нефтеперерабатывающего сектора:
- создавать новые материалы;
- совершенствовать уровень безопасности условий на предприятии;
- снижать операционные расходы.
Московский НПЗ на практике продемонстрировал, как можно уменьшить операционные издержки, запустив терминал по автоматизированной отгрузке топлива. Подобные технологические решения обеспечивают рост экономической выгоды и способствуют сохранению здоровой экосреды. Кроме того, конечный потребитель получает более качественное топливо.
Технологические аспекты модернизации направлены на усовершенствование процессов каталитического риформинга, гидроочистки, гидрокрекинга и т. д. Уже сейчас появились и интегрируются в производство нефтяных компаний новые методики и установки. Однако есть и моменты, вызывающие споры. Например, экологическая модернизация, на которую приходится большая часть инвестиций. Если рассматривать данный вопрос с позиции НПЗ, то повышение экологических стандартов не ведет к снижению операционных затрат и не способствует расширению производственных мощностей, зато оказывают давление на маржинальность компании. Тем не менее, в долгосрочной перспективе результат обратный - за счет роста эффективности технологического процесса уменьшаются энергозатраты предприятия.
Трудно не согласиться с тем, что модернизационные мероприятия оказывают на субъекты нефтегазовой отрасли положительный экономический эффект. Практика отечественных предприятий, присоединившихся к вышеописанной программе, доказывает это. Параллельно решаются наболевшие экологические проблемы. А потребитель получает более качественный продукт.
На сегодняшний день внутренний рынок России уже практически полностью удовлетворяет спрос на бензин стандарта “Евро-5”. Что касается дизельного топлива, то его качество значительно улучшилось, и предварительная обработка на уровне местных заводов больше не требуется. Продукция поступает напрямую к потребителю.
По мнению экспертов, лишь некоторые НПЗ в России по своим технологическим показателям не отстают от заводов в Европе. По другим, положительная динамика не вызывает сомнений. Но если государство предложит программу по поддержке предприятий в вопросах модернизации, то ситуация будет меняться в лучшую сторону гораздо быстрее.