Артур Шупер-Хубларян: «Коронавирус – двигатель хайтек-революции»
История запомнит 2020 год как время беспрецедентных мер по борьбе с новой коронавирусной инфекцией. По мнению Артура Шупер-Хубларяна, бизнесмена, интересы которого лежат в области инноваций, и успешного разработчика одной из социальных сетей, кризис-2020 однозначно доказал необходимость развития дистанционных форм общения, онлайн-мероприятий и бесконтактных технологий.
Общение без масок
Людям, внезапно оказавшимся запертыми в собственных квартирах во время самоизоляции, катастрофически не хватало общения. Выручили социальные сети: они взяли на себя функцию клубов по интересам, мессенджеров, концертных площадок и даже школ и университетов.
Соцсети помогли многим частично компенсировать ощущение вынужденной изолированности. Обширный контент, тематические сообщества, возможность проведения видеотрансляций – эти их возможности были крайне востребованы в период пандемии. Такой способ коммуникации была популярен и раньше, но весной 2020 года он стал незаменим.
Ситуация с онлайн-обучением оказалась сложнее. Вузовские платформы для удаленных занятий со студентами не были рассчитаны на одновременную работу тысяч пользователей. Школьные платформы пришлось дорабатывать и отлаживать на ходу. Не у всех учреждений были методики, подходящие для дистанционного обучения, их тоже разрабатывали в процессе обучения. По мнению Артура Шупер-Хубларяна, было упущено множество возможностей, как дидактических, так и технических. Снять нагрузку с учителей и родителей могла бы автоматизация проверки домашних заданий и боты-репетиторы. Повысить интерес учеников к занятиям – техники дополненной реальности и VR, которую можно реализовать даже при помощи смартфона.
В сфере культуры переход на цифру оказался легче. У многих музеев уже были виртуальные туры. Музыканты быстро освоили онлайн-трансляции. На сервисы с видеоконтентом резко выросла нагрузка, но значительных проблем это не принесло, хотя многим сервисам пришлось ввести ограничение максимального разрешения потокового видео.
Роботы против вируса
Области, где роботы и дроны успешно использовались во время пандемии – дезинфекция, доставка продуктов и даже выгул собак. Они очень помогли, но это были попытки приспособить имеющиеся устройства к новым задачам.
Роботизированная доставка купленных online продуктов пока находится на уровне эксперимента, причем лидируют в этой области крупные китайские торговые площадки. Но массовой эта технология пока не станет: машины недостаточно совершенны, нужно приспосабливать под курьерские задачи системы компьютерного зрения. Эта технология во многом развивается параллельно с автомобилями-беспилотниками.
Еще одна область, получившая мощный толчок в связи с пандемией – телемедицина. Мониторинг состояния людей с хроническими заболеваниями теоретически можно вести удаленно при помощи датчиков, данные с которых позволят врачу или даже боту откорректировать назначения. Это снизит нагрузку на медиков в ситуации, когда все силы отрасли направлены на борьбу с пандемией. В ситуации с инфекциями актуальна, опять же, роботизированная доставка, которая минимизирует количество вызовов медработников для взятия некоторых анализов на дому.
В перспективе роботы возьмут на себя неквалифицированную и опасную для людей работу, и это кардинально изменит рынок труда. К этому необходимо готовиться уже сейчас: экономическая целесообразность может обернуться социальной катастрофой.
Бизнес ищет новые формы
Руководители многих предприятий под давлением обстоятельств приобрели опыт перевода сотрудников на удаленную работу. Это дало мощный толчок развитию IT-коммуникаций:
-
определились технические задачи, которые необходимо решить, чтобы сделать удаленную работу не менее эффективной, чем встречи в офисе;
-
новые вызовы приняли сотрудники сферы информационной безопасности;
-
выявились нюансы трудового законодательства.
В период пандемии стали незаменимыми VPN и VoIP, облачные технологии. Сервисы и решения, созданные для совместной работы территориально распределенных подразделений, облегчили задачу работодателей. Оказалось, многие специалисты могут работать в удаленном режиме. Пока не везде внедрены необходимые инструменты, приходится использовать обходные решения.
Удаленная работа в перспективе позволит экономить колоссальные средства за счет снижения объемов аренды или рационального использования собственных помещений. Но сначала она потребует инвестиций в развитие инфраструктуры.
«Фактически, пандемия ускорила ход Четвертой индустриальной революции, – считает Артур Шупер-Хубларян. – Люди всё больше начали делать дистанционно. Хорошо это или плохо – время покажет».