15:12, 25.03.2022

История железнодорожных контейнеров

Перевозка разнообразных грузов — основа экономики любой страны. Обмен товарами и другими вещами, представлявшими ценность для человека, привел к появлению торговли. Так сложилось, что товары, которые произрастали, добывались или производились в одной стране, были в большом дефиците в другой. Для доставки грузов использовались разные пути: сухопутные, речные и морские. Нет человека, который бы не слышал о пути из «варяг в греки» длиной более 4000 км и Великом шелковом пути протяженностью более 7000 км.

Как перевозили грузы до изобретения контейнера

Средства перевозки грузов были разными: вьючные животные, речные и морские суда, повозки. Технический прогресс привел к появлению автомобилей и поездов, кораблей на паровой, а затем и дизельной тяге. Объемы партий грузов увеличились от нескольких сотен килограммов до тысяч тонн на одном транспортном средстве. Но оставалось неизменным одно — относительно небольшие упаковки товаров.

Чаще всего использовались:

  • мешки;
  • бочки;
  • ящики;
  • тюки.

Вес каждой упаковки ограничивался естественными причинами — физическими возможностями грузчиков. Даже при использовании мощных кранов, единицы груза необходимо было уложить в сеть, вывезти на тележке или вынести из трюма или вагона. Случалось так, что время доставки груза было равным времени разгрузки, включая ожидание в порту или на станции, когда грузчики освободятся для работы.

Изобретение контейнера

Привычные теперь на автомобильных дорогах, в портах и на поездах грузовые контейнеры в 20 и 40 футов изобретены в ХХ столетии. Были попытки использовать другие модели перевозок, история контейнеров достаточно сложная. В 20-х годах компания Seatrain Lines предприняла попытку объединить железнодорожные и морские перевозки. Но идея не прижилась, крупным ж/д компаниям было выгоднее перевозить грузы на дальние расстояния поездами.

Еще одна попытка стандартизации перевозок была предпринята Англией в те же годы. Здесь уже появились первые прототипы стальных контейнеров для поездов. Но массового использования контейнеры тоже не получили. Похожая идея возникла в Германии в 40-х годах ХХ столетия. Здесь создали более просторный контейнер Behälter грузоподъемностью более 25 тонн. Но даже в пределах страны он не стал популярным.

Если проанализировать причины неудач, то можно свести их к одному знаменателю — отсутствие подходящей инфраструктуры. Если вагоны планировали перевозить морем, то требовались специальные суда, строительство которых оказалось слишком дорогим и в ближайшей перспективе не окупалось. Объем грузов в те времена был еще недостаточным. Железнодорожные английские и немецкие контейнеры, по сути, были теми же вагонами. На станциях содержимое приходилось перегружать на автомобили или другие виды транспорта. Требовались новые идеи и они нашлись.

Малком Маклин – изобретатель грузовых контейнеров

Создателем современных контейнеров считается американский предприниматель и изобретатель Малком Маклин (Malcolm McLean). Но не меньшая заслуга в этом инженера Кита Тантлингера. Коротко расскажем об истории не только контейнеров, но и мультимодальных перевозок в целом.

Еще будучи водителем грузовика в 30-е годы Малком Маклин обратил внимание, что простои автомобиля при разгрузке и погрузке слишком большие. Он решил использовать прицепы, которые доставлялись к месту погрузки или выгрузки, оставлялись там, а тягач направлялся в другое место, где его ждал загруженный или пустой прицеп. Такой подход позволил ускорить грузооборот и развить бизнес. На 40-е годы в компании Маклина работало более 1700 грузовиков.

Владельца пятой по объему грузоперевозок компании США, которой к этому времени стало предприятие Маклина, заинтересовали морские перевозки, в том числе и международные. Идея доставлять весь груз в одной емкости из прицепа преобразовалась в контейнер. Возможно, она была позаимствована у германских или английских железных дорог, но так или иначе, именно Малколм поручил инженеру Киту Тантлингеру (Keith Tantlinger) разработать универсальный контейнер, который можно было бы перевозить автомобилями и кораблями.

Одновременно с этим Малколм занялся переоборудованием небольшого сухогруза под перевозку контейнеров. На первом судне их размещалось всего 58. Первый рейс состоялся из Ньюарка (штат Нью-Джерси) в Хьюстон (Техас) в 1956 году. Результат превзошел все ожидания — контейнеризация перевозок показала, что время обработки одной тонны груза сократилось в 6 раз, а объем физического труда — в 4 раза.

Учитывая накопившийся опыт, на судах-контейнеровозах установили специальные краны, которые были не во всех портах. Это расширило географию перевозок. Разработанные Тантлингером первые контейнеры идеально подходили для всех видов транспорта: автомобилей, поездов и судов. Так родились действующие по наши дни мультимодальные перевозки.

Принцип простой — товары загружаются в контейнер продавцом или производителем и выгружаются из него конечным получателем, независимо от количества видов транспорта, которым перевозился контейнер. Это повысило не только скорость обработки грузопотоков, но и уровень безопасности. Такой подход оценили не только владельцы материальных ценностей, но и страховые компании, играющие огромную роль в системе грузоперевозок.

Массовое применение

На международный уровень компания по контейнерной перевозке вышла во времена войны во Вьетнаме. По контракту с Пентагоном Sea-Land Services (созданная Малколмом) доставляла военные грузы во Вьетнам, а оттуда — товары из Китая и других стран Азии. Контейнеры почти полностью вытеснили ручной труд из портов и железнодорожных станций. Созданная изобретателем контейнера компания работает до сих пор, получив название Horizon Lines (после покупки норвежского грузоперевозчика Maersk в 1999 году). На долю Horizon Lines приходится 36 % всех контейнерных перевозок в мире.

На рынке морских контейнерных перевозок работает 10 компаний, самые крупные из них — Maersk, CMA CGM, MSC, и COSCO, перевозя более 40 миллионов тонн грузов в год почти на 6000 контейнеровозов. Контейнерная система перевозок прижилась во всем мире после некоторой переработки изобретения Тантлингера и приведения габаритов контейнера в соответствии с европейскими автодорожными нормами.

Распространение и стандартизация грузовых контейнеров

Популярность мультимодальных международных перевозок сдерживало отсутствие единого стандарта на размеры и грузоподъемность контейнеров.

24 и 35-футовые контейнеры, которые использовали, соответственно, компании Matson и SeaLand Industries, подходили не всем. В 1968 году стандартизированы размеры, в 1968 году разработали способ идентификации, а в 1970 году ISO 1897 окончательно стандартизировал размеры и грузоподъемность.

  • ширина — 8 футов (2,4 м);
  • высота — 8 футов и 6 дюймов (2,6 м);
  • длина — 10, 20 и 40 футов (3, 6, 12 м).

Есть также ряд контейнеров повышенной высоты, не отличающихся по геометрии основания. Грузоподъемность единицы — 28,2 тонны. Все контейнеры по стандарту подходят для перевозки по железной дороге.

На правах рекламы
112