16:23, 04.05.2012

Воркутинский актер Герасим Архипов: «Съемки у Шахназарова научили меня серьезно относиться к кино»

28-летний петербургский актер из Воркуты Герасим Архипов сыграл одну из главных ролей в новом военном фильме Карена Шахназарова «Белый тигр», который вчера вышел в прокат по всей стране. Для него это стало дебютом в большом кино. В интервью «Молодежи Севера» он рассказал, кто из местных преподавателей первым увидел в нем актерский потенциал, чем его поразили декорации Берлина на «Мосфильме», и признался, что Карен Шахназаров удивил его тщательной подготовкой к съемкам.

Архипов гера.jpg

Фото предоставил Герасим Архипов

Фильм основан на повести «Танкист, или «Белый тигр» петербургского писателя и историка Ильи Бояшова. По сюжету сержант советской армии Иван Найденов вступает в смертельный поединок с «Белым тигром» - немецким танком-призраком. Жанр картины Карен Шахназаров определил как «фантастика и мистика, погруженные в реальность войны». Бюджет ленты составил около 11 млн. долларов.

- Расскажи, как ты решил стать актером, ведь у тебя первое образование музыкальное.

- Ноги моего нынешнего актерского диплома растут из Сыктывкара. После девятого класса я поступил в Республиканское училище искусств. Там я участвовал в так называемых «герцмановских» капустниках, режиссером которых был известный в Коми Михаил Герцман. На них собиралось все училище, они были очень смешные. Еще тогда Михаил Львович советовал мне поступать на актера. Но вместо этого я бросил учебу, вернулся в Воркуту и снова поступил в музыкальное училище. И там, занимаясь музыкой, я попал в молодежный клуб, где проводились занятия по актерскому мастерству.

- Когда ты понял, что все-таки хочешь стать актером и готов ради этого поступать в театральный вуз?

- Это произошло позже. Я закончил Воркутинское музыкальное училище по классу флейты и переехал в Санкт-Петербург, чтобы поступить на эстрадно-джазовое отделение института культуры. Но подготовился к экзаменам не совсем правильно и поэтому не поступил. Я так сильно переживал, что два дня с кровати не вставал. После этого просто жил в Санкт-Петербурге, работал.

- Получается, что в академию театрального искусства ты решил поступать только через год?

- Мой друг решил поступать в театральную академию. И я подумал, что и мне надо попробовать. Я разложил на кровати отрывок из «Сирано де Бержерака», стал учить, но через несколько минут крепко заснул. Так закончилась первая попытка подготовиться к поступлению в академию. В итоге уже через год я пошел на подготовительные курсы.

- Как прошли твои вступительные экзамены?

- Мой будущий педагог Вениамин Фильштинский, когда узнал, что я из Воркуты, попросил изобразить какое-нибудь северное животное. Я стал рассказывать, что у нас есть северный олень, песец, росомаха. Он попросил показать росомаху. Я сказал, что видел ее только в краеведческом музее, и скопировал позу, в которой она там стоит - оскалил зубы, устрашающе показал когти. Все стали смеяться. В итоге я прошел все испытания и поступил с высшим баллом.

- Какую роль в твоем становлении как актера сыграл известный педагог Вениамин Фильштинский?

- Конечно, Вениамин Михайлович сыграл главную роль в моем становлении. Поступать к нему было страшно, ведь у него учились Константин Хабенский, Ксения Раппопорт, Михаил Пореченков, Илья Шакунов. Он учил всех этих известных актеров мастерству, и мы это знали, поэтому учеба сразу захватила нас с головой. А вообще курс Пореченкова-Хабенского был одним из культовых в академии. Например, в раздевалке одной из аудиторий актеры достроили второй этаж (раньше там было тесно, девушки и юноши ютились вместе), таким образом оставив после себя своего рода памятник для всех последующих курсов.

- Насколько сложно было учиться у Фильштинского?

- Учиться было очень интересно. В учебном процессе Фильштинский уделяет много внимания физическим ощущениям. Когда мы показывали этюды, например, на ощущение холода, то делали так называемую проверку. Мои однокурсники показывали, как они залезают в холодную воду. А уже после этюда мы всем курсом смотрели видеозапись того, как они реально зимой окунались в холодную Неву.

- Как и когда ты в первый раз попал в кино?

- Сначала были массовки, потом эпизодические роли в сериалах. Первая, почти незаметная роль у меня была в фильме «Человек у окна» Дмитрия Месхиева. Мы играли «золотую молодежь». Нас снимали под Санкт-Петербургом. Тогда было очень холодно: ночью температура упала ниже ноля, и даже фрукты на столе заледенели, а мы по сценарию изображали летний день. Все были в маечках, футболках, а изо рта шел пар. Было сложно, но интересно. Еще снимался в нескольких сериалах и полнометражных фильмах, но в эпизодических ролях.

- Ты закончил вуз в прошлом мае и сразу попал в картину Карена Шахназарова. Как это получилось?

- Карен Георгиевич для фильма «Белый тигр» искал немедийных артистов. Мне позвонили и сказали, что у Шахназарова проходят пробы в военный фильм. Я пришел на пробы предпоследним. Меня просто сняли на камеру, я представился и рассказал о себе. Тогда ассистент по подбору актеров спросила меня: «А ты случайно не из Украины?» У меня аж сердце екнуло: у меня половина родственников оттуда, но впервые это кто-то заметил. По моему виду (глаза у меня чуть раскосые) сложно догадаться, что у меня есть украинские корни, мне все больше говорят, что я татарин или узбек, в общем восточной национальности. А режиссеру как раз и нужен был такой типаж.

- После этого были повторные пробы?

- Мне перезвонили и сказали, что Карен Георгиевич приглашает на пробу в Москву. Это я воспринял спокойно, так как многие мои коллеги ездили на пробы, но им отказывали. На «Мосфильме», где проходил кастинг, были выстроены декорации, и там я впервые почувствовал атмосферу большого кино. Нас одели в костюмы, загримировали и сняли полноценный эпизод из фильма.

- После этого тебя утвердили?

- Я вернулся в Санкт-Петербург, а через некоторое время мне позвонили и пригласили сделать еще одну съемку. Я снова поехал в Москву, и через две недели мне сообщили, что я утвержден на роль капитана Шарипова.

- Где и когда проходили съемки фильма?

- Это было в Голицыне под Москвой. Там находится военно-танковая база «Мосфильма». Оттуда на съемки пригоняли настоящие танки и другую военную технику. Первая часть съемок проходила на натуре. Было сложно, так как стояла жара. Мы были в полном обмундировании. Мастер учил меня учитывать любые мелочи для того, чтобы вжиться в роль. Поэтому я, например, надевал и исподнее белье, и портянки, а не носки, как это делали другие актеры. Кроме того, мы очень много репетировали, прежде чем снимать. Фильм снимали на пленку, а это очень дорогое удовольствие, много дублей не сделаешь. И это очень дисциплинировало.

- По сценарию фильма некоторые события происходят в Берлине. Эти эпизоды реально снимались в немецкой столице?

- Это снималось в павильонах «Мосфильма». Там выстроили несколько полуразрушенных берлинских улиц. Меня поразили декорации. Когда я хотел сфотографироваться у дома, то облокотился на стену, а она прогнулась подо мной. Я повернулся, приложил руку. Оказалось, что стена сделана из пенопласта. Да и весь дом был полностью из него. Но там так качественно были прорисованы мелочи - отверстия от пуль, дыры от снарядов, внутри щелей – штукатурка: даже с расстояния нескольких сантиметров не поймешь, что этот дом ненастоящий.

- Что за человек разведчик Шарипов, которого ты сыграл в ленте?

- Это особенный человек, разведчик, особист. У него есть специальные навыки, в том числе и по убийству людей. Сначала я не совсем мог понять, какой Шарипов в жизни. Вроде у него, разведчика, должны быть задушены все человеческие качества. Но иногда проскальзывают нотки понимания и сочувствия к главному герою.

- Книгу Ильи Бояшова «Танкист, или «Белый тигр», которая легла в основу сценария, часто сравнивают с «Моби Диком». Ее главный герой пытается поймать некое призрачное существо, в вашем случае танк. Он вроде есть, а вроде его и нет. Когда ты читал сценарий фильма, какие мысли были?

- Мне понравилась идея воплощения зла в танке. Когда зло человечное, оно не такое страшное. Человек переживает; каким бы он ни был бессердечным, он дает волю эмоциям. А когда это техника, вот это страшно, это холодно и мертво, это зло без души.

- Шахназаров сказал, что для него съемки фантастики на военном материале - это испытание. Снимать такую картину - большая ответственность. А для тебя играть в такой картине тоже было испытанием?

- У меня - другой взгляд, я же не режиссер. А еще, когда я прочел сценарий, мне пришлось совместить две реальности. Война, которую я представлял с самого детства, и фантастика. Я вырос на военных фильмах, ветеранов тогда еще было много. Когда мы были детьми, мы все хотели учить не английский, а немецкий язык. Говорили так: «Когда нападут немцы, мы сможем с ними разговаривать, и они нас не убьют». Для меня война была максимально приближенной к реальности. А в книге смешались война и фантастика, которая, казалось бы, с войной не вяжется. И представить это было сложно. Но мистика именно моего персонажа не коснулась, поэтому мне проживать было проще, чем моим коллегам.

- А Карен Шахназаров какой режиссер - щепетильный, требовательный, добрый?

- Карен Георгиевич - строгий, дотошный, требовательный, но это не бросается в глаза. Для меня все съемки были завораживающим действием, где все было сделано еще задолго до момента съемки. Все продумано, прочувствовано, построено заранее. Он приходит на площадку не пустой, он все знает, и вся команда знает, что делать.

- Он позволял себе повысить голос?

- Меня он иногда ругал. В первый же день съемок я стал знакомиться со всеми, много шутил, спрашивал у операторов, световиков, художников-оформителей, как все устроено. Я забыл, что у меня на груди микрофон. А Карен Георгиевич, иногда надевая наушники, слышал всех актеров и работников группы. И, естественно, слышал, как я шутил. Мне об этом намекнула ассистент.

- И все-таки он тебя наставлял по-отечески или очень строго?

- Карен Георгиевич не давит авторитетом, его не боишься. Он справедливый, умный, рассудительный, и от этого ты сам начинаешь понимать, в чем ты не прав, и стараешься исправлять ошибки. Он знает, что делает.

- А ты чему-то научился у него?

- Он научил меня серьезно относиться к профессии киноартиста, причем не просто науськивая или тыкая на что-то. Бывало, пожурит меня – и, раз, у меня все получилось.

- Каким был твой последний день съемок?

- Да вроде ничего такого не было. Мы сняли допрос немца, я со всеми попрощался, и все. Для меня день прошел в работе. А когда вернулся домой, то было ощущение, что я принял участие в чем-то грандиозном.

- Можешь представить ситуацию, когда зрители, выходя с премьерного показа, скажут, что им фильм не понравился, а особенно не понравился актер Архипов, сыгравший разведчика Шарипова?

- Об этом я думаю после каждого спектакля. В кино большая ответственность лежит на режиссере. Здесь есть на кого свалить. А в театре не свалишь. Да мне самому интересно, что получилось, так как я не видел ни одного кадра.

- Знаю, что начинающие актеры испытывают особую радость, когда видят свою фамилию в титрах. Ты тоже?

- Я иногда на сайтах смотрел анонс фильма и не видел своей фамилии в ролях. Тогда немного комплексовал. Но это все из-за недостатка главных ролей. Конечно же, я, как и любой артист, хочу сниматься много, у всех самых успешных режиссеров.

- Когда ты жил в Воркуте, то не раз становился лучшим игроком КВН, а в Сыктывкаре участвовал в капустниках. Да и на съемочной площадке, как ты сам рассказал, много шутил. Ты артист комедийного или драматического плана?

- У меня в спектаклях есть комедийные роли, а в фильмах нет. Я отчасти комедийный артист, но и от драмы получаю особенное удовольствие.

- Чем ты занимаешься сейчас? У тебя есть новые предложения?

- На пробы хожу редко, так как много работаю и играю в «Этюд-театре». Мы создали этот театр со своим курсом. Я занят там в двух спектаклях. В свободное время забочусь о семье. Так как актерский труд оплачивается не слишком высоко, поэтому в свободное время ищу способы обеспечить семью. У меня только-только родилась дочь, ей всего лишь шесть месяцев. А когда чуть подрастет, я снова буду весь в театре.

2730

Комментарии (8)

Добавить комментарий
  • Меня зовут
    04 мая 2012 г., 17:44:43
    Ответить
    Тема
    Просмотрел презентации к фильму. В титрах фамилию его не увидел. Или я слепой или за титры нужно платить?
  • Читатель
    04 мая 2012 г., 19:33:38
    Ответить
    интервью
    Спасибо журналисту и БНКоми. Интересно было читать интервью.
  • Меня зовут
    04 мая 2012 г., 20:15:59
    Ответить
    Тема
    Круто, а в следующий раз возьмите интервью у какого-нибудь студента из Печоры, учащегося в МГУ (СПбГУ)
  • bn
    04 мая 2012 г., 22:46:56
    Ответить
    nn
    nn
  • Воркутинец
    05 мая 2012 г., 9:09:32
    Ответить
    Приятно читать о достижениях земляков, теперь пойду на фильм с совершенно другими чувствами. Спасибо за интервью.
  • Шпиён
    05 мая 2012 г., 20:48:02
    Ответить
    Тема
    ПЕТЕРБУРГСКИЙ актер из ВОРКУТЫ.

    Английский мэр из Сыктывкара.. и т.д.
  • Просто
    12 мая 2012 г., 13:40:54
    Ответить
    Посмотрела фильм "Белый тигр", очень понравился.Я очень горда, что в фильме Шахназарова участвует актер из Коми!На самом деле роль, которую сыграл Герасим Архипов, достаточно запоминающаяся.И суть даже не в титрах, а просто он МОЛОДЕЦ!!!Я им горжусь!!!
  • Людмила
    05 июля 2012 г., 23:21:37
    Ответить
    Я сестра Герасима,меня радуют успехи моего брата,а еще меня радует,что с в нашей Воркуте вырастают талантливые люди. Я горжусь каждым Воркутинцем!!!!!!