16:08, 11.01.2013

Замминистра природных ресурсов Коми Сергей Гераймович: «На любую свалку приди - деньги просто лежат»

Ежегодно в республике образуется 6 млн.тонн отходов - разных и по природе, и по классу опасности: бытовых, промышленных, биологических, медицинских, лесопереработки. Они накапливаются. К концу прошлого года их было уже более 113 млн.тонн. Проблема в другом: в Коми практически нет раздельного сбора и переработки отходов, большинство объектов их размещения - обыкновенные свалки. В 2012 году начала действовать долгосрочная республиканская целевая программа «Обращение с отходами производства и потребления (2012-2016 годы)». Что сделано за год, и оправдывает ли себя эта программа - об этом интервью корреспондента газеты «Молодежь Севера» с первым заместителем министра природных ресурсов Коми Сергеем Гераймовичем.

KIR_5414гераймович555555555.jpg

Фото Кирилла Затрутина

- Насколько критична ситуация с отходами в республике?

- Объемы отходов с каждым годом растут. И ни один объект размещения их, за исключением полигона в Вуктыле, построенного на средства газовиков, как раньше, так и сейчас не соответствует требованиям природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательств. При захоронении отходы необходимо уплотнять и пересыпать грунтом, чего не делается. Все по старой технологии: мусор трамбуется бульдозером (а у нас около шести месяцев идет снег), при разложении его выделяется тепло, снег тает, образуются полости, которые заполняются метаном, свалки начинают гореть. И так везде. Я проехал по всей республике. Проблема одинаково актуальна что для Щельяюра, что для Воркуты. Некоторые говорят: «Будут деньги, приведем полигон в соответствие с законодательством». Одно из основных требований - это гидроизоляция основания полигона, чтобы не было контакта отходов с грунтовыми водами, а для этого весь мусор надо вывезти, проложить гидроизоляционный слой, а потом завозить мусор партиями и послойно пересыпать грунтом. Это невозможно. Поэтому мы идем по другому пути - создания новых полигонов. Старые свалки проще рекультивировать, пересыпать грунтом, чтобы снизить негативное влияние на природу. На Западе пересыпают полигоны, укладывают трубы и добывают метан, который образуется при разложении. Его сжижают и используют в производстве.

Есть еще одна проблема - утилизация медицинских и биологических отходов. По документам медучреждения вывозят свои опасные отходы в Киров, но это зачастую не так, и об этом говорят сами вятичи: договоры с медучреждениями есть, но куда деваются отходы, никто не знает.

- Сразу вспоминается история с контейнерами с эмбрионами в Свердловской области. У нас может быть такое?

- Пока не обнаруживали, никто не попадался, но это не исключено. Поэтому мы и говорим о том, что необходимо налаживать раздельный сбор. Должны быть вторичная переработка и, конечно же, правильное хранение, захоронение и утилизация отходов. В программе предусмотрен целый ряд мероприятий по обращению с разными видами отходов для всех муниципальных образований республики. Параллельно с программой разрабатывалась концепция. Мы не стали изобретать велосипед и взяли за основу мировой опыт и опыт субъектов России. По сути дела сейчас мы находимся у истоков создания системы управления отходами и начали с самого главного - создания объектов их размещения (полигонов, площадок хранения), соответствующих требованиям законодательства.

- Программе по обращению с отходами исполнился год. Как ее оцениваете, и оправдывает ли она себя?

- В этом году планировали сделать проекты полигонов и площадок хранения отходов для 9 муниципальных образований. Они готовы. Все идет по плану. Единственное, что не успели, - провести экспертизы. Их три, и все они федеральные. Их делают от месяца до полугода, и ускорить этот процесс нереально. Когда разрабатывали программу, мы полагали, что финансирования достаточно. Но поскольку в республике грунты сильно обводнены и очень много лесной территории, на строительство полигонов надо больше денег. Самый маленький полигон обойдется примерно в 40 миллионов рублей. Будем в начале этого года выходить на Минфин. Также хотим поучаствовать в федеральной программе. Ее еще нет, но она, как мы знаем, будет. А одно из условий участия в любой федеральной программе - это наличие проекта. Поэтому просить деньги будем не только у республики, но и у Москвы.

- А пока общая сумма до 2016 года - это 888 миллионов?

- Больше миллиарда, потому что муниципальные образования тоже вкладываются. Условие участия в республиканской программе - не менее 20% из средств местных бюджетов.

- По какому принципу выбирали первые 9 муниципалитетов?

- Решение принимала рабочая группа. В этих районах данные вопросы были наиболее проработаны. Кроме того, там есть решения судов, обязывающие руководителей создать полигон и рекультивировать старые свалки.

- На 2013 год заложена самая большая сумма за 5 лет программы - 311 миллионов рублей. Что планируется?

- Подчеркну, что в 2016 году действие программы не заканчивается, она рассчитана до 2020-го. В 2016-м разработаем новую программу, а что получится, зависит от того, что будет сделано, что не успеем из-за отсутствия средств. В этом году начнется строительство полигонов и площадок хранения по готовым проектам, а также начнут разрабатывать проекты еще 9 муниципальных образований. В конечном итоге планируется построить 20 полигонов, из которых 2 межмуниципальных (Сыктывкар - Сыктывдинский район и Ухта - Сосногорск). В малых, труднодоступных и удаленных от полигонов населенных пунктах должны построить площадки временного хранения отходов (до полугода). Их по программе 3, но в процессе работы муниципальные образования начинают принимать решения о строительстве дополнительных площадок в рамках разработки проектов на полигоны. В Прилузском районе, например, расстояние большое, поэтому там построят 2 полигона - в Объячево и Летке, а также 2 площадки хранения отходов в Спаспорубе и Ношуле. Сколько будет площадок временного хранения, зависит от схемы, которую разработают муниципалитеты. Мы говорим о том, что везде должны стоять прессы. После сортировки то, что не подлежит вторичной переработке, должно быть спрессовано и вывезено на полигон, а летом пересыпано грунтом. В этом 2 плюса: увеличение срока службы полигона и отсутствие горения. Кроме того, практически для каждого муниципального образования предусмотрено приобретение установок по уничтожению биологических отходов, так называемый крематор. На совещании мы решили приобрести передвижные крематоры, чтобы не возить отходы на утилизацию, а уничтожать их на месте, это выйдет дешевле. Также предусмотрено приобретение установок для утилизации медицинских отходов для всех районов. Еще одна задача - утилизировать пестициды, которые остались у сельхозпредприятий и которые нельзя применять. На их сбор в программе предусмотрено финансирование, есть предприятие под Санкт-Петербургом, где пестициды утилизируют. Что касается отходов деревообработки, то в республике запланировано 10 площадок для хранения и переработки. Корткерос в этом плане можно похвалить, мы его ставим в пример. Если бы все так работали в данном направлении, мы бы горя меньше знали.

- По поводу полигона в Мандаче, куда будут свозиться отходы из Сыктывкара и Сыктывдинского района. Есть мнение, что это слишком далеко от города, тарифы на вывоз мусора закономерно вырастут. С вашей точки зрения, место для полигона выбрано правильно?

- Это решение муниципального образования. Выбор делает оно, оно же проводит общественные слушания. Помните, как жители Ижмы подняли шум? Там был выбран участок для полигона в двух километрах от населенного пункта, он соответствовал всем требованиям, но население высказалось против. Полигон решили разместить в 13 километрах. Удаленность полигона - это не наша епархия.

- Что делать с несанкционированными свалками?

- Если мы будем заниматься несанкционированными свалками, проблему не решим. Куда мусор девать? Свалки в муниципальных образованиях есть, хоть они и не соответствуют требованиям, туда же свозят отходы. А когда появятся полигоны, старые свалки должны быть рекультивированы. Свалки появляются там, куда людям удобно складировать мусор. Муниципальные образования должны заниматься организацией сбора мусора, а республика, понимая, что на местах недостаточно финансирования этих полномочий, должна помогать. И чтобы несанкционированных свалок не было, надо сам процесс сбора приблизить к человеку, у которого эти отходы и образуются. На сегодня методов сбора отходов много, и инновации не нужны, достаточно вспомнить доброе прошлое. Например, когда люди выносили мусор в определенное время к машине. Можно поставить контейнер. Можно, как в Татарстане, продавать мешки, в стоимость которых уже заложена утилизация, их в определенное время забирает тележка. У норвежцев есть вакуумные установки - что-то вроде трубы, куда кидается мешок с мусором, его всасывает, и он летит несколько километров на сортировочную станцию. Понятно, что в малом населенном пункте вакуумной установки не будет, выберут простой метод.

- В программе оговаривается строительство полигонов и площадок для временного хранения, на это выделяются бюджетные деньги. А как же экологическая ответственность бизнеса? В Сыктывкаре есть предприятия, которые перерабатывают макулатуру, пластик, стекло, металл. Почему нет пунктов сбора вторсырья от населения?

- Бизнес в этом направлении не активен. Вторичными отходами не все хотят заниматься, потому что есть определенный риск. Мы дали предложения компаниям, они согласны принимать отходы от населения, и они принимают их от организаций, которые занимаются сбором мусора. «Экотехнологии», например, от этого получают доход. На любую свалку приди - «деньги» просто лежат на земле. Сегодня предприятия не готовы пойти по пути создания пунктов приема от населения, администрации тоже по этому пути не идут. Один из вариантов - это установка специальных контейнеров для разных видов отходов. Надо из месяца в месяц, из года в год тренировать людей, приучать к раздельному сбору. Есть вариант с раздельным сбором мусора в ТСЖ. Например, установить для них разные тарифы: вывоз мусора стоит «икс» рублей, а вывоз раздельного мусора - дешевле. Соответственно, люди будут платить меньше. Это такой элемент стимулирования.

- Что мешало раньше прививать людям привычку разделять мусор?

- Долгое время мы воспитывали потребителей, и сегодня пожинаем эти плоды. Мы создаем систему управления отходами, но и самим людям надо меняться. Должны быть «пряник» и «кнут», чтобы люди понимали, что есть еще и ответственность. Пример: улица Станционная, гаражи. Мусор убирает администрация за деньги налогоплательщиков, которые не имеют там гаражей, а заставить владельцев данных построек заключить договор нельзя - нет юридических рычагов. За руку каждого не поймаешь. Способы есть. В Норвегии люди платят налог на утилизацию мусора, и ни у кого не возникает вопросов. Мы участвуем в совместных программах с норвежцами, шведами, финнами, проводим обучающие семинары, рассказываем о мировом опыте, запускаем пилотные проекты по раздельному сбору, деревообработке, участвуем в экообразовании. На встречах в поселениях приводим примеры того, как можно мусор сортировать. Все говорят, что им это не надо, потому что невыгодно. Необходимо менять психологию руководителей. Мы не можем диктовать им условия, мы говорим о том, какие методы есть и насколько они целесообразны. Как будет работать проектант с муниципальным образованием - это второй вопрос. Чтобы изменить менталитет населения, надо внедрять идеи и технологии, широко освещать данную тему. Иностранцы шли к этому 30 лет (раньше и у них мусор сваливали в кучи). Мы - в начале пути, но мы нацелены пройти его быстрее.

1583

Комментарии (58)

Добавить комментарий
  • 13 й
    11 янв. 2013 г., 16:54:30
    Ответить
    вот и возьми там себе зароботную плату)))
    • чин
      11 янв. 2013 г., 17:15:47
      Ответить
      Точно, увольняйся с гос. службы и начни свой бизнес.
      • я+
        11 янв. 2013 г., 17:18:58
        Ответить
        Поддерживаю!
        • ??!
          14 янв. 2013 г., 11:42:37
          Ответить
          Для 13 го, чин и я+
          Похоже это один человек . Видать лихо на хвост вам наступил он ! Или это похмельный синдром !
      • ого-го
        14 янв. 2013 г., 19:39:42
        Ответить
        А что Экотехнологии готова подарить свой нерентабельный бизнес ? Нафиг мне Гераймович ! Я первый !
  • Леонид
    11 янв. 2013 г., 17:17:38
    Ответить
    выносить в заголовок - деньги лежат - глупо
    Энергия от газа или мазута намного дешевле, чем от газа со свалки или лесных отходов. В Европе 30 лет уже за такую энергию доплачивают. Сортируют отходы во всем мире бомжи. В Герании можно им платить два раза в день наличкой. А у нас как это сделать, имею в виду законно.
    • Знающая
      14 янв. 2013 г., 11:37:47
      Ответить
      Да глупо . Так делают когда хотят кого то подставить . Хотя факты говорят о другом . В городе Сыктывкаре на городской свалке этим занимаются . И доход от этого получают очень не маленький !!! Можете сами уточнить у спецов фирмы - правда . А если газ не откачивать эти свалки после рекультивации будут гореть . Наши соседи Фины за счет добычи газа снижают себестоимость утилизации мусора на 5-10 % . А что нам это не надо ?
  • маленький полигон
    11 янв. 2013 г., 17:18:50
    Ответить
    в 40 млн.
    хотелось бы узнать, за что будут платить? за землю - опять из бюджета в бюждет? за бумажки? за проект? за вырубку деревьев без соблюдения правил рубок? или за это деньги будут брать? и т.п. странное ценообразование в этой подозрительной сфере
  • 123
    11 янв. 2013 г., 17:26:20
    Ответить
    болтунчик
    в бытность твоей работы в администрации Сыктывкара что тебе мешало организовать добычу денег на из свалки на пользу города,а вместо этого тупо крышевал Быкова. Все с умным видом говорят о том,что мусор золотое дно, но никто ,почему-то этим не хочет заняться сам. А потому-что это огромные вложения и труд, а выхлоп,если и будет,
    то очень не скоро,да и будет ли вообще. С нашими чиновниками частному бизнесу там делать нечего-на взятках и откатах еще на подходе к делу разоришься. Так что,Гераймович,ерунду не порите,тема хоть и модная на сегодняшний день,но вам не зачет.
    • Управление ЖКХ
      14 янв. 2013 г., 19:47:48
      Ответить
      На сколько нам известно Сергей Леонидович не крышевал , а настаивал на расторжении контракта . И ненадо говорить того чего не знаете . Нормальный у нас был руководитель. А вот болтунчик это вы !
  • мнениё
    11 янв. 2013 г., 19:04:26
    Ответить
    Где коррупция, там и Гераймович.
    • !!!
      14 янв. 2013 г., 11:25:57
      Ответить
      Безусловно ! Чтобы отвадить желающих от кормушки и сделать как требует закон ! А не эта ли причина была когда он уходил из МОГО . Стал кому то неугоден ... .
  • пон
    11 янв. 2013 г., 19:13:11
    Ответить
    корр
    г-р Гераймович, обьясни на примере своего министерства как и куда сбрасываете отходы своей т.н.деятельности: сколько кг макулатуры-ваших бумажных носителей сдано на ЛПК,сколько кг автомасел бывших употреблении сдано на нефтебазу, сколько ртутных ламп б/у сдано в МЧС, куда сдаете авторезину и канистры от техн.жидкостей б/у. Начните конкретно с себя, покажите налогоплательщикам конкретную логику действий с отходами производственной деятельности вашего министерства
  • Краснозатонский
    11 янв. 2013 г., 20:11:38
    Ответить
    Вот этот чиновник у нас в поселке выступал в школе перед людьми и заверил всех, что газ в частных домах будет в 2008г. Всех обманул. Как может такой человек работать на ответственном посту? ПОЗОР!!
    • газ в частных домах будет в 2008г
      12 янв. 2013 г., 21:26:33
      Ответить
      Спешу успокоить,газа у вас ВАЩЕ не будет,т.к. живем оч. далеко от газовых родников.
      ........
      • затонский
        14 янв. 2013 г., 20:29:43
        Ответить
        В этом году обещали тоже газ провести , освещение , дома и дороги отремонтировать ! Во всем виноват Гераймович ! ОТМОДЕРИРОВАНО
  • ...
    11 янв. 2013 г., 20:14:32
    Ответить
    нахапал, а теперь издевается
  • Пенсионер
    11 янв. 2013 г., 20:41:08
    Ответить
    "напарники"
    Гераймович и Курсаков, два сапога пара. Вместе "трудились" в "ВОДОКАНАЛЕ". ХваткаГайморовича, это детский лепет Курсакова. Вот где не жатое поле для СК и Прокуратуры. А то, нашли забаву "масло МАГНИТА". "Возьмитесь" за Гераймовича, накопаете больше чем у инвалида Аксёнова!
    • водяник
      14 янв. 2013 г., 19:54:51
      Ответить
      Курсаков начал разваливать , его приспешник продолжает . А мы должны ваш бред слушать !? Верните нам Гераймовича и бардак прекратится !!!
  • вася кирульский
    11 янв. 2013 г., 22:07:31
    Ответить
    «На любую свалку приди - деньги просто лежат»...
    Все правильно уважаемый Гераймович,все верно,но...один нюансик,если с бюджетными деньгами приходишь,хоть в пустыню,хоть на свалку,так деньги точно, просто лежат!
    • работник
      14 янв. 2013 г., 20:23:18
      Ответить
      Вася у тебя в Кирулях под носом мусора хоть отбавляй ни одного договора с частниками незаключено , все на халяву к дороге несете . Может прекратишь пургу нести и поработаешь на благо отчизны , а то ведь убираем мы муниципалы , за бюджетные денужки , а могли бы что то более полезное сделать - детский городок например .
  • отмодерировано
    12 янв. 2013 г., 0:28:19
    Ответить
    Серега отличный работник! Такое направление держит, и успешно. Таким людям надо доверять власть. А не проходимцам.
    Отправлено из мобильной версии
    • С.А.
      12 янв. 2013 г., 9:28:30
      Ответить
      БНКоми много раз удаляло мои комментарии, хотя в них не было ни мата, ни оскорблений. А тут откровенно матерный ник (да ещё написанный трижды) и ничего. Причина ясна - ведь этот комментатор матом хвалит человека власти, причём человека с очень сомнительной репутацией.
      • С.А.
        12 янв. 2013 г., 16:41:09
        Ответить
        Ну, вот вам и подтверждение. Матерный ник убрали только после возмущения читателя, а сам коммент заботливо оставили, ведь в нём прославляется человек с очень сомнительной репутацией.
    • Лесть
      14 янв. 2013 г., 9:14:59
      Ответить
      иногда хуже лжи.
      Цвет безразличия очень двуличен, он же и портит здесь лица людей! ...
  • отмодерировано
    12 янв. 2013 г., 0:28:21
    Ответить
    Серега отличный работник! Такое направление держит, и успешно. Таким людям надо доверять власть. А не проходимцам.
    Отправлено из мобильной версии
    • сереге
      12 янв. 2013 г., 0:55:10
      Ответить
      как был так и остался прихлебателем и тявкунчиком ЗА хозяев
      Меньше пей,а то уже мешки под глазами! Совесть споиртным не вылечить! Предательствами долго не прожить!
      Отправлено из мобильной версии
      • знающий
        14 янв. 2013 г., 19:25:59
        Ответить
        Хороший лизок в сторону Курсакова и ... ! Только ненодо с ног на голову ! Предателей мы знаем и это ваши покровители лизунчик !Вам за это доплачивают ?
  • отмодерировано
    12 янв. 2013 г., 0:28:21
    Ответить
    Серега отличный работник! Такое направление держит, и успешно. Таким людям надо доверять власть. А не проходимцам.
    Отправлено из мобильной версии
  • Дмитрий
    12 янв. 2013 г., 1:35:34
    Ответить
    Зачем нападать на Гераймовича?
    Чем языком трепать лучше бы предложили что нибудь лучшее. Гераймович на своей работе занимается тем, чем и должен заниматься чиновник его уровня. Если программа заработает, то не будет стыдно за наш регион, утонувший в мусоре.
    • а
      14 янв. 2013 г., 14:59:38
      Ответить
      если
      не заработает? Программа. То, что "кому положено" заработает никто не сомневается. А вот программа...
      • +500
        14 янв. 2013 г., 18:58:43
        Ответить
        Открой программу и ознакомся . Республика оказывает помощь муниципалам . Осваивают средства муниципалы . Согласно 131ФЗ муниципалы отвечают за мусорные проблемы . Чиновник разработал программу дал деньги в районы и он плохой ! Класс ! Не скулите противно слушать . Возьмите уважаемый мешочек и хотябы за собой уберите !
    • интересующийся
      14 янв. 2013 г., 19:18:51
      Ответить
      Гераймовича в муниципалах нет уже давно , а вот что изменилось в нашем стольном граде ? Все программы так и ринулись к реализации и сегодня мы живем в "городе саде" ? Статья заказуха !
  • житель
    12 янв. 2013 г., 2:44:16
    Ответить
    Гераймович - нормальный, вменяемый руководитель. Делает конкретные дела, в отличии от разных болтунов и демагогов. А население у нас любит и мусор в окна повыбрасывать, а потом заголосить - "караул, все в грязи"!
    • Лизните
      14 янв. 2013 г., 9:17:20
      Ответить
      ниже
      там где чешется...
    • а
      14 янв. 2013 г., 15:00:30
      Ответить
      он ходит
      и собирает, собирает...
  • Леон
    12 янв. 2013 г., 8:49:19
    Ответить
    Как говорил один классик.
    Как говорил один умный классик,чем богато наше чиновничество ,то это дураки.Я думал что это просто слова,а оказывается вот он совсем рядом со своими "гениальными" идеями.
    • "
      14 янв. 2013 г., 19:11:40
      Ответить
      Леону
      Вы меряете по себе ?
  • Остап Бендер
    12 янв. 2013 г., 12:17:44
    Ответить
    молодец
    Правильно Сережа, главное найти зиц председателя, а дальше по нашей схеме.
    • #
      14 янв. 2013 г., 19:59:12
      Ответить
      По вам Остап турма плачет , вам не в этом блоге нужно печататься !
  • Александр
    12 янв. 2013 г., 12:21:27
    Ответить
    Сергей Леонидович Гераймович может и умеет работать и держит слово. Умный и хороший руководитель.
    • Хулио Ган
      12 янв. 2013 г., 16:43:04
      Ответить
      Гераймович может и умеет работать и держит слово
      А разве кто-то говорил, что коррупционеры не умеют работать и не держат слово?
      • А
        14 янв. 2013 г., 15:01:40
        Ответить
        квалангисты!
        Это хорошо!
  • хм
    12 янв. 2013 г., 13:52:20
    Ответить
    власть сказала - "надо" - по помойкам ответили - "есть!" ули обсуждать то - пожалуй не знаю ни одного мероприятия, которое власть бы, базаря о нем, сначала - не тормозила бы, а потом бы благополучно и не утопила - как говаривали опытные люди - никто более не вредит государству, чем государственные (типа) мужи, порадикальнее как то надо бы, например сменить всю эту шатию на реальных бомжей - они первое время еще лояльнее этих будут, а, гномы?
    • ???
      14 янв. 2013 г., 19:36:55
      Ответить
      А ты читал то-то программу ? Запишись в очередь к компьютеру , а то все о вечном ... .
  • Людмила
    12 янв. 2013 г., 18:42:54
    Ответить
    вопрос
    Чем министерство конкретно готово помочь ТСЖ, УК в решении вопроса по разделению мусора? Не раз лично обращалась к чиновникам разного уровня с этой проблемой,к сожалению, сначала чиновник должен понять эту проблему и попытаться ее решить конкретными действиями!а то в ответ только и слышишь:"у нас люди такие-сякие, это бесполезно!" Предлагаю - давайте вместе!
    • Проходимец
      14 янв. 2013 г., 19:33:42
      Ответить
      Чего происходит ... . Программа прошла обсуждение с общественностью . Все сказали ОК ! Иносранцы приезжали в стольный град , похвалили . Муниципалы сказали, вот бы раньше такую помощь . А сейчас вся эта бадяга ! Обьясните может чего не догоняю ... ?
  • дык
    13 янв. 2013 г., 16:31:28
    Ответить
    приди на свалку
    • уточню
      13 янв. 2013 г., 23:26:01
      Ответить
      иди на свалку
      • ещё
        14 янв. 2013 г., 15:02:30
        Ответить
        точнее:
        идите все!
    • дык 2
      14 янв. 2013 г., 20:14:53
      Ответить
      дыку
      Пришел на свалку тебя не вижу . Вижу груду полиэтилена , стекла , бумаги ... . Набежали охранники сказали не трожь , наше ... . Обманщик ты дык !
  • Человек
    14 янв. 2013 г., 15:26:39
    Ответить
    Пустозвонство......
    Как надоела уже эта чушь!!! Про то, что нет юридических рычагов....,да хватит трепаться и показывать свой пофигизм!!! Лишь бы пропиариться, какие мы умные, только КПД нет. Все вопросы решаемы, было бы желание или хоть малейшая отвественность. Соглашусь с предыдущими коментами, а что мешало на прежнем месте заниматься этим, тем более, что эти вопросы непосредственно были под ним. Как в той поговорке,когда плохому танцору всегда что-то мешает. Меньше нужно ныть, а больше делать и позитивно.
    • Общ.совет
      14 янв. 2013 г., 19:07:48
      Ответить
      Чушь когда ноют и говорят , что все пустозвонство . Прочитай уважаемый программу .Мы ее рассматривали и утверждали на совете и поверь там много спецов и уважаемых людей и они сказали свое слово . Не понось программу ! А если тебе не нравится Гераймович , то приди и ему скажи !!!
  • сыктывкарка
    14 янв. 2013 г., 20:10:35
    Ответить
    А я поддерживаю работу министерства . В нашей жизни и так мало позитива . Никого не слушайте и двигайтесь вперед ! Молодцы ! Кому не безразлична эта проблема - присоединяйтесь !!!
    • оёё
      14 янв. 2013 г., 21:13:21
      Ответить
      на эти деньги при таком министерстве хватит только программу нарисовать, остальное похерят, если впустить на этот рынок японцев - они приплатят
  • Кировские
    14 янв. 2013 г., 20:42:43
    Ответить
    Отдайте нам отходы и весь бизнес с этим связанный . Если вы считаете , что это невыгодно . Ленивы вы братцы ! А то нас с нашей продукцией к себе пускать не хотите и мусор жмете . Как собака на сене !
  • Человек
    15 янв. 2013 г., 10:29:34
    Ответить
    Прочитай уважаемый программу .Мы ее рассматривали и утверждали на совете и поверь там много спецов и уважаемых людей и они сказали свое слово . Не понось программу !
    И что??? Где результаты???? Только бла-бла-бла!!!!! Пора уже научиться работать и показывать свои дела.
    • Тоже человек
      15 янв. 2013 г., 10:57:50
      Ответить
      Уважаемый вы намекаете , что ваша корзинка полна бумаги , и ее некому вынести . Поэтому вы переживаете , что нет результата ?
      А результаты все освещены на сайте министерства . К стати молодцы ребята , единственные кто из министерств освещает работу по конкретным программам ежемесячно . Мы читали , а вам недосуг !