11:47, 26.01.2013

Волонтер Екатерина Столярова: «Мы забываем, что перед нами больные дети, и просто веселимся вместе»

Уже больше трех лет в Сыктывкаре существует организация под названием «Красный нос». Официально она не зарегистрирована и активно себя не рекламирует, но тех, кто надевает красные носы, очень ждут пациенты онкологического отделения детской республиканской больницы, потому что волонтеры приносят с собой праздник, поднимают настроение и помогают на время забыть о недугах. То, что смех - это лекарство, ученые давно доказали. Но работа волонтеров - далеко не всегда веселое занятие. Об этом в интервью «Молодежи Севера» рассказала руководитель «Красных носов» Витаминка, а в обычной жизни - журналист и сотрудник пресс-службы администрации Корткеросского района Екатерина Столярова.

красный нос2.jpg

Фото предоставлено Екатериной Столяровой

- Кто такие «Красные носы»?

- Люди совершенно различных профессий и интересов, в основном молодые. На сегодня основной костяк - пять человек. Бывает, подключаются новые люди, но, как правило, надолго не задерживаются. Наверное, потому, что эта деятельность требует не только много времени и сил, но и психологической устойчивости. Периодически мы приглашаем в больницу и профессиональных аниматоров, они тоже участвуют как волонтеры (ни у кого язык не поворачивается по поводу денег). Вообще мне всегда было интересно все, что касается ярких проектов, детей, помощи им. Ездила по интернатам, детским домам, водила детей в театр, в кино, общалась с ними. О такой деятельности, как больничные клоуны, я впервые узнала из фильма «Целитель Адамс», основанного на реальных событиях, главный герой которого совершает открытие, что лучшим лекарством от всех болезней является смех. После просмотра выяснила, что мир давно уже практикует лечение смехом. Только в России есть минимум два движения: «Доктор клоун» и «Больничные клоуны», и у каждого есть филиалы в разных городах.

- Когда вы впервые пришли в больницу?

- Сейчас уже точно не помню, кажется, в мае 2009-го. И как раз в онкологию ДРБ. Просто однажды я рассказала о своей идее главврачу Игорю Кустышеву. Он и обрадовался, и удивился одновременно. Сказал, что в больницах крупных городов уже давно есть штатные клоуны, которые ежедневно работают с детьми, но нам, видимо, еще до этого далеко. Поначалу мы ходили в разные отделения, потом постепенно сосредоточились на онкологическом, потому что там пациенты с особо сложными заболеваниями, и больница для них как второй дом. Многие годами ничего не видят, кроме больничных стен. По сути, у них нет детства. Они с ранних лет знают столько боли, сколько нам и не снилось. А я считаю, что детство должно быть у каждого. Поэтому мы стараемся хоть как-то помочь ребятам забыть о своей болезни. Хотя бы на час.

Мы посещали Эжвинский филиал Центра по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения, Кочпонский детский дом, пару раз были и в кардиоцентре, но там почему-то не закрепились, не знаю, почему. Уже года два дружим с благотворительным фондом «Сила добра», с его руководителем Татьяной Козловой. Я как-то увидела информацию про них, написала, и они нас пригласили помочь в организации площадки возле кардиоцентра. Так познакомились и начали сотрудничать. Теперь Таня - тоже клоун, ее зовут Толик. Даже не помню, откуда это имя взялось. Наверное, дети придумали.

- Какие у вас амплуа?

- Образы появились сами, исходя из наших характеров, специально мы ничего не придумывали. Я - Витаминка, динамичная, взбалмошная, все время болтаю, часто перетаскиваю на себя главную роль. Дети от такого натиска хотя и пребывают в легком шоке, но смеются и совсем не думают о своей боли. Кнопка - моя подруга Наталья Рудольф, руководитель модельного агентства. Наташа - более спокойная, она легко находит контакт с малышами. Есть еще Ириска - Катерина Булышева, работает на станции переливания крови, похожа на меня, очень активная, любит проводить конкурсы. А Катерина Капошина, администратор в агентстве детских праздников, у нас Зеленка. У нее есть «фишка» - она постоянно падает, спотыкается, задевает разные предметы. Дурачество есть в душе каждого. И дети это любят.

- В вашей команде одни девушки. А мужчины есть?

- Нет. Иногда, правда, помогает мой муж. Когда нужно, я зову его, но так, как я, он этим делом не «горит». Считаю, у нас очень много добрых людей, которые готовы помогать другим. Свидетельство тому - большое количество волонтерских движений. Но наша деятельность не для каждого подходит, все-таки это нелегко. Может быть, у нас одни девушки в составе не только потому, что мы детей любим, может, мы и устойчивее. Еще мужчины зачастую стесняются дурачиться, а в клоунаде это обязательно. Нужно не бояться быть смешным и глупым. Мы же умеем смеяться над собой, поэтому можем рассмешить и других.

- Вы приходите к детям с готовой программой?

- Сценарий был только сначала. Вообще первое посещение я помню «от» и «до». В тот день к детям в палату влетел Заяц, стал прятаться под кроватями, одеялами. Как потом малыши узнали, Заяц очень боится уколов. А Доктор Бинтик и Лисичка объясняли ему, что это совсем не страшно. Мы к этому дню готовились долго: сшили костюмы, сделали настоящие, но только яркие, медицинские халаты, закупили много воздушных шаров. Пока ехали, боялись, что не выдержим психологически. Дети с диагнозом «рак» - это тяжелое зрелище. Но на маленьких пациентов наше выступление произвело огромное впечатление! Ведь у них никогда такого не было. Когда мы уходили, одна девочка подошла и спросила: «А когда вы еще придете?» И мы стали приходить по возможности каждую неделю.

Сейчас уже работаем без сценария, ориентируемся по ходу. Часто играем во врачей, надеваем халаты, понарошку ставим друг другу капельницы, делаем уколы. Цель всего этого - снять у ребятишек страх перед докторами, перед многочисленными процедурами. Все дети, которые лежат в больнице, разные: у них - разный возраст (от грудных до подростков), разные стадии болезни, кто-то может играть, кто-то нет. Обычно в отделении человек 15. Они приезжают сюда со всей республики и даже из других регионов. Например, женщина с сыном прошлым летом приехали сюда в отпуск. Неожиданно у малыша проявилась болезнь, ему стало плохо, и их госпитализировали. Мы стараемся всегда что-то интересное придумывать. Однажды у одного мальчика был день рождения. Мы пришли с подарками, с целой анимационной программой. Уже перед уходом к нам стали подходить другие детки и спрашивать: «А вы ко мне на день рождения тоже придете?» Выяснялось, что у кого-то день рождения только через полгода и даже позже. Мы подумали: а зачем ждать? Составили график и каждую неделю праздновали чей-то день рождения. И дети готовились, мамы покупали тортики и сладости, а мы поздравляли «именинников» и дарили им подарки.

- Как к вам относятся врачи?

- С ними мы особо не пересекаемся, больше с воспитателями, которые занимаются досугом детей. И они очень благодарны. Не знаю, насколько это правда, но нам говорят, что после наших посещений у детей улучшаются анализы. Они будто забывают о своей боли. Я - не врач, в это не вникаю, но мне хочется верить, что так и есть.

- Что для вас самое трудное?

- Трудно, когда дети не идут на контакт. Бывает, что им очень больно или плохо, и они не хотят смеяться и общаться. В таких ситуациях мы просто дарим им какие-нибудь подарочки, например, цветочки из шаров, и отходим. Но чаще всего дети, даже несмотря на плохое самочувствие, очень хотят играть. Тогда мы забываем о том, что перед нами больной ребенок, и просто веселимся вместе. Многие детки, когда мы приходим, берут свои капельницы (они на колесиках), или родители сажают их в кресла, и все они собираются в холле, чтобы с нами пообщаться. Тут главное - не относиться к ним как к больным, а просто стараться создать хорошее настроение. Но самое тяжелое, когда дети уходят из жизни. Прошлым летом я уехала на месяц в отпуск, и за несколько дней до моего возвращения умерла Варя, ей было всего 10 лет.

За то время, что она лежала в больнице, мы подружились, часто общались по телефону, и ее уход очень трудно было пережить. Вообще со многими детьми у нас складываются близкие отношения, к ним сильно привязываешься. По-другому не получается. Эта деятельность для нас не работа, мы не можем абстрагироваться. Просто впускаем этих детей в сердце. После такого случая я долго не ходила в больницу, ну а поскольку организация выездов обычно держится на мне, мои коллеги не ходили туда тоже. Когда после перерыва я пришла в отделение, то увидела, как дети радуются, как они ждали, и поняла, что надо продолжать. И я понимаю, насколько тяжело врачам работать в этом отделении. Эмоционально тяжело.

- Как вы готовитесь к визиту?

- Как правило, собираемся у меня дома, одеваемся (у каждого - свой костюм), красимся, накладываем грим. Причем раньше мы очень серьезно гримировались, как цирковые клоуны, смотрели на картинки. Потом поняли, что для ДРБ это не так важно. Достаточно мелочей: брови подрисовать, кружочки на щечках, губы подкрасить. Потом все грузимся в машину и едем. Обычно это происходит в будни, часов в шесть вечера. У детей вырабатываем привычку, что в этот день придет «доктор клоун»: это очень важно, они этого дня ждут, готовятся к нему.

Поначалу траты были большие. Надо было приобрести ткань, заказать швее костюм, купить реквизит, расходные материалы. Друзья нам помогали деньгами. Сейчас все наработано, и уже легче. Никогда не приходим к детям с пустыми руками: приносим постоянно шарики, мыльные пузыри, маленькие игрушки.

- А как ваши семьи относятся к вашему волонтерству? Не страдают от недостатка внимания?

- Пока я работала телеведущей, график был свободнее, выкроить время было проще. Сейчас моя основная работа - в администрации Корткеросского района, и я часто не успеваю. А организатор обязательно должен быть, чтобы обзвонить, назначить удобное хотя бы для троих «носов» время. Моей дочке шесть лет, и я понимаю, что ей внимания не хватает. Конечно, я очень переживаю по этому поводу, были даже разговоры с мужем. Но не заниматься этим я уже не могу. Дел много, и надо чем-то жертвовать, но не волонтерством точно. Сейчас моя дочь, когда видит, что я собираюсь в ДРБ, уже знает, что я сегодня Витаминка и еду помогать детям. Она говорит, что когда вырастет, тоже станет клоуном.

- Планируете развивать свою организацию?

- Я думала о том, чтобы официально зарегистрироваться, подать заявку на грант, заняться развитием. Но пока нет на это времени. Нам очень хочется заняться именно саморазвитием в этом деле, поучиться у других. И благодаря «Силе добра» это стало возможным. Татьяна сумела договориться с организацией «Доктор Клоун» в Санкт-Петербурге, и уже сегодня к нам приезжает один из руководителей. В течение нескольких дней он будет делиться с нами опытом своей работы. В профессиональном плане мы подрастем, к нам присоединятся новые люди, а значит, будет возможность сделать эту работу более системной. Дети нас ждут, и мы должны к ним приходить.

1312

Комментарии (9)

Добавить комментарий
  • Да
    26 янв. 2013 г., 14:04:29
    Ответить
    Великое дело! Это не просто! Мне довелось работать с мамами таких "уходлящих" деток. Тяжело! Этот было много лет назад, еще в кардио, но помню всех!
  • Э. Пунегов
    26 янв. 2013 г., 15:20:13
    Ответить
    Катя, ты - молодец!
  • Юлия
    26 янв. 2013 г., 15:33:37
    Ответить
    Вы, Екатерина, святая. Как с вами можно связаться, чтобы помочь организации?
    Отправлено из мобильной версии
  • денис
    26 янв. 2013 г., 16:11:08
    Ответить
    а на фотке это кто??
  • Александр
    26 янв. 2013 г., 16:32:07
    Ответить
    Побольше бы таких людей, как Екатерина и ее команда. Очень рад, что такие люди еще остаются и готовы помогать. Это непросто.
    • 1
      27 янв. 2013 г., 21:45:57
      Ответить
      куда обращаться, тем, кто готов чем-то помчь волонтерам? телефон , эл адрес
      • Татьяна Козлова
        27 янв. 2013 г., 22:36:00
        Ответить
        http://vk.com/kloun_vrach это группа в контакте
        Руководитель Клоунотерапии:
        Столярова Е*****************, 8-904-236-06-89 (взято со страницы в контакте)
  • Светлана
    28 янв. 2013 г., 9:02:19
    Ответить
    Важно и нужно дело! Молодцы! Сил Вам! Терпения! А детям - здоровья!
  • Катя С.
    28 янв. 2013 г., 14:35:27
    Ответить
    Умничка!
    Катюша, ты замечательная, я очень тобой горжусь!