03:32, 22.12.2008

Катрин Сакс рассказала БНКоми о перспективах сотрудничества финно-угров России и Евросоюза

Обсудить с БНКоми перспективы финно-угорского сотрудничества согласилась депутат Европарламента от Эстонии г-жа Катрин Сакс, состоящая в Социал-демократической партии ЕС. Напомним, что доклады о положении российских финно-угров, подготовленные под руководством г-жи Сакс наделали много шума и были жестко восприняты российскими властями.

    

Какова нынешняя ситуация в области сотрудничества Европейского Союза с финно-угорскими народами и регионами России? Зачем такое сотрудничество вообще нужно, с какими народами, регионами, учреждениями и организациями оно уже ведется, какие основные темы сотрудничества, что уже достигнуто, а также планы на будущее?

На формальном уровне сотрудничество между Евросоюзом и Россией происходит в рамках и на основании взаимного соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Но это соглашение на данный момент уже устарело и сейчас ведется работа по его обновлению. Тем не менее, несмотря на ряд формальных сложностей устаревшего соглашения, экономическое сотрудничество ЕС и России ведется довольно широко и сильно, как это показывает статистика. Западные страны находятся в зависимости от поставок российских энергоносителей, а, это, прежде всего, природный газ и нефть. А Россия в свою очередь пока или уже не может без тех денег, которые ей выплачивают западные страны за поставленный им газ - такую высокую цену за природный газ никто пока не согласен платить, как ЕС.

В других областях, например в культурной, сотрудничество с Россией ведется с конкретными государствами-членами Европейского Союза на основании межгосударственных соглашений.

У Европарламента благодаря общеевропейской парламентской делегации, куда вхожу и я, есть регулярное сотрудничество с Государственной Думой России. Мы с российскими коллегами встречаемся официально раза 3-4 в году, и темы встреч оговариваются заранее. Как правило, мы обсуждаем вопросы экономики, экологии, а также такую тему, как права человека.

Признаться, эти разговоры освещают лишь общеевропейскую и общероссийскую проблематику и проводятся лишь в Москве и Брюсселе. В прошлом году встреча парламентариев проводилась в Санкт-Петербурге. Мы мало знаем о том, что происходит в российских регионах, а наши российские партнеры - что в странах-членах Евросоюза и их регионах.

На некоторых встречах поднимался вопрос о финно-угорских народах России. Во всяком случае, за последние два года - именно столько времени я вхожу в состав межпарламентской делегации. С россиянами обсуждался и вопрос о том, чтобы парламентская делегация Евросоюза могла бы посетить какой-нибудь российский регион проживания финно-угорских народов. Пока же такие визиты проводятся, в большей степени, членами различных тематических комиссий Европарламента. Например, члены комиссии Европарламента по вопросам энергетики были как-то с официальным визитом в Сибири. Мне лично удалось «заманить» своих коллег из межрегиональной комиссии Европарламента по вопросам финно-угорских народов России на «летний» конгресс в Ханты-Мансийск (Пятый Всемирный конгресс финно-угорских народов в 2008 году - БНКоми).

В эту межрегиональную комиссию Европарламента по вопросам финно-угорских народов России входят представители различных партий из Финляндии, Венгрии и Эстонии, которые заинтересованы в финно-угорском сотрудничестве. Комиссией мы встречаемся на обсуждение соответствующих вопросов, а также на тематических мероприятиях - так было, например, когда в Европарламенте была официально открыта выставка финно-угорских народов, которая была создана на основе материалов, собранных Эстонской Академией художественных наук в рамках этнографических экспедиций.

Насколько сотрудничество с финно-уграми и Россией отличается, например, от сотрудничества с другими народами и странами или регионами, скажем, по темам исследований, способам, различным процедурным моментам, по результатам?

По-моему, что касается России, то тут все по-другому.

Какую роль в этом сотрудничестве выполняет Европейский Союз - роль посредника или роль ведущего, или в обеих ролях, в каких темах?

По финно-угорской теме ведущим тут Европарламент. Предложение о том, чтобы отдельной строкой из бюджета Евросоюза выделить средства на практическую поддержку финно-угорского сотрудничества, поступило как раз из Парламента. Если точнее - мы (парламентарии Эстонии, Венгрии и Финляндии - БНКоми) и сделали такое предложение.

Чем богат Европейский Союз, например, Европарламент, в сотрудничестве с другими народами и/или государствами? Какие ценности это приносит Евросоюзу?

Европейский Союз ведет свою экономическую, гуманитарную деятельность и сотрудничество в сфере развития во всем мире и не ограничивается только Европейским континентом. Например, объем финансирования на сотрудничество в сфере развития в 2007 году составлял 2,2 млрд евро, на гуманитарную помощь - 0,7 млрд евро. Многоплановое сотрудничество с Россией ведется в рамках политики добрососедства.

Зачем все это Европейскому Союзу? ЕС стремится помогать другим странам и регионам в реализации и развитии их возможностей, чтобы сообща и успешно решать такие вопросы, как, например, имевшие в истории человечества современные мировые финансово-экономические кризисы, которые затрагивают все страны, регионы, народы без исключения вне зависимости от географического месторасположения. Сообща и успешно решать те или иные вопросы регионального развития проще в сообществе, где большинство стран следуют демократическим ценностям. Но сейчас пока, к сожалению, таких стран меньшинство. Поэтому ЕС выступает своего рода проповедником демократических ценностей, помогает в закреплении и развитии таких ценностей.

Что Евросоюз из своих ценностей и достижений может передать финно-угорским народам России и их регионам проживания? Скажем, не только в области языков и культуры, но и в экологии, политике, экономике, праве в рамках совместных исследований, проектов, программ, созданием новых кафедр и специальностей как в Эстонии, так и в европейских вузах?

На мой взгляд, возможности для сотрудничества здесь довольно широкие. Пожалуй, самый важный опыт Евросоюза это в том, как национальное разнообразие из проблемы превратить в преимущество и как вот это преимущество сохранять и развивать.

У таких входящих в Евросоюз относительно малочисленных народов, как эстонцы и финны, за всю их историю никогда не было такой возможности действовать на равных с крупными нациями и государствами, как это сейчас возможно в Европейском Союзе. Солидарность малых и менее богатых народов и регионов с крупными дает первым особые возможности для ускоренного регионального и национального развития.

Возьмем, например, языковую политику Евросоюза. У ЕС 23 официальных рабочих языка (у некоторых государств одинаковый официальный язык), на котором в т.ч. ведется и делопроизводство, и бухгалтерия. Это прекрасная практическая возможность на пленарных заседаниях и других собраниях Европарламента говорить и вести дела на своем родном языке. Конечно, я могла и на английском языке успешно вести свою работу в Европарламенте, но очень важно то, что нормотворческие акты и другие официальные документы ЕС переводятся на все официальные языки ЕС и, тем самым, каждый национальный язык получает мощное развитие как в целом, так и своей научной и отраслевой терминологии. Во время пленарных заседаний Европарламента там одновременно работают более двадцати переводчиков с эстонского языка и обратно.

В то же время, общие европейские ценности и цели помогают подавить эгоизм отдельных государств-членов ЕС, который пока еще неизбежно существует. Важно то, что мы сообща четко видим дальнесрочные перспективы, и поэтому возможности для общих действий настолько широки.

Как относитесь к недавним инициативам Коми Республики, например, по созданию международного совета финно-угорских вузов, поведению финно-угорских Олимпийских Игр, по поиску городов-побратимов среди финно-угорских стран? Насколько, по-вашему, тут важна роль народной дипломатии?

Народная дипломатия, в принципе, очень важна. Желание так вести дела, по-народному дипломатично, нужно, чтобы было у каждого в душе и сердце. Народную дипломатию нельзя навязывать, особенно в рамках финно-угорского сотрудничества. А вот поспособствовать тому, чтобы люди могли реализовать свои желания в сохранении и развитии своих языка и культуры, это как раз можно и нужно в России и на уровне федеральных, так и региональных и местных властей.

Как оцениваете инициативу общественной организации «Коренные женщины Республики Коми» о создании Международной ассоциации финно-угорских женщин? Насколько, по-вашему, такая идея может найти всестороннюю поддержку в Эстонии, Финляндии, Венгрии, а также в ЕС?

Вообще-то именно женщины, в основном, те, кто хранит национальные ценности, и передают их дальше своим детям. Даже учителя в большинстве своем - женщины. Так что у женщин решающая роль в вопросах сохранения и развития народа. Уверена, что и эстонские женщины очень заинтересованы в таком «женском» международном сотрудничестве. Даже нам, эстонцам, сейчас уже достаточно сложно сохранять свою самобытность и национальные ценности в глобализирующемся мире.

Что, по-вашему, надо сделать для развития сотрудничества Европейского Союза с финно-угорскими народами России и их регионами проживания? Кто и как мог бы сделать первые шаги, что нужно предпринять, например, Евросоюзу, а что уже федеральным властям РФ, самим финно-угорским народам России и их регионам проживания, организациям, учреждениям?

Евросоюз свой первый шаг сделал. Теперь слово за Россией и регионами. Насколько мне известно, сейчас ведутся переговоры ЕС и РФ о том, как эти деньги использовать наилучшим образом. Сам же договор об использовании таких бюджетных средств надеются заключить в начале следующего года.

В 2006 году Вы составили по счету второй доклад для Совета Европы по положению финно-угорских народов в России, где были раскрыты сложности и препятствия в сохранении и развитии этих народов за период 1998-2006 гг. Повлияли ли и насколько сделанные в этом докладе выводы и рекомендации на сотрудничество России и Евросоюза? Заметно ли движение в положительном направлении при выполнении этих рекомендаций на местах, в регионах проживания финно-угорских народов РФ? Если не заметно, то по причине чего: движения нет вообще или на данный момент ввиду недостатка информации сложно определить, есть ли на местах изменения и в какую сторону?

Трудно ответить на этот вопрос, поскольку у меня нет сейчас достаточно хорошего обзора текущей ситуации на местах по этим проблемным моментам. На «летнем» конгрессе в Ханты-Мансийске (Пятый Всемирный конгресс финно-угорских народов в 2008 году - БНКоми) я слышала довольно противоречивую информацию относительно разных важных моментов, касающихся сохранения и развития финно-угорских народов.

Но если слово в слово взять сейчас рекомендации Совета Европы и по пунктам начать проверять что сделано, а что нет, то, к сожалению, следует признать, что положительного сделано пока еще мало. Лично я считаю наиболее важным вопрос о получении образования (всех его уровней) на родном языке, и здесь, например, не видно, чтобы были бы сделаны какие-то значительные усилия на местах.

    

2287

Комментарии (26)

Добавить комментарий
  • Йоллопуко
    22 дек. 2008 г., 9:33:54
    Ответить
    В тему
    Интересно с какой сторонв мелкобритка стала финно-угоркой, ржунимагу НПО Омерики
  • Макар Чудра
    22 дек. 2008 г., 10:23:27
    Ответить
    Для осознания этого надо быть хоть немного европейцем, а если мозги засыпаны имперской крошкой, то до понимания фразы "мне до всего есть дело" сложно дотянуть.
  • ф
    22 дек. 2008 г., 10:40:51
    Ответить
    асобинна нам нужды финоугорские алмипиады.
    постле этава иврейские армянские укранские надо прависти а то их тожи многа по все планете
    а самыи главные будут арабские
    и истчо китайскии
    вот тут астальные пролитают
  • Гондолиза Рис
    22 дек. 2008 г., 10:56:12
    Ответить
    Не сметь трогать ЭSSтонию, скаты
  • Гондолиза Рис
    22 дек. 2008 г., 11:01:56
    Ответить
    Кстати, сакс по британнски-Г****
  • Коми_морт
    22 дек. 2008 г., 11:54:33
    Ответить
    Ну и вы соответственно транслируете это всё на парламентария? По моему г**** это вы, поскольку от вас ничего не зависит и вы срёте на парламентария в комментариях на сайте, больше ничего не можете. Она, хоть она по вашему и "г****", может намного на много порядков больше
  • Макар Чудра
    22 дек. 2008 г., 12:18:44
    Ответить
    Коми_морту
    Они на всех сруть, жизненное кредо у них такое, гадить без дела, анальное удовольствие получают.
  • Коми_морт
    22 дек. 2008 г., 12:22:00
    Ответить
    Всё равно не могу таких людей понять. Вот насру и будет Катрин Сакс послабже, или плакать будет над комментарием целый день, так что ли? С ума сходят люди. Куда только мир катится?!
  • Гондолиза Рис
    22 дек. 2008 г., 14:30:23
    Ответить
    "Она, хоть она по вашему и "г****", может намного на много порядков больше" - представляю себе гомно на много порядков больше, слоны нервно курят...
  • Коми_морт
    22 дек. 2008 г., 14:40:32
    Ответить
    Неизлечимая у вас болезнь головы, вы знаете?
  • Гондолиза Рис
    22 дек. 2008 г., 15:01:00
    Ответить
    Нет, батенька просвятите
  • Коми_морт
    22 дек. 2008 г., 15:16:36
    Ответить
    Уже просвятил. Иди с богом, он любит убогих.
  • Родина Мать
    23 дек. 2008 г., 16:21:50
    Ответить
    Вот цитата из интервью САКСА: "Лично я считаю наиболее важным вопрос о получении образования (всех его уровней) на родном языке".
    Почему-то эстонка по имени сакс сразу позабыла о правах русского населения проживающих на территории Эстонии. Где русско говорящий имеет штамп в паспоре "чужой". На территории других государств она проповедует политику гуманизации, а там где имеет место реальное ущемление прав русских, в эстонии, почему-то тищина. По мне это подтверждение двойственности и продажности личности под именем саакс.
    А для вас псевдоправозащитник, Макар Пудра, вопрос,право русских на образование на родном языке в эстонии это тоже имперская крошка со стороны русских?
  • ыстком
    23 дек. 2008 г., 17:29:24
    Ответить
    Публикую тут в качестве комментариев...

    * * *

    Евродепутат от Эстонии Катрин Сакс за российских финно-угров и против заигравшихся эстонцев (по материалам эстонской прессы)

    В Эстонии на политическом фронте в середине октября 2008 года разгорелись нешуточные страсти по поводу реформы образования, по планам которой Министерство образования и науки во главе с очередным министром г-ном Тыниссом Лукасом, как обычно, стремится перевести все государственное образование в Эстонии только на эстонский язык. Первый шаг к этому — обучение во всех детских садах Эстонии эстонскому языку уже с осени следующего года. По словам Лукаса, он бы совершил полный перевод обучения на государственный язык уже завтра, если для этого были бы созданы все условия, например, в детсадах стало бы достаточное количество воспитателей-эстонцев либо тех, кто хорошо владеет эстонским язык. Об этом министр сообщил сам в интервью передаче "Актуальная камера" Эстонского государственного телевидения.

    Три предыдущих министра образования, в целом были хотя и согласны, но двое из них высказались против этой идеи так вот сразу и вдруг перевести все государственное образование в Эстонии только на эстонский язык, начиная уже с детских садов. "Марш несогласных" по-эстонски представляли г-жа Майлис Репс, осмелившаяся в свое министерское время высказать мнение о том, что в Марий Эл в области национального образования и не так все плохо, как представляют себе эстонцы, за что была политически бита, и г-н Пауль-Ээрик Руммо, ныне возглавляющий Группу поддержки финно-угорских народов при Парламенте Эстонии.

    Майлис отметила, что нет смысла вновь разжигать этническую ненависть, как это случилось в истории с переносом Бронзового солдата в Таллинне. Пауль-Ээрик поделился с мыслью о том, что сама по себе идея не нова, и такую "всеэстоноязычную" схему образования хотели ввести еще в 1993 году. Но тогда, как, впрочем, и сейчас, был слишком большой политический и социальный риск провалить эту затею.

    На "марше несогласных по-эстонски" неожиданно раздался четкий эстонский стук еще одних женских каблучков, но уже из Брюсселя. Весьма сильно и смело отреагировала на такое заявление своего национально-эмоционально опьяненного земляка евродепутат от Социал-демократической партии ЕС г-жа Катрин Сакс, известная в Евросоюзе и России как автор скандального рапорта, давшего жесткую оценку ситуации с положением финно-угрорских народов (национальных меньшинств) в России. Кстати сказать, на счету российских финно-угров уже два европейских отчета о неблагоприятном их положении – первый был сделан в 1998 году, второй – 2006. По обоим Парламентская ассамблея Европы приняла рекомендательные резолюции.

    Стук доносился из интернета, с персонального интернет-дневника евродепутата - http://katrinsaks.wordpress.com/ . К слову сказать, в Эстонии, у политиков с недавних пор появился хороший обычай – вести свои политические интернет-дневники, куда они сливают весь или почти весь свой формат и неформат, самостоятельно рассуждая и комментируя важные для них политические и не очень события в Эстонии и те, которые Эстонии касаются. В совокупности, такие настоящие дневники поинтереснее и поважнее будут сухих и официальных отчетов, потому как через такое неформальное общение в интернет политики становятся намного ближе народу.

    Значимость реакции Катри Сакс в том, что она выступила в поддержку русскоязычного меньшинства Эстонии также, как выступает она в поддержку финно-угорского национального меньшинства в России. Тем самым она открыто выступила против "священной коровы" Эстонии – всеэстоноязычного государственного образования, назвав нынешнего министра образования разжигателем национальной вражды. "Мне бы хотелось знать, сколько эстонских русских поддерживают идею, о которой говорит Лукас, или же он обобщает одно мнение из многих и использует это в своих интересах", - пишет Сакс.

    В своем блоге Сакс отмечает, что, во-первых, прекращение государственного образования на языке национальных меньшинств противоречит как законам Эстонии, в т.ч. Конституции, так и международным договорам, в которых Эстония участвует. Во-вторых, такая, хотя вполне понятная, но чрезмерно жесткая, эстонская инициатива "по спасению эстонского языка", сводит на нет все многолетние усилия Эстонии по наведению "языкового порядка справедливости" в России среди финно-угорских национальных меньшинств, потому как получается как раз по русской пословице про бревно в глазу.

    Катрин Сакс в своем блоге выражает надежду на то, что г-н Лукас найдет время и силы в ближайшем будущем более четко прояснить свои планы по этому поводу и значительно снизить градус напряженности в этом вопросе.
  • Грымза
    23 дек. 2008 г., 19:04:18
    Ответить
    предложения Сакс о сотрудничестве звучат как угроза
  • ыстком
    23 дек. 2008 г., 20:31:48
    Ответить
    Как угроза? Кому, от кого, и чему-кому угрожает?
  • Гондолиза Рис
    24 дек. 2008 г., 9:15:11
    Ответить
    Сакс уже навела языковой "порядок" в демократической Эстонии, однако этого ей покозалось мало. Агенту влияния Сакс пожалуй отвалили неплохой гранд на работу в России. Саксам:-Чемодан-Вокзал-Талллинн
  • Грымза
    24 дек. 2008 г., 11:23:19
    Ответить
    Ну вроде как - мы отвалим денег на "сотрудничество" с нами, берегитесь!
  • ыстком
    24 дек. 2008 г., 12:27:22
    Ответить
    Для Гондолизы Рис. Про порядок. Вообще-то сами эстонцы в кол-ве около 100 тыс человек (активистов) за 17 лет навели там у себя языковой порядок, а не единичные фигуры и фигурки из политиков.

    И что плохого в том, что, скажем, российские финно-угры на местах будут лучше и качественнее знать и применять свой язык, сохраняя и развивая тем самым свою культуру, как это делает, например, русский народ в России уже сколько-там столетий?

    Грымзе. Берегитесь - завалим ведь деньгами на сохранение и развитие ф-у народов? Ну так это же просто позитивное предупреждение, чтобы были готовы к качественному и прозрачному освоению средств. Это не угроза, потому как, согласно Большому юридическому словарю, угроза (в праве) словесно, письменно или другим способом выражения намерение нанести физический, материальный или иной вред какому-либо лицу или общественным интересам; один из видов психического насилия над человеком. И где тут в словах-инициативе-действиях К.Сакс вы видите причинение вреда?
  • Гондолиза Рис
    24 дек. 2008 г., 13:52:46
    Ответить
    Уж не полицаи ли наводили порядок, незабыл еще бойню на Тынисмяги. Тупоголовые нацики-чухонцы в униформе били арматурой по головам людей, и как помнишь были жертвы. А большой юридический словарь засунь себе знаешь куда?
  • ыстком
    24 дек. 2008 г., 16:29:24
    Ответить
    В этом тынисмяэском случае порядок наводили общественный, а не языковой. У полицаев, как и у милиционеров работа такая. Насчет арматурой и что прям по голове доказательств нет, а вот что дубинки резиновые использовали, это да, было. Из жертв был только погибший Дмитрий Ганин, да и то по версии следствия его свои же в драке порезали - так что и тут не все однозначно. Какая-то вы уж девушка переменчивая - то не трожь Эстонию, то трожь ;)
  • .
    24 дек. 2008 г., 22:06:08
    Ответить
    яллоупукккииииииии

    хаапсаллоооооо
  • Юморыст
    25 дек. 2008 г., 1:22:49
    Ответить
    Эсты молодцы, тока крызис их погубит. Они уже сели. Хотя мы сядем жёщще.
  • Гондолиза Рис
    25 дек. 2008 г., 9:15:18
    Ответить
    Чем же молодцы? Ну теперь им п*****, надо додавить гадину
  • джэфри сакс
    26 дек. 2008 г., 21:15:31
    Ответить
    В Эстонии 89-летнего Героя СССР, которого судят за геноцид, отправили на повторную медэкспертизу

    время публикации: 16:23
    последнее обновление: 17:28







    В Эстонии Герой Советского Союза Арнольд Мери, обвиняемый в геноциде, будет направлен на повторное медицинское освидетельствование. За последнее время здоровье Мери существенно ухудшилось, но результаты прошлой медэкспертизы вызвали у следствия ряд вопросов.

    Такое решение принял Пярнуский уездный суд, в котором слушается дело по обвинению 89-летнего ветерана войны в причастности к депортации в марте 1949 года в Сибирь 251 жителя острова эстонского Хийумаа. Современное эстонское законодательство трактует подобного рода деяния как геноцид эстонского народа. На них не распространяется срок давности. К таким же преступлениям в Эстонии приравнена и борьба с вооруженными группировками "лесных братьев", терроризировавшими население республики в послевоенные годы, отмечает ИТАР-ТАСС.

    Судебный процесс над Мери начался в мае 2008 года, однако вскоре был прерван, так как адвокат обвиняемого Свен Силлар настоял на проведении медицинской экспертизы состояния здоровья своего подзащитного, у которого обнаружен рак легких и вследствие контузии, полученной на фронте, сильно ослаблен слух.

    Как отмечается в акте проведенной летом медэкспертизы, продолжать судебный процесс над Мери не рекомендуется, так как за 4,5 года после проведения предыдущей экспертизы состояние здоровья Мери значительно ухудшилось. Однако, как сообщили в канцелярии суда, у прокурора "появился ряд вопросов в отношении результатов экспертизы", из-за чего и будет назначено повторное освидетельствование.(на ньюстайм)
  • голдуотэр барри
    26 дек. 2008 г., 21:19:02
    Ответить
    конец вышеприведённой инф конечно на ньюсру.ком