content/news/images/80229/IMAL0066_mainPhoto.jpg
12:00, 17.06.2018

Василий Дубейковский: «Круче всего делать бренд из образа жизни»

В Коми все чаще поднимается вопрос о территориальном брендинге, когда у каждого муниципалитета появляется свой образ. С чем связан спрос на это малых и средних городов, стоит ли власти поддерживать эту тенденцию и что бренд дает самим жителям, корреспонденту БНК рассказал руководитель команды CityBranding, лидер проектов по брендингу Добрянки (Пермский край), Урюпинска (Волгоградская область), Костомукши (Карелия) Василий Дубейковский.

Василий Дубейковский: «Круче всего делать бренд из образа жизни»
Фото Марии Шумейко

- С чем связан спрос на брендирование малых и средних городов?

- Спрос появился, потому что города начали понимать, что находятся в конкурентной среде. Бюджеты малых муниципалитетов небольшие. Поэтому они вынуждены деньги, которые зарабатывают и отдают в виде налогов в федерацию, вытягивать обратно – через целевые, грантовые программы. Города заметили, что если они звучат, то становятся чем-то интересным, помимо выполнения планов. Они просто начали искать способы отличаться друг от друга.

- В Коми вы уже в третий раз, но впервые как эксперт. Какие бренды республики вы считаете самыми заметными?

- Если говорить про республиканские маркеры, символику и известность на федеральном уровне – их мало. С отдельными местами иная ситуация. Например, в Сыктывкаре есть одна компания и один человек, которые для меня и многих россиян создают имидж этого города – «Додо пицца» Федора Овчинникова. Если она станет великой компанией, то в Сыктывкар будут приезжать как в маленький город, откуда пришла эта сеть. Я пробовал их пиццу – для меня важно, что она была оригинальной, настоящей. Сам Федор Овчинников – это человек-бренд, который всегда подчеркивает, что он из Сыктывкара.

На федеральном уровне знают Маньпупунер, но опять же столбы выветривания в умах людей не всегда связаны с Коми. Есть люди, которые уверены, что это Пермский край. Им без разницы, где Маньпупунер находится, потому что это уже сам по себе бренд, не связанный с территорией.

Коми также прикольный топоним. То есть когда люди узнают, что есть такая республика, то шутят, мол, там все в коме. А когда ты внутри, то узнаешь, что есть коми язык, коми народ. На федеральном уровне нет такой известности, как и у всех республик. По поводу городов такая же ситуация: россиян поставит в тупик просьба назвать города Коми. Кто-то сможет назвать Сыктывкар, а остальные – вряд ли.

IMAL0012_mainPhoto.jpg

- Есть коммерческие бренды, как сеть пиццерий. Есть исторические бренды, например, самая древняя в мире лыжа, которую нашли в Коми. На что лучше делать упор?

- Если говорить о развитии бренда территорий, то надо делать упор на отличие в образе жизни, мышлении людей. Это совсем другая плоскость. Брендинг территории, как я себе представляю, это не брендинг символов и атрибутов, а сама общность. Предположим, в Коми есть село, где никто никогда не улыбается – это станет территориальной фишкой. Это люди, так они живут. Когда ты приезжаешь в город, ты должен видеть бренд в людях, а не памятниках. Гораздо интереснее, что об этом памятнике думают жители – почему их предки его воздвигли, в чем мотивация. В моем понимании, бренд – это то, что объединяет жителей, а не коммерческий или исторический предмет. Хорошие территориальные бренды строятся вокруг абстрактных понятий – не арбуз, Дед Мороз, коза, а радость, доброта, провинциальность, удаленность. В этой плоскости можно работать и для инвесторов, и для туристов. Круче всего делать бренд из образа жизни – ежедневности, будничности, а не культурного феномена. Это не отменяет, что подобные бренды существуют, но территориальные связаны с людьми, их отличиями и мировоззрением.

- Туристическая и инвестиционная функции бренда понятна. Что он дает самим жителям города?

- Главный источник территориального брендинга и то, почему он претендует на статус новой сферы деятельности – это любовь жителей к месту. Самые крутые территориальные бренды – это любовь к месту, которая есть у всех от рождения. Есть такая фраза: «Девушка может уехать из Саратова, а Саратов из девушки - нет».

Брендинг – процесс идеологический, когда ты ощущаешь самость территории, начинаешь за нее осознанно гордиться. Если это получается и жители начинают об этом говорить, создается «Wow»-эффект, город узнают. Внешний мир начинает думать про вашу территорию также, как вы сами про нее думаете. В этом и есть ключ. Нельзя относиться стопроцентно к городу как к товару, решать за него – есть жители, а они не товар.

IMAL0062.jpg

- В Коми действуют субсидии на брендирование муниципалитетов. Как вы относитесь к этой идее?

- Это уникальный опыт. Властям надо быть более нескромными, потому что это пример для всех самых прогрессивных регионов, которые много лет пытаются заниматься территориальным брендингом. Все начинают разрабатывать бренд республики, а потом говорят муниципалитетам соответствовать ему. У вас же подход снизу вверх, очень редкий для России. Республика заинтересована в появлении множества разных территориальных брендов. Когда они появятся, их можно «накрыть зонтиком»: нас двадцать, мы разные. Можно говорить: «Республика Коми – я такая разная». Все туристические бренды сводятся к этому. На мой взгляд, как специалиста, это лучшее, что может делать регион.

5293

Комментарии (16)

Добавить комментарий
  • Я
    17 июня 2018 г., 12:18:21
    Ответить
    Что за бред?! Кем это всё чаще поднимается вопрос о брендировании? Кем?! Конечно, давайте, лучше это обсудим, чем повышение пенсионного возраста и налогов.
  • Гайзергейт
    17 июня 2018 г., 12:26:23
    Ответить
    Сейчас бренд Коми - это гайзеровская мафия
  • Бренд
    17 июня 2018 г., 12:27:25
    Ответить
    Население богатого но нищего региона особенно деревень, с убийственным уровнем безработицы выживают как партизаны в тылу врага. Даже одеваться предпочитают в камуфляж, чтобы легче прятаться от вездесущих ментов во время рыбалки или сбора всякой лесной съедобной херни. (отм.) себе ногу с пьяну, или руку, получить 1-ю группу инвалидности считают подарком судьбы. Это же не меньше червонца в месяц. Таким калекам иногда завидуют и стараются с ними дружить. Сельские женщины...Как правило к 40 годам превращаются в больных старух с нарушенным обменом веществ и прочими заболеваниями..Из радостей- телевизор и редкая поездка в город за шмоткой.
  • Дружней обсуждаем
    17 июня 2018 г., 12:30:50
    Ответить
    Как же это покрасочней завернуть г в аляпистую конфетную обертку!?
  • Предлагаю
    17 июня 2018 г., 12:42:54
    Ответить
    Заросли борщевика, кое-где кукуруза куцая торчит, на останках завода баш. кранов сидят два аборигена и пьют бояру, закусывая емвинским малосольным (худосочным) огурцом. (дарю идею, можете дополнить)
  • Помню-помню.
    17 июня 2018 г., 13:01:33
    Ответить
    Наконец-то хоть один ОТ ЗЕМЛИ появился. Умница. Об этом мы и говорили на Школе этнической журналистики в Коминформе. Все в строчку.
  • 456
    17 июня 2018 г., 13:04:25
    Ответить
    Скоро Коми превратится в колонию австрийцев,которые с монди выхолостили весь лес коми и дальше будут грабить коми,право,мы разрешаем и молимся на них,типа рабочие места же создаёт. А с нас с дураков имеют сотни млн долларов прибыли в год,при нищенствующем населении коми. Как впрочем и с иными ископаемыми. Вот и бреннд- БЕРИ ПОЧТИ ДАРОМ
  • Петя
    17 июня 2018 г., 13:29:06
    Ответить
    Речь идет о субсидиях районам на эту фигню. И этот Вася хочет перехватить конфетку на карман.
  • Прорыв
    17 июня 2018 г., 13:29:49
    Ответить
    На площади Ленина в Новосибирске 16 июня состоялся митинг. Люди требовали отменить повышение пенсионного возраста, снизить цены на бензин и отправить в отставку правительство России под руководством Дмитрия Медведева. Об этом сообщает "Тайга.инфо". Акцию провели "Партия пенсионеров" и "Пенсионеры за достойную жизнь". На нее также пришли члены "Левого фронта", Либертарианской партии и сторонники политика Алексея Навального. Виктор Сорокин, глава новосибирского фонда „Мы против коррупции“: — Мы платим налоги, а они разворовывают и говорят, что для нас денег нет. Денег нет на то, чтобы уходить на пенсию в 60 лет, чтобы народное достояние — бензин и солярку — продавать людям по нормальным ценам. Самое чудовищное, что в других странах, у которых нет нефти, это стоит дешевле, чем у нас. Под лежачий народ дешевый бензин не потечет. Выступавшие предложили всем жителям направить новосибирским депутатам Госдумы требования, чтобы те публично объявили, что не поддержат "антинародный законопроект". Митинг, по оценкам Тайги.инфо, собрал около 300 человек. Акция прошла без инцидентов. Напомним, в Барнауле автомобилисты также выйдут на митинг против роста цен на бензин. Также стало известно , что власти могут смягчить пенсионную реформу из-за протестов.

  • Миша
    17 июня 2018 г., 14:37:04
    Ответить
    Соборность
    "Единство, — возвестил оракул наших дней, —
    Быть может спаяно железом лишь и кровью..."
    Но мы попробуем спаять его любовью, —
    А там увидим, что прочней...
  • я
    17 июня 2018 г., 14:40:00
    Ответить
    А фраза не про девушку и Саратов, а про девушку и деревню. Знаток фольклора, блин.
  • ***
    17 июня 2018 г., 14:44:57
    Ответить
    После бренда на 1 фото я бы в этот город ни ногой.
  • Во-первых,
    17 июня 2018 г., 15:32:43
    Ответить
    не бренд, а визитная карточка. Во-вторых, активность гражданина зашкаливает - чем подмазали?
  • Нестоличные
    18 июня 2018 г., 7:19:47
    Ответить
    Государственное Общество Презрения (ГОП)
    Вернее будет- столица ГОПоты.