10:49, 29.11.2018

Ученый Сергей Кочанов: «По весне волки будут резать лосей десятками»

В Коми волки все чаще выходят в деревни и села. Участились случаи нападения на собак. Напомним, вчера близ села Ыб Сыктывдинского района в объектив камеры видеонаблюдения попали сразу семь волков. За неделю до этого охотникам удалось отстоять от хищников Ижму. Немало похожих случаев и в других районах Коми. Отчего возросла численность хищника и к чему это может привести, рассказал БНК заведующий лабораторией экологии наземных позвоночных животных Института биологии Коми научного центра Сергей Кочанов.

- Почему в Коми стало много волков?

- Главная причина в том, что на протяжении последних двух десятилетий борьба с ними в республике практически не ведется. Прежде вопрос решался на уровне государства. Выделялись целевые средства. Сейчас этого нет. Что привело к вспышке численности этого вида.

- Есть другие причины?

- С начала века отмечается подъем численности лося. Это для волков серьезная кормовая база. Плюс некоторые семьи переключились на собак. Любой хищник выбирает ту жертву, которую легче добыть. Собаки для волков стали хорошей альтернативой. Пока они есть, волки будут на них охотиться. Также не стало старых опытных охотников, которые раньше следили за порядком на своих угодьях, самостоятельно уничтожая волков.

- К чему это может привести?

- Охотничий ресурс в виде лося и северного оленя может сильно пострадать. Беда начинается в весеннее время. Волки будут резать их десятками. И поголовье тех же лосей очень скоро может снизиться до критического уровня. Решением проблемы вновь должно заняться государство. Надо не только выделить деньги, но и создать механизмы их эффективного использования.

10516

Комментарии (71)

Добавить комментарий
  • 777
    29 нояб. 2018 г., 11:24:19
    Ответить
    !!!!
    А где активисты (ЗЕЛЕНЫЕ) защищающее животных??? Выдать всем сачки и вперед отлавливать волков, пока не от стреляли бедных волчков.
    • зеленый
      29 нояб. 2018 г., 12:53:22
      Ответить
      их надо усыплять и отвозить в лес
      • Зеленее
        29 нояб. 2018 г., 13:06:38
        Ответить
        А еще стерелизовать и кормить лосятиной, что бы добрее стали
        • зеленый
          30 нояб. 2018 г., 7:31:44
          Ответить
          стерилизовать оч.хорошая идея, а я думал, что они лосей едят, а не насилуют
      • Нет
        29 нояб. 2018 г., 16:00:45
        Ответить
        Их надо в Европу отправить, их там не хватает. Отловить и отправить партию серых хвостатых "эмигрантов" заселять европейские леса (города уже заселены... эмигрантами-людьми).
        • И пусть
          29 нояб. 2018 г., 16:03:59
          Ответить
          они в Европе займутся популяцией кабанов, их-то много развелось, хищника на них нет.
    • 777му
      29 нояб. 2018 г., 14:50:14
      Ответить
      сам и газуй Сачек ))) при чем тут зеленые???
  • 313
    29 нояб. 2018 г., 11:30:43
    Ответить
    Волки будут мусор с московских свалок есть, ничего страшного, всем хватит
    • А если они - Волки станут после этого
      29 нояб. 2018 г., 12:30:08
      Ответить
      Такими же НАГЛЫМИ ПРОЖОРЛИВЫМИ и ЖАДНЫМИ, как жители одного города?!

  • Александр
    29 нояб. 2018 г., 11:31:16
    Ответить
    волки
    А ещё одна из причин роста численности волков - наличие множества дорог для из передвижения, которых раньше не было. Это ведомственные вдольтрассовые и лесовозные дороги, а ещё утрамбованные снегоходами, которых в последние годы стало особенно много. Это позволяет хищникам активно перемещаться в поисках добычи.
    • логично
      29 нояб. 2018 г., 12:54:16
      Ответить
      и для лосей теперь надо дороги чистить
  • Лео
    29 нояб. 2018 г., 11:32:40
    Ответить
    Наши предки были глюпий глюпий, бедных волчат отстреливали, а сейчас умний умний диванный потомок с телефоном в руках Защищат бедных но таких милых волчат, а государство своим бездействием им поможет
    • зеленый
      29 нояб. 2018 г., 12:55:20
      Ответить
      природа умная, когда волки вырежут всех лосей, уйдут туда, где есть бараны и Коми освободится от хищников
  • яд
    29 нояб. 2018 г., 11:35:29
    Ответить
    Травить надо, по другому в условиях нашей тайги ни как... То что там какие то старые охотники за чем то следили ерунда полная, травили их раньше сильно, да с вертолетов в тундре хорошо стреляли, но то в тундре...
  • Николай
    29 нояб. 2018 г., 11:42:14
    Ответить
    Во время ВОВ, по рассказам тех, кто жил в то время, развелось очень много волков, и главная причина увеличения численности хищников состояла в том . что основная масса охотников была призвана в армию. Многие не вернулись. Реально численность поголовья волка уменьшилось только в шестидесятых годах, хотя уже и на моей памяти волки забегали в сёла и забивали собак, но массовым явлением это не было, поскольку в каждом доме жил охотник и стрельба по волку и медведю во дворе не считалась каким то преступлением и на моей памяти много таких случаев. Волки законы не читают, но закон тайги никто не отменит- выживает сильнейший! Звери почувствовали слабость человека и рано или поздно попробуют добычу кроме собак. Тайга пустая. Численность боровой дичи на грани вымирания, заяц не воспроизводится из-за ежегодных вспышек трихинеллёза, лось и олень для волка доступны по глубокому снегу или в составе большой стаи. Поэтому, если не принимать серьёзных мер против волка события в сёлах будут регулярно повторяться, причём 5-7 волков в стае не предел. А наглость любой стаи будет по экспоненте возрастать от увеличения её численности. Надо поднять опыт борьбы с этим злом, а это и авиационный отстрел и яды и многое другое. На войне как на войне...
    • Спасибо!
      29 нояб. 2018 г., 11:53:16
      Ответить
      Редко доводится прочитать такой толковый и грамотный текст. И не только в комментариях на БНК )
      • Про зайцев и дичь он правильно сказал
        29 нояб. 2018 г., 12:35:34
        Ответить
        Только вот у стаи волков, в отличие от людей, нет наглости.
        Волк - умное и хитрое животное.

        Закон Тайги правильно звучит так: Тайга уничтожает тех, кто пытается её погубить.

        И Земля не будет ждать превращения в мусорный астероид, а освободится от вируса из отряда Приматов.
      • А
        29 нояб. 2018 г., 13:21:21
        Ответить
        Всё верно сказано
    • житель РК
      29 нояб. 2018 г., 12:23:19
      Ответить
      Наверное, один из вариантов борьбы с хищниками- стимулировать добычу волка, выплачивая охотникам за труп сумму, покрывающую все издержки- бензин, патроны, потраченное время. Все живут в страхе и ждут, когда ситуация успокоится и можно будет по-прежнему отпускать детей гулять во дворе, на лыжню...Но почему кто-то должен, а другие- нет? Организовать сбор добровольных средств с населения на это, если власти нашей безопасностью не интересуются и информировать о расходе этих собранных средств? Люди, активные, предлагайте что-то и действуйте, может, удастся что-то сделать в этом направлении, ситуация на самом деле серьезная!
      • охотник
        29 нояб. 2018 г., 13:00:18
        Ответить
        оплачивать случайности - тупиковый путь, если хотите безопасности, надо возрождать культуру охоты и делать ее массовой и социальной, если хотите, а не элитарной
        • Скт
          29 нояб. 2018 г., 13:06:41
          Ответить
          Если, конечно, вернемся в век пещерный, когда каждый должен будет заниматься охотой или помереть с голода...
        • Человек
          29 нояб. 2018 г., 13:08:43
          Ответить
          Охота - пещерный инстинкт
          • мда
            29 нояб. 2018 г., 13:14:56
            Ответить
            кабы не охота, сидел бы ты на дереве и бананы караулил, а волки бы на джипах за тобой охотились и лосей разводили
      • Свято место пусто не бывает
        29 нояб. 2018 г., 13:58:14
        Ответить
        Уезжают люди, их место занимает следующий в пищевой цепочке. Моя родная деревня пока жила, пока светилась фонарями, звучала голосами, знать не знала о диких зверях на улицах. А сейчас как по лесу шастают.
    • александр
      29 нояб. 2018 г., 20:06:05
      Ответить
      безответственность
      полностью поддерживаю выше написанное, и не перестаю удивляться безответственности экспертов и чиновников от мин .природы. За последние годы численность волков выросла в разы в лесах пусто, а у них"... все под контролем.."
    • мих
      30 нояб. 2018 г., 0:08:26
      Ответить
      прав на 100. нужно волков штрафовать за лосей на 80000р , а не бедного водилу которому под машину выгнали волки
    • охотник
      30 нояб. 2018 г., 10:07:15
      Ответить
      Полностью согласен. Все к этому и идет. Птицы нет, зайца мало, лоси есть , но и их скоро не станет. Ждем осады сел и деревень со стороны хищников. Но добром не кончится. Волки наглеют и наглости нет предела
  • Чушь!
    29 нояб. 2018 г., 11:43:37
    Ответить
    " Главная причина в том, что на протяжении последних двух десятилетий борьба с ними в республике практически не ведется." Ладно, если ради собак и оленей, но за лосей то чего беспокоитесь? Волк не съест больше, чем надо. Истребит больше - сам начнет дохнуть. В природе саморегуляция есть.
    • 456
      29 нояб. 2018 г., 16:29:20
      Ответить
      И это правильно, а то прогнозисты птичники "по весне волки лосей будут резать десятками"
    • Сам и вы Чуш.
      30 нояб. 2018 г., 0:05:28
      Ответить
      Когда до людей доберется тогда сам поймеш . Как он начнет дохнуть.
      • Поднимите
        30 нояб. 2018 г., 13:19:23
        Ответить
        статистику нападения волков на людей и сравните с медведями.
  • Свободный человек
    29 нояб. 2018 г., 11:50:32
    Ответить
    Вооруженный человек
    Паситесь, мирные народы!
    Вас не разбудит чести клич.
    К чему стадам дары свободы?
    Их должно резать или стричь.
    Наследство их из рода в роды
    Ярмо с гремушками да бич.
  • Государство враг народа
    29 нояб. 2018 г., 11:57:16
    Ответить
    За защиту от волка государство сажает
    А само никак не спасает от хищников.

    Помнится в прошлом году охотники искали по миру 25000 на флажки для загона волков.
    Это даже не позор это злонамеренное издевательство государевых слуг.
  • Скт
    29 нояб. 2018 г., 12:52:35
    Ответить
    А вообще описаны случаи, когда волки напали на человека? Где и когда? Только случаи реальные, а не киношные...
    • Якут
      29 нояб. 2018 г., 12:56:09
      Ответить
      Нет страшнее зверя, чем человек.
    • Врк
      29 нояб. 2018 г., 14:24:56
      Ответить
      Нет таких случаев. Во всяком случае, в последние 50 лет. Бояться нужно злых людей, а не волков.
      • волк
        29 нояб. 2018 г., 14:39:38
        Ответить
        полностью согласен, люди дрянь.То собак уничтожать требуют, то их защищать.Ходят двуногие по лесу и смердят.
    • Был такой случай
      29 нояб. 2018 г., 23:36:43
      Ответить
      В конце 80 х на трассе возле Сторожевска волки зажрали пацанов, они попутку ждали.
      • Старожил
        01 дек. 2018 г., 14:14:50
        Ответить
        А я не помню.
  • 1
    29 нояб. 2018 г., 12:54:21
    Ответить
    Обалдеть решение - надо выделить деньги и создать механизмы их эффективного использования! Типа теперь волкам платить начнем, чтобы не кушали лося и оленя, а ходили как порядочные в супермаркеты, и введем им повышенную систему скидок, отменим НДС для эффективного использования денег
  • охотник
    29 нояб. 2018 г., 12:58:38
    Ответить
    в 70-е была четкая зависимость - как только в деревне кончаются охотники, начинаются волки, но угодья нынче во владении барыг - и волки нынче их проблемы
  • думаю
    29 нояб. 2018 г., 13:22:49
    Ответить
    не успеют волки лосей вырезать, потому что их опередят снегоходные охотники по настам
  • Пон
    29 нояб. 2018 г., 14:09:20
    Ответить
    Корр
    Заявление в ОВД не пробовали подать об угрозе жизни и отстреле хищников в населенных пунктах.
    • пробовали
      29 нояб. 2018 г., 14:19:40
      Ответить
      ОВД теперь в интернете малолетних террористов ловит.
  • как страшно жить...
    29 нояб. 2018 г., 14:26:12
    Ответить
    Почему Кочанов комментирует? Он же по птитчкам спец...
    Почему муниципальные и гос чиновники, депутаты. всяческие общественные организации, Народный Фронт, ЕР и и пр. молчат?
    Видимо, пока их за заднее место зверь не укусит, когда они пойдут покататься дело с мертвой точки не сдвинется...
  • Пивненко
    29 нояб. 2018 г., 14:41:49
    Ответить
    ...
    Не понимаете тяжесть проблемы... Будем ждать пока волки ребёнка какого нибудь разорвут... Потом запоете по другому... Защитники х(отм.)травить надо охотники сдесь уже не справятся... Вырубка и поля заросшие чипыгой... Волка от туда не выкурить...
  • ОХОТНИК
    29 нояб. 2018 г., 15:20:53
    Ответить
    В Прилузском районе по посёлкам вообще стали ходить не боясь. Собаку сожрали в три часа дня!
    Когда начнут травить как в прежние времена ядом
    • Охотнику
      29 нояб. 2018 г., 16:38:04
      Ответить
      Людей гораздо чаще убивают другие люди. Будете призывать уничтожать ядам или растреливать с вертолета?
  • Биолог
    29 нояб. 2018 г., 17:04:17
    Ответить
    «Чушь!» пишет: «Волк не съест больше, чем надо. Истребит больше - сам начнет дохнуть. В природе саморегуляция есть».
    В первозданной природе так и было бы. У любого вида, задолго до того, как пищевая база сокращается до критического значения, включаются внутрипопуляционные механизмы ограничения численности. Как только возникает ощущение «Нас что-то стало слишком много!» включаются механизмы ограничения численности: внутривидовая агрессия, отстранение от размножения молодняка, убийства детенышей и пр. Таким образом, исключается полное истребление видов, служащих пищей. Механизм действует для всех, от полевки до волка. Даже у растений и бактерий есть аналогичные механизмы ограничения численности.

    Но это в первозданной природе, которой уже практически нет. Вся биосфера находится под мощным антропогенным прессом и естественные механизмы ограничения численности повсеместно дают сбои. Борщевик сосновского тому наглядный пример.

    Что касается нашего серого волка (Canis lupus), то изначально это обитатель открытых пространств – степи и лесостепи, а так же тундры и лесотундры. В степи/лесостепи его пищевая база – это бык тур, антилопа сайгак, лошадь тарпан, ну и всякая мелочевка, вроде сусликов, сурков, полевок, зайца-русака и пр. В тундре/лесотундре – северный олень и те же суслики, сурки, полевки, зайца-беляк, леминги, пищухи и т.д. Широколиственные леса и тайга для волка чуждая среда. В лес волк заходил только набегами, зимой, сбившись в стаи, по замерзшим руслам рек.

    С освоением лесной зоны финнами и славянами там появились открытые пространства: огневые лесосеки, пашни, дороги и пр. Лес стал для волка доступен. Кроме там появился новый источник пищи – домашние животные. Причем с каждым веком все более многочисленный. А главное – численность домашних животных не регулировалась естественными механизмами, а зависела только от возможностей её хозяина – человека. В свою очередь численность волка в значительной степени стала определяться не внутрипопуляционными механизмами, а давлением со стороны человека. Чтоб коров и овец не резал. В настоящее время основные факторы ограничения численности волка – индустриальное уничтожение среды обитания и (во всё меньшей степени) давление со стороны человека-охотника.

    Кстати: В Коми волк проник из Кировской области в 1940-е годы, после начала индустриальной заготовки леса и появления открытых пространств – лесосек и лесовозных дорог. Мой отец, уроженец Сысольского района, рассказывал, как тогда на охоте волки его собаку загрызли. На севере Коми волки до сих пор дальше лесотундры не заходят.
    Кстати: Для лося волк не является естественным хищником. Его естественные враги – медведь, рысь, росомаха. Поэтому естественное равновесие волк-лось может и не установиться. Или установится на удручающем для человека уровне. И в леса Коми лосей будет как сёмги в Вычегде.
    • охотник
      29 нояб. 2018 г., 19:19:20
      Ответить
      волк проник на территорию бывшей Вологодской и Архангельских губерний и далее за человеком - по конским дорогам, по насту, по горным тундрам (Арсеньев (Вологода), Гофман - это 1830-1850 гг), как сокращалось кол-во лося и оленя, уходил за Камень, на юг вдоль Урала, потому как 100 км/сутки по твердой тропе идет легко, а почему его не было в сосняках - так еды там не было
    • Биологу
      30 нояб. 2018 г., 0:23:09
      Ответить
      Спасибо тебе, умный человек, за столь познавательную информацию.
  • Биолог
    29 нояб. 2018 г., 17:11:32
    Ответить
    «Скт» пишет: А вообще описаны случаи, когда волки напали на человека? Где и когда? Только случаи реальные, а не киношные...
    В интернете есть оцифрованная книга Павлов М.П. Волк. – М: 1990. В ней глава: «Опасность волка для людей». Погуглите, скачайте и прочитайте.
    • Небиолог
      29 нояб. 2018 г., 17:39:14
      Ответить
      Еще у Джека Лондона описано как волк за человеком шел, но человеку удалось его победить. Еще мы все помним как Волк проглотил Кр. Шапочку с ее Бабушкой.
    • Благодарю
      01 дек. 2018 г., 17:30:11
      Ответить
      Книгу скачала. Замечательная книга.
      • +
        02 дек. 2018 г., 12:53:44
        Ответить
        еще качай "не кричи волки" Ф.Моуэта
  • Николаю и биологу
    29 нояб. 2018 г., 17:55:12
    Ответить
    Заяц не болеет трихинеллезом, так как трихинелла находится в мышцах животных, а заяц еще не научился добывать животных, а волк распространен по всей республике чуть ли не равномерно!
    • Биолог
      29 нояб. 2018 г., 18:48:34
      Ответить
      Всё верно, Николай спутал трихинелез с туляремией.
  • маша
    30 нояб. 2018 г., 20:53:23
    Ответить
    Как вы думаете, пробежит ли мимо серая шайка, (как на видео), если встретит пьяного мужичишку, упавшего временно в сугроб, вследствии опьянения алкоголем ?
    Мне кажется нет. Особенно если они будут очень голодные.
    • охотники
      01 дек. 2018 г., 10:02:38
      Ответить
      волк панически боится человека, медведь брезгует, запах алкоголя тоже не добавляет привлекательности еде, обьясните своим администраторам, что бороться надо не с волком, а с помойками, на которых пасутся бездомные собаки и мыши, не будет еды, волк уйдет, поскольку собак нормальной стае нужно десяток в сутки
  • 1
    01 дек. 2018 г., 6:19:46
    Ответить
    Прочтите роман "Плаха" -Чингиза Айтматова, поймете ,что такое волки.
    • ага
      01 дек. 2018 г., 13:57:08
      Ответить
      а лучше русские народные сказки и ну погоди до кучи
  • Волк
    02 дек. 2018 г., 22:55:23
    Ответить
    Люди убивают лосей больше,чем волки. Волк больше необходимого для пропитания стаи не убьет.
  • ВОВА
    02 дек. 2018 г., 23:04:29
    Ответить
    ЧТОВЫ ТАК ВОЛКОВ БОИТЕСЬ. СОБАКИ ЧАЩЕ НА ЛЮДЕЙ НАПАДАЮТ. СТАТИСТИКУ ПОСМОТРИТЕ. КТО ВООБЩЕ ИЗ ВАС ВОЛКОВ ТО ВИДЕЛ.
    • Ыыы
      03 дек. 2018 г., 1:59:51
      Ответить
      Они не боятся людей в 500 метрах от Пажги в июле , ночью они не стисняясь отдыхали прямо на обочине трассы ... эту стаю надо истребить ...
      • Ыыы
        03 дек. 2018 г., 2:05:40
        Ответить
        Так потом и в Город начнут заходить , поза вчера на затонском мосту уже пара лис прямо на дороге игрались... к чему идем ? Скоро вся эта фауна и до города доберется... снова увидим заголовки в газетах в духе , что в париже боксер выжил после схватки с медведем
        • Ыыы
          03 дек. 2018 г., 2:09:03
          Ответить
          На лыжах кататься без запаса петард потом не выйдешь,а огнестрельное , оружие или что-то подобное и шумное не каждый себе позволить может , да , и то, не гарантия , что испугаются и разбегутся...
  • умный
    03 дек. 2018 г., 17:51:20
    Ответить
    Зайцы трихинелезом не болеют