content/news/images/103703/BOB_2138_mainPhoto.jpg
13:31, 04.12.2019 / ПРАВО

Многодетная мать пожаловалась в Конституционный суд Коми на закон о региональном семейном капитале

Сыктывкарка удочерила девочку, она оказалась третьим ребенком в ее семье. Но получить региональный семейный капитал в 150 тыс. рублей ей не удалось — в республиканском законе говорится, что деньги выплачиваются за рождение третьего ребенка, а не за усыновление. Власти считают такой подход правильным, женщина — нет. Поэтому она подала в Конституционный суд Коми жалобу. Какие доводы приводят стороны — в обзоре БНК.

Многодетная мать пожаловалась в Конституционный суд Коми на закон о региональном семейном капитале
Фото Виктора Бобыря

Конституционный суд Коми 4 декабря приступил к рассмотрению жалобы сыктывкарки Оксаны В., которая попросила проверить положения республиканского закона 45-рз на соответствие Конституции региона.

О чем закон

Закон о дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей (45-рз), был принят в апреле 2011 году. Он ввел выплату регионального семейного капитала в размере 150 тыс. рублей. В пункте 1 части 1 статьи 2 говорится, что право на выплату возникает у матерей, родивших после 1 января 2011 года третьего ребенка. При этом в пункте 2 уточняется, что при подсчете учитываются предыдущие рожденные дети, усыновленные дети (но только по 31 декабря 2010 года), и дети, в отношении которых заявители были лишены родительских прав, а потом восстановлены в родительских правах.

В чем суть жалобы

Сыктывкарка родила двух детей, за второго ребенка она получила федеральный материнский капитал, который был потрачен на улучшение жилищных условий. В мае этого года семья удочерила девочку, после чего обратилась в Центр по предоставлению госуслуг в сфере соцзащиты населения Сыктывкара по поводу получения регионального семейного капитала. Но в этом было отказано. Оксана В. считает, что данная норма противоречит Конституции Коми. Она попросила проверить конституционность нормы о выплате регионального семейного капитала только тем, кто родит третьего ребенка.

Позиция заявителя

Оксана В. рассказала, что в отказе на получение регионального семейного капитала говорилось, что по закону надо родить третьего ребенка, а не усыновить. При этом по отношению предыдущих двух детей таких требований нет — их можно было как родить, так и усыновить.

— Усыновленные дети такие же, как и рожденные, и имеют такие же права. Я считаю, что республиканский закон противоречит Конституции.

Представитель заявительницы Елена Манаенкова добавила, что республиканский закон основывается на федеральном законе №256-фз, а в нем гарантирует выплату семейный капитал всем женщинам — как родившим второго ребенка, так и усыновившим. Она считает, что и в региональном законе не должно было быть такого разделения. По ее словам, регионы имеют право дифференцировать меры соцподдержки, но дифференциация должна основываться на принципе равенства — различия допустимы, если они объективно оправданы, обусловлены и преследуют конституционно значимые цели.

— Принимая во внимание единство принципов социальной политики в Российской Федерации, полагаем, что введенные в республике дополнительные меры социальной поддержки должны распространяться на женщин как родивших, так и усыновивших третьего ребенка, — сказала она. — По Семейному кодексу усыновление приравнивается к рождению без каких-либо исключений.

Позиция Госсовета Коми

По словам заместителя начальника правового управления аппарата Госсовета Любови Черняевой, Конституция России и Конституция Коми не устанавливают конкретные способы и объемы предоставления мер соцподдержки тем или иным категориям людей. Это все прописано в федеральных и региональных законах.

— В части 1 закона №45-рз определена категория получателей [регионального семейного капитала], а в части 2 определен состав семьи, то есть порядок подсчета детей, которые учитываются в составе семьи, для того, чтобы определить, что мать родила именно третьего ребенка по счету. При подсчете учитываются как рожденные, так и усыновленные дети, — сказала она.

— Вас ничего в этом не смущает? А именно подпункт «б» [в нем говорится о предыдущих детях, усыновленных по 31 декабря 2010 года], — спросил председатель Конституционного суда Коми Владимир Кретов. — Я хочу понять логику законодателя.

— Нет, нас ничего не смущает, — ответила Любовь Черняева. — Эта норма регулирует порядок подсчета детей.

— Арифметика в законодательстве такая простая, что уж тут подсчитывать? Тем более в части 1 уже все подсчитано: «Матерей, родивших начиная с 1 января 2011 года ребенка, который является третьим по счету». Зачем второй раз считать? — спросил судья.

Представитель Госсовета добавила, что регионы имеют право устанавливать дополнительные меры поддержки семей с детьми, определяя их объем, условия и категорию получателей. На основании этого Госсовет считает, что закон №45-рз соответствует Конституции России и конституции Коми, а жалобу заявителя необоснованной.

Позиция администрации главы Коми

Консультант правового отдела Центра обеспечения деятельности администрации главы Коми Наталья Малышкина отметила, что при принятии закона №45-рз регион исходил из полномочий, предоставленных федеральным законом. По ее словам, целью закона было стимулирование рождаемости, поскольку на тот момент сложилась неблагоприятная демографическая ситуация. Именно поэтому была выделена категория матерей, которые рожают детей.

— Мы никаким образом при принятии закона не исходили из соображений ущемления прав усыновителей, — сказала она.

Позиция Минтруда Коми

Заместитель министра труда, занятости и социальной защиты Коми Александр Хохлов рассказал, что в апреле 2011 года Госсовет республики принял два закона. Во-первых, был введен региональный семейный капитал в размере 150 тыс. рублей. Во-вторых, в республиканский закон №39-рз были внесены поправки, которые увеличили размер пособия на усыновленного ребенка с 10 тыс. до 200 тыс. рублей.

— Тогда представители главы Коми обосновывали эти 20-кратное увеличение пособия как раз включением в эту сумму — 200 тысяч рублей — суммы регионального семейного капитала. Это было сделано для исключения возможности получения людьми двух социальных выплат, — отметил он.

Заместитель министра добавил, что ведомство разделяет «демографические меры и меры социальной поддержки»:

Мы и уважаемой заявительнице, и всем остальным многодетным семьям предоставили меры по социальной поддержки, которые полагаются всем многодетным семьям.

— А вас не смущает, что оспариваемый закон называется не «Меры социальной поддержки», а «Дополнительные меры…»? — спросил Владимир Кретов.

— Как раз дополнительные меры — демографические, — ответил Александр Хохлов. — В этом году мы представили закон о региональном капитале на первого ребенка, там тоже прописаны меры родившим матерям, а не усыновившим. Для усыновителей есть пособия в 200 тысяч рублей. Для многодетных семей есть отдельные меры.

— А зачем смешивать совершенно разные нормативные правовые акты? Тогда бы уже конкретно ссылались в оспариваемом законе на другой закон. И расписали бы, что по-другому никак нельзя. Из закона этого не видно — это вы сейчас нам все рассказываете, — заметил судья.

— Тогда было представление, что раз законы поступили одновременно, то один распространялся на родивших, а второй — на усыновителей, — объяснил Александр Хохлов.

— Но нет в этом законе ничего про 200 тысяч. Мы же не можем фантазировать в праве, — возразил Владимир Кретов.

— Мы исходили из того, что человек в любом случае получит одну из крупных выплат, — сказал чиновник.

Оксана В. выплату в 200 тыс. рублей получила

Позиция Минфина Коми

Ведущий юрисконсульт юридического отдела министерства финансов Гульнара Гусейнова добавила, что нормы оспариваемого республиканского закона не носят дискриминационного характера.

— В республике поддерживаются обе категории — как родившие детей, так и усыновившие. Полагаем, что жалоба заявителя является необоснованной, а положения республиканского закона не противоречат Конституции, — сказала она.

Конституционный суд Коми огласит решение 12 декабря.

5144

Комментарии (44)

Добавить комментарий
  • .
    04 дек. 2019 г., 13:51:31
    Ответить
    Да, подкинула им работу
    Они и так завалены делами.
    • Безобразие!
      04 дек. 2019 г., 17:06:12
      Ответить
      Конституционному суду Коми продыхнуть некогда, в этом году, судя по сайту, он рассмотрел аж 3 дела, в том числе важнейшие, прямо судьбоносные для Республики Коми, например про то, что в день Республики Коми не работают детские садики, чем нарушены права жительницы Усинска (суд ей все равно отказал, сказал - ну не работают и не работают). Удивительно, что при таком нечеловеческом напряжении, судьи, которые могли просто надорваться и сказать "все, мы большем так не можем, увольняемся, как врачи ростовской больницы, так как ответственность огромная, зарплата низкая, а нагрузка невыносимая, этого не делают. Клеветники говорят, что по причине того, что ответственности никакой, зарплаты бешеные, а нагрузка позволяет месяцами спать в кабинетах. На то они и клеветники, они же не знают, как тяжело с такой нагрузкой работать. Вот в 2018году вообще ни одного дела суд не рассмотрел (было одно заявление, но суд его не принял к рассмотрению). Так что учитывая, что в прошлому году у такого важного суда ни одного дела не было, а в этом уже 3 рассмотрено и еще приходится четвертое рассматривать - это просто издевательство над судьями!
      1
  • Женщина
    04 дек. 2019 г., 13:57:25
    Ответить
    ведь не опекун, а имеет третьего ребёнка. Надо, как минимум, уровнять родившего и удочерителя
    4
    • Тогда
      04 дек. 2019 г., 18:47:30
      Ответить
      надо выплату по усыновлению (200 тыр) приравнять к пособию на рождение ребенка.
      А не добавлять.
  • Хитрая
    04 дек. 2019 г., 14:06:09
    Ответить
    Хочет получить 200 руб как усыновитель и 150 руб как родившая. Не жирно будет?
    8
  • А судьи кто?
    04 дек. 2019 г., 14:11:46
    Ответить
    Что этот молодой мальчик делает в Конституционном суде?
    2
    • песок
      04 дек. 2019 г., 14:19:06
      Ответить
      Сейчас щиголев подтянется и разовьёт про родственно-половые
      1
    • что-что
      04 дек. 2019 г., 18:07:20
      Ответить
      Что этот молодой мальчик делает в Конституционном суде?
      Пашет, как раб на галерах.
      За гроши.
      • Мимо проходил
        04 дек. 2019 г., 20:52:15
        Ответить
        Может ему полтинник, но у него нет седин, залысин, все зубы на месте, что сразу «мальчик». Или опыт измеряется в изношенности внешнего вида?
  • Я за
    04 дек. 2019 г., 14:19:32
    Ответить
    Правильно! Положено_выдайте. Дети одинаковы. А если из пробирки? Тогда как?
    4
  • Я
    04 дек. 2019 г., 14:22:29
    Ответить
    Ну реально же нагло, получила меры соц поддержки 200 тыс и еще 150 хочет, а тогда родившие 3 ребенка матери только 150 тыс получат. Как то не справедливо получается
    5
    • ,
      04 дек. 2019 г., 16:18:20
      Ответить
      Ну дак у нас все законы против рождения а только на опеку направлены .
      3
      • Я
        04 дек. 2019 г., 19:27:40
        Ответить
        Попробуйте усыновить сами,кто вам мешает??
        2
  • Все поняли?
    04 дек. 2019 г., 14:23:50
    Ответить
    по закону надо родить третьего ребенка, а не усыновить. При этом по отношению предыдущих двух детей таких требований нет — их можно было как родить, так и усыновить.
    За двоих усыновленных маткапитал дадут, а за третьего - нет!
    Это какими же (отм) быть надо такой закон принять?!
    4
    • Я
      04 дек. 2019 г., 14:34:44
      Ответить
      Ну законодатель рассуждает правильно, тк за 2 х детей дают маткапитал через ПФ, там дети могут быть как рожденные, так и усыновленные (это федеральный), а за третьего рожденного региональный капитал 150 тыс. За усыновленного ребенка третьего дают 200 тыс. Так вопрос, какого фига ей еще надо?
      2
    • 737
      05 дек. 2019 г., 9:44:54
      Ответить
      Может настоящая мать третьего ребенка уже получила маткапитал. В итоге казна должна будет понести расходы в двойном размере, ведь так? Поправьте, если нет.
  • Пон
    04 дек. 2019 г., 14:32:16
    Ответить
    Корр
    Судьи, не жалейте денег на малых детей, это на благое дело, не на яхты и виллы!
  • Александр Щиголев
    04 дек. 2019 г., 14:37:30
    Ответить
    Ну чоо за бессовестная женщина!!!
    .
    Она что, не могла в федеральный суд иск подать!?

    Заставляет труженников Конституции РК рассматривать ВТОРОЕ дело в жтом году!

    Это в два раза больше, чем в 2018!!!

    Это ничто иное, как злоупотребление правом!
    Не понимает, что сорвала людей с курортов, домов отдыха и обламала важные туристические поездки ...
  • у этих
    04 дек. 2019 г., 14:57:54
    Ответить
    судей какие-то по особому добрые глаза
    1
    • Александр Щиголев
      04 дек. 2019 г., 16:35:29
      Ответить
      Не путайте доброту в пофигизмом ...
      .
      Особенно у Дениски Басманова добрый очень вид, буд то не спал всю ночь, добрые дела делал.
      Хорошо его папа пристроил, даже ГосСовет возраст под снизил для судей КС РК, с 35 до 25 лет, чтобы юный Басманов мог на всю оставшуюся жизнь застолбить самый халявный участок для бездельников за бюджет счёт в регионе за нехилую зарплату ...
      1
      • Житель
        04 дек. 2019 г., 18:23:44
        Ответить
        Полностью согласен.
      • Щиголеву
        04 дек. 2019 г., 20:55:35
        Ответить
        Обиженка, а если бы у тебя были приятные родственные связи чем есть сейчас, плюнул бы, и все равно остался работать кассиром в Пятёрочки. Ну давай, отвечай, дорогой, не юли.
        Зависть свою уйми, у тебя во рту от этого слаще не будет.
  • Куркуль
    04 дек. 2019 г., 15:00:07
    Ответить
    Отжать 350 рубасов вместо 200, ну тут можно и посудится. А потом ещё подаст на моралку, мол все эти разборки принесли ей нечеловеческие душевные терзания.
    2
  • .
    04 дек. 2019 г., 15:10:54
    Ответить
    Этот капитал не индексировался никогда. Вот жлобы.
  • Ухта
    04 дек. 2019 г., 16:00:57
    Ответить
    Самим то судьям не стыдно?
    2
  • При чем здесь усыновление?
    04 дек. 2019 г., 16:03:47
    Ответить
    Роди и получишь 150 000!
    3
  • )))
    04 дек. 2019 г., 16:15:29
    Ответить
    Вообще то этот капитал давался как для поднятия рождаемости,и третьему ребенку в семье,а она его не родила,а в другой семье он был может 1 ый или 2 ой,родила бы сама и получила бы
    5
  • Ха
    04 дек. 2019 г., 16:39:21
    Ответить
    Деньги выдать!!, а то что дважды-, это законники пусть репу чешут, когда принимают законы. Она права. Положено ей.
    4
  • Мы их проверили,они гражданские.
    04 дек. 2019 г., 17:35:41
    Ответить
    Жалко их, судей, тяжело им...
    1
  • Другой
    04 дек. 2019 г., 18:38:24
    Ответить
    бы
    удавился от стыда!
    1
  • Елена
    04 дек. 2019 г., 20:25:30
    Ответить
    Если закон позволяет неточное толкование, это проблема тех, кто создавал такой закон. За рубежом все бы воспользовались, и это было бы нормально.
    2
  • Олег
    04 дек. 2019 г., 20:52:17
    Ответить
    Читаю Ваши коменты,большенство ни о чем,женщина права раз подала,наши законы много противоречат федеральному,я сам забрал с ада двух детишек,и родил своего,женщине респек и уважуха,а тем кто пишет всякую ерунду удачи в жизни о@иженной.
    1
    • :)
      04 дек. 2019 г., 21:00:28
      Ответить
      Елена и Олег - Вы две малограмотные особи.
      А в Конституционном суде молодцы, с юморком - решение суда 12 декабря, прям в день Конституции!
      • Александр Щиголев
        04 дек. 2019 г., 21:48:30
        Ответить
        На счёт юридической неграмотности, это верно ...
        .
        Надо было с умным юристом проконсультироваться, он бы объяснил, что этот опереточный суд создан ГосСоветом и потому никогда не пойдёт против власти, так как нельзя кусать руку, с которой ешь.

        А подай они в федеральный суд, сто процентов выиграли бы .

        А 12 декабря решение, это не юмор, а издёвка ...
        • Алена
          04 дек. 2019 г., 21:58:08
          Ответить
          Александр, а что им помешает обжаловать отказ Конституционного суда РК в Конституционный суд РФ?
          • Александр Щиголев
            04 дек. 2019 г., 22:27:08
            Ответить
            Закон и мешает ...
            .
            Решение придворного Конституционного суда региона (в областях и краях Устааного) обжалованию не подлежит.

            В том и хитропопость иметь такой суд под боком.
            Даже если они вынесут решение повесить на Стефановской площади кого захотят, отменить некому.
            Другое дело, что исполнять тоже некому, но вынести могут что угодно ...
            1
            • Щиголеву
              05 дек. 2019 г., 8:13:05
              Ответить
              Вам завидно, что Басманов занимает такую должность? Прыгаете высоко и бьетесь о потолок? Хватит завидовать. Он-то поумнее Вас! Не брызжите жёлчью!
              1
              • Поумнее!?
                05 дек. 2019 г., 20:58:47
                Ответить
                В самом деле?!
                .
                Получиьь должность бездельника потому, что папа руководил СУ РК и не видел проделок Гайзера, это быть поумнее?????
                1
              • Щиголеву
                05 дек. 2019 г., 22:48:05
                Ответить
                Лучше расскажи о своём послужном списке!
  • Чему
    05 дек. 2019 г., 9:33:58
    Ответить
    там завидовать?
    Другому бы стыдно было надевать мантию и выходить в процесс.
    1
    • А
      05 дек. 2019 г., 12:51:27
      Ответить
      Другому какому? Как вы? Ну наверное
  • Для А
    06 дек. 2019 г., 1:39:55
    Ответить
    нет
    Как он и А.
  • Кошмар
    06 дек. 2019 г., 1:43:02
    Ответить
    почему бюджет
    Такие средства на их содержание расходует.Там бы хватило максимум 3 чел., а остальные средства направить на питание детей в школах.
  • Наталья
    23 февр. 2020 г., 20:23:29
    Ответить
    Рождение и усыновление
    Я считаю,что давно надо из всех законов убрать слово - "родивших" и заменить его на слово "ВОСПИТАВШИХ". Также сохранить за семьями статус многодетных пожизненно, а не лишать его при исполнении 18 лет первого ребенка