content/news/images/105807/BOB_1818_mainPhoto.jpg
07:30, 19.01.2020 / ОБЩЕСТВО

Без «домашки» и списывания: российские ученые описали школу будущего

Маленькая, с шестилетней началкой, дружными учителями, без буллинга и повального списывания. Именно такой должна быть идеальная школа в России, считают ученые Московской высшей школы социальных и экономических наук.

Без «домашки» и списывания: российские ученые описали школу будущего
Фото Виктора Бобыря из архива БНК

По словам декана факультета менеджмента в сфере образования Елены Ленской, идеальная школа – это, прежде всего, небольшая школа на 500-800 учеников. Все гигантские комплексы в итоге теряют управляемость, а ученики в них обезличиваются. На уроках в хорошей школе говорит не учитель, а ученики. Модель «рассказал – спросил» отменяется, а начальная школа должна быть, как во всех развитых странах, шесть лет. Об этом ученый рассказала «Российской газете».

1. В школах будет демократичная и уважительная обстановка, исчезнет буллинг. В рамках исследования PISA детям уже после того, как они выполнили основное задание, давали анкету и спрашивали, что происходит в школе. Так вот, Россия вошла в топ-десятку… по буллингу! 37 процентов опрошенных учеников признались, что их травили, обзывали и унижали в школе. Самое печальное, среди тех, кто травит – большое количество учителей, показало анкетирование.

2. Домашние задания не будут занимать больше 45 минут в день. В Финляндии и в других странах давно пришли к этому. Все домашние задания будут проверяться. Ученик должен получать отклик на каждую выполненную работу. И не обязательно это будет оценка в баллах. Это может быть похвала: «молодец», «ты хорошо поработал, а теперь обрати внимание не предлоги». Важно, чтобы повышалась самооценка ребенка и чтобы он знал, как ему исправить ошибки.

3. Началка станет гораздо длиннее – не четыре года, как сейчас, и уж никак не три, как это предлагают некоторые школы. Год за два – зачем? В России сегодня и так самая короткая начальная школа. Во всех успешных странах, включая Финляндию, шестилетняя начальная школа. В Англии детей начинают учить в школе с пяти лет, в Финляндии, как у нас – с семи. Чем опасна короткая началка? В начальной школе закладываются основы для дальнейшего предметного обучения. Ребенку, который не умеет читать на хорошей скорости, извлекая необходимую информацию, потом будет очень сложно. То же – со счетом. Знания не успевают закрепиться. Некоторые исследователи утверждают, что скорость чтения практически не увеличивается после 12 лет. С какими результатами пришел к этому возрасту, так и будешь с этим учиться дальше, – сообщила Елена Ленская.

4. Школа станет работать как единая команда. У нас сегодня учителя почти не общаются друг с другом на профессиональные темы. Они могут поздравлять друг друга с днем рождения, отмечать праздники, говорить о чем угодно – мужьях, своих детях, дачных увлечениях, путешествиях, но только не о школе. Сейчас в этом назревает необходимость.

Елена Ленская уточнила:

– Мне хотелось бы, чтобы в школах появилась своя система профессионального развития педагогов, которая строилась бы вокруг учеников. Это система, когда учителя собираются и обсуждают, например, какая нагрузка будет у детей на следующую неделю. Известно, что у нас каждый учитель считает, что его предмет самый главный и дает задание километровой длины. При этом проверить задание времени у учителя нет.

Педагог в лучшем случае объясняет у доски – ну вот такие у нас типичные ошибки. А ученика не интересуют типичные, его интересуют свои и что ему с ними делать? Внутришкольная система профессионального развития также позволяет обсуждать не типичные, а вполне конкретные проблемы, возникнувшие в данной школе.

5. Ученики перестанут списывать. Международное исследование TALIS показало: почти все директора признались, что у них в школах списывают.

– Списывают, конечно, во всех странах, но в России – особенно много. У нас иногда учитель сам призывает детей к этому – школе нужны хорошие результаты, так что все способы хороши. Система такова, что сама провоцирует списывание. В России, к сожалению, исторически сложилось так, что жаловаться на списывающих в школе не принято, – подчеркивает Елена Ленская.

6. На уроках будет говорить не учитель, а ученик. Недавно в одном из российских регионов была большая делегация педагогов из Сингапура. Они ходили по коридорам школ во время урока, слушали, что происходит в классах, и удивлялись, как много вещают у нас учителя. Это отживший способ преподавания. А у нас до сих пор процветает прямая фронтальная работа.

7. Профильное обучение не будет таким массовым. Как правило, выбор профессии и дальнейшего обучения ребенок делает к концу школы. Многие успешные люди меняли свои замыслы непосредственно перед поступлением.

– Мы хотим загнать детей в какие-то рамки и разными способами – льготами при поступлении в вузы, дополнительными баллами после профильных классов закрепляем у ребенка неправильный выбор. И он остается с эти выбором. Вы знаете о том, что у нас уже появились инженерные детские сады? И при этом никто не думает о том, где эти инженеры потом будут работать. В экономике завтрашнего дня нужны будут универсальные навыки, – уверена Елена Ленская.

8. Школы снова станут небольшими. 500-800 учеников – это максимум. И поддерживать нужно не сильные школы, а слабые, как в Эстонии, которая уже второй раз занимает в исследовании PISA первое место среди европейских стран. Там вкладывают деньги не в элитные школы крупных городов, которые показывают хорошие результаты, а в маленькие сельские или островные школы, которые имеют меньше возможностей.

– Все учителя там прошли тренинги и научились разным методам работы с учениками. Например, групповой работе, когда школьники учатся взаимодействовать, решать вместе проблемы. Или технике перевернутого класса, когда теорию ученик изучает дома, а на уроке обсуждает ее вместе со всем классом и учителем, – рассказала «РГ» Елена Ленская. – Еще я бы взяла для нас в качестве примера азиатскую систему ротации директоров и учителей. В Южной Корее, Японии, Сингапуре директор или учитель не может работать в одной школе больше 5 лет. Потом он переходит в другую. И хорошие педагоги имеют возможность работать во многих школах. В Южной Корее, кстати, такой жесткий отбор кандидатов на должность учителя, что в школу после университета попадает только 30 процентов выпускников. Остальные ждут еще год или больше и снова сдают профессиональный экзамен.

1559

Комментарии (9)

Добавить комментарий
  • Без списывания
    19 янв. 2020 г., 7:54:21
    Ответить
    Это не школа. Так хоть в головах хоть что-то останется
  • Как и большинство московских чиновников
    19 янв. 2020 г., 8:02:21
    Ответить
    ..эта Ланская так же оторвана от реальности. Фантастика вперемежку с давно известными постулатами обучения, которые опытным учителям прекрасно известны, и которые пытаются просто по-новому обозвать и представить, как некое новшество.А ссылки на крошечные страны с населением меньше нашего крупного города смешны.И там свои проблемы в образовании, о которых можно при желании почитать в сети.
  • ?
    19 янв. 2020 г., 8:08:45
    Ответить
    А сколько им заплатили за эту фигню
  • АдвоКот Кирпичев
    19 янв. 2020 г., 8:15:28
    Ответить
    Задача дргая
    Вырастить человека который должен пойти в банк взять кредит на смартфон - и работать работать работать - и все по кругу банк кредит смартфон работать все просто нам не нужны творческие люди нам нужны потребители.
  • Ашот
    19 янв. 2020 г., 10:08:58
    Ответить
    Варвары
    Что за Буллинг? И что это за учёные которые русского языка толком не знают и пользуются варваризмами? Напишите тогда читинг вместо списывания, а вместо без домашки напишите без хоумвока. Без буллинга, читинга и хоумворка.
  • Старый попугай
    19 янв. 2020 г., 11:18:15
    Ответить
    Учителя травят детей! А некоторые подростки с неуравновешенной психикой во всех анкетах жалуются на родителей, которые с них что то требуют. Только жаловаться и права качать могут. Если все это принимать всерьёз. ..
  • Как всегда....Как
    19 янв. 2020 г., 13:56:47
    Ответить
    Наука отдельно от граждан существует
    Смешно и грустно! Все перевернули с ног на голову. Понравилось предложение менять рабочее место каждые пять лет. В сельских районах из одной деревни а другую километров за сто... Красота! Пусть сначала вообще учителей найдут . Куча педвузов ежегодно выпускает армию учителей, которые испаряются вместе с дипломом. Не догадываетесь почему? Видимо, чтобы не шастать каждые пять лет, чтобы не мыкаться... И ещё, про буллинг. Как только учитель проверил домашку- так сразу буллинг начался. Товарисчи ученые, доценты с кандидатами, счастья вам и дооолгих лет жизни в маразме. И каждые пять лет меняйте семью и место жизни.
    • Очередная умная
      19 янв. 2020 г., 17:24:17
      Ответить
      То , что пишет, давго уже прописано в ФГОс, который внедряют, внедряют да никак не внедрят
      А не внедрят потому, как российские реалии очегь отличаются от теоретических выкладок чиновников от педагогики, как науки
  • хочется сказать
    19 янв. 2020 г., 21:07:44
    Ответить
    Нередко замечаю, что дети-провокаторы. В школе наговаривают на родителей ( как ни странно), дома -на учителей. И так сталкивают родителей и учителей! "Мама не горюй". И порой родители , за истину принимая слова -изречения детей, попросту ненавидят школу.На себе испытала