content/news/images/108111/BOB_2579-kopiya_mainPhoto.jpg
16:13, 07.03.2020 / ОБЩЕСТВО

Ученые Коми обнаружили новую разновидность алмазов

На протяжении пяти лет ученые Института геологии Коми научного центра изучали карит – новую разновидность природного алмаза. Он состоит из самых мелких кристаллов, которые только могут существовать. В будущем исследования находки могут быть использованы в области оптических технологий и микроэлектроники.

Ученые Коми обнаружили новую разновидность алмазов
Фото Виктора Бобыря

Впервые новая разновидность природного алмаза была обнаружена сотрудниками Лаборатории минералогии алмаза института геологии в импактитах [горная порода, которая образовалась от ударного воздействия метеорита – БНК] гигантского Карского метеоритного кратера на побережье Карского моря.

- С 2015 года мы проводили детальные исследования на уникальном Карском метеоритном кратере при поддержке Российского научного фонда и Российского фонда фундаментальных исследований. Мы обнаружили, что в карских импактитах в большом количестве имеются совершенно необычные алмазы, образовавшиеся путем ударного сжатия остатков слабо измененной органики, в ряде случаев с прекрасно сохранившейся клеточной структурой растений - волокон древесины, - рассказала БНК доктор геолого-минералогических наук, заведующий лабораторией минералогии алмаза Татьяна Шумилова.

Новая разновидность алмазов получила название «карит» по месту его первой находки на берегу реки Кара (Пай-Хой, Россия). С момента находки карита до его полного подтверждения, изучения и опубликования результатов исследований потребовалось 5 лет кропотливой работы, включая три сезона экспедиционных работ. В исследованиях принимали участие сотрудники лаборатории минералогии алмаза, привлекалось новейшее оборудование ведущих российских научных центров Москвы, Троицка, Петрозаводска. В будущем планируются более детальные высокоразрешающие исследования на атомарном уровне в зарубежных научных центрах.

Karit_Dlya-BNK_Schumilova-TG_Institut-geologii_06.03.jpg

Карит отличается от всех известных ранее алмазов уникальной структурой – он состоит из плотно упакованных самых мелких кристаллов, которые только могут существовать – 2-5 нанометров. Это в 10 тысяч раз меньше толщины человеческого волоса.

- Согласно последним исследованиям наших российских коллег из Технологического института сверхтвердых и новых углеродных материалов, подобные углеродные материалы обладают высочайшими прочностными свойствами. В настоящее время ультрананокристаллические алмазы находятся в центре внимания зарубежных и отечественных ученых с целью использования их в качестве инновационных материалов, - подчеркивает Татьяна Шумилова.

Для науки Коми находка карита – крупное фундаментальное достижение мирового уровня. Она показывает не только широкие возможности формирования и разнообразия алмазов в природе, но и перспективы получения новых видов алмазных материалов. Кроме того, особенности карита могут быть использованы для доказательства метеоритного происхождения проблематичных кратеров. Это в свою очередь имеет важное значение для геологических исследований и поисков полезных ископаемых

Karit_Risunok-dlya-BNK_Schumilova-TG_06.jpg

Кроме того, выявление реликтовых фрагментов целлюлозы в карите позволяет развивать гипотезу об астробиологическом происхождении жизни на Земле, а также оценить вероятность влияния катастрофических событий, связанных с метеоритами, на сохранность биологических объектов.

- Несмотря на то, что данные алмазы являются механически прочными, мы видим их наибольшую вероятную ценность в качестве потенциального материала для оптических технологий и микроэлектроники. Расшифрованный нами механизм образования природных алмазов может быть использован для разработки технологии получения синтетических материалов, - делает вывод Татьяна Шумилова.