Региональные и местные СМИ обратились в правительство Коми за поддержкой
Пандемия и введенные из-за коронавируса ограничительные меры серьезно ударили по многим сферам и отраслям экономики. Бизнес значительно сократил расходы на рекламу — серьезный источник доходов СМИ. Главные редакторы и директора не исключают, что это может привести к сокращению работников, падению тиражей и вообще закрытию изданий. Они надеются на поддержку и помощь со стороны государства. СМИ поддерживает и ОНФ.
Общероссийский народный фронт предложил отнести региональные и местные СМИ к отраслям, пострадавшим в ситуации распространения коронавирусной инфекции. Это позволит оказать им господдержку, какая предусмотрена малому и среднему бизнесу, а именно: отсрочка по уплате налогов, мораторий на взыскание недоимок, снижение страховых взносов, предоставление беспроцентных кредитов. Кроме того, предлагается снизить для вещателей тарифы на передачу сигнала и субсидировать расходы редакций на доставку периодических печатных изданий. В ОНФ полагают, что эти меры позволят сохранить действующие СМИ, некоторые из которых оказались на грани закрытия или банкротства.
- Мы переживаем не столько пандемию, сколько глубокий экономический кризис. История с коронавирусом стала лишь дополнительным катализатором. Но рубль обвалила не инфекция. И падение уровня жизни людей началось еще шесть лет назад, когда о «китайской заразе» никто не слыхал, - прокомментировал главный редактор газеты «Трибуна» Владимир Сумароков. - Что же касается СМИ, то это такой же субъект малого бизнеса, как и все остальные. Другой вопрос, что государственным средствам массовой информации все издержки, связанные с кризисом (например, сокращение рекламных заказов), в любом случае покроет казна, то есть налогоплательщики. Поэтому какая-либо специальная антикризисная помощь нужна в первую очередь независимым СМИ. Тем более, что их и так уже очень мало осталось, а в Коми - вообще единицы. Впрочем, зная приоритеты наших славных чиновников, я на такую помощь особо не рассчитываю.
Одним из основных статей доходов местных СМИ являлась реклама, объем которой во время пандемии значительно сократился: тот же малый бизнес перестал вкладывать деньги в продвижение брендов, товаров и услуг.
По словам главного редактора газеты «Республика» Валентина Тимченко, рекламный рынок в региональных печатных СМИ рухнул примерно на 60%.
— Так как доходы от рекламы — это примерно 60 процентов нашего бюджета (остальное мы получаем в виде субсидий и грантов), то в целом в печатных медиа картина выглядит печально. Сложность одна — нехватка средств для выплаты зарплаты, налогов, оплаты аренды, — рассказал он.
Директор автономного учреждения «Издательский дом Коми» (холдинг объединяет газеты «Коми му» и «Йöлöга», журналы «Войвыв кодзув», «Би кинь», «Чушканзi») Инесса Орел добавила, что сегодня медиа — это и есть бизнес в разных его проявлениях.
— Большинство из нас зависят от собственных доходов, основная доля которых складывается из привлечения рекламных материалов. А в нынешней обстановке, когда реклама мало интересует бизнес, который думает прежде всего о выживании, зарабатывать эти самые собственные доходы становится все труднее, а порой и вовсе невозможно.
О падении доходов из-за отсутствия рекламы сообщил и главный редактор корткеросской газеты «Звезда», председатель Союза журналистов Коми Эдуард Пименов. Еще одна проблема — падение тиражей.
— Сначала говорили, что районки объединят в холдинг (подписчики думали, что закроют газеты), потом [появился] другой проект (подписчики слышали, что будет бесплатно). Сейчас подписная кампания, итоги которой еще раз покажут, что СМИ необходимо спасать. При этом долги растут. Помощи не было, и СМИ (районки) спасать нужно было пару лет назад. Или придется сокращать штат, например, в «Звезде» уже минимум сотрудников. В других редакциях работники тоже увольняются: главреды, замы, главбухи, творческие сотрудники, — перечислил он.
Региональные и местные СМИ вынуждены были адаптироваться. Как рассказал генеральный директор телеканала «Юрган» Александр Кузнецов, ситуация с коронавирусом отразилась на производственном процессе.
— С началом режима повышенной готовности нам пришлось большую часть коллектива попросить оставаться дома. Работали дежурные бригады. В эфир выходили информационные программы, а запланированные неновостные проекты пришлось переформатировать под дистанционную запись, по скайпу. Достаточно оперативно мы технологический процесс перестроили, спасибо нашим сотрудникам, и сейчас в эфир выходит большая часть программ. К слову, телеканал как вещал 24 часа в сутки, так и вещает. Знаю, региональные телеканалы в нескольких регионах сократили вещание до 20 часов, — сказал он.
В «Республике» коллектив трудится в прежнем режиме, никто не уволен, но некоторые стали работать дистанционно.
В «Издательском доме Коми» часть сотрудников также перевели на удаленку, но другую часть не смогли, так как не у всех журналистов дома имеется необходимая компьютерная техника, есть перебои со связью, с доступом в интернет. Отчасти из-за этого в начале апреля был пропущен выход газеты «Коми му», но в конце месяца редакция наверстала упущенное и подготовив сдвоенный выпуск.
В холдинг помимо пяти СМИ входит еще и книжный магазин «Ордым», и ситуация там была тяжелее.
— Мы были в шаге от невыплаты заработной платы, здесь огромное спасибо жителям нашего города и республики, которые откликнулись на наш призыв и купили продукцию магазина в рамках объявленной акции. Они обеспечили нас необходимыми оборотными средствами для выплаты зарплаты двух сотрудников магазина, — рассказала Инесса Орел.
По словам Валентина Тимченко, СМИ, которые являются автономными учреждениями, написали обращение к руководству региона с тем, чтобы они обратили внимание на медиа.
— Мы наряду с другими социальными службами не прерывали свою работу по информированию населения о всех процессах, проходящих во время пандемии. Считаем, что помощь нам тоже следует оказать. Ждем ответ уже в ближайшие дни, — сообщил он.
Комментарии (22)
ваши подписчики разве не слышали, что в желтом доме есть план спасения районных газет и на это уже задумано выделить 31 млн денег бюджетных денег. Ко дню Коми печати в июне объявят как спасительный подарок, чтобы вы и дальше публиковали телепрограмму Юрган, который стоит 140 народных лямов в год.