content/news/images/113748/IMG_0964_mainPhoto.jpg
18:28, 22.06.2020 / ПРАВО

Конституционный суд признал за главой Коми право возглавлять правительство

Обратившиеся в суд депутаты Государственного совета региона посчитали, что это право препятствует отставке кабинета министров в случае досрочного прекращения полномочий главы Коми.

Конституционный суд признал за главой Коми право возглавлять правительство
Фото БНК

Законодательные основы

В статье 3 закона «О главе Республики Коми, правительстве Республики Коми и органах в системе исполнительной власти Республики Коми» в перечне должностных лиц, которые замещают госдолжности республики, вторым после главы назван председатель правительства. В статье 18 говорится, что в состав правительства входят председатель правительства, его заместители и министры. Кроме того, глава может включать в его состав иных лиц. Возглавляет правительство председатель, но есть исключение — возглавлять правительство республики вправе и глава, в этом случае он ведет заседания кабинета министров.

В статье 88 Конституции Коми говорится, что в случаях, когда глава республики временно (в связи с болезнью, отпуском) не может исполнять обязанности, их исполняет председатель правительства, а при его отсутствии — первый заместитель председателя правительства.

В статье 89-1 уточняется, что правительство Коми действует в пределах срока полномочий главы республики и слагает свои полномочия перед главой, избранным на новый срок, продолжая действовать до сформирования нового состава правительства.

В чем суть депутатского запроса

Депутатская группа Госсовета Коми попросила суд проверить конституционность части 4 статьи 18 закона «О главе, правительстве и органах в системе исполнительной власти». Они посчитали, что норма закона не предусматривает в системе органов государственной власти обязательное наличие должности председателя правительства Коми, который в случае временной невозможности исполнения главой республики своих обязанностей исполняет обязанности главы. Депутаты полагают, что такое правовое регулирование не обеспечивает достаточную и двухуровневую устойчивость государственного управления в республике, нарушает конституционные принципы формирования и функционирования правительства и препятствует отставке правительства в случае досрочного прекращения полномочий главы либо отставке председателя правительства и, соответственно, членов правительства.

Выводы суда

Конституционный суд указал, что Республика Коми самостоятельно определяет систему органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя, федеральным и региональным законодательством. Структура исполнительных органов государственной власти определяется высшим должностным лицом субъекта (то есть главой Коми) в соответствии в местной конституцией или уставом. Таким образом, объяснил суд, высшее должностное лицо субъекта одновременно является и руководителем высшего исполнительного органа госвласти и, «обладая определенной свободой усмотрения, вправе без привлечения иных лиц возглавить высший исполнительный орган госвласти и непосредственно руководить его деятельностью».

Суд пришел к выводу, что право главы Коми возглавить правительство и вести его заседания само по себе не противоречит Конституции Коми, «поскольку глава как высшее должностное лицо является руководителем сформированного им же правительства, представляет в Государственный совет ежегодный отчет о результатах деятельности этого органа и в любое время может принять решение о его отставке».

Предусмотренная в законодательстве должность председателя правительства, посчитал суд, является альтернативным вариантом в случае, если высшее должностное лицо республики по тем или иным причинам не примет на себя обязанность по непосредственному руководству правительством. В случае временной невозможности исполнения высшим должностным лицом полномочий главы и председателя правительства они будут возложены на первого вице-премьера или на кого-либо из заместителей правительства.

«Досрочная отставка главы Коми и назначение по указу президента временно исполняющего обязанности главы также не является законным основанием для изменения уже сложившейся структуры органов исполнительной власти республики и отставки правительства, так как вопрос безусловного сложения правительством своих полномочий и последующее формирование нового высшего органа исполнительной власти непосредственно связаны с избранием главы на новый срок и вступлением его в должность», — говорится в определении суда.

Решение суда

Конституционный суд 22 июня признал часть 4 статьи 18 закона «О главе Республики Коми, правительстве Республики Коми и органах в системе исполнительной власти Республики Коми» соответствующей Конституции Коми.

1812

Комментарии (13)

Добавить комментарий
  • Негр
    22 июня 2020 г., 18:52:46
    Ответить
    У нас всё можно
    • Интересно
      23 июня 2020 г., 8:08:08
      Ответить
      А Конституция Коми, соответствует Конституции Коми?
  • Ого
    22 июня 2020 г., 19:18:14
    Ответить
    Кто это ? Конституционны суд? Уйба когда самокарантин снимешь?
  • Да
    22 июня 2020 г., 19:19:34
    Ответить
    Также, как и с ВВП. Вся власть в одни руки
    но ни за что не отвечать. Удобную религию придумали индусы
  • Мишарин Анатолий
    22 июня 2020 г., 19:26:45
    Ответить
    Про какую Конституцию разъяснения?

    Спиридоновская 1994 года или Гайзера 2013 года ?

    • @?
      22 июня 2020 г., 19:45:36
      Ответить
      Хаааааароший вопрос! Хотя, зрен редьки не слаще...
  • Маша
    22 июня 2020 г., 19:34:32
    Ответить
    Уйба делит шкуру еще не убитого медведя. Я за него голосовать не пойду,мои знакомые тоже. Он как хочет остаться у руля???
    3
    • Миша
      22 июня 2020 г., 19:47:48
      Ответить
      У нас еще остался руль? По моим наблюдениям, у нас уже ничего нет: ни руля, ни колес, одна выхлопная труба...
      • Этот руль
        22 июня 2020 г., 20:01:21
        Ответить
        всем рулям руль
        Лучше задумайся о том, почему Главный храм Вооруженных сил РФ и подъездные пути к нему отстроили без задержек, без смены подрядчиков и субподрядчиков. А строительство социальнозначимых объектов типа школ, детсадов, стадионов, оздоровительных центров, санаториев и подъездных дорог к ним растягиваются на десятилетия в лучшем случае.
        Вот тебе и весь выхлоп
        1
        • всем трубам труба
          22 июня 2020 г., 20:54:45
          Ответить
          дык, это смотря где строить, браток. и смотря кто строит... ... ...
          1
          • не в корень зришь
            23 июня 2020 г., 9:51:24
            Ответить
            А вопросов как всегда больше, чем ответов
            Почему на этот храм быстрехонько нашлись "пожертвования" и спонсорская помощь? Не потому ли что Путин приказал потрясти олигархов и бизнесменов и пообещал им свое покровительство? Почему бы не поручать строительство соцобьектов исключительно этому застройщику?
    • Как как?
      22 июня 2020 г., 21:58:54
      Ответить
      Также
      Как и Гапликов. За него никто не голосовал, но почему-то он в кресло сел. В путинском авторитарном режиме хоть кто может в выборах победить, лишь бы цареугодным был. В теперь ещё и электронное сделали. Так что да здравствует Северная Корея, да здравствует Пут Вов Выч!
      1
  • РАИСА
    23 июня 2020 г., 10:28:45
    Ответить
    А СУДЬИ КТО
    Недовольному Антропу-хоть колом в горло...