content/news/images/113812/BOB_8862-1_mainPhoto.jpg
11:55, 24.06.2020 / ПРАВО

Декриминализация действий по неуплате налогов: как бизнесменам избавиться от клейма «осужденный» и избежать штрафа

В апреле в России изменили размеры недоимки, учитываемой при вынесении уголовного приговора за неуплату налогов и сборов. Поправки имеют обратную силу, то есть у предпринимателей появился шанс избежать уплаты штрафа, очистить имя, а у некоторых — даже выйти из колонии. Что изменилось в российском законодательстве, по просьбе БНК рассказывают юристы Дмитрий Турубанов и Александр Петров.

Декриминализация действий по неуплате налогов: как бизнесменам избавиться от клейма «осужденный» и избежать штрафа
Фото Виктора Бобыря

Президент России 1 апреля 2020 года подписал федеральный закон о внесении изменений в статью 199 Уголовного кодекса. Изменения касаются определения суммы налоговой недоимки, дающей основания для уголовного преследования должностных лиц за неуплату налогов.

Эта статья предусматривает наказание за уклонение от обязанности по уплате в бюджет налогов и сборов в крупном и особо крупном размере. Уголовная ответственность наступает в том случае, если руководитель юридического лица не предоставил в налоговый орган декларацию или иные необходимые документы, а также если документы содержат заведомо ложные сведения. При этом первым формальным критерием оценки рисков уголовного преследования по данной статье является размер налоговой недоимки.

Ранее в законе под крупным размером налоговой недоимки подразумевалась сумма налогов за три финансовых года подряд более 5 млн рублей (при условии, что доля неуплаченных налогов превышала 25% подлежащие уплате суммы), либо более 15 млн рублей (безотносительно доли доначисленных налогов в общей сумме недоимки). Особо крупным размером считалась задолженность за тот же период более 15 млн (при условии, что доля неуплаченных налогов превышала 50% подлежащие уплате суммы), либо более 45 млн (без учета доли).

С 12 апреля 2020 года после внесения изменений в Уголовный кодекс крупным размером признается сумма налогов и сборов, превышающая за три финансовых года подряд 15 млн рублей в фиксированной сумме; особо крупным размером — сумма, превышающая за три финансовых года подряд 45 млн рублей. Размер же доли доначисленных налогов в общем размере недоимки перестал учитываться.

К примеру, потенциальное доначисление во время налоговой проверки в марте 2020 года налоговой недоимки в сумме 10 млн рублей при общем размере подлежащих уплате налогов в 16 млн образовывало состав уголовного преступления по части 1 статьи 199 Уголовного кодекса. После внесения изменений уголовная ответственность в такой ситуации вообще не наступит.

Таким образом, произошла частичная декриминализация действий по неуплате налога.

В силу статьи 10 Уголовного кодекса, внесенные изменения имеют обратную силу. Они распространяются на все случаи уголовного преследования, оконченные вынесением как обвинительного приговора, так и постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям (истечение срока давности привлечения к ответственности).

Следовательно, лица, привлеченные к уголовной ответственности либо избежавшие ее по нереабилитирующим основаниям, вправе на основании статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса заявить о пересмотре вынесенного приговора либо постановления следователя по мотиву отсутствия в своих действиях состава вменяемого преступления.

Бесспорно, пересмотр приговора суда является совершенно разумным сам по себе — никто не откажется от возможности освободиться от клейма «осужденный», избежать уплаты штрафа, выполнения обязательных работ либо покинуть места лишения свободы.

Однако помимо этого имеются и чисто экономические потенциальные выгоды от изменения уголовного закона.

Дело в том, что при рассмотрении гражданских исков налоговых органов о взыскании недоимки с руководителей организаций вынесение постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям (и тем более обвинительный приговор) зачастую рассматривается судами как достаточное основание для удовлетворения такого иска. Размер ущерба в такой ситуации определяется равным сумме налоговой недоимки, а также налоговых санкций, установленных при проведении налоговой проверки.

Другими словами, в силу самого факта уголовного преследования (пусть и не доведенного в некоторых случаях до конца) государственные органы располагают достаточным доказательством причинения государству ущерба, а его взыскание с виновного лица в пользу налоговой службы по сути является лишь техническим вопросом.

Как показывает существующая судебная практика, при наличии неоспоренного приговора или такого постановления данный ущерб с большей степенью вероятности может быть взыскан в пользу государства (в данной публикации не рассматриваются некоторые юридические тонкости такого процесса, как-то ликвидация юридического лица — налогоплательщика в силу избытка профессиональной лексики в этом вопросе).

И, наоборот, при отсутствии такого приговора или постановления (или при их отмене в описанной выше ситуации) у налогового органа возникают дополнительные сложности в доказывании причинения ущерба, что создает дополнительные возможности для защиты руководителя задолжавшей организации.

По этой причине лицам, привлеченным к уголовной ответственности по статье 199 Уголовного кодекса, стоит, возможно, перечитать и пересчитать размер своей ответственности. Вполне вероятно, что ее можно уменьшить, освободившись как от уголовного преследования, так и от гражданского иска о взыскании.

913

Комментарии (0)

Добавить комментарий