content/news/images/115192/iQJ-if0D-Ek_mainPhoto.jpg
13:00, 22.07.2020 / ЭКОНОМИКА

Маркетплейсы, поиск партнеров и переговоры: как Центр поддержки экспорта помогает предпринимателям Коми выйти на международные рынки

Годовой внешнеторговый оборот республики с зарубежными странами превышает 1 млрд долларов США. Основу экспорта Коми составляет древесина и изделия из них, а также нефть и продукты ее перегонки. Но стать экспортером могут не только крупные компании нефтяной и лесопромышленной отраслей, но и средний и малый бизнес. Как в этом им может помочь Центр поддержки экспорта — в обзоре БНК.

Маркетплейсы, поиск партнеров и переговоры: как Центр поддержки экспорта помогает предпринимателям Коми выйти на международные рынки
Фото Виктора Бобыря

Центр поддержки экспорта (ЦПЭ) является структурным подразделением Центра «Мой бизнес» Коми. Он начал работу в январе этого года. Что удалось сделать центру за шесть месяцев, 20 июля министру экономики Коми Константину Плехову рассказал его руководитель Александр Лебедев.

Цели и задачи

Основная стратегическая задача ЦПЭ — продажа товаров и услуг предпринимателей республики за рубеж, благодаря чему значительно увеличивается их добавленная стоимость. Цель — вовлечь в экспортную деятельность как можно больше компаний и предпринимателей, поэтому центр работает как с уже действующими, так и с потенциальными экспортерами. Набор рабочих инструментов центра достаточно обширен — от консультаций, обучения и перевода документации до ведения переговоров, сопровождения контрактов и размещения на международных торговых площадках.

Услуги

За полгода ЦПЭ оказал 53 услуги предприятиям и бизнесменам из всех муниципалитетов за исключением Усть-Цилемского и Ижемского районов. По словам Александра Лебедева, с каждым приходится работать в ручном режиме, потому что существует множество нюансов, разобраться с которыми могут только специалисты, прошедшие обучение и получившие необходимые навыки.

1Bij7uIFdds.jpg

Сопровождение контрактов

Одна из основных и результативных услуг центра — сопровождение экспортного контракта. ЦПЭ занимается разработкой договора, переводом его на иностранный язык, сопровождает сделку и отслеживает логистическую цепочку поставки товара. За шесть месяцев было проведено сопровождение четырех экспортных контрактов. Индивидуальный предприниматель Оксана Аверкиева заключила контракт с Германией на поставку одежды, ООО «Кофе плюс» подписали договор на экспорт обжаренного кофе с Узбекистаном, ООО «Комилеспил», которое владеет пилорамой в Пажге, начали работать по продаже пиломатериалов с Сирией, а ООО «Керка» вышли на рынок США с продажей бревенчатых домов.

Поиск покупателей

По словам Александра Лебедева, в центр обращаются и предприниматели, у которых имеется товар, но они не знают, кому его можно продать. Этим поиском и занимаются специалисты центра, а потом и сопровождают ведение переговоров с потенциальными покупателями. Этой услугой в первом полугодии воспользовались пять предпринимателей и компаний, и уже есть результат. Контракт с Оксаной Аверкиевой будет заключен на днях, ООО «Комилеспил» уже нашел партнера за границей, для ООО «Телвет» (производство пиломатериалов), ООО «Спецтехстрой» (сушка пиломатериалов) и ООО «Нордвэст» (производство пеллетов) рынки сбыта еще прорабатываются.

_Kz6aBOe8YY.jpg

Размещение на маркетплейсах

Как рассказал Александр Лебедев, из-за пандемии Российский экспортный центр рекомендовал отложить выставочные мероприятия и бизнес-миссии, сосредоточившись на других направлениях. Поэтому электронная коммерция в последнее время стала одним из основных инструментов продвижения местных производителей на иностранные рынки.

— Работа с электронными торговыми площадками — это один из приоритетов Российского экспортного центра. Как это происходит: мы собираем информацию от предпринимателя, формируем скоринг [делаем оценку], направляем информацию в Российский экспортный центр, который дает заключение о том, можем ли мы выводить предпринимать на экспорт. Пока что мы не получали ни единого отказа по размещению, — описал процедуру руководитель ЦПЭ.

9BVWJgu0kbI.jpg

В Коми работают с четырьмя международными электронными площадками — SAP, Etsy, Alibaba.com и Amazon, что дает выход на рынок Европы, США, СНГ, Китая.

В системе SAP уже размещены два предпринимателя, еще один — на Alibaba, где присутствует также и производитель фанеры из Коми. Прорабатывается вариант размещения информации о фирме Оксаны Аверкиевой на Amazon, которая уже получила четыре запроса через платформу SAP. Началось пробное размещение сведений на Etsy.

Сопровождение переговоров

Этой услугой воспользовалось ООО «Комилесхолдинг» — достаточно крупный лесозаготовитель и переработчик древесины. ЦПЭ сейчас переговоры о поставках пиломатериалов в Китай. Сумма сделки оценивается в 2,3 млн долларов.

Приоритетные отрасли

По словам Александра Лебедева, основные товары, которые формируют оборот экспорта — деревообработка, легкая промышленность и металлообработка. Но если посмотреть на экспортные поставки предприятий среднего и малого бизнеса, то 99% будет приходиться на деревообработку. Поэтому ЦПЭ ставит цель не только расширить географию, но увеличить номенклатуру продукции. Как вариант рассматриваются детские игрушки и мебель, надежды возлагают на туристические услуги благодаря созданию туристического кластера.

— Планируем продавать туры, они пойдут как экспорт. Интересный вариант по производству мебели. Есть несколько крупных компаний, которые выпускают в том числе лофт-мебель. Рынок небольшой, но за счет кооперации производителей можно будет нарастить выпуск мебели в стиле лофт, после чего — выходить на экспортные поставки, — рассказал Александр Лебедев.

Планы

На сегодня заключено три экспортных контракта суммарным объемом 500 тыс. долларов. В ближайшее время состоится подписание еще одного — 1,2 млн долларов.

При этом стоит задача к концу года иметь в портфеле как минимум восемь экспортных контрактов, а объем поддержанного экспорта увеличить до 7,95 млн долларов. По словам руководителя ЦПЭ, этого планируют достичь за счет создания единых платформ реализации товара, расширение исторически сложившихся рынков сбыта, экспорта услуг и создания точек притяжения.

— Мы должны формировать сильный бренд. К сожалению, в республике нет субъектов среднего и малого предпринимательства, кто может сказать, что они известны в России. Поэтому стоит задача в том числе заниматься и этим, не только формированием добавленной стоимости за счет развития и расширения производства, — сказал он.

Масштабирование

Министр экономики Коми Константин Плехов поинтересовался, как сделать так, чтобы оборот экспорта малых и средних предприятий вырос до 100-200 млн долларов (в 2018-м он был 40 млн).

g6cJsONPS8s.jpg

По мнению директора республиканского центра «Мой бизнес» Сергея Жеребцова, необходимо масштабировать работу Центра поддержки экспорта за счет узнаваемости среди бизнес-сообщества и точечной работой со всеми потенциальными участниками. Опыт других регионов показывает, что в первые два года с предпринимателями работают в ручном режиме, а потом уже выстраивается система.

jnKOn2LDlp8.jpg

— Мы должны приводить примеры успешных проектов, должны показывать конфетки, предприниматели должны видеть результат, — заметил он.

Для продвижения бренда и услуг ЦПЭ 26 ноября в Сыктывкаре состоится форум и конкурс среди экспортеров. На нем планируется собрать всех предпринимателей, заинтересованных в выходе на экспорт, привезти качественных спикеров для популяризации деятельности центра, для образовательных моментов.

— Ставим цель показать примеры работы с Европой, с маркетплейсами, разобрать кейсы. Мы проводили уже подобное мероприятие, и каждый, кто был там, сказал, что узнал много нового, — рассказал Александр Лебедев.

375

Комментарии (1)

Добавить комментарий
  • да уж...
    23 июля 2020 г., 10:18:20
    Ответить
    кейсы, пейсы, маркетплейсы... это конечно очень поможет мсп...