Изолировщик Елена Холопова: «Трубы в порядке там, где жильцы активны и неравнодушны»
Елена Холопова – тот самый человек, чьими руками «одеты» десятки километров сыктывкарских трубопроводов. Она работает изолировщиком в Сыктывкарских тепловых сетях Коми филиала «Т Плюс» и знает пять причин разрушения изоляции труб.
На смену с мачете
В бытовке Елены развешана спецодежда, лежит инвентарь. На столе – томик Бориса Акунина.
– Это последняя книга из цикла про Эраста Фандорина, – объясняет Елена. – Очень люблю Акунина! Дочку с ним познакомила. Сейчас жду выхода новой книги.
Она училась на закройщика-портного, окончила техникум, работала на птицефабрике. А потом неожиданно для самой себя стала «портнихой» тепловых сетей. Только вместо раскройного ножа – особое лезвие, напоминающее мачете, вместо ниток – жесткая проволока, а вместо иголок – собственные руки.
Елена занимается утеплением труб. В ее бригаде два мужчины и две женщины. Это необычная пропорция: в изолировщики чаще идут мужчины, потому что труд это физически сложный.
– Я 17 лет работаю изолировщиком, из них девять – в Сыктывкарских тепловых сетях. И всегда замечала, что лучше действуют женщины. Мы более выносливые, скрупулезные, умеем выполнять монотонные задачи, – рассказывает Елена.
Чаще всего на выезд отправляются втроем. Пока один режет утеплитель, второй готовит стеклопластик, а третий проводит антикоррозийную обработку. В среднем за день успевают объехать три-четыре участка и заменить 60-80 метров изоляции. Личный рекорд Елены – 120 метров за смену.
– Больше всего люблю конечный результат. Была разорванная и страшная сеть, а пришли мы – и сразу все изменилось, – говорит Елена.
Пять причин разрушения
Надземная теплосеть меньше подвержена наружной коррозии, чем «подземка», за это ее любят энергетики. Тепловая изоляция, если ее не портить, сохраняется в идеальном состоянии не менее пяти лет. Снег, дождь, другие погодные факторы вредят ей гораздо меньше и реже, чем люди.
– Бывает, заменим изоляцию с утра, а к вечеру от нее уже ничего не остается, – сетует Елена.
Изолировщик составила антирейтинг причин, по которым чаще всего разрушается покрытие.
Деревья и кустарники. Ветки разрывают изоляцию, особенно при сильных порывах ветра. Поэтому работникам Сыктывкарских тепловых сетей приходится периодически вырубать деревья и кустарники, растущие в охранной зоне (3 м от края конструкций).
Животные. Собаки, как бездомные, так и на свободном выгуле, любят устраивать лежанки на теплых трубах. Но кошка для изоляции - враг пострашнее. Она обожает стеклопластик. На вертикальных компенсаторах (надземные трубопроводы, образующие букву П) всегда полно зацепок – это кошки точат когти.
Дети. К сожалению, многие школьники любят бегать по тепловым сетям и срывать утеплитель. Не так велики в этом случае потери, как опасность для ребенка получить ожог.
– Мы и сами говорим об угрозе детям, если замечаем их на трубопроводах. И всех родителей просим объяснять, каковы могут быть последствия, – говорит Елена.
Наркозависимые. В последние годы тепловые сети стали любимым местом для так называемых закладчиков. В некоторых местах через неделю после замены изоляции от нее ничего не остается – с таким усердием люди ищут наркотики.
Бездомные. Для многих из них теплосети стали приютом.
Потери
Неотремонтированная изоляция влечет увеличение сверхнормативных потерь в тепловых сетях. Расхожее мнение, что потребители платят «за обогрев улиц», – миф. Эти финансовые потери ложатся на энергетиков. А вот то, что отсутствие изоляции может сказаться на качестве теплоснабжения жильцов, – правда.
Пока горожане только приходят к мысли, что коммунальное хозяйство и порядок в столице – забота общая, изолировщики практически круглый год восстанавливают испорченное покрытие. Метр за метром они стараются привести трубы в порядок, чтобы горячая вода и тепло поступали в дома сыктывкарцев в полном объеме, а не грели улицу.
Для энергокомпании уследить за всеми 90 км надземных тепловых сетей в Сыктывкаре – задача крайне сложная.
– Мы давно заметили, что трубы в порядке там, где жильцы близлежащих домов неравнодушны, не дают спуску хулиганам, – рассказывает Елена. Она приводит в пример Верхний Чов, где почти не возникает проблем с изоляцией. – Многим кажется, что это не самый благополучный район, и животных там много бегает, и дети гуляют. Но изоляция сохраняется нетронутой по несколько лет.
Хуже всего состояние теплотрасс на пустырях, где не появляются полицейские патрули, около школ и пышных кустов.
– Если вы замечаете, что на сетях собираются подозрительные компании, вызывайте наряд полиции, – советует жильцам Елена.
*** За уничтожение изоляции тепловых сетей предусмотрена административная или уголовная ответственность. Например, в 2018 году двух похитителей металлической изоляции, которым в пункте приема лома выплатили всего 400 рублей, приговорили к 2 и 2,5 годам лишения свободы. Несовершеннолетние тоже могут быть привлечены к ответственности, которая наступает с 14 лет за кражу и с 16 лет за порчу имущества. В иных случаях причиненный материальный ущерб может быть взыскан с родителей.
Комментарии (13)