content/news/images/119680/FOTO2459_mainPhoto.jpg
09:00, 31.10.2020 / ПРАВО

Спор о дате образования Усть-Цильмы закончился дракой и судимостью

Потерпевший в суде заявил, что травмировался, когда упал с лестницы.

Спор о дате образования Усть-Цильмы закончился дракой и судимостью
Фото Алексея Торопова

Как сообщает пресс-служба прокуратуры Коми, Ижемский районный суд (постоянное судебное присутствие в с. Усть-Цильма) рассмотрел уголовное дело в отношении 39-летнего жителя Усть-Цилемского района. Он признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека).

Судом установлено, что местный житель 6 июля 2019 года, находясь в гостях, не сошелся с одним из приглашенных во мнениях по поводу даты образования села Усть-Цильмы. В итоге спор закончился дракой, в результате которого потерпевшему были причинены тяжкие травмы.

Житель Усть-Цильмы во время следствия и в судебном заседании не признал вину в инкриминируемом ему преступлении, выдвигая версию об ином механизме образования телесных повреждений у потерпевшего. Ситуация по делу осложнялась первоначальными пояснениями самого потерпевшего о том, что телесные повреждения он получил в результате падения на лестнице подъезда жилого дома.

Версию стороны защиты удалось опровергнуть благодаря результатам проведенной комиссионной судебно-медицинской экспертизы и тактике представления доказательств в суде, в том числе при допросе экспертов Республиканского Бюро СМЭ.

Суд признал мужчину виновным в инкриминируемом ему деянии и, с учетом наличия малолетних детей, положительной характеристики с места работы, отсутствия судимостей и фактов привлечения к административной ответственности, назначил ему наказание в виде 2 лет 6 месяцев лишения свободы условно с испытательным сроком на 2 года 6 месяцев. Приговором суда также удовлетворен иск прокуратуры района о взыскании с осужденного стоимости лечения потерпевшего в общей сумме 140 тыс. рублей.

Приговор вступил в законную силу. Расследование по делу осуществлено следственной группой ОМВД России по Усть-Цилемскому району.

***

Чтобы таких споров не возникало, БНК публикует историю основания и развития села Усть-Цильма, которая размещена на сайте муниципалитета.

Зарождение и основание Усть-Цильмы связано с именем выходца Великого Новгорода - Ивашки Дмитриева Ластки, которому царь Иван Грозный пожаловал царскую грамоту на пользование землями по реке Печора - огромные земли с богатейшими рыбными промыслами и драгоценным пушным зверем.

Кандидат исторических наук Н. Н. Чеснокова считает, что Ивашка Ластка был в родственной связи с царем и принадлежал к старинному знатному роду князей Ростовских, самому влиятельному до опричных расправ в управлении государством. Поэтому и пожалованы были Ивашке богатейшие земли, которыми он владел безо всяких повинностей, за символический оброк – по кречету или соколу в год, а если не будет кречета или сокола, то за кречета или сокола оброку рубль.

Места печорские были известны русским людям издавна. Известен был путь и на нижнюю Печору. Он шел с низовий Мезени по ее притоку Пезе, по притоку Пезы Рочуге и далее через волок на реку Цильму, впадающую в Печору. Этой дорогой новгородский уроженец Ивашка Дмитриев пришел с Нижней Мезени и здесь, на левом берегу Печоры, поселился, но вскоре нашел более удобным правый берег, под горкой и на гари, где лес выгорел, и облюбовал место для жилья.

Богатство края составляли рыбные ловища, садбища кречетов, соколов и непочатый лес, полный дичи, что породило Ластке противников: кеврольцев, чакльцев и мезенцев, из которых некоторые уже были знакомы с Печорою, ее богатствами и прежде, как говорит грамота «ловили рыбные ловли наездом».

«Эти придумали хитрость, хотя и весьма неловкую: они задержали Ластку на пути в Москву у себя на Пинеге, отправив вперед своих приспешников, ходатайствовать у царя об новой грамоте для себя исключительно. В марте посланные явились в Москву с челобитьем и сказали про Ивана про Ластку, что его безвести нет и что они готовы дать оброк за два года вперед по три рубли в год». В апреле приехал и Ластка, и к прежнему оброку прибавил еще рубль, против противников своих. Так, в Москве было решено оставить Печору за Ласткой, «потому что, - как сказано в грамоте, - нас те кеврольцы и чакольцы, и мезенцы Вохрамейка Яковлев с товарищами оболгали, что Ивашка Ластка безвести нет, давать ему оброку царю и великому князю на год в нашу казну по четыре рубли московских». На обороте грамоты подпись Ивана Грозного, и следует приписка, из которой видно, что пинежане на новый оброк Ластки наложили еще свой рубль, но Ластка и тут не уступил: Печора осталась-таки за ним за шесть рублей оброку в год.

Иван Грозный повелел слободчику Ивашке «на том месте и впредь жити и двор ставити и людей призывати». 1542 год считается датой основания села Усть-Цильма. Село названо по его расположению в устье реки Цильмы (русское слово чильма означает «моховое болото, топкий торфяник», «глубокая яма (окно) на болоте, поверхность которой может быть водяной или моховой; топкое место на болоте, трясина»).

На левом берегу в местечке Старое Дворище спустя почти четыре с половиной столетия, в 1982 г. благодарные потомки соорудили памятный знак Ивану Дмитриевичу Ластке там, где в отдаленные времена были срублены новгородцами первые дома слободки.

Новая слободка начала «жить и копиться». Ластка стоял во главе нескольких новгородских семей, вскоре к ним присоединились мезенцы и пинежане. Основным занятием слобожан были рыбный и охотничий промыслы. Земледелие и скотоводство на первом этапе заселения края играли незначительную роль в жизнедеятельности населения.

Первоначально слободка входила в состав Вычегодско-Вымской земли, но в 1575 была передана в волость Пустоозеро (позднее - Пустозерский уезд). Деревянную церковь построили здесь в 40-х г. 16 века. В 1564 здесь насчитывалось 14 крестьянских и несколько церковных дворов, в 1575 - 16 крестьянских и 4 церковных дворов и кельи, имелась деревянная церковь Николая Чудотворца. Жители носили фамилии Дуркин, Калинин, Онищев, Толстой, Корела (переселенец из Карелии) и Чупра (родоначальник Чупровых). Первопоселенцы ставили дворы, разводили скот, ловили рыбу, занимались пушным промыслом. Население росло медленно, принимали далеко не каждого пришельца. Жизнь не баловала устьцилем, слабые духом здесь не выдерживали, и в древних рукописях не раз отмечались такие случаи: «Жилецкие люди разбрелись кормиться в русские и сибирские города». Природа заставляла переносить неслыханные лишения. Но ни пропасти, ни леса, ни снега не остановили смелых людей. Через 20 лет в Усть-Цильме числилось уже 14 дворов с населением 19 человек (взрослых мужчин).

«А с угодья Усть-Цилемския волости жильцов, рыбная ловля на реке Печоре ... и всего 14 тонь, а ловят на всех на тех тонях красную рыбу семгу, а в других речках ловят белую, да бобра бьют», — сообщает документ того времени. Земледелие было развито слабо: “да в той же Целемской слободке хлебные пашенки позаде дворов их в капустных огородишках, ...и они те пашенки в ыной год пашут, а в ыной год и не пашут, потому что морозом убивает”.

В конце 17 – начале 18 вв. на Усть-Цильму неоднократно нападали ненцы. В это же время здесь появилось немало старообрядцев, спасавшихся в отдаленном краю от преследования властей.

Несмотря на большие трудности, статус развивающегося населенного пункта помогали поддерживать торговые связи, которые имели огромное значение для развития отдаленных северных опорных пунктов, каким являлась Усть-Цильма в 17-18 вв. Так, с основанием Мангазеи древнейший путь «встреч солнцу» - «через каменный путь» получил особое государственное значение. Путь этот шел из русского Поморья через Цильму на Печоре и дальше на Восток. Чтобы избежать утечки доходов, казна в 1620 году запретила морской путь в Мангазею. Речной «чрезкаменный путь» стал официально единственным, а значение подхода к нему со стороны Цильмы еще более возросло. Усть-Цилемская слободка была официально утверждена таможенным пунктом, где регистрировалось движение в Сибирь и из Сибири. В 18 веке путь потерял общегосударственное значение и стал использоваться в основном для доставки грузов местного значения.

В 1782 в Усть-Цильме имелось уже 127 дворов, 1040 жителей (477 муж., 563 жен.). По соседству появились к этому времени и другие небольшие русские селения, основанные переселенцами из Усть-Цильмы. Обитатели слободки занимались в основном охотой и рыболовством, были среди них и ремесленники. Многие пахали землю и выращивали ячмень. Важную роль в хозяйстве играло животноводство (лошади, коровы, овцы, позднее стали разводить оленей), на основе которого возникло товарное производство коровьего мяса и масла. Ежегодно в июле и ноябре проводились ярмарки. В 1843-1851 в селе построили каменную православную церковь во имя святителя Николая Чудотворца. В 1856 в Усть-Цильме был образован старообрядческий приход. В 1859 в селе Усть-Цильма (Слободка) имелось 178 дворов, 1411 жителей (696 муж., 715 жен.), 2 церкви.

Часть устьцилёмов переходила на жительство в другие селения, расположенные на нижней Печоре, Цильме, Пижме и Нерице. В 1891 был образован Печорский уезд Архангельской губернии, центром которого стало с. Усть-Цильма; здесь разместились уездные власти и учреждения (исправник, казначейство, мировой судья, податной инспектор и др.). В 1895 в селе появился телеграф. В 1897 здесь жили 2114 чел. (1013 муж., 1101 жен.). В 1860-х в Усть-Цильме открылась приходская школа, где в 1867 учились 39 мальчиков и 8 девочек; в 1895 году школа стала двухклассным училищем. В 1886 была учреждена больница. 16 сентября 1890 открылась церковно-приходская школа при единоверческой церкви. В 1903 открылась библиотека, в 1904 - еще одна (при училище). В 1930 началось строительство замшевого завода, в 1932 он дал первую продукцию. С 1 января 1932 до 1935 в селе действовало управление Печорского пароходства. В феврале 1932 официально открылась первая воздушная трасса через Усть-Цильму (Архангельск - Лешуконское - Усть-Цильма - Нарьян-Мар).

На данный момент в муниципальное образование сельского поселения «Усть-Цильма» входят: по правому берегу реки Печора – с. Усть-Цильма, д. Сергеево-Щелья и д. Высокая Гора, по реке Цильма – п. Синегорье и д. Бор.

1917

Комментарии (12)

Добавить комментарий
  • 1542 год
    31 окт. 2020 г., 9:35:06
    Ответить
    Ни чего не поменялось.
    Верните Гапликова!!!
    2
    • коми патриот
      31 окт. 2020 г., 9:51:47
      Ответить
      Получается Печорский край часть Русского Севера? Коми-Русская республика?
  • Повар
    31 окт. 2020 г., 9:50:24
    Ответить
    В Усть-Цильме все местные такие интеллектуалы? Если да, то пусть запрутся в селе и не выезжают в город
    4
  • Koteg
    31 окт. 2020 г., 10:05:38
    Ответить
    Битва официантов и альтернативщиков
    И не на каком-нибудь ютубе, а в реале
  • Костя
    31 окт. 2020 г., 10:31:46
    Ответить
    Усть цылёмы самые достойные люди республики.
    2
    • Русский Север
      31 окт. 2020 г., 10:57:07
      Ответить
      Они и самоедов не обирали с помощью водки, как делали их соседи.
      1
  • Хм
    31 окт. 2020 г., 15:34:46
    Ответить
    В итоге спор закончился дракой
    А кто победил-то, потерпевший или осуждённый? Чья версия оказалась правильной?
    • Упал с лестницы
      31 окт. 2020 г., 16:08:19
      Ответить
      Значит миром, ничья.
  • 11
    31 окт. 2020 г., 16:08:06
    Ответить
    Выпили, поспорили, подрались, помирились, всё по-нашему, - зачем, суд?
  • Сосед
    31 окт. 2020 г., 17:27:55
    Ответить
    Русскому северу
    Зато олени наши
  • Линия Маннергейма
    31 окт. 2020 г., 20:41:50
    Ответить
    Никогда Север не был русским.
    2
  • Сергей
    06 нояб. 2020 г., 12:48:59
    Ответить
    В 1843-1851 в селе построили каменную православную церковь во имя святителя Николая Чудотворца? Не понял, это где такая стоит?