content/news/images/120048/IMG_2948_mainPhoto.jpg
12:20, 09.11.2020 / ОБЩЕСТВО

В преддверии юбилея в компании «ККТ» рассказали о буднях оперативно-диспетчерской службы

В декабре АО «Коми коммунальные технологии» отметит не только День энергетика, но и первую круглую дату в своей истории – пятилетие со дня создания. В преддверии этого события запланирована серия публикаций о работе компании. Сегодня – о буднях оперативно-диспетчерской службы.

В преддверии юбилея в компании «ККТ» рассказали о буднях оперативно-диспетчерской службы
Фото АО «Коми коммунальные технологии»

Круглосуточно – в жару, холод, дождь и снегопад – оперативный персонал АО «ККТ» обеспечивает бесперебойную работу электрооборудования электрических сетей, а в случае аварии – незамедлительную ликвидацию ее последствий. Это главный диспетчер, работники оперативно-диспетчерской службы и оперативный персонал производственных участков в районах республики.

Оперативное управление электрическими сетями в отдаленных районах осуществляет главный диспетчер «Коми коммунальных технологий». С мая текущего года на этом посту трудится Геннадий Фотиев. До этого он был мастером на производственном участке в Емве. Он круглосуточно координирует действия работников компании в Республике Коми – от Инты до Прилузского района. В его ведении – подстанции 110кВ, подстанции 35кВ и множество трансформаторных подстанций и линий электропередачи 10-0,4кВ.

- Вот этого хватает месяца на четыре, - показывает толстенную книгу формата А4 Геннадий. – Оперативный журнал, в котором фиксируется каждое действие нашего персонала на местах.

Кто приходит сюда – остается надолго

Команда оперативно-диспетчерской службы (ОДС) АО «Коми коммунальные технологии» - это 12 электромонтеров оперативно-выездной бригады, 5 диспетчеров и начальник службы. Они работают в ночные и дневные смены 24 часа в сутки семь дней в неделю. Обслуживают в общей сложности более трех тысяч электроустановок Сыктывкара и Сыктывдинского района, каждая из которых призвана обеспечивать надежное и качественное электроснабжение потребителей.

Здесь нет текучки кадров. Кто приходит сюда работать, остается надолго. А если кто-то и покидает ОДС – то только по причине смены места жительства или повышения по службе. Все диспетчеры – выходцы из электромонтеров или мастеров, знающих обслуживаемые объекты как свои пять пальцев.

IMG_2970.JPG

В ОДС - четыре смены, работающие по 12 часов, еще одна смена – дневная. Каждая смена – это диспетчер и два электромонтера оперативно-выездной бригады.

В день нашего знакомства с работой оперативно-диспетчерской службы на дежурство заступили электромонтеры ОВБ Александр Дорофеев, за плечами которого более десяти лет работы в ОДС, и Роман Дедюхин, переехавший в Сыктывкар из Костромской области с семьей. На месте диспетчера – опытный специалист Сергей Поплевин. Он принял эстафету от коллеги, который доложил о выполненных за ночную смену переключениях, изменениях в сети. Передал оперативный журнал, в который занесена вся информация. Теперь очередь С. Поплевина держать руку на пульсе электросистемы столицы республики и Сыктывдинского района.

Проверка инструмента и средств защиты – обязательна! Без касок, диэлектрических перчаток, указателей и сигнализаторов напряжения на объекте делать нечего. У ОВБ даже спецодежда особенная – из специального термостойкого материала. Соблюдение требований охраны труда превыше всего. В плане работ – осмотр подстанций, включение электроустановок в работу после ремонта.

Едем с Александром Дорофеевым и Романом Дедюхиным на объекты. Прежде чем открыть подстанцию и зайти внутрь, электромонтеры связываются по рации с Сергеем Поплевиным, докладывают о прибытии, получают задание. И только после его команды выполняют оперативные переключения на оборудовании подстанций. Таков порядок взаимодействия электромонтеров ОВБ и диспетчера.

В арсенале работников ОДС АО «ККТ» – специнструменты, рации, ключи от электроустановок, бригадный автомобиль и даже моторная лодка. Она нужна, чтобы добираться через реку в местечко Алёшино к объекту РП-7 «Водозабор». Для того чтобы управлять лодкой на законных основаниях, водители ОДС получили права на судовождение.

Помимо основных у электромонтеров ОВБ есть допуски к работам на высоте с использованием автогидроподъемника.

Электромонтеры ОВБ выполняют самые разные задачи. Отключают должников по заявкам Коми энергосбытовой компании или потребителей по их заявкам на время проведения каких-либо работ, подключают новых потребителей, устраняют мелкие неисправности воздушных и кабельных линий, проводят переподключения, срезают ветки деревьев, которые могут повредить провода ВЛ, и много чего еще….

Выйти из себя диспетчер не имеет права

Звонки от потребителей поступают в оперативно-диспетчерскую службу в течение всего дня. А если случается авария – их поток нескончаем. И всех надо успокоить, быстро отреагировать на заявку или жалобу.

- Людей в основном заботит собственный комфорт, - говорит Сергей Поплевин. – Редко кто задумывается о загруженности диспетчера или о причинах, по которым произошло отключение. Главное, чтобы свет дали как можно быстрее. Иногда диалоги с потребителями – это готовые фельетоны. Вот один из таких, можно сказать, классических:

- Почему нет света?

- Аварийное отключение.

- А почему нас не предупредили?

Для кого-то целой проблемой может стать даже секундное мигание света ночью. В любом случае диспетчер принимает огонь на себя: шквал звонков, в которых сплошной негатив - ругань, недовольство, жалобы. Но выйти из себя и ответить потребителю в подобном тоне диспетчер ОДС просто не имеет права. Он терпеливо слушает претензии и вежливо объясняет, почему мигнул свет. И вряд ли кто-то задумывается о том, какая ответственность возлагается на диспетчера ОДС, отвечающего за бесперебойное электроснабжение целого города и района.

Еще несколько лет назад проблемой для потребителей было отключение электричества и в связи с этим выход из строя бытовых приборов – холодильника, электроплиты, стиральной машины. Сейчас же чрезвычайно важная штука для всех интернет.

- За редким исключением потребители позвонят и скажут «спасибо» за то, что устранили аварию, дали свет, - отмечает Сергей Поплевин. – Если один такой плюсик будет за смену – уже хорошо, уходишь домой в хорошем настроении.

IMG_2880.JPG

«Пирамида» - в помощь

Высший пилотаж ОДС - устранить аварию в максимально короткий срок, а еще лучше ее предотвратить.

АО «Коми коммунальные технологии» периодически вводит в эксплуатацию новые подстанции с использованием современных цифровых технологий, что стимулирует персонал компании к повышению уровня своей квалификации.

В 2015 году в АО «ККТ» была введена в работу система телемеханики «Пирамида». Диспетчеры ОДС участвовали в сопровождении разработки интерфейса системы для адаптации ее к местным условиям.

- «Пирамида» помогает нам оперативно решать задачи по предотвращению и ликвидации аварий в работе электрических сетей, - рассказывает начальник оперативно-диспетчерской службы АО «ККТ» Александр Самарин. – На мониторы выведены трансформаторные подстанции, обеспечивающие электроснабжение важных социально значимых объектов. На особом контроле – РП-7 «Водозабор», снабжающий водой столицу Республики Коми, а также РП-12, от которого осуществляется электроснабжение республиканского кардиологического диспансера.

Уведомления о событиях, происходящих на объектах, приходят на диспетчерский пункт в виде звуковых и световых сигналов. На трансформаторных подстанциях, входящих в систему телемеханики, установлены датчики пожара, открытия двери, отключенного и включенного положения выключателей в системе шин 10кВ. На пульт управления приходят ежесекундное обновление параметров электрической сети. Также на подстанциях установлены камеры видеонаблюдения, что позволяет фиксировать происходящие события в режиме онлайн и в записи.

IMG_2868.JPG

И воздушные шары бывают виноваты…

Работа оперативно-выездной бригады непредсказуема, видимо, этим и интересна. Каждая новая смена непохожа на предыдущую. Кому-то легче работать днем, кому-то удобнее дежурить ночью. Сегодня ОВБ может подключать-отключать потребителей, проводить осмотры подстанций или включать после ремонта, а завтра бригада не успевает устранять одну аварию за другой.

- На прошлой неделе было пять аварийных отключений, а еще раньше – 13, - рассказывает Александр Самарин. – Например, на республиканском стадионе, который сейчас на реконструкции, во время земляных работ порвали кабель – вот вам аварийное отключение. Провод оборвался от срезанной ветки дерева – тоже мини-авария. Или с крыши дома снег падает на провод и рвет его. Бывает, автомобилисты сносят опоры, дети воздушные шары запускают – в итоге схлест или обрыв проводов.

Иногда на устранение аварии требуется час-два, а порой целый рабочий день, как это было недавно на эжвинских дачах. При производстве земляных работ экскаватор повредил кабельную линию. Без электроснабжения остались порядка 30 дачных обществ. Ремонтно-восстановительные работы длились более восьми часов.

- Аварии на линиях не всегда случаются только по вине людей, - отметил А. Самарин. – Некоторым коммуникациям больше четверти века, происходит изменение свойств материала. Поэтому в последнее время в эксплуатацию вводятся современные электроустановки. Проводим обучение персонала обслуживанию оборудования нового типа.

Регулярные противоаварийные тренировки – для работников ОДС тоже всегда на первом месте. Работа с электричеством, которое нельзя ни увидеть, ни почувствовать, требует особенной собранности, бдительности, преданного отношения к делу. Одно неверное движение электромонтера может закончиться самой настоящей трагедией.

Для работников оперативно-диспетчерской службы АО «Коми коммунальные технологии» начался непростой период - осенне-зимний, когда вероятность аварийных отключений становится выше из-за непредвиденных сюрпризов погодных условий. Впрочем, и воздушные шары никто не отменял…

IMG_3032.JPG

Материал подготовлен пресс-службой АО «Коми коммунальные технологии».

497

Комментарии (2)

Добавить комментарий
  • шрайбикус
    09 нояб. 2020 г., 20:38:30
    Ответить
    классная маска! :)))
  • Екатерина
    10 нояб. 2020 г., 18:04:51
    Ответить
    Надежность
    Замечательные специалисты, грамотные, надежные!