content/news/images/126937/BOB_1776(1)_mainPhoto.jpg
13:00, 16.04.2021 / КУЛЬТУРА

Без злодеев, но с экологическим подтекстом: каким предстал в Сыктывкаре новый «Яг-Морт»

Новую версию знаменитого балета «Яг-Морт» впервые представили широкой публике 15 апреля на предпоказе-репетиции в Театре оперы и балета республики в рамках фестиваля «Сыктывкарса Тулыс». Официально премьера назначена на 17 апреля, и театралам стоит к ней серьезно подготовиться.

Без злодеев, но с экологическим подтекстом: каким предстал в Сыктывкаре новый «Яг-Морт»
Фото Виктора Бобыря

Современная версия существенно изменила не только хореографию и подход к сценографии, но и ключевую мысль балета. Теперь это не история о торжестве человеческого разума над темными силами, а нравоучительная сказка с явным экологическим посылом – беречь, защищать и уважать природу. Подробности – в материале БНК.

BOB_1798.jpg

«Яг-Морт» на музыку Якова Перепелицы – первый коми балет, он признан национальным достоянием республики. Сюжет основан на фольклорном предании о злом лесном человеке, в честь кого и названа постановка. Яг-Морт похищает у охотника Оксора его молодую жену Маду, оставив на руках отца дочь-малютку Райду. Спустя 16 лет лесной человек уже ее уносит в лес, хотя она собиралась стать женой молодого охотника Тугана. Завершается балет битвой человека и лесного монстра – последний повержен, а молодые влюбленные воссоединяются.

BOB_1825.jpg

С момента премьеры в 1961 году произведение обросло четырьмя версиями, включая оригинал. «Яг-Морт» 2021 года – пятая по счету, приуроченная к 100-летию Коми. Для ее создания привлекли хореографа-постановщика из Москвы Александра Рюнтю, за дирижерским пультом – главный дирижер Театра оперы и балета Коми Роман Денисов. Перед созданием пятого «Яг-Морта» им обоим предстояла серьезная исследовательская работа.

Над клавиром 1961 года, а также над копией нот второй версии 1976 года несколько месяцев корпел Роман Денисов. Это было необходимо для того, чтобы новый балет не потерял своих «корней». В процессе не обошлось и без сложностей: копию рукописи Якова Перепелицы 1976 года пришлось изучать с помощью зеркала, так как страницы склеились, а ремарки не было возможности прочесть по-другому.

BOB_1856.jpg

Александр Рюнтю в свою очередь специально встречался в Москве с первой исполнительницей партии Райды Ольгой Коханчук. Она передала альбом с фотографиями о первом балете, видеокассету, объяснила, что и как делал хореограф Григорий Ваховский, как они работали с композитором Яковом Перепелицей.

BOB_2029.jpg

BOB_1883.jpg

Тем не менее ни постановщик, ни дирижер не ставили перед собой цель реконструировать первого «Яг-Морта». Им нужно было вдохнуть в него новую жизнь, отвечающую реалиям 2021 года. Здесь в дело вступил либреттист – оригинал Геннадия Тренева переработала балетный критик Екатерина Ширяева. Как следует из ее комментариев, начало 1960-ых годов, когда создавалась первая версия «Яг-Морта», было эпохой покорения природы. Человек не просто осваивал лес, он был завоевателем и победителем. Спустя 60 лет все кардинально изменилось - природа нуждается в защите. Поэтому современный «Яг-Морт» приобрел экологический посыл, который ярко демонстрирует трансформированный сюжет и новые судьбы героев.

BOB_1916.jpg

Так хозяин леса Яг-Морт похищает не мать Райды, а отца – за то, что он нарушил священный закон леса и начал хвастать добычей. Эта сцена, в отличие от похищения невинной Мады в предыдущей версии, не делает заглавного героя злодеем. Развивает мысль о взаимоотношениях людей и природы отрывок с рассказом Старого Рыбака, где показывают жестокую охоту и рубку леса – ту обиду, нанесенную человеком всем обитателям пармы. Постановщики ставят перед зрителем вопрос, в чем причина жестокого поведения Яг-Морта? Дело в том, что в его дом-лес люди пришли как охотники и разрушители – они убивали животных, топорами вырубали деревья. Этим они стали его врагами, а, защищаясь, Яг-Морт стал их врагом.

BOB_1941.jpg

BOB_1794.jpg

Раньше балет рассказывал о торжестве человеческого разума над темными силами, которые представлены в балете Яг-Мортом и лесной колдуньей Ёмой, о всепобеждающей силе любви. Герои вступали в борьбу с лесным человеком, приносящим долгие годы только горе и страдание.

BOB_1793.jpg

BOB_2013.jpg

В современном же «Яг-Морте» нет плохих и хороших. Яг-Морт испытывает настоящие чувства к Райде, но похищает ее под влиянием Ёмы, у которой есть весомая причина ненавидеть людей из-за разрушения родного леса. Желающий спасти любимую Туган искренен, но слишком агрессивен и ретив – из-за его действий в итоге лес, являющийся домом для многих созданий, сгорает. Ситуация, казалось бы, безнадежная, но выход находит Райда. Она останавливает насилие над природой – встает между Яг-Мортом и Туганом, готовым его убить. Спасая хозяина леса, она меняет его отношение к людям и дает шанс на новое начало, которое знаменуется восстановлением леса. Яг-Морт выживает, с людьми заключен договор – мирно сосуществовать и беречь парму.

BOB_1965.jpg

BOB_2016.jpg

BOB_2029.jpg

- Раньше акцент был на то, что человек завоевывал природу, был покорителем леса. Он приходил, вырубал леса. Сегодня лес нуждается в защите, и мы решили акцентировать внимание на этом, такова тенденция, - пояснил БНК Александр Рюнтю.

Поддержал счастливую концовку для своего героя и исполнитель заглавной роли Роман Миронов:

- В этой версии Яг-Морт - дух леса. Он должен остаться в живых, ведь за лесом кто-то должен присматривать, восстанавливать его, начинать новую жизнь

Экологическая повестка – не единственное следование современным тенденциям в «Яг-Морте» 2021 года. Большую значимость обретают женские персонажи, пояснил Александр Рюнтю:

BOB_1853.jpg

- Посмотрите любой фильм или прочтите любую книгу – везде действует женский персонаж. Женщина вышла на первый план. И мы не могли игнорировать этот факт. Вывели женщину на первый план – Ёму, Райду и Маду. Это три ключевых персонажа, вокруг которых все вращается. Яг-Морт и Туган тоже самостоятельные персонажи, они действуют и развиваются, но при этом они ведомые.

BOB_1827.jpg

Уникальность новой версии балета не только в ее смысловом наполнении. Если говорить о хореографии, то здесь постановщик сделал своеобразную ретроспективу. Артисты начали спектакль с пантомимы. Сначала они только ходили по сцене, и с развитием сюжета плавно перешли к танцевальному театру, народному и академическому танцам, после - к классическому балету. В завершении зрителя ждала неоклассика и современный танец. Все это добавляло двухактному балету с прологом динамичности.

BOB_1758.jpg

BOB_1618.jpg

BOB_1636.jpg

Помня и уважая тот факт, что «Яг-Морт» - первый коми балет, постановочная группа большое внимание уделила деталям национальной культуры. Например, чувства Райды и Тугана вспыхивают во время ижемского Луда с хороводом невест, когда девушки танцуют с потенциальными женихами. В этот момент Туган накидывает на героиню красивый расписной пояс, демонстрируя симпатию, как делалось и ранее в деревнях. Даже в костюмах обозначили виды промыслов коми – охотник, рыбак, оленевод. У каждого из них был отдельный эпизод, где они демонстрировали ловкость и силу с стрельбе из лука, ловле рыбы и управлении упряжкой оленей.

BOB_1360.jpg

BOB_1406.jpg

BOB_1567.jpg

BOB_1614.jpg

Оформление сцены для балета было неожиданным и экспериментальными - впервые в Коми вместе с мягкими декорациями использовали мультимедийные. За их создание и видеоконтент отвечала московская студия X.O. Studio.

BOB_1759(1).jpg

BOB_1327.jpg

На экране за сценой транслировалось анимированное изображение деревни или леса – в зависимости от места действия. На флеш-тюль перед сценой передавали видеоряд метелей зимой или пожара во время битвы Тугана и Яг-Морта. Все это создавало эффект присутствия, как будто зритель находится внутри действия. Участвовал в создании сценографии этнофутурист Юрий Лисовский – часть его работ анимировали для пролога и рассказа Старого Рыбака.

BOB_1316.jpg

На пресс-конференции перед стартом фестиваля «Сыктывкарса Тулыс» Александр Рюнтю назвал свою постановку «Яг-Морт» в эпоху Netflix и Tik-Tok». На вопрос корреспондента БНК получилось ли у него создать балет, соответствующей времени стриминга и социальных сетей, он ответил, что решать теперь зрителю. Премьерные показы «Яг-Морта» состоятся в Театре оперы и балета Коми 17-18 апреля.

БНК

Возрастное ограничение: 0+
892

Комментарии (8)

Добавить комментарий
  • Остап
    16 апр. 2021 г., 13:18:11
    Ответить
    Шумел камыш, деревья гнулись
    1
  • Коми морт
    16 апр. 2021 г., 13:51:30
    Ответить
    смотрел в 70-х ещё учась в 7 или 8(?)классе сельской школы ( где проезжали, где шли пешком 7 км до автобуса), но постановка запомнилась и не забыть никогда

    наворотили, как и с сериалом "Угрюм-река" , случайно закулисный сценарист не бывший министр культуры....
    1
  • надо памятник
    16 апр. 2021 г., 13:52:50
    Ответить
    поставить
    Ягморт-педопил, КортАйке рекетиру вот поставили
    1
  • замечательно
    16 апр. 2021 г., 14:53:23
    Ответить
    а вот в жизни настоящей человек уничтожает и лес и их обитателей,
    Человек главный браконьер выходит.
  • Много букАф
    16 апр. 2021 г., 14:55:55
    Ответить
    Как и фотАк
    Количество внимания к теме обратно пропорционально актуальности и "злобе дня". тЕндЕнции.
  • Сыкт. ЛПК
    16 апр. 2021 г., 16:03:27
    Ответить
    к 100 летию-то Республики

    может разумнее бы было восстановить и показать зрителям постановку вып. 61 года, ведь с 70-х эту постановку уже никто не видел???
  • что
    16 апр. 2021 г., 18:37:30
    Ответить
    и грудным
    можно?
  • видео?
    16 апр. 2021 г., 18:41:33
    Ответить
    в 60-х?
    шутка юмора?