content/news/images/137826/BOB_3104_mainPhoto.jpg
16:19, 15.12.2021 / ПОЛИТИКА

Лицо без лоска: что говорили депутаты Госсовета Коми при рассмотрении закона о статусе столицы

Государственный совет республики принял закон о статусе столицы, но потом передумал и оправил его на доработку. Претензии у депутатов возникли к финансовому обеспечению закона — откуда брать деньги на исполнение столичных функций. Но концептуально все за. Что говорили при рассмотрении законопроекта — в обзоре БНК.

Лицо без лоска: что говорили депутаты Госсовета Коми при рассмотрении закона о статусе столицы
Фото Виктора Бобыря

Законопроект о статусе столицы на заседании Госсовета 15 декабря представила глава администрации Сыктывкара Наталья Хозяинова. После этого началась дискуссия: часть депутатов предлагала принять закон в первом чтении и отправить на доработку (так в итоге и произошло), другие предлагали принять его сразу в двух чтениях и начать его реализовывать. Редакция БНК приводит тезисы из вступлений.

Наталья Хозяинова (мэр Сыктывкара)

Ежедневно Сыктывкар как столица республики принимает гостей, приезжающих по служебным и личным делам. В Сыктывкаре располагается подавляющее число учреждений организаций республиканского значения, в том числе медицинские, научные, культурные, учебные заведения. Пребывание в городе большого количества гостей влечет за собой необходимость повышенного внимания на поддержание общественного порядка, чистоты в городе, внешнего вида и общественных пространств. Принятие этого закона с учетом дополнительных налоговых инструментов в виде нормативов отчислений даст новые возможности устойчивого социально-экономического развития нашей столицы. Инициативу специального закона о статусе столицы поддержал глава Коми Владимир Викторович Уйба, мы очень благодарны такой поддержке.

BOB_3286.jpg

Закон призван стать отправной точкой для реализации совместных планов и идей. Приглашаю всех к дальнейшему обсуждению для выработки конкретных мероприятий для развития столичной инфраструктуры.

За последний год встречалась со многими инвесторами, в том числе за пределами республики. И одним из главных вопросов, самым первым всегда был: «Насколько ваш город поддерживает правительство и законодательный орган?». Этот закон как раз будет нам в помощь, что мы все выступаем единой командой, что мы все заботимся о нашей столице.

Александр Гайворонский (Ухта, фракция «Единая Россия»)

Аргументация услышана, но она не совсем отражает реальное положение дел. Я уже говорил, что налоговое правило касается всех. И безусловно ставить во главу угла, что здесь большое количество гостей и большое количество людей проживает, и вот для этого нужен статус, — на мой взгляд, очень слабая позиция. Люди — это ресурс. С точки зрения бизнеса, чем больше людей проживает, тем выгоднее в этом месте развивать бизнес. На мой взгляд, делать в столице нашей любимой республике именно это. Я бы хотел, чтобы и мэрия Сыктывкара, и исполнительная власть, и безусловно законодательная власть работали с бизнесом, и чтобы Сыктывкар был привлекательным для людей. И чтобы нагрузка не увеличилась на бюджет из-за того, что люди сюда приезжают. А чтобы этот бюджет формировался за счет этих людей и за счет бизнеса, который сюда приходит, вкладывается, развивается.

Сегодня, к сожалению, мы вынуждены признать, на самом деле Сыктывкар таковой столицей не является — привлекательной и для жизни, и для туристов.

BOB_3291.jpg

Правильное предложение — в первом чтении поддержать. Мы все хотим, чтобы наша республика была действительно образцом и конкурировала с другими столицами других регионов. А именно об этом в том числе идет речь — о конкуренции за население. Это самый важный ресурс, как ни крути. Но у нас еще есть и внутренняя конкуренция, и во втором чтении, я прошу, об этом не забывать при подготовке. Потому как финансирование предусмотрено в том числе из регионального бюджета. И здесь надо очень внимательно посмотреть, какая это будет величина, какая будет ставка и за счет чего. Это не должно быть в ущерб другим муниципалитетам республики. Если мы такое решение выработаем, тогда, наверное, закон имеет место быть, и все будем заниматься его реализацией.

Илья Семяшкин (Сыктывкар, фракция «Единая Россия»)

Обращаюсь к Владимиру Викторовичу поддержать город и помочь организовать мозговой штурм такой, подготовку именно той программы, которая убедит всех депутатов всех городов и районов, что закон надо принимать во втором чтении. Если честно, с законом сроднился, с февраля работаю над ним, рекомендовал его в двух чтениях поддержать сегодня, но не буду вносить сумятицу, так как есть решение фракции о поддержке в первом чтении. Закон настолько отработан, что можно было уже в двух чтениях принимать. И дать возможность городу написать программу, которая потом будет подкреплена финансово. Закон позволит потом получить команду, которая будет биться за интересы республики, чтобы люди отсюда не уезжали.

BOB_3196.jpg

Геннадий Мошегов (Сыктывкар, фракция ЛДПР)

Данный законопроект вчера был представлен на комитетах. Я только услышал от инициаторов: нам нужно это, нам нужно это, нам нужно это. У нас каждый город в республике на сегодняшний день обладает такими запросами. Как таковой законопроект нужен, но нет финансово-экономического обоснования — сколько потребуется выделение денег, и в большей степени из республиканского бюджета. Это будут субсидии или это будут какие-то межбюджетные трансферты? Откуда будет наполнение — этот момент не проработан. Представленная записка от КСП поверхностная, я вижу — там написано 4 миллиарда нужно. Идет расшифровка: благоустройство дворов, общественных пространств. Мало того, я вчера услышал, что нам нужно 80 миллиардов. Это фактически бюджет Коми.

Законопроект, конечно, нужен. Мы все же столица Республики Коми. Но нужно его принимать в первом чтении. И дополнительно определять, каким образом и откуда будет происходить финансирование.

Вячеслав Завальнев (Ухта, фракция «Единая Россия»)

Говорить о том, что законопроект проработан, преждевременно. Наделять Сыктывкар дополнительным финансирование на обеспечение столичных функций, которые указаны в законопроекте, мне непонятно — почему, потому что все эти функции исполняет любой другой город и район республики. Изменение нормативов отчисления региональных налогов, которые собирает Сыктывкар, — это своего рода эксперимент. Для чего — я не понял. Если для увеличения инвестиционной привлекательности, то другие города тоже хотят быть инвестиционно привлекательными. Давайте либо эту возможность дадим всем, либо исключим из законопроекта. Говоря о том, что Сыктывкар донор: действительно так. Ухта тоже донор: в 2020 году 39 миллиарда налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации дала. Почти в два раза больше, чем Сыктывкар. А бюджет у нас в два раза меньше. Но мы молчаливо платим деньги в казну, не требуя к себе особого отношения. Потому что мы понимаем, что есть города и районы, где не все хорошо с экономикой и доходов у них не хватает на обеспечение функций. Поэтому мы платим деньги в бюджет республики, рассчитывая, что правительство справедливо по утвержденным методикам распределяет средства. Сыктывкар и так получает достаточно преимуществ, являясь фактически столицей. Это единственный город, который получает деньги по нацпроекту БКАД, единственный город, который не страдает, когда происходит какая-то оптимизация в республике. Многое преимуществ Сыктывкар уже получает. Я поддержу законопроект в первом чтении. Статус столицы правовой действительно должен быть, но финансовое обеспечение не проработано и неубедительно.

Валентина Жиделева (Сыктывкар, фракция «Единая Россия»)

Когда мы говорим о Сыктывкаре, о том, что он столица (это закреплено в Конституции Республики Коми), мы забываем о людях, которые здесь проживают. Это почти 260 тысяч населения. Но это удивительно гостеприимный город, не смотря ни на что. Здесь бывают большое количество гостей. Когда мы обращаемся друг к другу, то это обращение начинается со слов «Сыктывкар — город, в который хочется возвращаться». Это вряд ли кто-то из депутатов оспорит. В этой полемике я хочу, чтобы вы услышали тот посыл, который Наталья Семеновна давала изначально: этот закон не для того, чтобы конкурировать внутри Республики Коми, этот закон нужен для того, чтобы Сыктывкар конкурировал с другими крупными городами в Российской Федерации, в том числе за те дополнительные средства, которые мы будем привлекать из федерального бюджета. Вот этого нам не хватает.

Это обсуждение идет 13 лет. Мы видим недостатки, но принимаем в первом чтении.

Илья Богданов (Сыктывкар, фракция КПРФ)

Этот закон — отправная точка, это первоначальный этап. В дальнейшем будет разрабатываться, думаю, подзаконные акты, госпрограммы. Наполнение придет впоследствии. Сейчас хоть в каком-то виде надо принять, а в дальнейшем прорабатывать механизмы финансирования.

Виктор Бетехтин (Сыктывкар, фракция «Зеленая альтернатива»)

Когда была защита законопроекта, вопрос был об общественных пространствах. Но мы забываем о людях. Сколько домов у нас в центре Сыктывкара в аварийном состоянии. Мы миллиард готовы вложить в инфраструктуру, чтобы общественные пространства были, набережные. Но речь не идет о том, в каких условиях живут люди. Я сам в Воркуте в деревяшках жил, понимаю, что это такое. Мы говорим о лице республики, такого быть не должно. Статус должен быть. Но у нас дефицит бюджета, коллеги из партии «Единая Россия» об этом забывают. Не все. Надо о людях думать, а не о набережной.

Виктор Воробьев (Сыктывкар, фракция КПРФ)

Статус Сыктывкара как столицы закреплен в Конституции Коми. Но такому статусу должен соответствовать необходимый уровень обеспечения инфраструктурой, достойный облик. Поэтому такой закон необходим. Сыктывкар — лицо республики, входная точка в республику. Наша фракция поддерживает концепцию законопроекта. Такой закон существовал, он был принят в 1998 году, когда главой был Юрий Спиридонов. И в 2008 году закон был отменен без принятия замены. Кстати, отменен был фракцией «Единая Россия», которая сегодня активно выступает за принятие нового. Я согласен — надо исправлять ошибки 12-13-летней давности. Из того состава я только вижу Владимира Алексеевича Косова. Наша фракция выступает за то, чтобы налоги, которые собираются на местах, обеспечивали инфраструктуру и жизнь граждан там, где они собираются. Это применимо к отношениям города с республикой. Наиболее правильное из тех идей в новой редакции законопроекта — установление дополнительных нормативов налоговых отчислений в городской бюджет. Это позволит простимулировать мэрию больше привлекать предпринимателей и какие-то другие ресурсы в город. Это экономически и политически правильно.

Екатерина Дьячкова (Усинск, фракция КПРФ, в переводе с коми)

Я хочу обратиться не столько к Наталье Семеновне, сколько к присутствующим здесь, в том числе главе Коми. Есть такие труднодоступные населенные пункты, добраться из которых в Сыктывкар уйдет неделя времени. «Комиавиатранс» получает огромные деньги, но, например, на то, чтобы добраться из Усинска, уходит больше времени, чем из Сыктывкара в Москву. Я обращаюсь к Наталье Семеновне — наладить крепкую совместную работу и проработать поднятые вопросы. Второй момент — министерству здравоохранения проработать вопрос, чтобы у людей из труднодоступных населенных пунктов было больше возможностей приезжать на лечение в Сыктывкар.

Руслан Магомедов (Воркута, фракция «Единая Россия»)

Я присутствовал на заседании, когда депутаты совета Сыктывкара единогласно проголосовали за обращение в Госсовет. Закон нужный, своевременный, его нужно было ранее принимать.

Владимир Косов (Сыктывкар, фракция «Единая Россия»)

Да я участвовал [в отмене закона]. Но как юристы объясняют — в то время вводился закон о местном самоуправлении, он вступил в противоречие тогда. Только в этом плане.

Я полностью поддерживаю, чтобы закон о статусе был принят, по крайнем мере в первом чтении. Насчет финансовых дел — действительно надо будет твердое обоснование, откуда как и что. А все остальное полностью должны поддержать. Я живу в столице 52 года. Когда приехал, это был полностью деревянный город. Сейчас несопоставим с этим, но тем не менее отстает от соседних городов.

Наталия Зиновьева (Инта, фракция ЛДПР)

В Сыктывкаре у нас размещаются высшие органы государственной власти, правительство и глава. Коми имеет свой государственный язык, собственную Конституцию. А столицы нет. Считаю, что этот законопроект даже запоздалый, его нужно принимать, чем быстрее, тем лучше. Но хочу указать правительству и Наталье Семеновне, что Сыктывкар, будучи столицей, должен быть доступным для всех жителей. На сегодняшний день Сыктывкар не совсем доступен для наших северных городов — Инты и Воркуты. Поезд из Воркуты ходит раз в четыре дня. Это неправильно.

Татьяна Саладина (Сыктывкар, фракция «Справедливая Россия — за правду»)

Уже 13 лет разрабатывается данный законопроект. Наша фракция поддерживает принятие сразу в двух чтениях. Если примем в первом чтении, то можем растянуть еще на 13 лет. Не соглашусь, что не видим финансирования. Мы были услышаны, и в поправках появился пункт — какие дополнительные суммы предполагаются под реализацию этого закона. Надо с чего-то начинать.

BOB_3206.jpg

Да, у нас нет нефтяной и газовой иглы в столице. Но мы живем в одном регионе. И понимать надо, за счет чего вы получаете деньги — за счет наших недр.

Сергей Артеев (Сыктывкар, фракция «Единая Россия»)

Сыктывкар — это столица, это единственный город, который является административной столицей. Он должен иметь лоск, он должен быть удобен, комфортен. Честно говоря, мы к этому идем. Правовой статус позволит привлекать ресурсы — не столько региональные, сколько федеральные. Мы на это рассчитываем. Для этого нужен механизм. Принимая в первом чтении, механизм появится.

Сыктывкар — город старейший, он раньше появился, тут и проблемы более серьезные и основательные. То же ветхое жилье: дома нужно сносить, делать это быстро. У Сыктывкара нет комфортной оформленной набережной. Тоже парадокс.

BOB_3145.jpg

Республика разная: от летки до Воркуты проблемы разные, разная экономическая среда и потенциал, социальная сфера работает по-разному. Каждый округ требует специфических административных и управленческих решений.

Закон о статусе столицы открывает страницу, является примером дискуссии о том, как развивать каждый муниципалитет.

1853

Комментарии (39)

Добавить комментарий
  • Фото
    15 дек. 2021 г., 16:22:16
    Ответить
    Понимаю что в президиуме делает Усачёв (пока).
    А что та делают остальные?
    Могли бы бумажки читать вместе со всеми в партере...
    • Комедия
      15 дек. 2021 г., 16:55:11
      Ответить
      Сначала приняли закон, но потом вспомнили что денег нет на столицу и отменили то что приняли. Аха- ха умора.
      Да и какая столица? Вся в бараках и сараях, общаги и малосемейки ушатанные. Мрак на всех улицах кроме центра. Мусорки переполненные неделями не вывозятся. Население еле еле концы с концами сводят потому как ЗП 20т.р.. какая столица? О чём вы? Госсовет есть дела поважнее, работайте давайте, а не занимайтесь демогогией.
      • Рочев
        15 дек. 2021 г., 17:10:11
        Ответить
        Вот непонял совсем, чтобы был порядок нужен статус Столицы. А так нельзя свою работу делать качественно? Почему 16го отключают тепло?
    • Да уж
      15 дек. 2021 г., 19:22:03
      Ответить
      Вот уж они работают! В поте лица!!
      Противонародные выдумки реализовать никак не могут, вот БЕДА!!! Неужели им больше нечем заняться. Ладно головой ничего толком сделать не могут. НО ДАЙТЕ ИМ ХОТЯ БЫ ЛОПАТЫ, ТОЛК, Я ДУМАЮ, ХОТЬ КАКОЙ, НО БУДЕТ
  • статью не читал
    15 дек. 2021 г., 16:27:49
    Ответить
    однак есть подозрение, что все это делается что бы поднять себе зарплату. как никак а пашут люди в столице
  • Рочев
    15 дек. 2021 г., 16:39:58
    Ответить
    Налоговые отчисления Ухты в два раза больше сыковских, может просто надо перенести туда столицу и не искать средства финансирования, Ухта сама себя в состоянии обеспечить
    5
    • ВВС
      15 дек. 2021 г., 18:14:49
      Ответить
      Вы ещё не слышали об отчислениях Усинска
      1
      • Рочев
        15 дек. 2021 г., 18:19:58
        Ответить
        Не слышал, а знаю, с Ухты больше
        1
        • Усинск
          15 дек. 2021 г., 19:10:11
          Ответить
          Ошибаешься. С Усинска больше 65 ярдов
          • Рочев
            15 дек. 2021 г., 19:29:47
            Ответить
            Всего 75 лярдов, из них 65 Усинск?
            • Остап
              15 дек. 2021 г., 21:30:14
              Ответить
              65 во все уровни
            • Москва
              15 дек. 2021 г., 23:41:41
              Ответить
              Из них все в МСК. А в Сыктывкар ноль, такова жизнь
  • Инна
    15 дек. 2021 г., 16:45:34
    Ответить
    Видела сегодня Виктора. Знаете, действительно, у него пропала шея.
  • Илья
    15 дек. 2021 г., 16:53:29
    Ответить
    « ..откуда брать деньги на исполнение столичных функций и откуда их брать» вот это грамотно
  • Да
    15 дек. 2021 г., 16:58:41
    Ответить
    Отчеты писать умеют а работать -Они не знают что это такое Еще лучше умеют получку получать И все А работать не хотят
  • Яг Морт
    15 дек. 2021 г., 17:01:05
    Ответить
    Смешно. Если бы на столицу деньги дополнительные из Москвы отщипнули, это заслуживает видимость работы. А так только подербанить и так нищие бюджеты МО. Бездельники.
  • Можете принимать .можете не принимать
    15 дек. 2021 г., 17:03:46
    Ответить
    заболтали все до днища муть одна.Сыктывкар столица Коми по факту уж сто лет.Неужто не найдется ни одной здравомыслящей головы в республике.чтобы прекратить этот балаган раз и навсегда
    • Кзот
      15 дек. 2021 г., 23:44:06
      Ответить
      Рабочий день идёт, денюжку платят. Какие вопросы?
  • Можете принимать .можете не принимать
    15 дек. 2021 г., 17:03:48
    Ответить
    заболтали все до днища муть одна.Сыктывкар столица Коми по факту уж сто лет.Неужто не найдется ни одной здравомыслящей головы в республике.чтобы прекратить этот балаган раз и навсегда
  • Интересно
    15 дек. 2021 г., 17:17:46
    Ответить
    А кто-нибудь знает, как изменится зарплата чиновников после изменения статуса города?
    • Конечно
      15 дек. 2021 г., 17:29:37
      Ответить
      Повысится Поэтому и шумят
  • "сык - город, у который хочется возвращаться"
    15 дек. 2021 г., 18:01:38
    Ответить
    спасибо, паржал
    • Смешная Жиделева
      16 дек. 2021 г., 8:07:40
      Ответить
      Это точно!
  • я
    15 дек. 2021 г., 18:16:20
    Ответить
    Впереди Новый год- а освещение только на ком-не. Денег нет. Иллюминация
  • Алексей
    15 дек. 2021 г., 19:25:04
    Ответить
    весь лоск столицы давно уже в "оффшорах"
  • Приехал с вахты из Усинска
    15 дек. 2021 г., 19:53:16
    Ответить
    хозяинова, какая столица? Весь город в снегу, на дорогах вместо четырех полос две, а на некоторых и на двух полосах не разъехаться? В Усинске - чисто! Хотя на севере снега валит поболее. Предлагаю столицу перенести в Усинск, там хоть федеральным деньгам ноги не приделают.
  • Оз
    15 дек. 2021 г., 19:59:45
    Ответить
    Афигеть. Отключили комменты про другие регины. Уезжаем. Отток.
  • шок
    15 дек. 2021 г., 20:23:03
    Ответить
    80 лярдов на набережную?? потомки вас не поймут.
  • 321
    15 дек. 2021 г., 20:27:48
    Ответить
    семЯшкин предлагает мозговой штурм...
    семЯшкин на...нельзя штурмовать тем, чего у тебя нет, Гаврила ты эдакий
    • среда
      15 дек. 2021 г., 20:37:23
      Ответить
      изменился ли сыктывкар? изменения конечно есть, но точечно, хорошо ли людям (мусор, снег, не доступность бесплатной медицины, очереди на переселение, садики, отсутствие рабочих мест, предприятий и др.)
  • 30 лет назад
    15 дек. 2021 г., 21:04:12
    Ответить
    Сыктывкар был лучший город Земли.Я гордился,что живу в Коми АССР и в этом прекрасном городе.Во что он превратился новой властью.Какие мутные лица решают быть ему столицей или нет.Вы все околеете и я тоже,а Сыктывкар будет стоять на берегу Сысолы,моей любимой реки
    • околеете
      16 дек. 2021 г., 10:49:42
      Ответить
      и попадете в рай?
  • Вася
    15 дек. 2021 г., 22:13:02
    Ответить
    Аэропрт
    Когда а столице в аэропорту будет парковка
    Достал ваш зеленый эвакуатор
    • Ура, товарищи!
      15 дек. 2021 г., 23:50:06
      Ответить
      Сыктывкар - единый республиканский оператор и единственный аэропорт. На ысю республику!!!
  • рот
    16 дек. 2021 г., 10:30:25
    Ответить
    сундуквар - город герой
  • ()
    16 дек. 2021 г., 12:50:07
    Ответить
    Перетянуть одеяло на себя - дело нехитрое, особенно когда решают все дело глава-вахтовик и 25 депутатов Госсовета. А вы проведите референдум - и тогда узнаете мнение населения насчет статуса Сыктывкара. В настоящее время это грязная деревня, в которую именно действия власти его превратили. И никакой статус вам не поможет, только обескровите остальные муниципалитеты. Сейчас многие объекты в республике Уйба собирается строить по концессии. Но ведь концессия - это огромная долговая яма, в которую он вгоняет республиканский бюджет. И никто в Госсовете ему не возражает, все за, за свои кресла, разумеется.
    • в госсовете
      16 дек. 2021 г., 13:32:39
      Ответить
      тоже временщики сидят.у всех есть запасной аэродром .если что-то не так пойдет слиняют
  • Иван
    18 дек. 2021 г., 19:15:42
    Ответить
    Пора заменить и мэра и первого зама.Они своим неумелым руководством,тянут город вниз